Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 03.06.2024 по 10.06.2024
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Видеосеминар: Коммерческие и правовые риски в логистике | Какие риски существуют в логистике для транспортной компании и грузовладельца? В каких случаях стороны могут их минимизировать? Лектор расскажет о том, как избежать дополнительных затрат при исполнении договора.
Содержание лекции: Лектор: Матрон Ольга Вячеславовна, директор юридического департамента ООО «Сибантрацит Логистика», преподаватель Института бизнеса и делового администрирования и Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, МВА, кандидат экономических наук. Продолжительность лекции — 12:35 мин. |
Видеосеминар: Коммерческие и правовые риски в логистике
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля |
|
Общероссийские правила продажи алкоголя на летних верандах заработают с 1 июня 2024 года | Заведения общепита смогут торговать алкоголем в розницу в том числе в сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей. Это временные сооружения или конструкции с такими признаками:
— предназначены для оказания услуг общепита в течение определенного периода либо сезона; — примыкают к объекту общепита или к зданию (помещению), в котором он расположен, либо находятся на прилегающей к такому объекту территории. Чтобы заниматься данными продажами, нужно соблюдать общие требования к розничной торговле алкоголем при оказании услуг общепита. Также надо иметь документ о том, что, например, веранда отвечает региональным требованиям к размещению и обустройству. Предусмотрены и другие изменения. Сейчас на федеральном уровне есть неясность по вопросу о том, можно ли продавать в розницу алкоголь в сезонных залах или зонах обслуживания посетителей. Из-за этого у бизнеса возникают риски привлечения к ответственности. Напомним, в частности, что в Москве до конца 2024 года такая торговля разрешена, если сезонное (летнее) кафе находится при стационарном предприятии общепита. Кроме того, место продажи должно отвечать требованиям Закона об алкогольном регулировании. |
Федеральный закон от 29.05.2024 N 102-ФЗ Документ включен в информационные банки: |
|
Техрегламент о безопасности алкоголя вступит в силу 1 июля 2025 года | Совет ЕЭК на год сдвинул срок начала действия техрегламента «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018). Он заработает 1 июля 2025 года, а не 1 июля 2024 года. До вступления его в силу алкоголь выпускается в обращение по законодательству стран ЕАЭС или актам ЕЭК.
Напомним, техрегламент предусматривает требования к упаковке и маркировке продукции, ее безопасности при производстве, хранении, перевозке и продаже. |
Решение Совета ЕЭК от 12.04.2024 N 52
Документ включен в информационные банки: |
|
Новая обязанность брокеров и управляющих ценными бумагами с 1 января 2025 года: закон опубликован | Брокеров и управляющих обяжут передавать по заявлению физлица-инвестора сведения о нем, а также о его расходах на покупку и хранение ценных бумаг другим профессиональным участникам рынка. Срок — не позже 30 календарных дней с даты получения заявления.
Состав сведений утвердит ФНС. Порядок и формат их передачи установят в соответствующих базовых стандартах совершения операций на финрынке. Новшество упростит взаимодействие профессиональных участников рынка при расчетах НДФЛ по операциям с ценными бумагами. Речь идет в том числе о случаях, когда бумаги покупали через одно лицо, а продавали через другое. |
Федеральный закон от 29.05.2024 N 120-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
Нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами: штраф для поставщиков ресурсов вырастет | С 9 июня 2024 года за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами должностному лицу ресурсоснабжающей организации назначат штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Компанию либо ИП оштрафуют на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Вместо денежной санкции смогут вынести предупреждение.
Сейчас должностному лицу или ИП за это грозит штраф от 500 до 1 000 руб., а компаниям — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. При ряде обстоятельств штраф меняют на предупреждение, что подтверждает, в частности, случай из практики АС Западно-Сибирского округа. За повторное деяние к поставщикам ресурсов начнут применять более строгие меры. Должностное лицо заплатит от 10 тыс. до 30 тыс. руб., а организация либо ИП — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Пока за повторное нарушение повышенных штрафов нет. |
Федеральный закон от 29.05.2024 N 116-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
Опубликован закон о запрете упрощенной идентификации при крупных переводах без открытия счета | С 30 мая 2025 года, например, банку нельзя будет упрощенно идентифицировать клиента-физлицо, который хочет перечислить более 100 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте. Речь идет о переводе (в т.ч. электронных денег) без открытия банковского счета.
