Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 08.07.2024 по 15.07.2024
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Внеплановые проверки бизнеса в 2024 году: Минэкономразвития предложило новые основания | Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки по согласованию с прокуратурой предлагают проводить, если юрлица или ИП не уведомили проверяющих о начале ведения бизнеса, хотя обязаны были это сделать (пп. «а» п. 1 проекта изменений).
Не понадобится согласование (пп. «б» п. 1 проекта изменений): — для внеплановых проверок (мероприятий), если контролеры получили от федеральных органов безопасности сведения об угрозе или причинении вреда обороне страны, терактах и др.; — внеплановых документарных проверок в рамках федерального контроля за применением ККТ. Напомним, до конца 2024 года внеплановые проверки (мероприятия) проводят только по определенному перечню оснований. Кроме того, до 2030 года разрешат выдавать предписания по итогам бесконтактных контрольных мероприятий. Это будет возможно в том числе при наблюдении за выполнением требований в области связи, обработки персональных данных, применения ККТ (пп. «а» и «б» п. 3 проекта изменений). Сейчас нельзя выносить предписание по итогам мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, кроме двух случаев. Есть и другие новшества. Общественное обсуждение проекта завершат 19 июля. |
Проект постановления Правительства РФ | |
В КоАП РФ включены новые составы, устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере оборота древесины | Появятся новые составы административных правонарушений в области учета и оборота древесины, изменятся уже имеющиеся. Положения закона вступят в силу в разное время: одни заработают 19 июля этого года, другие — 1 января 2025 года. Остановимся на некоторых из них.
С 19 июля снизится штраф для юрлиц за транспортировку древесины без электронного сопроводительного документа. Его размер составит от 200 тыс. до 400 тыс. руб. (сейчас — от 500 тыс. до 700 тыс. руб.). Вместе с тем вводится штраф за повторное совершение такого нарушения. Организациям придется заплатить от 400 тыс. до 500 тыс. руб. Древесину и ТС могут конфисковать. Кроме того, с указанной даты появятся такие составы: — пребывание в лесах с машинами или оборудованием для рубки, перевозки леса без законных на то оснований. Штраф для юрлиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для ИП — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Возможна конфискация орудий правонарушения; — нарушение правила о реализации древесины на организованных торгах. Для юрлиц такое деяние обернется штрафом от 300 тыс. до 500 тыс. руб. С 2025 года будут штрафовать за автоперевозку древесины или продукции ее переработки на ТС, которые не оборудованы техсредствами контроля движения. Штраф для юрлиц — от 200 тыс. до 400 тыс. руб., для ИП — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Аналогичное наказание предусмотрено за непередачу в ФГИС ЛК https://pub.fgislk.gov.ru/ информации о перемещении такого автотранспорта. Напомним, с нового года эта система заменит действующую ЛесЕГАИС. Помимо прочего введут ответственность за нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, а также порядка внесения сведений о них в государственный лесной реестр. Штраф для юрлиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб., для ИП — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Требования уже установлены, а порядок только предстоит утвердить (подготовлен его проект). |
Федеральный закон от 08.07.2024 N 165-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
ТС можно будет поставить на учет без ОСАГО с 1 марта 2025 года | У нового владельца больше не будет обязанности застраховать гражданскую ответственность до момента госрегистрации ТС, но не позже 10 календарных дней после возникновения права владения. Госавтоинспекция не сможет потребовать представить полис ОСАГО для постановки на учет и регистрации смены владельца.
1 марта вступят в силу и другие поправки. Запрет эксплуатировать транспорт без застрахованной гражданской ответственности владельца продолжит действовать. Из правила есть исключения. См. также: Как юрлицу поставить на учет ТС |
Федеральный закон от 08.07.2024 N 174-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Финуслуги: с 11 июля в договор нужно включать идентификатор сделки для кредитной истории | Идентификатор (УИД), который организации присваивают сделкам для кредитной истории, понадобится включать в сам договор или независимую гарантию.
