Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 15.07.2024 по 22.07.2024

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Обязательная продажа валютной выручки экспортерами: требования вновь смягчены С 21 июля 2024 года крупнейшие российские экспортеры обязаны зачислять на свои счета не менее 40% (ранее не менее 60%) валюты по внешнеторговым контрактам.

Требование затрагивает ряд экспортеров, которые работают в топливно-энергетическом комплексе, отраслях черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства. Мера действует до 30 апреля 2025 года.

Решение приняли с учетом стабилизации курса валюты и достижения достаточного уровня валютной ликвидности.

Постановление Правительства РФ от 12.07.2024 N 953

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Информация с сайта Правительства РФ от 13.07.2024

Перейти к документу

Реестр российской промышленной продукции: появились правила формирования и ведения С 1 июля производство промпродукции в РФ подтверждают не заключениями Минпромторга, а сведениями из реестра российской промышленной продукции. С этой даты заработали правила, по которым ведомство формирует и ведет реестр в государственной информсистеме промышленности (ГИСП). Они среди прочего определяют, какие данные и как включать в него.

Минпромторг вносит записи в реестр на основании специальных инвестиционных контрактов, актов экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), сертификатов о происхождении товара. Данные включают по заявке. Тот, кого уполномочил заявитель, подает ее через личный кабинет ГИСП.

Заявки о включении в реестр сведений о продукции на основании специального инвестиционного контракта рассматривает Минпромторг, а на основании акта экспертизы или сертификата о происхождении товара — ТПП РФ.

Информация о продукции на основании сертификата о происхождении товара вносится в реестр автоматически не позднее следующего рабочего дня после его выдачи.

Заявка о включении в реестр сведений о продукции на основании акта экспертизы ТПП РФ направляется в Минпромторг таким же образом и в тот же срок после его выдачи.

Минпромторг в течение 10 рабочих дней после получения заявки, основанной на акте экспертизы или специальном инвестиционном контракте, проверяет ее полноту и достоверность. Далее ведомство выполняет одно из действий:

— формирует реестровую запись;

отказывает в этом;

— возвращает заявку на доработку заявителю либо в ТПП РФ (касается заявок по актам экспертизы).

Правила среди прочего определяют, как заявку дорабатывают и направляют повторно.

Заключения о подтверждении производства промпродукции в РФ, которые выдали до 1 июля 2024 года, действительны до окончания срока их действия.

Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 N 894

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Эксперимент по оформлению перевозок грузов с помощью новой цифровой платформы начнется 1 августа С 1 августа 2024 года в сфере автомобильного, морского, речного, железнодорожного и воздушного транспорта в пилотном режиме будут внедрять систему «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа». Эксперимент продлится до 1 июня 2025 года.

Добровольно поучаствовать в пилотном проекте смогут, в частности, отправители и получатели грузов, экспедиторы и перевозчики. Для этого нужно подать заявку по методрекомендациям, которые утвердит Минтранс.

Мероприятие проведут, чтобы среди прочего:

определить с участниками эксперимента, какие сведения о перевозке включать в систему;

апробировать технологию выдачи разрешительных и товаросопроводительных документов через «единое окно»;

протестировать механизмы сбора и верификации данных о перевозчиках, формирования их рейтинга;

разработать поправки о переходе на электронный документооборот.

Есть и другие положения.

Постановление Правительства РФ от 03.07.2024 N 908

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Предписанные законом льготы по уплате административного штрафа должны распространяться в том числе на административные правонарушения, выявленные в результате проверки органами прокуратуры как иным субъектом контрольно-надзорной деятельности государства
Не соответствующим Конституции РФ признано положение части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования и по смыслу, придаваемому ему судебным толкованием, не предоставляет возможности льготной (в половинном размере) уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.

Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения. Конституционный Суд РФ также полагает возможным рекомендовать законодателю при внесении в правовое регулирование изменений, непосредственно вытекающих из настоящего Постановления, оценить, в том числе с учетом выраженных в нем правовых позиций, достаточность критериев возможности уплаты назначенного административного штрафа в половинном размере для остальных случаев — наряду с охваченными предметом и резолютивной частью настоящего Постановления — выявления административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в ином порядке, чем предусмотренный Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 39-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
— Решения по конкретным делам

ВС РФ: в случае возврата некачественного ТС с новыми дефектами ущерб продавцу могут не возместить Покупатель отказался исполнить договор купли-продажи автомобиля, из-за чего суд в 2020 году обязал вернуть некачественный товар продавцу. Покупатель передал ТС в 2021 году с большим числом механических повреждений. Продавец обратился в суд за возмещением ущерба.

