Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 22.07.2024 по 29.07.2024
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа |
Изменения в налогах и администрировании: Госдума приняла масштабный проект | Депутаты сразу во втором и третьем чтении рассмотрели поправки к НК РФ. Планируют, в частности, усовершенствовать налоговое администрирование, уточнить правила обложения по ряду налогов, ввести дополнительные меры поддержки.
По сравнению с проектом, который приняли в первом чтении, в окончательной редакции можно выделить такие новшества: — корректируют правила отправки требований об уплате небольших долгов — не более 3000 руб. Так, инспекция направит требование не позднее одного года со дня, когда отрицательное сальдо ЕНС превысит 500 руб. (пп. «б» п. 18 ст. 1 проекта); — на 2024 год продлевают порядок расчета пеней по фиксированной ставке независимо от того, сколько дней была просрочка (п. 19 ст. 1 проекта); — текущий порядок признания доходов и расходов в виде курсовых разниц по требованиям (обязательствам) в инвалюте действует до конца 2027 года. Банки, как и сейчас, это правило применять не смогут (пп. «б» п. 31, пп. «а» п. 32 ст. 2, ст. 10 проекта); — по заявлению физлица налоговый агент при исчислении НДФЛ станет обязан учитывать документально подтвержденные расходы (пп. «б» п. 22 ст. 2 проекта). |
Проект Федерального закона N 577665-8 Информация Минфина России от 23.07.2024 |
КБК на 2024 год: поправки к перечням уже на регистрации в Минюсте | Корректируют Приказ N 80н. Среди прочего дополняют перечни целевых статей расходов федерального бюджета. Появятся, например, такие коды:
— 02 2 01 5492F — на дополнительные места для детей от 3 лет в организациях дошкольного образования; — 02 2 01 5750F — на модернизацию школьных систем образования; — 11 2 A1 5455F — на реновацию учреждений культуры; — 11 2 A1 5456F — на модернизацию ТЮЗ и театров кукол. Также вносят точечные правки в коды доходов бюджетов. |
Приказ Минфина России от 05.07.2024 N 101н Документ включен в информационные банки: |
КБК: опубликован приказ с перечнями на 2025 год и плановый период | Документ вступает в силу 28 июля. Его нужно учитывать при подготовке бюджетов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Из приложений исключили коды целевых статей почти для всех федеральных проектов. Оставили лишь коды по проектам, связанных с развитием беспилотных авиационных систем. Состав остальных приложений с перечнями КБК прежний. |
Приказ Минфина России от 10.06.2024 N 85н Документ включен в информационные банки: |
МРОТ с 1 января 2025 года планируют увеличить более чем на 3 тыс. руб. — проект Минтруда | На общественное обсуждение выставили поправки о повышении МРОТ. Со следующего года показатель планируют поднять до 22 440 руб. Сейчас он равен 19 242 руб. | Проект федерального закона |
Казначейство России сообщает о реализации сервиса по формированию электронного документа Извещения (ф. 0504805) на платформе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» | Инструкция по формированию Извещения (ф. 0504805) и Требования к форматам обмена, используемым при информационном взаимодействии в части передачи информации по расчетам, отражаемым в Извещении (ф. 0504805), размещены на официальном сайте Казначейства в сети «Интернет» в разделе «ГИС/Электронный бюджет/Учет и отчетность» и «ГИС/Электронный бюджет/Форматы информационного взаимодействия» соответственно. |
<Письмо> Казначейства России от 19.07.2024 N 07-04-05/08-20331 Документ включен в информационный банк: |
Представлены разъяснения по вопросам привлечения к работе в образовательной организации студентов и лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, на должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями |
Сообщается, что лицо, претендующее на должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, должно иметь высшее образование в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности, в том числе с получением его после трудоустройства, или высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности.
В то же время отмечено, что аттестационные комиссии организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н, и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Роль аттестационной комиссии в данном случае состоит в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по соответствующей должности обязанности с учетом его подготовки, полученной в образовательной организации. |
<Письмо> Минпросвещения России от 04.06.2024 N АЗ-1184/06 Документ включен в информационный банк: |
Минцифры: заявки на отсрочку от армии для ИТ-специалистов принимают с 24 июля 2024 года | Сотрудники ИТ-компаний с 24 июля по 6 августа смогут через Госуслуги подать заявку на отсрочку от службы в армии в рамках осеннего призыва 2024 года.
