Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 05.08.2024 по 12.08.2024

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Односторонние действия сторон в рамках правил о сделках В каких случаях суд применяет правило о недействительности сделки? Как одностороннее действие может повлечь за собой возникновение договорных обязательств? Какие противоречия существуют в судебной практике при оспаривании подобных случаев?

Содержание лекции:

Лектор: Громов Андрей Андреевич, доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, кандидат юридических наук.

Продолжительность лекции — 16:56 мин.

Видеосеминар: Односторонние действия сторон в рамках правил о сделках

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля

Подписан закон о сохранении единственного ипотечного жилья при банкротстве гражданина
Предусмотрены особенности заключения мирового соглашения между гражданином и кредитором, требования которого обеспечены ипотекой жилого помещения.

Со дня утверждения мирового соглашения арбитражным судом наступают в том числе следующие последствия: на жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено, не обращается взыскание в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; требования кредитора, обеспеченные ипотекой, и ипотека не прекращаются; требования кредитора, обеспеченные ипотекой, исключаются из реестра требований кредиторов и не подлежат удовлетворению в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 298-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Усовершенствована процедура банкротства граждан во внесудебном порядке
При подаче гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке МФЦ будет включать в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), в числе прочего, реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина. Реквизиты документа не будут размещаться в открытом доступе в сети «Интернет».

Данные изменения позволят достовернее идентифицировать граждан в рамках межведомственного информационного взаимодействия в целях проверки соответствия заявителя условиям для внесудебного банкротства.

Также уточнена процедура обмена информацией между оператором ЕФРСБ, ФССП, Фондом пенсионного и социального страхования, ФНС и кредитными организациями.

Кроме того, принятым законом внесены отдельные уточнения в положения, касающиеся включения в ЕФРСБ сведений арбитражными управляющими.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 227-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

С 5 до 3 лет сокращается срок гарантийных обязательств застройщика для объекта долевого строительства
Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта участнику долевого строительства.

Также корректируется порядок исчисления размера неустойки за нарушение застройщиком срока устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства, за нарушения сроков исполнения требования о соразмерном уменьшении цены договора и о возмещении расходов участника долевого строительства на устранение недостатков (дефектов). Застройщик будет уплачивать участнику долевого строительства за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период соответствующего нарушения, от стоимости расходов, необходимых для устранения недостатков (дефектов), или от суммы, подлежащей возмещению участнику долевого строительства.

Если участником долевого строительства является гражданин, приобретающий жилое помещение исключительно для личных нужд, неустойка уплачивается застройщиком в двойном размере, но не более стоимости расходов, необходимых для устранения недостатков (дефектов). Если недостаток является основанием для признания объекта долевого строительства (жилого помещения) непригодным для проживания, размер неустойки (пени) рассчитывается от цены договора.

Предусматривается, что моральный вред, причиненный гражданину — участнику долевого строительства, заключившему договор исключительно для личных нужд, подлежит компенсации застройщиком при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Кроме того, определено, что при удовлетворении судом требований гражданина — участника долевого строительства, заключившего договор исключительно для личных нужд, суд дополнительно взыскивает с застройщика штраф в размере пяти процентов от присужденной судом суммы, если данные требования не были удовлетворены застройщиком в добровольном порядке.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 266-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

В Законе о банкротстве закреплено полномочие финансового управляющего по исключению из конкурсной массы имущества граждан-банкротов, на которое не может быть обращено взыскание

При этом установлено, что разногласия между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, в отношении указанного имущества рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве, в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Закона о банкротстве.

Кроме того, принятым законом уточнены положения, предусматривающие случаи, в которых запрет открывать банковские счета в кредитных организациях и получать по ним денежные средства не распространяется на счета для зачисления денежных средств, выплачиваемых участнику боевых действий.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 228-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Собственников земельных участков обязали осваивать их за три года
Земельный кодекс РФ дополнен новой статьей, устанавливающей, что под освоением земельного участка из состава земель населенных пунктов понимается выполнение правообладателем земельного участка одного или нескольких мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Согласно тексту закона срок для такого освоения составляет три года, за исключением ряда предусмотренных случаев.