Таким образом, будет недостаточно установить лишь Ф.И.О. клиента, серию и номер его документа, удостоверяющего личность. Кроме этих сведений потребуются данные о гражданстве, дате рождения, месте жительства (регистрации) или месте пребывания и т.д. Сейчас нет ограничения максимальной суммы перевода (без открытия банковского счета), при котором можно провести упрощенную идентификацию. |
Федеральный закон от 29.05.2024 N 122-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
Обязательная маркировка консервов из рыбы и морепродуктов стартует 1 декабря 2024 года | Правительство утвердило правила маркировки консервов в потребительской упаковке. Для отдельных видов (например, консервов из рыбы, мяса, овощей, фруктов) обязательная маркировка будет вводиться постепенно.
Участники оборота консервированной продукции начнут подавать заявления на регистрацию в системе «Честный знак» с 1 сентября текущего года. Тем, кто по состоянию на 31 августа 2024 года присоединится к эксперименту, регистрироваться повторно не надо. Предусмотрены такие этапы обязательной маркировки: — с 1 декабря 2024 года — нужно наносить QR-коды на упаковку и передавать в систему сведения о вводе в оборот консервированной рыбы, икры (кроме красной и черной), ее заменителей, морепродуктов; — с 1 марта 2025 года — необходимо маркировать большинство консервов из мяса, мясных субпродуктов, овощей, фруктов, грибов, ягод и направлять информацию об их вводе в оборот; — с 1 октября 2026 года — надо представлять в систему данные об обороте консервированной продукции и выводе из него. Для КФХ и сельскохозяйственных производственных кооперативов обязательная маркировка всей указанной консервированной продукции начнется 1 марта 2025 года. Несмотря на установленные этапы участники оборота могут работать в системе маркировки уже с 1 сентября этого года. Нереализованную консервированную продукцию, которую произведут или ввезут до даты обязательной маркировки, разрешено продавать без QR-кодов до окончания срока ее годности. |
Постановление Правительства РФ от 27.05.2024 N 677
Документ включен в информационные банки: |
|
Утверждена типовая форма договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами ЕАЭС | По договору поручитель обязуется отвечать перед кредитором в лице Росприроднадзора за исполнение должником обязательств по уплате денежной суммы в размере экологического сбора, возникающего у должника в соответствии с правовым регулированием в области обращения с отходами при импорте товаров, в том числе товаров в упаковке. | Приказ Минприроды России от 16.05.2024 N 299
Документ включен в информационные банки: |
|
Правительство утвердило правила маркировки велосипедов и велосипедных рам | 1 сентября 2024 года начнут действовать правила маркировки велосипедов и велосипедных рам. Тогда же их маркировка станет обязательной. Наносить QR-коды потребуется на определенные товары. Среди них велосипеды с двигателем и без, с колясками и без, детские трехколесные велосипеды.
С указанной даты юрлица и ИП должны регистрироваться в системе «Честный знак» и передавать сведения о вводе в оборот маркированных велосипедов (их рам). При этом начать работать по новым правилам можно уже сейчас. Тем, кто по состоянию на 31 мая 2020 года присоединился к эксперименту по маркировке, повторно регистрироваться не нужно. Если ранее представленные сведения устарели или каких-то данных не хватает, то актуальную и недостающую информацию надо направить в систему до 1 октября текущего года включительно. До 1 января 2025 года потребуется промаркировать товары, которые будут приобретены до 1 сентября 2024 года и выпущены таможенными органами после этой даты для внутреннего потребления или реимпорта. Нужно будет сделать это до их продажи, а потом внести сведения о маркировке в систему. Вместе с тем выпуск таможенными органами немаркированных товаров допускается до 1 ноября 2024 года. До 28 февраля 2025 года включительно разрешен оборот и вывод из него немаркированных остатков товаров. До этого же момента надо будет промаркировать и внести в систему сведения о вводе в оборот нереализованных товаров, которые произведены или ввезены в РФ до 1 сентября 2024 года. Информацию об обороте и выводе товаров из него потребуется передавать в систему маркировки с 1 марта 2025 года. |
Постановление Правительства РФ от 23.05.2024 N 645
Документ включен в информационные банки: |
|
КС РФ защитил право на возмещение судебных расходов должника при неудачной попытке замены взыскателя | Арбитражный суд не может отказать в компенсации судебных расходов должника только потому, что решение по материально-правовому спору вынесли не в его пользу. Вывод КС РФ касается ситуации, когда должник потратился при рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве взыскателя и при этом:
— заявление подал тот, кто не участвовал в разрешении основного дела о взыскании имущества. Например, это сделал единственный участник компании-взыскателя; — суд признал просьбу о правопреемстве необоснованной. При рассмотрении требования о возмещении расходов в подобных случаях суд должен устанавливать, в частности: — связаны ли затраты должника с разрешением дела; — оправданы и разумны ли они; — не возник ли вопрос о правопреемстве взыскателя из-за того, что должник намеренно затягивал исполнение решения по материально-правовому спору. |