Изменение затрагивает широкий круг участников финрынка, обязанных предоставлять информацию о сделках в бюро кредитных историй. В их числе: — банки; — МФО; — лизинговые компании; — кредитные кооперативы; — операторы инвестиционных платформ; — участники эксперимента по партнерскому финансированию. Новшество нужно учесть также организациям-заимодавцам и гарантам, которые воспользовались правом передать в бюро информацию о заемщиках, поручителях, принципалах. ЦБ РФ рекомендует размещать идентификатор на первой странице договора текстом и в виде QR-кода. Отметим, что еще до законодательных изменений Банк России предлагал сообщать УИД заемщикам, чтобы они могли найти договор в своей кредитной истории. |
Федеральный закон от 10.07.2023 N 295-ФЗ
Информационное письмо Банка России от 13.02.2024 N ИН-014-46/11 Документы включены в информационный банк: |
|
Расширятся полномочия таможни по отдельным видам контроля на границе | Появятся новые пункты пропуска, где таможенные органы будут в полном объеме проводить и иные виды контроля наряду с таможенным. Перечень таких пунктов определит правительство. Закон вступит в силу 1 сентября 2025 года.
Речь идет о таких видах контроля (надзора) товаров и ТС: — федеральный государственный ветеринарный; — санитарно-карантинный; — федеральный государственный карантинный фитосанитарный. Кроме того, таможенные органы будут участвовать в проведении госнадзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пунктах, которые определит правительство. Сейчас таможенные органы контролируют эти сферы в полном объеме только в пунктах пропуска на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне РФ. Новшества ускорят прохождение товаров через границу, что повысит пропускную способность пунктов. |
Федеральный закон от 08.07.2024 N 167-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки | По поручению президента семейную ипотеку пролонгировали до 2030 года. Информацию об этом Минфин разместил на своем сайте. Однако поправки к условиям льготной программы пока не опубликованы.
Минфин отметил, в частности, такие параметры семейной ипотеки: — ею вправе воспользоваться граждане хотя бы с 1 ребенком до 6 лет; — цель кредита — покупка квартиры в новостройке или строительство индивидуального жилого дома; — льготная ставка по кредиту — 6% годовых; — для жителей столицы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области размер кредита — до 12 млн руб., а для жителей других регионов — до 6 млн руб. Это суммы, на которые полностью распространяется льготная ставка; — первоначальный взнос — 20%. Напомним, банки из спецперечня могли выдавать основную часть кредитов по такой программе до 1 июля 2024 года. |
Информация Минфина России от 10.07.2024 | |
Цифровой паспорт промпродукции: правительство определило порядок формирования и использования | 1 июля вступили в силу поправки о цифровых паспортах промпродукции. Их будут формировать и использовать по правилам, которые заработали днем позже.
Минпромторг разместит паспорта в открытом доступе в государственной информсистеме промышленности (ГИСП). Это позволит идентифицировать товар и получать сведения о его технических, эксплуатационных свойствах и др. Ведомство оформляет паспорт на основании данных о товаре и его производителе из ГИСП. Сведения в паспорте актуализируют по заявлению компании и ИП в течение 5 рабочих дней с момента получения. Подают его через ГИСП по форме, которую утвердит Минпромторг. Цифровые паспорта позволят систематизировать информацию о продукции и определить приоритеты господдержки в сфере промышленности. Они также понадобятся производителям для отчетов об итогах применения стимулирующих мер. |
Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 N 896
Документ включен в информационные банки: |
|
Российским гражданам и компаниям рекомендовано временно отказаться от подачи заявок в ведомства по интеллектуальной собственности стран Евросоюза напрямую |
Такие рекомендации даны в связи с установлением ограничений по работе ведомств по интеллектуальной собственности Евросоюза, которым в соответствии с новыми санкционными мерами запрещено принимать заявки на регистрацию интеллектуальной собственности от граждан РФ, зарегистрированных и пребывающих в России физических и юридических лиц.
Для подачи заявок рекомендуется использовать международные системы регистрации ВОИС («РСТ» — для изобретений, «Мадрид» — для товарных знаков и знаков обслуживания, «Гаага» — для промышленных образцов, «Лиссабон» — для географических указаний и наименований мест происхождения товаров). Заявку на регистрацию объектов интеллектуальной собственности в рамках международных систем ВОИС необходимо подавать через Роспатент. |
<Информация> Роспатента «Роспатент: Разъяснения по европейским ограничительным мерам в отношении интеллектуальной собственности»
Документ включен в информационные банки: |
|
ВС РФ напомнил: если страховщик по ОСАГО выплатил не все возмещение, то его оштрафуют | Станция техобслуживания отказала в восстановительном ремонте легкового ТС. Страховая без согласия потерпевшего выплатила ему деньги. Тот обратился за доплатой, которая бы возместила расходы на ремонт (без учета износа) и иные убытки. Страховщик требование не исполнил.