Правительство наделено полномочиями по установлению перечня мероприятий по освоению земельных участков, а также признаков их неиспользования.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года. Вышеназванные положения об освоении земельных участков также распространяются на садовые и огородные земельные участки.

Напомним, что частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 307-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Отменен запрет на безвозмездную передачу имущества в личный фонд лицом, не являющимся его учредителем

Также внесенными в ГК РФ поправками закреплено, что уставом личного фонда, созданного по российскому праву, может быть предусмотрено применение иностранного права к отношениям с участием личного фонда, учредителя этого фонда, выгодоприобретателей этого фонда, а также лиц, входящих в состав органов этого фонда, если это отношения с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо отношения, осложненные иным иностранным элементом.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 237-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Установлена административная ответственность за проведение деструктивных онлайн-трансляций
Определено, что распространение в сети «Интернет» информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; на юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн. рублей. Во всех случаях оборудование, использованное для изготовления таких материалов, подлежит конфискации.

Предусматривается, что указанные положения не распространяются на произведения науки, литературы, искусства, имеющие историческую, художественную или культурную ценность, материалы зарегистрированных средств массовой информации, а также на фото-, видеоматериалы, которые предназначены для использования в научных или медицинских целях либо изучение которых предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными образовательными программами.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 217-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Устранены противоречия отдельных положений земельного законодательства о предоставлении земельных участков без торгов
В том числе предусмотрено, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса не применяются при предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения садоводства для собственных нужд в определенных случаях, например, если у таких граждан в соответствии с законодательством имеется право на предоставление земельных участков для указанных целей (в том числе право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка), на которых отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, без проведения торгов в собственность бесплатно, в аренду или безвозмездное пользование и при этом они обратились в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка или с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 319-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

С 1 сентября 2025 года устанавливается административная ответственность за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков В частности, распространение произведений литературы и искусства, содержащих информацию о наркотических средствах, психотропных веществах, об их аналогах или о прекурсорах, растениях, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, с нарушением требований о маркировке указанных произведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», повлечет наложение штрафа до шестисот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения. Федеральный закон от 08.08.2024 N 225-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Установлен порядок приостановления выплаты дивидендов «потерянным» акционерам
Также в том числе закреплен порядок проведения заседания общего собрания акционеров, участников ООО с дистанционным участием, а также заседания общего собрания акционеров, участников ООО, голосование на котором совмещается с заочным голосованием.

Закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 287-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Президент подписал закон о майнинге цифровой валюты
Закон запрещает в РФ: предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты; рекламу цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты.

Установлен порядок ведения реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и операторов майнинговой инфраструктуры.

Правительство сможет принимать решения о запрете осуществления майнинга (в том числе участия в майнинг-пулах) в отдельных регионах или на отдельных их территориях.

Кроме того, закон предусматривает возможность обращения иностранных цифровых прав в РФ и российских цифровых прав за рубежом.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 221-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Подписан закон об экспериментальных расчетах криптовалютой
Банк России наделяется полномочиями по установлению экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций для осуществления операций с цифровыми валютами в рамках внешнеторговой деятельности, а также в целях проведения организованных торгов цифровой валютой.

В целях проведения организованных торгов цифровой валютой положениями программы соответствующего экспериментального правового режима должны быть предусмотрены порядок допуска (прекращения допуска) цифровых валют в качестве товара к организованным торгам, а также требования к организаторам торговли, осуществляющим проведение организованных торгов цифровой валютой.

В целях же осуществления сделок с цифровой валютой в рамках внешнеторговой деятельности положения соответствующей программы экспериментального правового режима должны предусматривать особенности использования цифровой валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам), права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

Кроме того, в рамках экспериментального правового режима Банк России сможет установить требования к деятельности оператора по оказанию услуг расчетов по сделкам с цифровой валютой на базе Национальной платежной системы.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 223-ФЗ

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфин: продажа ограненных драгоценных камней физическим лицам осуществляется только при наличии сертификата на каждый такой камень
В настоящее время на территории России работы по сертификации драгоценных камней осуществляют частные геммологические лаборатории, выступающие в качестве органов по сертификации.