Если специалист не передаст информацию, то организация вправе сама внести его в перечень. Заявки сотрудников отобразятся в личном кабинете работодателя на портале. Нужно подтвердить данные специалистов и отправить списки в Минцифры до 11 августа. От одной компании их может быть несколько. До 31 августа Минцифры передаст сведения в Минобороны. С 1 октября по 31 декабря 2024 года призывная комиссия примет решения по отсрочке. Кто из сотрудников ИТ-компаний может подать заявку, подскажет путеводитель. |
Информация Минцифры России от 16.07.2024 Документ включен в информационный банк: |
КС РФ: в ряде случаев можно уплатить штраф со скидкой 50%, даже если нарушение выявила прокуратура | Если несоблюдение обязательных требований выявили при прокурорской проверке, нарушитель или другое лицо вправе уплатить лишь половину штрафа. Для этого нужно выполнить ряд условий КоАП РФ. Одно из них — деньги надо перевести не позже 20 календарных дней с даты, когда вынесли постановление о наказании.
Такую возможность предусмотрел КС РФ. Он постановил закрепить ее в КоАП РФ и посоветовал подумать над распространением льготы на другие случаи, когда нарушения обязательных требований выявляет государство. Речь идет о надзорных мероприятиях не по Закону о прокуратуре, Закону о госконтроле или Закону о защите прав юрлиц и ИП. Ранее во многих ситуациях суды ограниченно толковали норму о данной льготе. Они считали, что ее нельзя применять, если нарушение зафиксировали в рамках прокурорского надзора. |
Постановление КС РФ от 18.07.2024 N 39-П
Документ включен в информационные банки: |
Врио директора учреждения выплатил себе премию как заместителю — суды признали расход нецелевым | Размер премии работникам учреждения определял директор. Выплаты самому директору утверждало региональное министерство. Когда врио директора был заместитель руководителя учреждения, он без согласования назначил премии в том числе себе.
Суды трех инстанций признали это нецелевым расходом и оштрафовали учреждение. ВС РФ не стал пересматривать этот вывод. Отметим, это не первый раз, когда Верховный суд занимает такую позицию. |
Определение ВС РФ от 05.07.2024 N 308-ЭС24-7476
Документ включен в информационный банк: |
Матстимулирование в отпускных госслужащих: суды снова указали на годичный срок для взыскания | Похожие споры рассмотрели 1-й и 2-й КСОЮ: чиновники пытались взыскать невыплаченные отпускные (в т.ч. в части компенсации за неиспользуемый отпуск). Служащие выяснили, что наниматели не учитывали при расчете матстимулирование.
Суды признали, что такие суммы нужно включать, однако напомнили, что обратиться за взысканием недоплаты можно в течение года с даты перечисления. Именно в эту дату чиновники должны были узнать, что выплата неполная. Отметим, что это не первый раз, когда суды отсчитывают период взыскания с даты получения отпускных или компенсации. Однако встречается и иной подход. 9-й КСОЮ посчитал: госслужащий узнал о нарушениях расчета, лишь когда обратился к прокурору. |
Определение 1-го КСОЮ от 28.05.2024 по делу N 88-14751/2024 (УИД 32RS0015-01-2023-001015-33)
Документ включен в информационный банк: Определение 2-го КСОЮ от 06.06.2024 N 88-13964/2024 (УИД 33RS0001-01-2023-002064-28) Документ включен в информационный банк: |
Суды снова поддержали отказ в трудоустройстве из-за приема более подходящего кандидата | Соискатель после собеседования попросил предоставить информацию о его результатах. Ему ответили, что кандидатов было много и на должность приняли того, кто больше подходил по деловым качествам. Специалист счел, что ему отказали незаконно, и обратился в суд.
Три инстанции признали правомерными действия работодателя. Он не обязан заключать трудовой договор с конкретным соискателем и сам вправе принимать кадровые решения. При этом специалист не относится к категории лиц, которым нельзя отказывать в приеме на работу. Отметим, к подобному выводу суды, например 8-й КСОЮ, уже приходили. См. также: В каких случаях нельзя отказать в приеме на работу В каких случаях бюджетная организация не может отказать в приеме на работу |
Определение 2-го КСОЮ от 02.07.2024 по делу N 88-15898/2024
Документ включен в информационный банк: |
Нельзя уволить инвалида по медпоказаниям без заключения о непригодности к работе, напомнили суды | Специалист представил работодателю справку об инвалидности и копию индивидуальной программы реабилитации. Ему рекомендовали труд в специально созданных условиях, в т.ч. на дому. Организация уведомила его о том, что подходящих вакансий нет, и оформила увольнение. Работник его оспорил.
