Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 29.07.2024 по 05.08.2024

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Общие собрания в ООО и АО, избрание директора и дивиденды: важные поправки прошли финальное чтение» Установят порядок проведения общего собрания с дистанционным участием. Решение об избрании директора ООО потребуют заверять у нотариуса. Введут механизм приостановки выплаты дивидендов «потерянным» акционерам. Подробнее ряд поправок смотрите подробнее. Обзор: «Общие собрания в ООО и АО, избрание директора и дивиденды: важные поправки прошли финальное чтение»

Документы включены в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Приостановку регистрации прав на недвижимость можно будет обжаловать вне суда с 1 января 2026 года Изменения коснутся решений о приостановке госрегистрации без одновременного кадастрового учета. Возможность обратиться в суд сохранится.

Обжаловать решение во внесудебном порядке можно будет:

— в центральной апелляционной комиссии Росреестра, в частности, если именно он уведомил о приостановке;

— региональной либо межрегиональной комиссии, если уведомление пришло от территориального органа ведомства.

Список комиссий размещен на сайте Росреестра. На подачу жалобы отведут 15 рабочих дней с даты приостановки. Способы обращения:

— в письменной форме лично или по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;

— электронной форме, например, через Госуслуги.

Заседания будут очными либо дистанционными.

Комиссия примет решение не позже 15 рабочих дней со дня поступления заявления. Если его удовлетворят, решение станет основанием для отмены приостановки и для повторного рассмотрения просьбы зарегистрировать права на недвижимость.

Начнут действовать и другие изменения.

Сейчас во внесудебном порядке можно оспорить в ряде случаев приостановку кадастрового учета:

— без одновременной регистрации прав;

— вместе с регистрацией прав, если «пауза» возникла из-за документов для постановки на учет.

Для обжалования приостановки госрегистрации прав без одновременного кадастрового учета пока действует только судебный порядок.

Федеральный закон от 22.07.2024 N 207-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

ЦБ РФ повысил ключевую ставку С 29 июля показатель равен 18%, что на 200 б. п. выше прежнего значения. Это первое повышение ставки с начала года.

Следующее заседание регулятора — 13 сентября 2024 года.

Стоит отметить, что ЦБ РФ повысил прогноз по инфляции на 2024 год до 6,5 — 7,0%. До конца года ключевая ставка планируется на уровне 18,0 — 19,4%.

Информация Банка России от 26.07.2024

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Правительство утвердило список программ для предустановки на некоторые устройства в 2025 году Новый перечень программ для предустановки на смартфоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки, телевизоры совпадает с действующим.

Напомним, за продажу электроники с нарушением требования о предустановке должностным лицам грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., компаниям — от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2024 N 1972-р

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФНС подготовлен первый в 2024 году обзор наиболее важных судебных решений по спорам о государственной регистрации юрлиц и ИП В обзоре приведена судебная практика о признании недействительными решений о государственной регистрации и решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также приведены решения по иным спорам с участием регистрирующих органов. <Письмо> ФНС России от 01.08.2024 N КВ-4-14/8764@

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Даны разъяснения по вопросу заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов
Сообщается, в частности, что частью 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ определено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов, в том числе, в случае если лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.

Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ.

Таким образом, порядок заключения договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов установлен статьей 74 Лесного кодекса РФ, в которой отсутствуют требования, устанавливающие ограничение по количеству реализации права на заключение договора аренды на новый срок.

<Письмо> Минприроды России от 18.07.2024 N 16-47/28863

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Разработаны руководства по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы
Приказом утверждены руководство по соблюдению обязательных требований к рекламе отдельных видов товаров (реклама финансовых услуг и финансовой деятельности) и руководство по соблюдению обязательных требований при разграничении понятий «вывеска» и «реклама».