Также сообщено, что с 1 сентября 2024 г. вступают в силу Правила (утв. постановлением Правительства РФ от 17.05.2024 N 616), согласно которым прием в скупку обработанных драгоценных камней, не являющихся вставками, массой 0,3 карата и более осуществляется при одновременной передаче скупщику оригинала сертификата на такие драгоценные камни, а также предъявлении копий документов, выданных при продаже этих драгоценных камней по договору розничной купли-продажи (кассовый чек, и (или) договор купли-продажи, и (или) счет, и (или) иные документы).

<Письмо> Минфина России от 12.07.2024 N 22-01-10/65296

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Импорт цветов и алкоголя из недружественных стран: увеличенные ставки пошлин заработают с 10 августа При ввозе из недружественных государств срезанных цветов и бутонов (для букетов или декора) нужно будет уплачивать 20% от таможенной стоимости. Речь идет о товарах с кодом 0603 по ТН ВЭД ЕАЭС. Обязанность нужно выполнять до 31 декабря 2024 года включительно.

На тот же срок правительство установит ставки в размере 20%, но не менее 3 евро за литр 100-процентного спирта, в частности, для виски, рома, джина, водки и ликеров. Это затронет продукцию с кодами 2208 302208 70.

Сейчас для таких цветов и алкоголя действуют ставки по Единому таможенному тарифу ЕАЭС. Они ниже, чем те, которые правительство предусматривает для импорта из недружественных стран. Так, при ввозе свежих роз пока уплачивают 5%, но не менее 0,3 евро за 1 кг.

Есть и другие изменения. Например, для игристых вин и вермутов ставка составит 25%, но не менее 2 долларов США за литр. Это касается товаров с кодами 2204 10 и 2205. Пока уплачивают 20%, но не менее 1,5 доллара США за литр.

Постановление Правительства РФ от 29.07.2024 N 1026

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Установлена ответственность за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения
Соответствующие дополнения внесены в диспозицию статьи 7.20 КоАП РФ.

Одновременно существенно увеличены размеры штрафов, например, за предусмотренное указанной статьей самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 241-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Увеличены размеры штрафов за сокрытие или искажение экологической информации
Предусматривается ужесточение административной ответственности в случае повторного совершения указанного правонарушения.

Также определено, что дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, предусмотренных статьями 8.5.1, 8.41 и 8.41.1 КоАП РФ, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случаях, если в материалах, имеющихся или поступивших в орган, осуществляющий государственный экологический надзор, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 242-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Конфискованное имущество, явившееся орудием совершения или предметом административного правонарушения, перечень которого утверждается Правительством РФ, подлежит обращению в собственность субъекта РФ по месту нахождения такого имущества

Исключением являются административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.10. «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» и главой 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» КоАП РФ.

Порядок распоряжения имуществом, обращаемым в собственность субъекта РФ, определяется его высшим исполнительным органом.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 247-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

За противодействие проведению антимонопольных проверок будут налагаться штрафы
Установлено, что воспрепятствование законной деятельности должностного лица антимонопольного органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или уклонение от таких проверок, если это повлекло за собой невозможность ее проведения или завершения, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Применительно к юридическим лицам размер штрафа будет зависеть от совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Так, если годовая выручка не превышает 120 млн. рублей, то размер штрафа составит 100 тыс. рублей, а, к примеру, если годовой объем выручки превышает 2 млрд. рублей, то юридическое лицо будет оштрафовано на сумму 2 млн. рублей.

Предусматривается, что если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, то совокупный размер суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) определяется за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 262-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

С 1 марта 2025 года устанавливается административная ответственность управляющей рынком компании за нарушения кассовой дисциплины на розничных рынках
Речь идет о предоставлении торгового места для осуществления деятельности, при осуществлении которой предусмотрены расчеты с применением ККТ, лицу, не представившему копию карточки регистрации ККТ, либо неосуществление проверки факта наличия зарегистрированной (перерегистрированной) ККТ у лица, которому предоставлено торговое место, либо ненаправление лицу, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, уведомления о необходимости устранения выявленного нарушения в виде отсутствия ККТ, либо допущение осуществления таким лицом на торговом месте деятельности, при осуществлении которой предусмотрены расчеты с применением ККТ, до момента ее регистрации (перерегистрации), либо невыполнение управляющей рынком компанией обязанности по одностороннему отказу от исполнения договора о предоставлении торгового места в случаях, предусмотренных законодательством о розничных рынках.