Первая инстанция отказала: не доказано, что неправомерные действия покупателя стали причиной повреждений. Апелляция сочла, что убытки возникли из-за нарушения правил эксплуатации ТС, и частично удовлетворила требования продавца. Кассация с ней согласилась.

ВС РФ направил дело на новое рассмотрение в апелляцию:

— нужно было определить момент образования повреждений;

— продавец не может требовать возместить вред, который получило ТС в результате эксплуатации до принятия решения о возврате ему автомобиля;

не доказано, что повреждения возникли по вине покупателя после вынесения такого решения судом в 2020 году и до фактической передачи ТС продавцу в 2021 году;

— вывод апелляции о том, что автомобиль повредил покупатель, незаконный;

— согласие покупателя с фактом наличия механических дефектов не означает признания вины в их появлении.

Определение ВС РФ от 18.06.2024 N 32-КГ24-7-К1

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

ВС РФ: индексация присужденных в иностранной валюте сумм не проводится Стороны заключили договор, по которому валюта долга и платежа — евро. Арбитражный суд по иску одного контрагента взыскал с другого неустойку в той же валюте с пересчетом на рубли на дату платежа. Позже взыскатель обратился за индексацией присужденных денег — три инстанции пошли навстречу.

ВС РФ отметил:

— правила расчета индексации нужны для определения инфляции рубля. В связи с этим их применяют, если взыскана рублевая сумма;

— поскольку стороны договорились об иностранной валюте долга и платежа, то заранее реализовали право на компенсацию потерь из-за инфляции рубля и приняли на себя риск колебания его курса;

— изменение курса рубля (по сравнению с выбранной валютой) в период неисполнения судебного акта не лишает кредитора компенсации потерь;

— решение суда взыскать неустойку в зарубежной валюте по курсу ЦБ РФ на дату платежа и так предполагает справедливую компенсацию.

Верховный суд отменил акты трех инстанций и отказал в индексации.

Определение ВС РФ от 12.07.2024 N 308-ЭС21-27525

Перейти к документу

Расчет задолженности за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не имеющий подключения к централизованной системе горячего водоснабжения В управлении абонента находился многоквартирный дом (МКД), не имеющий подключения к централизованной системе горячего водоснабжения (ГВС), но оборудованный общедомовым прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии и холодного водоснабжения. Энергоснабжающая организация (ЭСО) обратилась с иском о взыскании задолженности, которая определена путем вычитания из объема тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ, объема энергии, рассчитанного с использованием норматива на подогрев в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Мнение судов:

  • Расчет ЭСО стоимости тепловой энергии, используемой абонентом как исполнителем коммунальной услуги только на подогрев воды в целях приготовления горячей воды, исходя из показания ОДПУ тепловой энергии, противоречит вышеуказанной формуле 20.
  • С 01.09.2022 вступили в силу изменения, внесенные в порядок расчетов между ЭСО, управляющими организациями и потребителями за поставленные коммунальные ресурсы путем корректировки объема потребления исходя из показаний ОДПУ, в связи с чем признано правомерным и подлежащим удовлетворению требование ЭСО за период с января по декабрь 2022 года.
  • Исковые требования удовлетворены частично.

Позиция кассации:

  • Правоотношения, возникающие по поводу расчетов за коммунальные ресурсы, поставляемые в МКД в целях самостоятельного приготовления горячей воды, не охватываются корректировкой, регламентированной изменяющим правовым актом. Стоимость таких ресурсов подлежит исчислению исключительно с применением положений Правил N 354, а показания ОДПУ соответствующего вида коммунального ресурса в расчетах не учитываются, в том числе в целях проведения последующего перерасчета.
  • Отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива горячего водоснабжения на общедомовые нужды для МКД с оборудованием для самостоятельного производства горячей воды не исключает возможности использовать в расчетах с ЭСО норматив, утвержденный для домов с аналогичными конструктивными характеристиками.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.07.2024 N Ф04-1811/2024 по делу N А46-23876/2021

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Признание недействительным уведомления о расторжении договора об оказании развлекательных услуг на территории городского парка Истец обратился с иском к ответчику (муниципальному предприятию) о признании недействительным уведомления о расторжении договора на предоставление права оказания услуг по организации и проведению музыкальных развлекательных мероприятий на территории городского парка.

