Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 23.12.2024 по 06.01.2025

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Банк России скорректировал требования к финансовой устойчивости страховщиков
Указанием допускается инвестировать собственные средства страховой организации и средства страховых резервов страховщиков в цифровые рубли.

Внесены уточнения и дополнения в порядок расчета стоимости активов и обязательств страховой организации, в том числе установлены требования к учету и оценке выпущенных страховыми организациями цифровых финансовых активов.

Внесены изменения в порядок формирования страховых резервов, определены особенности определения величины резерва инвестиционных обязательств по договору долевого страхования жизни.

Скорректирован порядок расчета нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, в том числе уточняется порядок определения отдельных показателей, а также вводится формула расчета для оценки операционного риска.

Указание Банка России от 05.11.2024 N 6927-У

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В РФ создается система гарантирования выплат по договорам страхования жизни при отзыве лицензии у страховщика
Гарантийным случаем признается отзыв у страховой организации или иностранной страховой организации лицензии на осуществление добровольного страхования жизни.

В качестве участников системы гарантирования прав по договорам страхования жизни определены страхователи и выгодоприобретатели, их правопреемники, страховщики, Агентство по страхованию вкладов и Банк России.

Выплаты будут осуществляться из фонда, сформированного Агентством по страхованию вкладов за счет гарантийных взносов, дохода от инвестирования средств фонда и иных источников.

Предусмотрено, что размер гарантийной выплаты будет определяться на день, следующий за днем истечения 45 календарных дней со дня наступления гарантийного случая. Предельный размер гарантийной выплаты составит 2,8 млн рублей по каждому застрахованному лицу, а в случае права на страховую выплату по риску смерти — 10 млн рублей по каждому застрахованному лицу.

Минимальная ставка гарантийных взносов определена в размере 0,003125 процента расчетной базы. Предусмотрена возможность увеличения минимальной ставки гарантийных взносов, но не более чем до 75 процентов от максимальной ставки гарантийных взносов, которая составляет 0,2 процента расчетной базы.

Гарантийная выплата физлицу, имеющему право на такую выплату, будет осуществляться по его выбору наличными денежными средствами или путем их перечисления на банковский счет. Гарантийная выплата юрлицу будет осуществляться только путем перечисления денежных средств на его банковский счет.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2027 года.

Федеральный закон от 26.12.2024 N 477-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В отдельные законодательные акты внесены изменения, предусматривающие реализацию положений принятого Закона о гарантировании прав по договорам страхования жизни
Законом, в частности, устанавливается обязанность страховщиков, имеющих лицензии на осуществление добровольного страхования жизни, уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования прав по договорам страхования жизни.

Кроме того, вводится процедура принудительной ликвидации страховой организации в случае отзыва у нее лицензий. Ликвидация осуществляется госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов».

Федеральный закон от 26.12.2024 N 478-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Принят закон, направленный на совершенствование системы сельскохозяйственного страхования с господдержкой
Законом, в частности, предусматривается снижение максимального размера безусловной франшизы при страховании урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений с 50% до 30% страховой суммы.

Вводится механизм применения франшизы для каждого вида сельскохозяйственной культуры, относящейся к многолетним насаждениям.

Кроме того, законом вносятся изменения в перечень страховых событий в отношении договоров страхования сельскохозяйственных животных.

Предоставлена возможность получать страховую выплату за утраченных или погибших сельскохозяйственных животных в результате их изъятия для целей уничтожения.

К числу опасных природных явлений и стихийных бедствий, являющихся страховым событием, отнесены также половодье и паводок, наступление которых может привести к гибели сельскохозяйственных животных.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Федеральный закон от 28.12.2024 N 555-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Банк России сообщает о требованиях к составлению и представлению отчетности страховыми организациями
Информация подготовлена в связи с тем, что с 01.01.2025 вступают в силу изменения в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», согласно которым:

на территории РФ будет введен новый вид добровольного страхования — долевое страхование жизни;

страховые организации, имеющие лицензию на осуществление добровольного страхования жизни, будут вправе получить также лицензию управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ исключительно в целях осуществления долевого страхования жизни.