Предусматривается усиление административной ответственности за повторное совершение указанного правонарушения.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 284-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Должностные лица органов внутренних дел (полиции) наделены полномочиями по принятию решений об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства
Внесенными изменениями компетенция органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению правонарушений с возможным административным наказанием в виде выдворения за пределы РФ распространена на целый ряд правонарушений, зафиксированных в КоАП РФ, включая нарушение правил пребывания на территории РФ, посягательства на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, нарушение порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и прочее.

Также уточняются положения КоАП РФ о помещении подлежащих административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в специальные учреждения, о порядке продления срока содержания в специальном учреждении, о подаче жалобы на постановление о назначении административного наказания в виде административного выдворения.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 248-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

ВС РФ о проверке качества товара: продавцу нужно сделать все, чтобы снизить расходы потребителя После приобретения телефона покупатель выявил в нем недостатки и направил продавцу претензию в том числе о возврате денег. Тот предложил передать товар в иногородний офис для проверки качества. Гражданин попросил провести ее в городе покупки, но продавец отказался. По мнению апелляции, потребитель уклонился от процедуры. Кассация ее поддержала.

ВС РФ отметил: продавец при реализации своих прав (на проверку качества и пр.) должен сделать все, чтобы снизить ущерб от продажи товара с дефектами. Это касается также изготовителя, импортера, уполномоченных ИП и юрлиц.

Апелляция не проверила, есть ли в договоре обязанность потребителя передать телефон для осмотра в другой город. Если нет, нужно применить правила ГК РФ о месте исполнения обязательства.

Также апелляция не учла, что договор заключили, а товар изначально передали и оплатили в городе, где живет потребитель и есть подразделения продавца.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.

Определение ВС РФ от 25.06.2024 N 49-КГ24-6-К6

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

Взыскание неустойки по муниципальному контракту на выполнение ремонтных работ в здании школы В рамках контракта на выполнение ремонта в здании школы подрядчик указал на несвоевременную оплату этапов выполненных работ заказчиком и обратился с иском о взыскании неустойки.

Мнение судов:

  • Несвоевременность оплаты подрядных работ установлена.
  • Размер неустойки признан чрезмерным и снижен на основании статьи 333 ГК РФ.
  • Исковые требования удовлетворены частично.

Позиция кассации:

  • Присужденная сумма неустойки оказалась меньше той, которая была бы начислена на сумму долга исходя из однократной учетной ставки Банка России, что свидетельствует о нарушении пункта 1 статьи 333 ГК РФ.
  • Необходимо определить сумму неустойки соразмерно последствиям нарушения обязательства с учетом требований пункта 1 статьи 395 ГК РФ.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2024 N Ф04-2819/2024 по делу N А03-11394/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание долга за строительство пристройки к зданию школы Работы по строительству пристройки к зданию школы приняты заказчиком, но от оплаты он частично отказался со ссылкой на завышение стоимости работ вследствие ошибки при составлении сметы к муниципальному контракту. Подрядчик обратился с иском о взыскании долга за выполненные работы.

Мнение судов:

  • Наличие ошибки при формировании сметы контракта не доказано, в связи с чем возложение негативных последствий указанной ошибки на подрядчика недопустимо.
  • Правильность составления сметы неоднократно проверялась, в том числе в рамках государственной экспертизы.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Подписание актов выполненных работ без возражений и замечаний не препятствует заказчику впоследствии оспаривать фактический объем, стоимость и качество выполненных работ.
  • Следует учесть тот факт, что работы были начаты сначала одним подрядчиком, затем был заключен настоящий контракт на не выполненные названным лицом объемы, при этом смета осталась прежней.
  • Необходимо рассмотреть вопрос о назначении экспертизы  для оценки расчетов заказчика с целью исключить необоснованную растрату бюджетных средств.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2024 N Ф04-2340/2024 по делу N А03-12492/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание долга за безучетное потребление электроэнергии вследствие самовольной замены прибора учета ресурса При проведении проверки прибора учета (ПУ) электроэнергии у потребителя (общеобразовательного учреждения) выявлен факт безучетного потребления энергии в результате самовольного демонтажа комплекса учета электроэнергии и замены ПУ без уведомления сетевой организации. Продавец обратился с иском о взыскании задолженности за неучтенно потребленную электроэнергию и неустойки.