Мнение судов:

  • Истцом (пользователем) условия договора не нарушались, основания для расторжения сделки отсутствовали.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Следует дать правовую квалификацию спорному договору и определить, из какого правоотношения возник спор.
  • Лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
  • Необходимо исследовать вопросы о посягательстве на публичный интерес при заключении договора в обход закона, предусматривающего получение согласия собственника недвижимого имущества и запрещающего передачу в аренду муниципального земельного участка, то есть фактическом неправомерном распоряжении муниципальным имуществом.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.07.2024 N Ф04-2119/2024 по делу N А46-12256/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Обязание собственника недвижимости провести ремонтно-восстановительные работы на данных  объектах Городская администрация, сославшись на письмо прокуратуры о мониторинге исполнения органами местного самоуправления мероприятий по профилактике терроризма и обращение Президента РФ о проведении специальной военной операции, в связи с чем увеличивается уровень опасности для жителей городов и регионов, возможность осуществления террористических актов, обратилась с иском к обществу об обязании привести в надлежащий вид принадлежащие ему объекты (вставить оконные рамы, застеклить или заколотить окна, установить ворота и отремонтировать фасады, заколотить входы в здание) в целях исключения доступа посторонних лиц.

Мнение судов:

  • На принадлежащие обществу спорные объекты недвижимости наложен арест.
  • Объекты переданы на ответственное хранение третьему лицу.
  • В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция кассации:

  • Общество как собственник недвижимости обязано в силу закона принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей внутрь данных объектов, при этом закон не обязывает осуществить эти работы самостоятельно.
  • На период ареста спорных помещений общество не утратило права собственности в отношении этого имущества.
  • Представленные обществом доказательства о наличии пропускного режима на объектах и невозможности доступа к принадлежащему ему имуществу относятся к периоду, истекшему задолго до возникновения настоящего спора.
  • Необходимо выяснить, каким образом арест препятствует обществу использовать и содержать его имущество, имеется ли возможность доступа собственника к этим объектам, какие препятствия существуют для устранения выявленных муниципалитетом нарушений правил содержания объектов недвижимости, используется ли имущество иными лицами и на каких условиях.
  • Дело направлено на новое рассмотрение
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.07.2024 N Ф04-2694/2024 по делу N А81-5625/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Финкомпании станут реже проводить идентификацию клиентов из числа физлиц — поправки прошли Госдуму По проекту организациям, которые совершают операции с деньгами или другим имуществом, не нужно идентифицировать клиентов-физлиц при приеме платежей на сумму не более 60 тыс. руб. Это касается перечисления средств с целью уплатить налоги или рассчитаться за жилье и коммунальные услуги.

Сейчас предельная сумма — 15 тыс. руб.

Аналогично повысят максимальную сумму перевода (на данные цели) без открытия банковского счета, при которой кредитные организации не проводят даже упрощенную идентификацию. Исключение — операции с электронными деньгами.

Есть и другие новшества. Поправки вступят в силу со дня опубликования закона.

Напомним, идентификация нужна независимо от суммы перевода, когда работники финкомпании заподозрили клиента в отмывании преступных доходов либо финансировании терроризма.

Проект Федерального закона N 455879-8

Документ включен в информационный банк:
—  Законопроекты

 

Приостановка регистрации прав на недвижимость: проект о внесудебном обжаловании прошел третье чтение С 1 января 2026 года хотят ввести право во внесудебном порядке оспорить решение о приостановке госрегистрации без одновременного кадастрового учета. При этом возможность обратиться в суд сохранят.

Обжаловать решение вне суда можно будет:

— в центральной апелляционной комиссии Росреестра, в частности, если именно он уведомил о приостановке;

— региональной либо межрегиональной комиссии, если уведомление пришло от территориального органа ведомства.

Список комиссий размещен на сайте Росреестра. На подачу жалобы отведут 15 рабочих дней с даты приостановки. Способы обращения:

— в письменной форме лично или по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;

— электронной форме, например, через Госуслуги.

Заседания будут очными либо дистанционными.

Комиссия примет решение не позже 15 рабочих дней со дня поступления заявления. В случае его удовлетворения решение станет основанием для отмены приостановки и для повторного рассмотрения просьбы зарегистрировать права на недвижимость.