Суд назначил страховой компании штраф за то, что она не удовлетворила требования физлица добровольно. Апелляция не согласилась: по Закону об ОСАГО не взыскивают штраф за причинение убытков. Кассация ее поддержала. ВС РФ применил норму ГК РФ об исполнении обязательств за счет должника. В данном случае помимо расходов и других убытков потерпевшего суд должен взыскать и штраф. В расчете нужно исходить не из размера убытков, а из суммы возмещения, которое не выплатил страховщик. Аналогичную позицию ВС РФ уже высказывал. Дело направлено в апелляцию на новое рассмотрение. |
Определение ВС РФ от 04.06.2024 N 49-КГ24-7-К6
Документ включен в информационный банк: |
|
Обращение взыскания на арестованное имущество налогоплательщика, находящееся в залоге у налогового органа | Ввиду неисполнения обществом требований об уплате налога и пени в установленные законом сроки налоговый орган вынес постановления об аресте принадлежащих обществу транспортных средств (ТС) и обратился с заявлением об обращении взыскания на находящиеся у него в залоге ТС.
Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2024 N Ф04-1546/2024 по делу N А45-16665/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Взыскание долга в размере повышающего коэффициента, обусловленного отсутствием индивидуальных приборов учета холодной воды | Водоканал обратился к департаменту жилищной политики муниципалитета с иском о взыскании задолженности по оплате переданной в жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования, холодной воды, объем которой определен в размере повышающего коэффициента, обусловленного отсутствием индивидуальных приборов учета (ИПУ), и неустойки.
Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2024 N Ф04-1801/2024 по делу N А46-12858/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Определение размера штрафа за ненадлежащее исполнение условий муниципального контракта | Заказчик обратился с иском о взыскании с подрядчика штрафа по муниципальному контракту на выполнение проектных и строительных работ за неустраненные недостатки и дефекты содержания объекта.
Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.06.2024 N Ф04-1909/2024 по делу N А75-6408/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Субсидиарная ответственность при банкротстве: новшества для кредиторов прошли Госдуму | В Законе о банкротстве закрепят, что кредиторы могут изменить способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности с продажи на уступку. Условие — право требования не реализовали на торгах в форме публичного предложения.
Арбитражный управляющий уведомит кредиторов о такой возможности через Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение 10 рабочих дней после завершения торгов. На принятие решения кредиторам отведут 10 рабочих дней со дня публикации сообщения в реестре. Чтобы воспользоваться правом, кредитору потребуется направить управляющему заявление. Через 20 рабочих дней с даты публикации управляющий представит в суд новый отчет о результатах выбора кредиторами способов распоряжения правом. По этому документу суд заменит взыскателя на кредиторов, которые выбрали уступку. На имя каждого из них суд выдаст исполнительный лист с указанием размера и очередности погашения требования. Поправки заработают через 10 календарных дней после опубликования закона. По общему правилу новшества будут применять в том числе к делам о банкротстве, которые возбуждены до начала действия закона. Если право требования не реализовали на торгах до дня вступления в силу закона, конкурсные управляющие в течение 30 рабочих дней с этой даты известят кредиторов о возможности изменить способ распоряжения правом. Речь идет о случаях, когда его не выставляли на новые торги и не публиковали сообщение о его продаже. В проекте есть и другие положения. Сейчас возможность изменить способ распоряжения правом требования предусмотрена на уровне практики ВС РФ. Замена допустима при таких условиях: — кредитор сначала выбрал взыскание долга или продажу требования с торгов; — он возместит убытки тем, кто потратился на данные процедуры. |
Проект Федерального закона N 538767-8
Документ включен в информационный банк:
|
|
Составлять ряд протоколов о правонарушениях полиция не сможет — проект принят в финальном чтении | Полиция больше не будет оформлять протоколы о невыполнении или грубом несоблюдении требований и условий лицензии либо иного разрешения. Это не коснется данных нарушений в сфере безопасности дорожного движения.
Также из компетенции полиции исключат составление, в частности, протоколов: — о самовольном занятии земельного или лесного участка; — о несоблюдении законодательства об охране объектов культурного наследия; — о сокрытии либо искажении экологической информации; — о незаконном использовании средств индивидуализации товаров, работ или услуг; — о производстве либо обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований. Поправки устранят дублирование полномочий полиции и прочих госорганов, что снизит административную нагрузку на бизнес. Есть и другие новшества. Изменения вступят в силу через 90 календарных дней после опубликования закона. См. также: Каковы требования к составлению и содержанию протокола об АП |
Проект Федерального закона N 481609-8
Документ включен в информационный банк: |
|
Судебная экспертиза в гражданском процессе: поправки о ее назначении и оплате прошли третье чтение | Согласно проекту суд назначит экспертизу по ГПК РФ после того, как заявитель внесет за нее оплату на спецсчет. Речь идет о ситуации, когда провести экспертизу попросил участник дела. Исключение — гражданин, которого полностью либо частично освободили от таких расходов.