Мнение судов:

  • В рамках иного дела установлены факты демонтажа ПУ без уведомления сетевой организации, безучетного потребления электрической энергии на объектах учреждения в спорный период.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Наличие акта о неучтенном потреблении электрической энергии не является безусловным основанием для взыскания объема бездоговорного потребления электроэнергии, определенного расчетным способом, и не исключает для потребителя возможность представить доказательства, подтверждающие объем фактически потребленного ресурса.
  • Необходимо установить фактический объем потребления ресурса, а не объем, определенный иными расчетными способами.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2024 N Ф04-2439/2024 по делу N А02-2478/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Проект о передаче в Минцифры обезличенных персональных данных прошел третье чтение С 1 сентября 2025 года операторов персональных данных обяжут предоставлять по требованию Минцифры обезличенные сведения. В документе будет список нужной информации и сроки ее передачи. Правительство установит, как проводить обезличивание.

После сбора данных Минцифры сформирует их составы. Отечественным операторам дадут к ним доступ, если соблюден ряд условий: в ЕГРЮЛ нет записи о недостоверности сведений об организации, у ее директора только российское гражданство и пр.

Операторы смогут обрабатывать такие составы только в спецсистеме министерства. Записывать, извлекать и передавать их третьим лицам нельзя. По общему правилу результаты обработки запретят запретят предоставлять, в частности, иностранцам и зарубежным компаниям.

Есть и другие изменения.

Проект Федерального закона N 992331-7

Документ включен в информационный банк:
—  Законопроекты

Новшества о потребительской рассрочке внесены в Госдуму С 1 декабря 2025 года планируют перечислить обязательные условия договора, по которому гражданин оплачивает товар, работу или услугу в рассрочку либо через определенное время. Среди прочего в документе потребуется указывать (с. 5, 6 и 8 проекта N 689396-8):

— количество, размер и периодичность платежей;

— способы их внесения;

— ответственность потребителя за нарушение договора, размер и порядок расчета неустойки;

— сведения о том, может ли продавец или исполнитель уступить права и требования.

Также хотят запретить продавцам и исполнителям устанавливать для потребителей (с. 7 проекта N 689396-8):

— оплату товаров, работ или услуг в рассрочку либо через определенное время за счет третьих лиц. Исключение — ситуации, когда покупатель берет потребкредит (заем) либо использует сервис рассрочки;

— разные цены на товары, работы или услуги одного вида в зависимости, например, от оплаты в рассрочку.

Предоставлять сервис рассрочки смогут только его операторы. Это компании, которые войдут в реестр ЦБ РФ, если выполнят ряд требований. По договору оператор исполнит поручение гражданина оплатить объект рассрочки российскому юрлицу или ИП. Потребитель возместит издержки оператора, равные цене покупки. Взимать с гражданина вознаграждение за предоставление сервиса нельзя (с. 2, 5 и 50 проекта N 689381-8).

Установят максимальный срок погашения рассрочки (с. 45 проекта N 689381-8):

— с 1 декабря 2025 года — 6 месяцев с момента заключения договора между оператором и потребителем;

— с 1 декабря 2027 года — 4 месяца с того же момента.

Предлагают ввести и другие нормы.

Сейчас в Законе о защите прав потребителей нет правил о рассрочке. Установлено лишь то, что нужно раскрывать гражданину, в частности, условия приобретения товаров, работ или услуг даже при постоплате. Деятельность тех, кто оказывает посреднические услуги по рассрочке платежей без заключения договоров потребкредита (займа), не урегулирована.

Проект Федерального закона N 689396-8

Перейти к документу

Проект Федерального закона N 689381-8

Перейти к документу

Получение лицензий на производство и оборот алкоголя — поправки об упрощении процедур прошли Госдуму С 1 марта 2025 года для получения ряда лицензий на производство и оборот (кроме розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции потребуется направить в Росалкогольтабакконтроль всего 4 документа (с. 21 — 25, 96 проекта):

— заявление;

— сведения о своей или привлекаемой испытательной лаборатории;

— подтверждение наличия оплаченного уставного капитала;

— расчет мощности основного технологического оборудования.