Суды признали, что трудовой договор прекратили незаконно. Справка и программа реабилитации не заменяют медзаключения по результатам экспертизы профессиональной пригодности. У медико-социальной экспертизы иные цели, документы по ее итогам не содержат нужных сведений и не позволяют уволить инвалида. Подобный подход прежде применял ВС РФ. См. также: Как уволить работника-инвалида по медпоказаниям Как бюджетной организации уволить работника-инвалида по медпоказаниям |
Определение 1-го КСОЮ от 18.06.2024 по делу N 88-19424/2024
Документ включен в информационный банк: |
Суд подтвердил, что акт проверки может подписать не тот, кто ее проводил | Организация оспорила в суде результаты выездной проверки. Среди прочего она ссылалась на то, что акт подписало неуполномоченное лицо.
Выяснилось, что справку о проверке заверил работник инспекции, которого позже уволили. Акт подписал другой сотрудник. 4-й ААС отметил: подписание акта другим лицом не нарушает права налогоплательщика. Принимает решение о привлечении к ответственности не подписавшее акт лицо, а руководитель инспекции или его зам. Суды пришли к выводу: то, что акт подписал сотрудник инспекции, которого нет в решении о проверке, не нарушает существенные условия рассмотрения материалов. Значит, нельзя безусловно признать решение недействительным. |
Постановление 4-го ААС от 30.05.2024 по делу N А10-7361/2021
Документ включен в информационный банк: |
Стерилизатор можно купить за счет ОМС, решил суд | Фонд посчитал, что стерилизатор относится к вспомогательным и общебольничным медизделиям, которые не используют для медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований. Поскольку его стоимость превышала 300 тыс. руб., приобретать его за счет ОМС было нельзя. Однако суд с таким подходом проверяющих не согласился.
Выяснилось, что оборудование предназначено для стерилизации инструментов для лапароскопии и эндоскопии, а также других удлиненных инструментов. По сути, без него невозможны лапароскопические операции. Значит, стерилизатор можно считать медизделием для медицинских вмешательств. |
Постановление 7-го ААС от 20.06.2024 по делу N А45-32135/2023
Документ включен в информационный банк: |
Обеспечительные меры налоговиков: суд разрешил не учитывать дебиторскую задолженность как имущество | Инспекция приостановила операции по счетам организации. Суды налоговую поддержали: при принятии обеспечительных мер дебиторская задолженность не может учитываться как имущество. Такой долг — требование к третьим лицам по неисполненным обязательствам. Включение долга в активы организации по правилам составления бухотчетности не придает ему статус реального имущества.
См. также: В каких случаях и в какие сроки инспекция приостанавливает операции по счетам Как учреждению разблокировать счет, если инспекция приостановила операции |
Постановление АС Московского округа от 04.07.2024 по делу N А40-197432/2023
Документ включен в информационный банк: |
Инспекция направила требование по почте, а не по ТКС — суд отменил штраф за неподачу документов | При встречной проверке налоговики почтой направили организации требование представить документы. Позднее выяснилось, что их вовремя не подали, поэтому ту оштрафовали.
Первая инстанция и кассация с инспекцией не согласились: — организация — крупнейший налогоплательщик и участник обязательного электронного документооборота. Она должна сдавать декларации электронно, поэтому в том же виде должна получать документы от инспекции; — инспекция не доказала, что направляла требование по ТКС и организация его не приняла; — налоговики не вправе произвольно выбирать способ направления документов. |
Постановление АС Уральского округа от 03.07.2024 по делу N А76-27137/2023
Документ включен в информационный банк: |
Выплата пособия при ошибке в СНИЛС: суд разрешил страхователю не возмещать расходы | Страхователь подал сведения для пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Фонд его выплатил. Позднее выяснилось, что СНИЛС застрахованного неверный. Работодатель уточнил данные, и пособие выплатили повторно.
