Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 09.09.2024 по 16.09.2024

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
ЦБ РФ вновь повысил ключевую ставку С 16 сентября показатель равен 19%. Прежнее значение – 18%. Это уже второе повышение с начала года.

ЦБ РФ отмечает, что годовая инфляция по итогам 2024 года, вероятно, превысит июльский прогноз в 6,5 — 7,0%. На ближайшем заседании регулятор допускает повышение ставки. Заседание запланировано на 25 октября 2024 года.

Информация Банка России от 13.09.2024 «Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 100 б.п., до 19,00% годовых»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Централизованные госзакупки офисного ПО для федеральных нужд предложено отложить еще на год Минцифры должно централизованно приобретать офисное ПО и антивирусы для федеральных органов исполнительной власти, подконтрольных правительству. Эти полномочия планируют приостановить до 31 декабря 2025 года. Сейчас они отложены до конца 2024 года.

Общественное обсуждение проекта завершат 19 сентября.

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

Дробление госзакупки: малые сделки признали ничтожными, но кассация деньги с подрядчиков не взыскала
Заказчик в один день заключил несколько однородных малых сделок на дорожные работы с двумя подрядчиками. Прокурор посчитал, что единую закупку искусственно раздробили, чтобы уйти от конкурентной процедуры. Он потребовал признать контракты недействительными и взыскать оплату по ним.

Первая и апелляционная инстанция требования удовлетворили. Кассация же решила, что, несмотря на недействительность сделок, оплату взыскать нельзя:

  • подрядчики выполнили и сдали заказчику работы, которые он принял без замечаний по качеству, объему и стоимости. Их результат вернуть нельзя, поскольку его используют в общественно полезных целях – дорогу эксплуатируют;
  • нарушение Закона N 44-ФЗ не означает, что поведение подрядчиков недобросовестное. Инициатором заключения спорных договоров были не они, а заказчик.

Отметим, в практике можно встретить пример, когда при сходных обстоятельствах суд взыскал оплату с подрядчика.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.08.2024 N Ф01-3268/2024 по делу N А79-4843/2023 

Документ включен в информационный банк:
— АС Волго-Вятского округа

Суд подтвердил: цвет и фактуру товара можно согласовать после заключения госконтракта

Контролерам пожаловались на ограничение конкуренции. По условиям закупки на поставку жалюзи и рулонных штор цвет и фактуру следовало согласовать с заказчиком после заключения сделки. Контрагент должен был представить несколько вариантов на выбор в порядке, который определили в контракте.

Контролеры не нашли нарушений. Три инстанции с ними согласились:

  • на момент размещения извещения спорные параметры нельзя определить, поскольку в здании, где повесят жалюзи и шторы, ведут ремонт. Цвета и оттенки стен помещений неизвестны. Объект закупки описали так, чтобы обеспечить их эстетический вид;
  • по техзаданию контрагент предоставляет варианты цветов и фактур, а заказчик из них выбирает подходящие. Оснований для отказа в их согласовании не предусмотрели;
  • ограничение конкуренции не доказали. Требования к товару одинаковы для всех участников и не дают преимущества кому-то из них.

Отметим, в практике можно встретить иное мнение.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.08.2024 N Ф10-3415/2024 по делу N А36-9078/2023

Документ включен в информационный банк:
— АС Центрального округа

Госзаказчик закупил услуги по очистке кровли от снега без доптребований – УФАС с ним не согласилось

По техзаданию исполнителю следовало чистить от снега кровлю, в том числе козырьки, карнизы и выступающие элементы фасада здания. Контролерам пожаловались на то, что в закупке не установили доптребования по позиции 14 для услуг по техобслуживанию зданий.

Контролеры признали жалобу обоснованной. Они учли свод основных правил эксплуатации зданий и сооружений, а также отметили:

  • объект закупки относится к текущему обслуживанию здания, поскольку в состав его работ входит среди прочего уборка снега, в т.ч. на кровле. Подготовка здания, его элементов и систем к сезонной эксплуатации – одна из задач техобслуживания;
  • заказчику следовало установить доптребования по позиции 14, тем более что НМЦК позволяла это сделать.

Отметим, к сходному мнению Московское УФАС приходило и раньше. Управление также отмечало, что такие услуги не относятся к услугам по уборке зданий по позиции 36 доптребований, поскольку цель их закупки – эксплуатационная безопасность здания, а не поддержание его чистоты.

Решение Московского УФАС России от 26.08.2024 по делу N 077/06/106-11318/2024

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Суд отклонил довод госзаказчика о том, что списать можно только неуплаченную неустойку по контракту Подрядчик счел уплаченную им неустойку за просрочку исполнения контракта неосновательным обогащением заказчика. Ее предъявили необоснованно.

Три инстанции решили, что в просрочке виноват подрядчик, однако неустойку следовало списать.

Заказчик возражал: по Правилам N 783 списать можно только неуплаченную неустойку, подрядчик же внес ее добровольно. Суды с доводом не согласились:

  • подрядчик сам заплатил неустойку, поскольку боялся неблагоприятных последствий. Такую уплату нельзя считать добровольной. Если ее по требованию заказчика заплатили, это все равно не мешает взыскать неосновательное обогащение при условии, что его доказали;
  • подрядчик исполнил обязательства по контракту. Это подтверждают акты о приемке выполненных работ, сам заказчик этого не отрицает. Сумма неустойки не выше 5% цены контракта. Заказчику следовало рассмотреть вопрос о ее списании, а не требовать уплаты;
  • списание не право, а обязанность заказчика, которую он не исполнил. Значит, уплаченная неустойка – неосновательное обогащение.

Отметим, в практике можно встретить и иное мнение.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.09.2024 N Ф09-4173/24 по делу N А34-3426/2023

Документ включен в информационный банк:
— АС Уральского округа