В частности, отмечено следующее:

— в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией, разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр или не являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению;

— не являются рекламными конструкции с наименованиями организаций, размещенные на фасаде торгового центра или офисного здания, где указанные организации осуществляют хозяйственную деятельность, поскольку с учетом специфики самого торгового центра или офисного здания такие конструкции призваны информировать о месте нахождения организаций и признаются размещенными в месте нахождения организаций. На такие конструкции не распространяются требования Федерального закона «О рекламе».

Приказ ФАС России от 21.06.2024 N 412/24

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Правительство сообщило, что продлило льготную ипотеку для ИТ-специалистов до 2030 года С августа 2024 года программу продлят на новых условиях. Предельная ставка составит до 6% годовых, а максимальная сумма кредита — до 9 млн руб. Ставку могут снизить за счет банковских и региональных программ.

Об этом сообщило правительство на своем сайте. Постановление на момент написания новости опубликовано не было.

Чтобы получить кредит в городах-миллионниках, а также Московской и Ленинградской областях, минимальный уровень зарплаты до вычета НДФЛ должен быть от 150 тыс. руб. в мес., в остальных городах и населенных пунктах — от 90 тыс. руб. Новая мера не будет распространяться на Москву и Санкт-Петербург.

Программа охватывает специалистов от 18 до 50 лет включительно, работающих в аккредитованных ИТ-компаниях на протяжении всего срока ипотечного договора.

Информация с сайта Правительства РФ от 31.07.2024

Перейти к документу

Лицензирование и отдельные виды госконтроля: поправки прошли финальное чтение в Госдуме Лицензиатов и соискателей лицензии станут уведомлять о готовности акта оценки соответствия, направляя его любым доступным способом, в т.ч. по электронной почте или через Госуслуги. Срок — не позже 1 рабочего дня с даты оформления документа (пп. «в» п. 5 ст. 1 закона).

Сведения о лицензиях будут представлять только в виде выписки из реестра. Срок подготовки документа прежний — не дольше 3 рабочих дней с момента получения заявления. Копию акта лицензирующего органа о принятом решении выдавать прекратят (пп. «а» п. 7 ст. 1 закона).

До конца 2025 года отдельные виды контроля продолжат проводить по правилам Закона о защите прав юрлиц и ИП (ст. 2 закона). Речь идет, в частности, о контроле:

— за оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров;

— за деятельностью некоммерческих организаций и СРО;

— за соблюдением антимонопольного законодательства.

Есть и другие новшества.

Большинство изменений вступит в силу со дня их опубликования в виде федерального закона. Рассмотренные поправки к Закону о лицензировании заработают через 180 дней после этой даты (ст. 4 закона).

Проект Федерального закона N 540354-8

Перейти к документу

Уклонение от некоторых проверок ФАС: проект об ужесточении наказания прошел Госдуму Поправки к КоАП РФ затронут тех, кто уклоняется от проверок соблюдения запрета заключать антиконкурентные соглашения или мешает проведению таких контрольных мероприятий. Если из-за этого их невозможно организовать либо завершить, должностные лица заплатят от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (п. 4 проекта).

Штраф для компаний будет зависеть от совокупной выручки от реализации всех товаров, работ и услуг за календарный год перед тем, в котором выявили нарушение. Размеры санкции такие:

— при выручке не более 120 млн руб. — 100 тыс. руб.;

— от 120 млн до 800 млн руб. — 500 тыс. руб.;

— от 800 млн до 2 млрд руб. — 1 млн руб.;

— более 2 млрд — 2 млн руб.

Замена штрафа предупреждением невозможна (п. 2 проекта).

Есть и другие новшества. Изменения вступят в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.

Сейчас должностным лицам грозит штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб., а компаниям — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Проект Федерального закона N 848369-7

Перейти к документу

 

Обработка персональных данных и защита прав потребителей: проект новых правил внесен в Госдуму Предлагают ввести обязанность оформлять согласие на обработку персональных данных отдельно от другой информации или документов, которые физлицо подтверждает либо подписывает (ст. 1 проекта).