Соискателей лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции из числа спиртных напитков (кроме винодельческой продукции) обяжут представлять дополнительные сведения, например об органах управления и бенефициарах (с. 25 и 26 проекта).

Документы будут принимать только через Госуслуги или ЕГАИС (с. 47 — 49 проекта).

Срок выдачи лицензии — 20 рабочих дней с даты регистрации документов. В ряде случаев его смогут продлить не более чем на 10 рабочих дней (с. 66 — 69 проекта).

Сейчас в лицензирующий орган нужно подавать 12 документов. Сделать это можно в том числе на бумаге. При этом решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 календарных дней с даты получения документов от заявителя.

Есть и другие изменения.

Проект Федерального закона N 595121-8

Перейти к документу

 

Индикаторов риска в сфере контроля за оборотом маркированных товаров может стать больше Роспотребнадзор планирует ввести 13 новых индикаторов риска, которые будут выявлять в рамках федерального контроля (надзора) в области защиты прав потребителей. Общественное обсуждение проекта завершится 19 августа.

Новые показатели касаются возможных нарушений при розничной продаже отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке:

— табачной, безникотиновой и никотинсодержащей продукции, а также устройств для потребления последней;

— упакованной воды;

— молочной продукции;

— парфюмерно-косметической продукции с антимикробным действием для гигиены рук, а также кожных антисептиков — дезинфицирующих средств;

— БАДов.

О возможных нарушениях будут свидетельствовать данные в системе «Честный знак». Это, к примеру, сведения о реализации определенного объема товара без проверки кода идентификации (касается табака, упакованной воды, молочной продукции), о продаже определенного числа антисептиков и БАДов с кодами маркировки, которых нет в системе.

Напомним, выявление индикаторов рисков может стать основанием для внеплановых контрольных мероприятий в этом году.

Проект приказа Роспотребнадзора

Документ включен в информационный банк:
—  Проекты нормативных правовых актов

Плата за аренду публичного земельного участка: единый подход к расчету принят в третьем чтении По общему правилу арендную плату за государственные и муниципальные участки станут исчислять исходя из кадастровой стоимости. Это коснется договоров, которые будут заключать с 2 января 2026 года (п. 1 ст. 1 и ч. 2 ст. 3 проекта).

Среди исключений ситуация, когда сделку оформляют на аукционе.

Сейчас, если не было торгов, обычно взимают регулируемую плату. Основные принципы ее определения не обязывают учитывать кадастровую стоимость. Это рекомендация для большинства случаев.

Проект Федерального закона N 450825-8

Перейти к документу

Запрет рекламы на знаках дорожного движения хотят расширить — проект внесен в Госдуму Предлагают уточнить действующий запрет распространять рекламу на знаках дорожного движения. Ограничение коснется в том числе информационных знаков, знаков об объектах притяжения (ст. 1 проекта).

Сейчас, например, разрешено отражать нерекламные сведения об объектах притяжения на желтых информационных знаках. На них могут быть нанесены логотипы и торговые марки продукции, которая представлена внутри таких объектов. Однако нередко бизнес использует эти знаки для рекламы.

Предлагается закрепить, что на знаках нельзя размещать:

— названия товаров, средства их индивидуализации;

— названия юрлиц, ИП, их контакты и средства индивидуализации;

— сведения о результатах интеллектуальной деятельности;

— названия мероприятий и их описание (концертов, фестивалей и др.).

Под запрет не попадут названия, например, вокзалов, аэропортов, гостиниц, музеев, памятников, стадионов.

Есть и иные изменения.

Планируют, что поправки вступят в силу с 1 марта 2025 года (ст. 2 проекта).

Проект Федерального закона N 686453-8

Перейти к документу

Единый срок подачи заявления об индексации присужденных сумм: Минюст предлагает дополнить 3 кодекса В АПК РФ и ГПК РФ хотят закрепить, что взыскатель или должник вправе обратиться за индексацией присужденных денег в течение года со дня, когда должник исполнил судебный акт. По просьбе заявителя суд может восстановить срок, если его пропустили по уважительным причинам (ст. ст. 1 и 2 проекта).

Сходные нормы добавят и в КАС РФ. Однако подать заявление по-прежнему сможет лишь взыскатель, у которого нет публичных полномочий (ст. 3 проекта).