Информационное сообщение Банка России от 27.12.2024 «О составлении и представлении в Банк России отчетности страховыми организациями, имеющими лицензию на осуществление добровольного страхования жизни»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

На 2025 год устанавливаются требования к деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования

Закреплено, что с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно:

— обязанность по размещению на официальных сайтах в сети «Интернет» сведений из реестра страховых агентов и страховых брокеров исполняется страховщиками посредством направления в Банк России реестра, содержащего сведения, предусмотренные пунктом 11 статьи 8 Закона РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Реестр направляется страховщиком в электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня изменения сведений, подлежащих включению в него;

— обязательства по страховой выплате по основным договорам страхования (договорам перестрахования), передаваемые по заключаемым перестрахователем (страховщиком) договорам перестрахования, не подлежат обязательной передаче национальной перестраховочной компании в перестрахование в части обязательств по основным договорам страхования (договорам перестрахования) имущественных интересов лиц, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 13.2 Закона N 4015-I, если доля участия одной из сторон по договору перестрахования обязательств по основному договору страхования (перестрахования) в уставном капитале другой стороны такого договора составляет не менее 25 процентов или если стороны по договору перестрахования обязательств по основному договору страхования (перестрахования) являются участниками одной страховой группы.

Решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024 «О требованиях к деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Необеспечение страховой организацией возможности указать сведения о мощности двигателя транспортного средства при заключении договора Е-ОСАГО является нарушением требований страхового законодательства Сообщается, что страховым организациям при заключении договора Е-ОСАГО необходимо обеспечить возможность указания владельцем транспортного средства мощности двигателя транспортного средства в киловаттах и в лошадиных силах (в зависимости от данных, содержащихся в ПТС или свидетельстве о регистрации ТС). Информационное письмо Банка России от 24.12.2024 N ИН-018-59/61

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Страховые компании при продаже электронных полисов ОСАГО обязаны дать потребителю возможность указывать мощность двигателя как в киловаттах, так и в лошадиных силах — в зависимости от того, как она отражена в документах клиента Регулятор добавил, что при отсутствии такой возможности потребители вправе зафиксировать этот факт и обратиться в Интернет-приемную Банка России, прикрепив скриншот (снимок экрана) с подтверждением. Информация Банка России от 25.12.2024 «Продажа е-ОСАГО: требования регулятора»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Банк России представил рекомендации для страховщиков о том, как сделать долевое страхование жизни привлекательным для клиентов
Банк России рекомендует страховщикам придерживаться лучших практик при разработке программ долевого страхования жизни (ДСЖ), которое сочетает классическое страхование жизни клиента и управление его вложениями в паевые инвестиционные фонды.

Отмечено, что страховая защита по ДСЖ должна быть существенной. Включение в полис только рисков с низкой вероятностью наступления (например, в результате авиакатастрофы, крушения поездов), а также значительный список исключений из страхового покрытия не соответствуют интересам потребителей.

<Информация> Банка России от 26.12.2024 «Как сделать долевое страхование жизни привлекательным для клиентов: рекомендации регулятора»

Перейти к документу

Предлагается провести эксперимент по вступлению самозанятых лиц, уплачивающих налог на профессиональный доход, в правоотношения по добровольному страхованию на случай временной нетрудоспособности
Проектом вводится ряд понятий, определяющих предмет добровольных правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, порядок установления размеров страховых взносов и страхового обеспечения, а также условия его осуществления.

Страховую сумму предлагается установить в размерах 35000 рублей и 50000 рублей, по выбору застрахованного лица.

Размер назначаемого пособия по временной нетрудоспособности будет зависеть от продолжительности страхового стажа и периода уплаты страховых взносов.

Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2026 г.

Проект Федерального закона «О проведении эксперимента по добровольному вступлению отдельных категорий граждан в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности» (не внесен в ГД ФС РФ)

Перейти к документу

КС РФ уточнил порядок исчисления штрафа, взыскиваемого с исполнителя (страховщика) за отказ от добровольного удовлетворения законных требований потребителя

Выявлен конституционно-правовой смысл абзаца первого пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Конституционным Судом отмечено, в частности, что интересы гражданина, заключившего договор личного страхования по согласованию с банком, который предоставил ему кредит, и интересы банка в том, что касается взыскания страхового возмещения со страховой компании, в известной мере совпадают. При этом право гражданина, заключившего договор личного страхования в пользу банка, можно считать нарушенным вследствие отказа страховой компании удовлетворить его требования (об исполнении в пользу банка) в добровольном порядке и, соответственно, подлежащим в таком случае защите, в том числе судебной.