При проверке фонд выявил излишние расходы и попытался их взыскать. Суды поддержали страхователя: — фонд не пояснил, почему он не выявил дублирование документов по серии и номеру свидетельства о рождении, дате рождения и Ф.И.О. ребенка; — проверяющие должны были внести в свои информресурсы сведения об изменении номера СНИЛС после сопоставления и проверки актуальных данных; — фонд мог проверить сведения, а у страхователя такой возможности не было. Ненадлежащую работу проверяющих нельзя ставить в вину работодателю. |
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 08.07.2024 по делу N А63-19096/2022
Документ включен в информационный банк: |
Взносы на травматизм: договор оказания услуг с бывшим работником суд признал трудовым | Фонд при проверке выявил, что страхователь не платил взносы на травматизм с выплат по ГПД, который имел признаки трудового.
Кассация поддержала страховщика: — до заключения договора ГПХ физлицо работало в этой же организации по трудовому договору и выполняло сходные работы; — договор неоднократно продлевали; — в соглашении не было объема работ; — оплата была ежемесячной, фиксированной. Ее перечисляли в день выплаты зарплаты; — страхователь обеспечивал условия труда; — физлицо было вовлечено в производственный процесс. Обращаем внимание, что в подобных спорах важны обстоятельства. Встречаются ситуации, когда суды не поддерживают проверяющих. |
Постановление АС Волго-Вятского округа от 27.06.2024 по делу N А43-13560/2023
Документ включен в информационный банк: |
Внутренний финансовый контроль: Минфин планирует скорректировать 5 стандартов | На общественное обсуждение вынесли такие поправки:
— предлагают уточнить, каких специалистов из иных госорганов и учреждений можно привлекать к контрольным мероприятиям (пп. «а» п. 1 проекта изменений); — планируют дополнить перечень информации, которую используют для оценки критерия «вероятность» при составлении плана контрольных мероприятий (пп. «а» п. 2 проекта изменений); — хотят расширить список причин, по которым можно изменять план контрольных мероприятий (пп. «б» п. 2 проекта изменений); — предлагают разрешить продлевать срок подачи документов на запрос ревизоров. Однако воспользоваться этим правом можно будет лишь один раз (пп. «а» п. 4 проекта изменений); — хотят закрепить требование о том, что в пояснительной записке нужно будет раскрывать сведения из дополнительных форм отчетности (пп. «в» п. 5 проекта изменений) |
Проект постановления Правительства РФ |
Мониторинг качества финансового менеджмента: Минфин разработал новую методичку по его проведению | Проект методических указаний вынесли на общественное обсуждение. По ним финансовые органы (органы управления ГВБФ) и ГАБС станут устанавливать свои порядки проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
В них нужно будет в том числе закрепить правила: — расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента; — формирования и представления информации, которая нужна для проведения мониторинга качества финансового менеджмента; — правила формирования и подачи отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента. Предполагается, что новые положения нужно будет начать применять с 2025 года по мере готовности, но не позднее 1 января 2026 года. Отметим, действующие методические указания носят рекомендательный характер. |
Проект приказа Минфина России
Документ включен в информационный банк: |
Персонифицированный учет, регистрация подразделений и другое: Минтруд подготовил поправки | На общественное обсуждение вынесли проект изменений в законы о персонифицированном учете, о страховании от несчастных случаев, о пенсионном страховании, о страховании на случай нетрудоспособности и др.
Планируют обязать страхователей сообщать сведения: — о том, есть ли в ГПД условие об уплате взносов на травматизм (пп. «а» п. 5 ст. 1 проекта); — о застрахованных, которые в отчетном периоде были в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком. Сейчас сведения представляют лишь об отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет (пп. «б» п. 5 ст. 1 проекта); — о случаях неполного рабочего времени, надомной или дистанционной работы (пп. «г» п. 5 ст. 1 проекта). Порядок регистрации подразделений юрлиц как страхователей по соцстрахованию от несчастных случаев хотят сделать беззаявительным (п. 1 ст. 2 проекта). Сейчас такие страхователи сами подают заявление в СФР. Упразднят ряд обязанностей страхователя (п. 3 ст. 2 проекта). Речь идет о подаче в фонд сведений: — о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и наименования подразделений; — закрытии счета в банке, открытого для работы подразделения; — прекращении полномочий подразделения начислять выплаты физлицам. Подробнее об этих и других изменениях расскажем в ближайшее время. |
Проект федерального закона |