Независимую антикоррупционную экспертизу изменений завершат 11 августа.

Поправки разработаны с подачи КС РФ. 21 июня 2024 года он установил для арбитражного процесса годичный срок подачи заявления. Это временное правило уже по аналогии применил, в частности, 8-й КСОЮ.

Проект федерального закона

Перейти к документу

Реклама помощи в рамках внесудебного банкротства граждан: поправки поступили в Госдуму По проекту в рекламе правовой помощи в рамках внесудебного банкротства граждан обяжут сообщать цену услуг и разъяснять негативные последствия такой процедуры.

Включать в рекламу обещания прекратить финансовые обязательства гражданина запретят.

Новшество снизит привлекательность внесудебного банкротства граждан и исключит применение формулировок о списании или избавлении от долгов в рекламе.

Проект Федерального закона N 687725-8

Перейти к документу

Срок оплаты поставок ряда продуктов в магазины предложено сократить — проект прошел Госдуму Новшества коснутся розничных и оптовых продавцов, которые заключают с поставщиками договоры с условием об оплате продовольствия после его передачи. Речь идет о товарах со сроком годности максимум 5 календарных дней. Рассчитаться нужно будет не позже 4 рабочих дней с даты получения продуктов, если по договору контрагенты составляют и подписывают электронные документы (п. 1 ст. 1 проекта).

Если стороны не обязались вести электронный документооборот, предельный срок оплаты не изменится — 8 рабочих дней.

Поправки вступят в силу с 1 марта 2025 года (ст. 2 проекта).

См. также: Как согласовать срок оплаты товара по договору поставки

Проект Федерального закона N 243186-8

Перейти к документу

Корпоративное управление в ряде АО: Госдума приняла антикризисные меры в финальном чтении Изменения затронут не все акционерные общества, а те, которые находятся, например, под санкциями недружественных стран, их союзов, объединений (ст. 2 проекта).

До 1 января 2026 года доступ к ряду сведений и документов об АО будут иметь лишь те, кто владеет в сумме не менее чем 5% голосующих акций компании. Речь идет, в частности (ст. 2 проекта):

— об информации о сделке с заинтересованностью, если ее совершали без согласия;

— протоколах заседаний совета директоров;

— многих документах непубличного АО.

Тот же порог владения голосующими акциями станут применять и для подачи иска, чтобы суд, например, признал недействительной крупную сделку, которую не согласовали.

Ранее такие временные правила действовали для всех АО до 1 июля 2024 года. Сейчас данные вопросы снова регулирует Закон об АО. Так, публичное общество предоставляет отдельные документы и информацию по требованию владельцев минимум 1% голосующих акций.

Изменения вступят в силу со дня опубликования закона (ст. 3 проекта).

Проект Федерального закона N 464156-8

Перейти к документу

ПРАВОСУДИЕ
Сотрудникам органов принудительного исполнения предоставлено право на применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия
Установлены перечень специальных средств, которые сотрудники органов принудительного исполнения имеют право применять, и случаи, в которых они могут применяться.

Закреплены гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника органов принудительного исполнения.

Предусмотрено, что органы принудительного исполнения в целях выполнения возложенных на них задач используют технические средства, средства аудио-, фото- и видеофиксации при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий. Перечень технических средств, средств аудио-, фото- и видеофиксации, порядок их использования устанавливаются главным судебным приставом РФ.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 239-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Уточнен порядок индексации присужденных судом денежных сумм
Конституционный Суд постановлением от 22 июня 2023 года N 34-П предписал устранить неопределенность в отношении дня, начиная с которого исчисляется срок индексации денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с принятым законом индексация производится со дня поступления на исполнение исполнительных документов. В случае возврата исполнительных документов без исполнения взыскателю или суду, индексация денежных сумм не производится с момента возврата исполнительных документов и до дня их поступления на исполнение.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 255-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

В УПК РФ закреплено право подозреваемого или обвиняемого, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, на свидание с защитником путем использования систем видео-конференц-связи
Свидания могут проводиться по заявлению подозреваемого или обвиняемого с согласия защитника при наличии технической возможности и соответствующих помещений, а также при условии соблюдения конфиденциальности таких свиданий и сохранения адвокатской тайны.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 267-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)