Есть и другие новшества.

Сейчас во внесудебном порядке можно оспорить в ряде случаев приостановку кадастрового учета:

— без одновременной регистрации прав;

— вместе с регистрацией прав, если причиной «паузы» стали документы для постановки на учет.

Для обжалования приостановки госрегистрации прав без одновременного кадастрового учета пока действует только судебный порядок.

Проект Федерального закона N 556069-8

Документ включен в информационный банк:
—  Законопроекты

Индикаторы риска в сфере строительного надзора: Минстрой предлагает расширить перечень По проекту новый показатель риска станут выявлять на основе информации о дисциплинарных мерах, которую отразят в реестре членов СРО изыскателей, проектировщиков и строителей.

Индикатор сработает в одной из ситуаций:

— хотя бы дважды за год разместят сведения о том, что члену СРО предписали устранить нарушения, назначили предупреждение или штраф;

— в течение года опубликуют данные, например, о рекомендации исключить лицо из членов СРО.

Не будут учитывать сведения о мерах, которые суд отменил.

Общественное обсуждение проекта завершат 26 июля.

Напомним, если в 2024 году выявляют индикаторы риска, по согласованию с прокуратурой могут провести внеплановую документарную либо выездную проверку.

Проект приказа Минстроя России

Перейти к документу

В Госдуму поступил законопроект о противодействии финансированию экстремистской деятельности
Законопроект вносит поправки в целый ряд законодательных актов с целью включения в сферу законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма направления, связанного с противодействием финансированию экстремистской деятельности.

Законопроектом также расширяется перечень оснований для включения физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, и исключения из него.

Проект Федерального закона N 671687-8

Перейти к документу

Ко второму чтению подготовлен законопроект о сохранении единственного ипотечного жилья при банкротстве гражданина
Законопроект предусматривает особенности заключения мирового соглашения между гражданином и кредитором, требования которого обеспечены ипотекой жилого помещения.

Со дня утверждения мирового соглашения арбитражным судом наступают в том числе следующие последствия: на жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено, не обращается взыскание в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; требования кредитора, обеспеченные ипотекой, и ипотека не прекращаются; требования кредитора, обеспеченные ипотекой, исключаются из реестра требований кредиторов и не подлежат удовлетворению в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Проект Федерального закона N 309801-8

Перейти к документу

Предлагается актуализировать требования к идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

Проект подготовлен в целях приведения требований к нормам Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В приложениях к проекту приказа приводятся:

сведения, подлежащие установлению при идентификации клиентов — физических лиц, представителей клиента, выгодоприобретателей — физических лиц и бенефициарных владельцев;

сведения, подлежащие установлению при идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей, являющихся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, занимающимися частной практикой, иностранными структурами без образования юридического лица;

сведения, включаемые в анкету клиента.

Проектом признается утратившим силу Приказ Росфинмониторинга от 20 мая 2022 г. N 100, регулирующий аналогичные правоотношения.

Проект Приказа Росфинмониторинга «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев»

Перейти к документу

Патент на изобретение после его обнародования: проект о новом сроке подачи заявки внесен в Госдуму Подать заявку на выдачу патента можно будет в течение 1 года со дня раскрытия информации об изобретении. Речь идет, например, о ситуации, когда автор изложил суть изобретения на выставке.

Сейчас срок — 6 месяцев.

Планируют, что поправка вступит в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.

Проект Федерального закона N 671636-8

Перейти к документу

Субъектам КИИ не придется составлять перечни объектов для категорирования: проект ФСТЭК Хотят освободить субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) от обязанности формировать, утверждать и изменять перечни объектов для категорирования (п. п. «а» и «в» проекта).

Отметим, с 21 марта 2023 года уполномоченные органы (организации) по согласованию с ФСТЭК формируют перечни типовых отраслевых объектов КИИ. Такие списки используют как исходные данные для категорирования. В связи с этим нет необходимости в том, чтобы перечень составлял каждый субъект КИИ.

Есть и другие изменения. Общественное обсуждение проекта завершат 24 июля.

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

ПРАВОСУДИЕ
Обобщены постановления и наиболее важные определения, принятые Конституционным Судом во втором квартале 2024 года Приводятся решения по конституционным основам публичного права, трудового законодательства и социальной защиты, частного права, уголовной юстиции. «Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2024 года»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)