С экономической точки зрения выгодоприобретателем в этих отношениях выступает не столько кредитная организация, сколько гражданин, так как он добивается взыскания денежных средств в своем интересе, но опосредованно: путем перечисления их в счет погашения кредитного договора (на счет кредитной организации). Следовательно, конечным выгодоприобретателем возмещения в таких случаях будет именно гражданин, выступающий в роли потребителя.

Буквальное истолкование оспариваемой нормы позволяет значительно уменьшить базу для начисления штрафа, в связи с чем противоречит предназначению этой нормы, препятствуя достижению справедливого баланса публичных и частных интересов. Данный штраф представляет собой одну из сверхкомпенсационных мер, которые применяются дополнительно к мерам, направленным на возмещение имущественных потерь, при этом основной его целью признается стимулирование предпринимателя в потребительских отношениях к добровольному удовлетворению требований потребителя на досудебной стадии.

Если исходить из того, что исчисление штрафа непосредственно связано с объемом исковых требований, подлежащих удовлетворению судом, то вполне очевидно проявляется прямая взаимосвязь: чем выше «стоимость» требований потребителя, тем больше должна быть ответственность за их необоснованное неисполнение в добровольном порядке. Также не должно быть никакой разницы в том, в чью именно пользу и в каком размере присуждается имущественное предоставление. Важно лишь то, что оно было истребовано потребителем и не было осуществлено в добровольном порядке.

Таким образом, оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ, поскольку она не может быть основанием для отказа в удовлетворении требования потребителя (страхователя), заключившего договор, составной частью которого является страхование жизни и здоровья с целью обеспечения частичного или полного погашения обязательств по кредиту при наступлении страхового случая, о взыскании в его пользу со страховщика в соответствии с судебным решением, предусматривающим удовлетворение его требования, суммы штрафа, рассчитанной в том числе с учетом страхового возмещения, которое согласно условиям договора в части личного страхования получает третье лицо — кредитная организация, если исполнитель (страховщик) не исполнил обязательство по требованию потребителя (страхователя) в добровольном порядке.

Придание оспариваемому законоположению другого значения означало бы отступление от обеспечения разумного баланса прав и обязанностей потребителя и исполнителя. Признание оспариваемого законоположения не противоречащим Конституции РФ не препятствует федеральному законодателю с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, внести изменения в правовое регулирование рассмотренных отношений.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.12.2024 N 59-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Решения по конкретным делам

Банк России перераспределил обязанности между структурными подразделениями по контролю и надзору за субъектами страхового рынка Отменен приказ Банка России от 24.01.2019 N ОД-141 «Об осуществлении в Банке России контроля и надзора за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации субъектами страхового дела и об отмене приказа Банка России от 19.10.2017 N ОД-3025, приказа Банка России от 11.05.2018 N ОД-1182». Приказ Банка России от 28.12.2024 N ОД-2363

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Обновлены форма и порядок формирования реестра обязательств НПФ, поставленного на учет в системе гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов
Новая форма реестра утверждена в связи с введением с 1 января 2024 года нового вида деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по формированию долгосрочных сбережений граждан.

Реестр формируется в установленные сроки по требованию Банка России либо при наступлении гарантийного случая.

Признано утратившим силу Указание Банка России от 3 апреля 2023 года N 6395-У.

Указание Банка России от 13.11.2024 N 6944-У

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минтрудом представлен проект изменений в законодательство по вопросам пенсионного и социального страхования Проект разработан в целях обеспечения максимального использования возможностей системы индивидуального (персонифицированного) учета не только для целей обязательного пенсионного страхования, но и для формирования прав на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, определения его размера и информирования граждан об имеющихся у них правах. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (не внесен в ГД ФС РФ)

Перейти к документу

Предлагается законодательно закрепить правовые основания для проведения эксперимента по добровольному вступлению отдельных категорий граждан в правоотношения по обязательному социальному страхованию при наступлении отдельных страховых случаев

Данный проект разработан в связи с внесением другого проекта, предусматривающего проведение эксперимента по добровольному вступлению в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.

Согласно проекту в период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство должно представить в Государственную Думу отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента.

Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2026 г.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (не внесен в ГД ФС РФ)

Перейти к документу