Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 23.12.2024 по 06.01.2025

Руководителю организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Усилена административная ответственность за нарушение порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности
Предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без представления уведомления и за несообщение сведений об изменениях в отношении уведомления в случае, если сообщение таких сведений является обязательным и осуществляется самим юрлицом или ИП. Размер штрафа составит для должностных лиц от 7 тысяч до 12 тысяч рублей, для юрлиц — от 24 тысяч до 48 тысяч рублей.

Вводится ответственность за повторное нарушение. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, юрлиц — на сумму от 50 тысяч до 60 тысяч рублей.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 28.12.2024 N 516-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

С 1 января 2025 года вступают в силу Правила ведения реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости
Правила определяют порядок ведения указанного общедоступного реестра, в том числе внесения в него сведений, изменения и исключения сведений из реестра.

Реестр ведется Федеральной службой по труду и занятости с учетом требований законодательства о защите персональных данных.

Постановление Правительства РФ от 27.12.2024 N 1927

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Иностранные работники в разных отраслях: правительство установило квоты на 2025 год Ограничения по допустимой доле работников-иностранцев затрагивают отдельные регионы. Общие квоты по стране на 2025 год для разных видов деятельности такие же, как сейчас.

В следующем году нельзя привлекать иностранцев, в частности:

— в Калужской области — для розничной торговли (кроме торговли автотранспортом и мотоциклами), работы в охране, рекламных агентствах, образовательных организациях и др.;

— в Оренбургской области — для работы в такси, сухопутном пассажирском транспорте (городское и пригородное сообщение) и специализированных розничных магазинах, где продают алкоголь и табак;

— в Самарской области — для оптовой торговли алкоголем и табаком, розничной торговли такими товарами в специализированных магазинах, а также для работ по трудоустройству и подбору персонала;

— в Свердловской области — для перевозки опасных грузов, работы в такси и др.

Квоты в отдельных сферах установили в Татарстане, Астраханской, Волгоградской, Магаданской, Нижегородской, Новосибирской областях и других регионах. Например, в Краснодарском крае для работы в гостиницах и предприятиях общепита можно привлечь не более 15% иностранного персонала.

Работодателям нужно привести численность иностранцев в соответствие с ограничениями до начала года. Иначе организации грозит штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. или приостановка деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 45 тыс. до 50 тыс. руб.

Постановление Правительства РФ от 16.12.2024 N 1796

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Поддержка сотрудников с семейными обязанностями: Российская трехсторонняя комиссия дала рекомендации Советуют разработать и утвердить мероприятия корпоративной социальной политики, чтобы работники могли совмещать профессиональные и семейные обязанности. Поддержка также нужна для повышения мотивации к родительству, многодетности, укрепления семейных ценностей.

Следует оценить потребность персонала в подобных мерах и выявить основные направления их реализации. Для этого рекомендуют провести опрос (анкетирование) или иным способом получить обратную связь. Также стоит учесть мнение профсоюза, если он есть. Помощь персоналу оказывают исходя из ожидаемых эффектов от мероприятий, а также финансовых возможностей.

Среди прочего предлагают:

— создавать условия, чтобы беременные и многодетные могли трудиться неполный день, по гибкому графику или дистанционно;

— предоставлять очередные отпуска работникам с детьми в удобные периоды, в частности во время школьных каникул;

— давать дополнительный отдых из-за значимых семейных событий (рождение детей, поступление ребенка в 1 класс, школьный выпускной и др.);

— компенсировать услуги кратковременного присмотра за ребенком в рабочие дни;

— создавать в организации комнаты матери и ребенка;

— возмещать расходы на ясли и детские сады.

Меры поддержки можно устанавливать в колдоговорах, соглашениях, приказах и иных документах.

Рекомендации Российской трехсторонней комиссии (утв. 29.11.2024)

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
Российское законодательство (базовая версия)

Контролируемое лицо вправе отказать инспектору в проверке при отсутствии в его документах двухмерного штрихкода
Также контролируемое лицо вправе отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если на документы, оформленные контрольным (надзорным) органом, нанесен некорректный двухмерный штриховой код, посредством которого обеспечивается переход на страницу единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, содержащую информацию об указанном мероприятии, за исключением случаев, когда до начала проведения мероприятия не требуется принятия решения о его проведении.

Закреплено право контролируемого лица, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Введены положения об обязательном профилактическом визите, а также о профилактическом визите по инициативе контролируемого лица.

Предусмотрены другие положения, направленные на совершенствование организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 28.12.2024 N 540-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

В предмет федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства включено соблюдение организациями, проводящими специальную оценку условий труда, установленных обязательных требований
Соответствующее дополнение внесено в часть вторую статьи 353 Трудового кодекса РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.

Федеральный закон от 28.12.2024 N 541-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Президент РФ поручил представить предложения по переходу к предоставлению уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности вместо получения разрешений (лицензий) Правительству РФ поручено представить предложения по обеспечению участия организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и получающих государственную поддержку, в подготовке в российских образовательных организациях высшего образования кадров по специальностям в указанной области, определив формы такого участия, а также по реализации комплекса мер по подготовке педагогических работников в области информационных технологий, в том числе в области развития и применения технологий искусственного интеллекта, для российских общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. «Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства» (утв. Президентом РФ 30.12.2024)

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Неуведомление о начале деятельности: проект об ужесточении ответственности прошел Госдуму Наказание за ведение отдельных видов бизнеса без уведомления контрольных органов станет строже. Штрафовать должностных лиц будут на сумму от 7 тыс. до 12 тыс. руб., юрлиц — от 24 тыс. до 48 тыс. руб. (абз. 3 пп. «а» п. 2 ст. 1 проекта). Сейчас суммы значительно ниже.

Скорректируют суть ответственности. Смогут привлекать за ведение деятельности без уведомления, а не только за непредставление такового, как сейчас (абз. 2 пп. «а» п. 2 ст. 1 проекта).

Хотят наказывать и в случае, если не сообщили об изменении сведений из уведомления. Штрафы за это и за представление недостоверных сведений будут такими же, как указанные выше (пп. «б» п. 2 ст. 1 проекта).

Введут ответственность за повторное совершение упомянутых нарушений. Должностные лица заплатят от 15 тыс. до 25 тыс. руб., юрлица — от 50 тыс. до 60 тыс. руб. (пп. «в» п. 2 ст. 1 проекта).

Изменения вступят в силу через 180 календарных дней после опубликования закона (ст. 2 проекта).

Проект Федерального закона N 676837-8

Перейти к документу

Проверки ГИТ: Минтруд предложил уточнить один из индикаторов риска Хотят изменить перечень показателей, которые используют при решении вопроса о проведении внеплановой проверки и выборе ее вида. Скорректируют пункт об увеличении числа несчастных случаев с легкими последствиями за квартал по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. С учетом среднесписочной численности работодателя индикатором риска будет рост несчастных случаев на производстве:

— не больше 50 человек — на 2 случая минимум;

— не больше 100 — на 3;

— не больше 500 — на 4;

— не больше 1000 — на 5;

— не больше 5000 — на 6;

— не больше 10000 — на 7;

— более 10000 — на 8.

Сейчас применяют меньше категорий. Показателем риска считают увеличение:

— на 3 несчастных случая минимум для штата, который не превышает 50 человек;

— на 4 — если сотрудников не больше 100 человек;

— на 5 — для остальных.

Общественное обсуждение проекта завершат 7 января 2025 года.

Проект приказа Минтруда России

Перейти к документу