Продавцам, исполнителям и владельцам агрегаторов запретят ограничивать доступ потребителей к обязательным сведениям о товарах, работах и услугах, даже если граждане отказались предоставить личные данные. Исключение — случаи, когда законодательство обязывает физлиц раскрыть такую информацию (ст. 2 проекта).

Сейчас таких правил нет.

Планируют, что изменения вступят в силу с 1 марта 2025 года (ст. 3 проекта).

См. также: Нужно ли получать согласие на обработку персональных данных

Проект Федерального закона N 679980-8

Перейти к документу

Общероссийский запрет продажи энергетиков несовершеннолетним принят в третьем чтении Согласно поправкам с 1 марта 2025 года нельзя будет продавать безалкогольные тонизирующие напитки (в том числе энергетические) несовершеннолетним по всей России. Запрет не затронет чай, кофе и напитки на их основе (ст. ст. 1, 2 и 8 проекта).

Продавец сможет потребовать у покупателя документ для подтверждения совершеннолетия. Если он не предъявлен и есть сомнения в возрасте, нужно отказать в продаже (ст. 3 проекта).

Следить за соблюдением требований будут уполномоченные региональные органы без проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий (ч. 1 и 5 ст. 5 проекта).

Есть и другие новшества.

Сейчас на федеральном уровне подобных норм нет. Однако в Санкт-Петербурге, Московской области и ряде иных субъектов РФ продавать безалкогольные энергетики несовершеннолетним уже запрещено.

Проект Федерального закона N 535408-8

Перейти к документу

Разрешительный режим продажи маркированных товаров может затронуть больше категорий продукции Минпромторг предложил увеличить число позиций товаров в перечне случаев, при которых нельзя отпускать в розницу маркируемую продукцию на основании данных из системы «Честный знак» или при отсутствии в ней нужной информации. В список внесут велосипеды, безалкогольное пиво, консервы, пищевые растительные масла и др. Проект проходит публичное обсуждение до 13 августа включительно.

Сроки введения запрета предусмотрены для онлайн- и офлайн-режима запроса сведений из информсистемы. Применительно к онлайн-режиму ограничение будет действовать:

— с 1 сентября 2025 года — по велосипедам и велорамам;

— с 1 октября 2025 года — по безалкогольному пиву, икре осетровых и лососевых (красной икре);

— с 1 марта 2026 года — по кормам для животных в потребительской упаковке;

— с 1 мая 2026 года — по пищевым растительных маслам и масложировой продукции;

— с 1 апреля 2027 года — по консервам.

Для офлайн-режима указаны, в частности, даты введения ограничения продажи товаров, оборот которых запрещен или приостановлен по решению госоргана. В ряде случаев сроки начала действия ограничения при онлайн- и офлайн-режиме проверки совпадают (по кормам для животных, растительным маслам и масложировой продукции, консервам и др.).

Напомним, при разрешительном режиме по общему правилу код маркировки считывается на кассе. Система «Честный знак» автоматически его проверит. Если код проходит проверку, то товар можно продать, если нет — нельзя. Сейчас этот режим действует по отдельной продукции, в числе которой табачная, никотинсодержащая, безникотиновая, молочная. Для других товаров даты введения запрета уже определены. Среди таких товаров соки, обувь, шины.

Проект постановления Правительства РФ

Документ включен в информационный банк:
—  Проекты нормативных правовых актов

Единственное жилье в ипотеке: поправки о его защите при банкротстве физлица приняты в третьем чтении По проекту третье лицо будет вправе с согласия гражданина-должника в особом порядке полностью погасить требования кредитора, которые обеспечены ипотекой жилья или его части. Речь идет о единственно пригодном для постоянного проживания должника и его семьи помещении, на которое можно обратить взыскание (абз. 2 п. 1 ст. 1 проекта).

Третьему лицу разрешат удовлетворить требования на любой стадии рассмотрения дела. Однако это не должно произойти ранее истечения 2 месяцев с даты, когда опубликовали сообщение об обоснованности заявления о банкротстве. При таком погашении требований будут считать, что гражданину выдан беспроцентный заем сроком до востребования, но не менее 3 лет со дня, например, прекращения производства по делу.

