Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 22.07.2024 по 29.07.2024

СТРОИТЕЛЬСТВО

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
С 1 марта 2025 года вступает в силу закон о строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу
Закон регулирует отношения, связанные со строительством юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями жилых домов на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности, а также на земельных участках, предоставленных им на праве аренды, безвозмездного пользования в целях приобретения ими права собственности на жилые дома, построенные на таких земельных участках, в том числе с использованием промышленной продукции лесопромышленного комплекса и (или) иной промышленной продукции, произведенной в России, в соответствии с договором строительного подряда, денежные средства в счет уплаты цены которого размещаются заказчиками на счетах эскроу.

Предусмотрены в том числе требования к юрлицам и ИП, при выполнении которых они имеют право заключить с гражданином договор строительного подряда, особенности такого договора, порядок использования счета эскроу в целях уплаты цены договора.

Федеральный закон от 22.07.2024 N 186-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

С 1 марта 2025 года вводятся правила страхования денежных средств, размещенных на счете эскроу для расчетов по договору строительного подряда
Возмещение будет выплачиваться в размере 100 процентов суммы, находящейся на счете эскроу на день наступления страхового случая, но не более 10 млн. рублей. Выплата будет производиться АСВ в течение 20 рабочих дней.

Кроме того, в том числе предусматривается направление в уполномоченный орган уведомления о планируемом строительстве, содержащего сведения о договоре строительного подряда с использованием счета эскроу.

Также средства материнского (семейного) капитала смогут направляться на строительство объекта ИЖС, осуществляемое гражданами с привлечением организации, осуществляющей строительство таких объектов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу.

В ЕИСЖС будут размещаться сведения, информация и документы в отношении объектов ИЖС (жилых домов), строительство которых осуществляется подрядными организациями по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу.

Федеральный закон от 22.07.2024 N 187-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минстрой рекомендует обеспечить информирование граждан — участников долевого строительства об особенностях уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве
В частности, при приобретении объекта долевого строительства по соглашению (договору) об уступке прав требований потенциальному участнику долевого строительства рекомендуется обращать внимание на разницу в сумме денежных средств, размещенных на счете эскроу, в соответствии с условиями договора, уступка прав требований по которому осуществляется, и объемом денежных средств, уплачиваемых участником долевого строительства лицу, осуществляющему такую уступку.

Гражданину — участнику долевого строительства необходимо учитывать, что если цена договора участия в долевом строительстве ниже, чем подлежащая уплате в соответствии с соглашением об уступке, при неисполнении застройщиком обязательств по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства будет возвращена исключительно сумма, размещенная на счете эскроу в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве.

Таким образом, потенциальный участник долевого строительства при принятии решения о приобретении объекта недвижимости путем заключения соглашения об уступке должен оценить возможные риски, возникающие при неисполнении застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве, а именно возврат денежных средств только в объеме, размещенном на счетах эскроу.

<Письмо> Минстроя России от 08.07.2024 N 37997-ИФ/07

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу разработки и согласования специальных технических условий
Сообщается, в частности, что требования к разработке СТУ, а также порядок направления и рассмотрения документации определены приказом Минстроя России от 30.11.2020 N 734/пр «Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (далее — Порядок). Согласно пункту 4 Порядка разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием застройщика, технического заказчика проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией. Необходимость разработки СТУ, а также состав технических требований СТУ определяет заинтересованное лицо по согласованию с организацией, осуществляющей разработку проектной документации для данного объекта, и (или) разработчиком, а соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям технических регламентов определяется организациями, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка СТУ, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласовываются в порядке, установленном административным регламентом МЧС России, утвержденным приказом от 28.11.2011 N 710, за исключением рассмотрения СТУ, разработанных в соответствии с пунктом 16 Порядка.

На основании изложенного необходимость согласования Минстроем России СТУ, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований исключительно Технического регламента N 123-ФЗ, отсутствует.

<Письмо> Минстроя России от 17.06.2024 N 15543-ОГ/03

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения о критериях отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования
Сообщается, в частности, что согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон N 384-ФЗ) под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

В силу подпункта 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 384-ФЗ под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В проектной документации согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, в том числе определяются технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства, включая площадь застройки, общую площадь, строительный объем, указываются места размещения существующих и проектируемых зданий, строений и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения). Технологическая связь основного объекта со вспомогательным также определяется в проектной документации.

Таким образом, параметры объектов капитального строительства, в том числе отнесение их к вспомогательным, определяются в проектной документации.

Постановление Правительства РФ от 4 мая 2023 г. N 703 «Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования» регламентирует случаи, при которых строения, сооружения относятся к строениям и сооружениям вспомогательного использования. При этом здания не являются предметом регулирования указанного Постановления.

Вместе с тем строения, сооружения являются объектами капитального строительства, в связи с чем относятся к объектам недвижимости.

В этой связи необходимость в уточнении критериев и наделении уполномоченных на выдачу разрешительной документации органов полномочиями по отнесению строений, сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования отсутствует.

<Письмо> Минстроя России от 21.03.2024 N 15763-СМ/08

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Появился новый свод правил по тепловой защите зданий  Минстрой утвердил СП 50.13330.2024 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий». Он заработал 16 июня 2024 года. В связи с этим СП 50.13330.2012 от 2012 года не применяется.

Новый СП сходен с прежним, но есть ряд отличий.

Сведения о базовых значениях требуемого сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций содержат параметры для градусо-суток отопительного периода 1000 в год по всем категориям зданий (п. 5.2 СП, таблица 3).

В перечень расчетных теплотехнических показателей строительных материалов и изделий (приложение М) включены позиции, которых не было в прежнем СП, например:

— плиты из пенополиизоцианурата с облицовкой из фольги для кровельных конструкций (п. 16);

— пенополиэтилен химически сшитый (п. 61);

— пеностекольный щебень (п. 87).

СП используют при проектировании тепловой защиты строящихся, реконструируемых жилых, общественных, производственных, сельскохозяйственных, складских зданий площадью более 50 кв. м, в которых нужен определенный температурно-влажностный режим.

Приказ Минстроя России от 15.05.2024 N 327/пр

Перейти к документу

Минстрой рекомендует использовать институт экспертного сопровождения до направления проектной документации или результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу Отмечается, что в этом случае институт экспертного сопровождения позволяет избежать неверных проектных решений на более ранней стадии, в связи с чем будут оптимизированы затраты на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, а также в целом сократится инвестиционно-строительный цикл. <Письмо> Минстроя России от 10.07.2024 N 38814-СМ/08

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

До 31 декабря 2024 г. включительно установлены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для защиты транспортного перехода через Керченский пролив, а также особенности выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию таких объектов
Государственная экспертиза проектной документации проводится только в части достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства. Проверка достоверности определения сметной стоимости проводится в части оценки расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, сметным ценам строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., индексам изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенным в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, и физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ, утвержденную застройщиком или техническим заказчиком.

При проведении государственной экспертизы проектной документации не проводится государственная экологическая экспертиза. Разработка документации по планировке территории не осуществляется.

Выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию не требуется.

Постановление Правительства РФ от 23.07.2024 N 999

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)