Суд установит срок для перевода денег. Если они вовремя не поступят, суд сможет отклонить ходатайство об экспертизе. Однако если дело невозможно рассмотреть с помощью других доказательств, которые представили стороны, суд вправе назначить экспертизу по своей инициативе. Есть и другие положения. Изменения вступят в силу через 10 календарных дней после даты опубликования закона. Проект приняли с подачи КС РФ. В июле 2023 года он постановил: суд назначает по инициативе стороны экспертизу только после ее полной предоплаты либо после рассмотрения вопроса о последствиях невнесения денег. Правило действует до того, как заработают поправки. |
Проект Федерального закона N 506050-8
Документ включен в информационный банк: |
|
Экологический сбор: Минприроды хочет с 2025 года изменить правила взимания и исчисления | На публичное обсуждение выставили проект с новыми правилами взимания экологического сбора. В них установят и порядок его исчисления, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Среди новшеств можно выделить такое. При ввозе товаров (в т.ч. в упаковке) из государств — не членов ЕАЭС импортер сможет подать в ЕФГИС УОИТ уведомление о том, что сам утилизирует отходы. Сделать это нужно до дня выпуска товаров для внутреннего потребления. Если уведомление не подать, то в эти же сроки нужно будет уплатить сбор. Если импортер подаст уведомление, а сам не утилизирует отходы либо утилизирует их частично, ему нужно будет уплатить сбор до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 7 проекта правил). Данное положение будет действовать: — для товаров (упаковки) из перечня для эксперимента — с 1 сентября 2024 года по 31 декабря 2025 года (п. 4 проекта постановления); — для товаров (упаковки) не из переченя для эксперимента — с 1 января 2026 года (п. 5 проекта постановления). Предполагается, что документ вступит в силу 1 января 2025 года и будет действовать до 1 января 2031 года (п. 7 проекта постановления). |
Проект постановления Правительства РФ
Документ включен в информационный банк: |
|
В КоАП РФ внесут поправки о территориальной подсудности районному суду ряда жалоб: проект Минюста | Хотят определить, что жалобу на постановление по делу об АП, которое вынесла административная комиссия при субъекте РФ, рассматривает районный суд по месту ее нахождения. Для этого будут применять норму о территориальной подсудности обжалования постановлений коллегиальных органов (п. 1 проекта).
Подход уже действует благодаря позиции КС РФ. Проектом устранят неясность, которая имеется в КоАП РФ. Также уточнят, что решения по жалобе на постановление об АП, которое вынес любой коллегиальный орган, может обжаловать его руководитель (п. 4 проекта). Сейчас это право есть только у руководителя региональной административной комиссии. Есть и другие изменения. Независимую антикоррупционную экспертизу проекта завершат 11 июля. Напомним, постановление по делу об АП в сфере бизнеса обжалуется в арбитражный суд. |
Проект федерального закона | |
Ко второму чтению подготовлен законопроект, определяющий порядок использования некоторых видов объектов авторских и смежных прав, автор или иной правообладатель которых неизвестен |
Порядок будет основан на выдаче лицу, заинтересованному в использовании такого объекта, разрешения в виде неисключительной возмездной лицензии, выдаваемой уполномоченной аккредитованной организацией после проверки.
Речь идет о возможности использования в таком порядке правомерно обнародованных произведений литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, музыкальных произведений с текстом или без текста, а также правомерно обнародованных фонограмм и исполнений. Ко второму чтению в текст законопроекта внесен ряд уточнений, в частности: из числа действий, которые допускаются в отношении произведения, автор которого или иной обладатель исключительного права на него предполагается неизвестным, исключена переработка такого произведения для создания производных произведений; с 30 до 90 рабочих дней увеличен срок, в течение которого (со дня размещения объявления о поиске автора или иного правообладателя на сайте аккредитованной организации) в случае, если автор или иной правообладатель не будет установлен или не будут установлены сведения, которые позволяют направить правообладателю юридически значимое сообщение, аккредитованная организация сможет внести сведения об объекте авторских или смежных прав в реестр и общедоступную информационную систему; предусмотрено, что в случае, если после зачисления на номинальный счет вознаграждения по лицензионному договору будет установлено, что оно выплачено за использование объекта авторских или смежных прав, который на момент начисления этого вознаграждения фактически уже находился в общественном достоянии, сумма этого вознаграждения подлежит возврату лицензиату. |
Проект Федерального закона N 411043-8 | |
Предлагается ужесточить административную ответственность иностранных граждан за совершение правонарушений в сфере миграции |
Проектом предусматривается увеличение размеров штрафов для физических лиц за отдельные административные правонарушения, предусмотренные главой 18 «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации», а также частью 3 статьи 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» КоАП РФ.