Одно из последствий этих действий — жилье и участок под ним не взыщут при банкротстве (абз. 5 п. 1 ст. 1 проекта).

Кроме того, кредитор, требования которого обеспечены залогом аналогичной недвижимости, сможет заключить с должником отдельное мировое соглашение. Среди параметров сделки отметим такие (абз. 3, 5, 6 — 8, 10 и 11 п. 2 ст. 1 проекта):

— она не затронет отношения гражданина с кредиторами, требования которых не обеспечены ипотекой той же недвижимости. Получать их одобрение не нужно;

— в сделке смогут участвовать третьи лица, которые принимают на себя права и обязанности по соглашению;

— несогласие финансового управляющего не основание для суда отказать в утверждении документа;

— со дня утверждения соглашения жилье и участок под ним не взыщут при банкротстве.

Есть и другие поправки.

Изменения заработают через 30 календарных дней после опубликования закона. К уже возбужденным делам новшества применимы, если к дате их вступления в силу жилье не продали (ст. 2 проекта).

Сейчас таких правил нет.

Проект Федерального закона N 309801-8

Перейти к документу

Предложен порядок предоставления в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены гаражи
Проект подготовлен в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 июня 2024 г. N 29-П, которым пункт 3 статьи 6 и пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ признаны не соответствующими Конституции РФ из-за неопределенности в вопросе о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду лицам, являющимся собственниками частично или полностью подземных гаражей (гаражных комплексов), которые расположены в границах таких участков, отвечают признакам объекта недвижимого имущества и зарегистрированы в установленном порядке.

Проектом вводятся понятия наземных и подземных гаражей, а также подземных гаражных комплексов, устанавливается нормативно-правовое регулирование возможности предоставления земельных участков, на которых расположены гаражи в соответствии с ЗК РФ, предусматривается возможность установления сервитута в целях обеспечения доступа к подземному гаражу или подземному гаражному комплексу в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под поверхностью которого находятся такие гараж или гаражный комплекс.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (не внесен в ГД ФС РФ)

Перейти к документу

Законопроект о майнинге цифровой валюты подготовлен ко второму чтению
Согласно проектируемым нормам в РФ запрещаются: предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты; реклама цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты.

Закрепляется порядок ведения реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и операторов майнинговой инфраструктуры.

Правительство устанавливает особенности введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами, используемыми в целях осуществления майнинга, а также вправе запретить осуществлять майнинг (в том числе участвовать в майнинг-пуле) в отдельных регионах или на отдельных их территориях.

Предусматриваются меры, направленные на обеспечение осуществления контроля за оборотом цифровой валюты, в том числе в целях исключения возможности ее использования для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Проект Федерального закона N 237585-8

Перейти к документу

Ко второму чтению подготовлен законопроект об экспериментальных расчетах криптовалютой
Законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по установлению экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций для осуществления операций с цифровыми валютами в рамках внешнеторговой деятельности, а также в целях проведения организованных торгов цифровой валютой.

В целях проведения организованных торгов цифровой валютой положениями программы соответствующего экспериментального правового режима должны быть предусмотрены порядок допуска (прекращения допуска) цифровых валют в качестве товара к организованным торгам, а также требования к организаторам торговли, осуществляющим проведение организованных торгов цифровой валютой.

В целях же осуществления сделок с цифровой валютой в рамках внешнеторговой деятельности положения соответствующей программы экспериментального правового режима должны предусматривать особенности использования цифровой валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам), права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

Кроме того, в рамках экспериментального правового режима Банк России сможет установить требования к деятельности оператора по оказанию услуг расчетов по сделкам с цифровой валютой на базе Национальной платежной системы.

В случае принятия положения закона вступят в силу с 1 сентября 2024 года.

Проект Федерального закона N 341257-8

Перейти к документу