Кроме того, предлагается дополнить составы административных правонарушений экстремисткой направленности и посягающие на общественную безопасность и правопорядок, субъектами которых могут являться иностранные граждане, административным наказанием в виде административного выдворения за пределы РФ. |
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (не внесен в ГД ФС РФ) | |
Предлагается усилить защиту прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности |
Законопроектом, в частности, предлагается установить административную ответственность:
за неисполнение профессиональной коллекторской организацией, кредитной или микрофинансовой организацией требований и обязанностей, установленных для таких организаций законодательством РФ о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности; за незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания «профессиональная коллекторская организация»; за неисполнение решения об ограничении использования одного или нескольких способов взаимодействия с должником. Кроме того, должностных лиц ФССП России предлагается наделить правом составлять протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 19.5, статьям 19.6 и 19.7 КоАП РФ. |
Проект Федерального закона N 665134-8 | |
Данные о вредных веществах табачных изделий запретят относить к коммерческой тайне: проект Минздрава | К коммерческой тайне не смогут отнести сведения о наличии и количестве в табачной (никотинсодержащей) продукции ингредиентов, которые:
— усиливают никотиновую зависимость; — оказывают токсическое воздействие; — имеют или приобретают при нагревании (тлении) канцерогенные, мутагенные, репротоксические свойства. Отметим, определить, какие вещества обладают данными качествами, производители могут с помощью регистра Роспотребнадзора. Общественное обсуждение проекта завершат 17 июля. |
Проект федерального закона | |
ПРАВОСУДИЕ | |||
Привлечение допрошенного свидетеля к последующему участию в уголовном деле в качестве специалиста ведет к недопустимому совмещению в одном уголовном деле, пусть и на разных стадиях уголовного процесса, одним и тем же лицом разных процессуальных статусов |
Часть вторая статьи 71 УПК РФ признана не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными положениями этого Кодекса исключает участие в уголовном деле в статусе специалиста лица, ранее допрошенного в качестве свидетеля, и влечет признание недопустимыми доказательств, полученных с его участием в нарушение данного требования.
Конституционный Суд также отметил, что судебные решения, вынесенные по делу заявителя на основании части второй статьи 71 УПК РФ в системной связи с иными положениями этого Кодекса, подлежат пересмотру в установленном порядке. Президиум Верховного Суда РФ вправе оставить соответствующие судебные решения без изменения, если расхождение в понимании части второй статьи 71 УПК РФ в этом деле в системной связи с иными положениями уголовно-процессуального закона с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, в совокупности с иными доказательствами по данному делу не ставит под сомнение обоснованность приговора. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2024 N 37-П
Документ включен в информационные банки: |
|
Разъяснен порядок исполнения пункта 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда от 25 декабря 2023 года N 60-П |
Данным Постановлением Конституционный Суд признал не противоречащими Конституции статью 809 ГК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2017 года N 212-ФЗ) и часть 3 статьи 69 АПК РФ в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:
статья 809 ГК РФ не может служить формальным основанием для отказа в рассмотрении судом вопроса об уменьшении размера процентов за пользование займом, предусмотренного договором, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2017 года N 212-ФЗ, признавшего их ростовщическими; часть 3 статьи 69 АПК РФ не может расцениваться как позволяющая арбитражному суду, рассматривающему в рамках дела о банкротстве гражданина вопрос о включении в реестр требований кредиторов должника требования, вытекающего из договора займа, преодолеть итоговый вывод об истечении срока исковой давности, содержащийся во вступившем в законную силу решении суда общей юрисдикции по гражданскому делу, ранее рассмотренному между теми же сторонами, по поводу того же требования и в связи с теми же фактическими обстоятельствами. В настоящем Определении рассмотрены вопросы пересмотра судебных актов, вынесенных в отношении заявителя по данному делу на основании вышеназванных норм. |
Определение Конституционного Суда РФ от 09.07.2024 N 1755-О-Р
Документ включен в информационные банки: |