Постановление КС РФ от 28.05.2024 N 26-П
Документ включен в информационные банки: |
|
Расчет штрафа за невыполнение подрядчиком обязательств по муниципальному контракту, имеющих стоимостное выражение | Заказчик в рамках муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства выявил многочисленные факты ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заказчика с иском о взыскании штрафа, размер которого составил 0,5 процента от цены контракта. Мнение судов: • При наличии специального вида ответственности за нарушение контрактного обязательства, не имеющего стоимостного выражения, правовые основания для начисления штрафа по контракту в размере 0,5 процента от цены контракта отсутствуют. • За три факта неисполнения требований заказчика должен начисляться фиксированный штраф в твердой сумме. • Исковые требования удовлетворены частично. Позиция кассации: • Невыполнение подрядчиком обязательств по надлежащему содержанию дорог не является нарушением, не имеющим стоимостного выражения, так как проявляется в нарушении условия контракта о качестве работ, выполнении работ с недостатками, которые сами по себе имеют денежное (или стоимостное) выражение. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.05.2024 N Ф04-2031/2024 по делу N А81-4797/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Оценка действий арендатора земельного участка по вырубке лесных насаждений в охранной зоне линии электропередач | Арендодатель расторг договор аренды участка в связи с использованием арендатором земельного участка способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки, — установлено незаконное спиливание более шестидесяти берез. Арендатор обратился с требованием о признании недействительной односторонней сделки по расторжению договора аренды земельного участка. Мнение судов: • Земельный участок предоставлен арендатору не в целях рубки расположенных на нем деревьев. • Отнесение земельного участка к категории земель промышленности не означает наделение арендатора правом вырубки леса. • В договоре аренды арендатору не предоставлено право на рубку леса. • В удовлетворении исковых требований отказано. Позиция кассации: • Необходимо дать оценку доводам арендатора о том, что указанные рубки носили санитарный характер, то есть производились в целях обеспечения безопасности при эксплуатации линии электропередач (ЛЭП), проходящей по территории земельного участка. • Следует установить места вырубки лесных насаждений относительно схемы расположения земельного участка, в том числе с целью исключения факта совершения данных действий в пределах охранной зоны ЛЭП. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2024 N Ф04-1869/2024 по делу N А67-7269/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Возврат субсидии, полученной на реализацию программ формирования современной городской среды, при недостижении показателей результативности ее использования | Муниципалитетом не достигнут «индекс качества городской среды», указанный в соглашении о предоставлении субсидии. Орган исполнительной власти в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства субъекта РФ (заявитель) обратился с заявлением о возврате субсидии в краевой бюджет. Мнение судов: • Вина муниципалитета в недостижении предусмотренных соглашением показателей результативности не установлена. • В удовлетворении исковых требований отказано. Позиция кассации: • Вывод судов о том, что для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, является ошибочным. • Необходимо исследовать вопрос наличия (отсутствия) обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств, так как только данный факт является основанием для освобождения от применения мер ответственности в настоящем споре. • Следует дать оценку письму Минстроя России, содержащему значение индекса качества городской среды по данному муниципалитету, поскольку данный орган власти является уполномоченным органом по формированию индексов качества городской среды, прироста среднего значения качества городской среды в спорный период. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2024 N Ф04-1390/2024 по делу N А03-4878/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
В Госдуму внесен проект «О честной цене» на товары | Планируется обязать ретейл в отношении ряда продуктов питания также указывать цену за литр или килограмм. Перечень таких товаров установит правительство. Исключение: продукты, масса или объем которых менее 50 г либо 50 мл.
По мнению автора поправок, зачастую объем или вес товара снижают при сохранении размера упаковки товара. Благодаря этому увеличивается рентабельность продажи единицы товара. Поправки помогут не вводить в заблуждение потребителей. |
Проект Федерального закона N 641491-8 | |
В Госдуму внесены поправки к ГК РФ о снижении компенсации за нарушение права на товарный знак | Правительство хочет законодательно закрепить позицию КС РФ о том, что суд вправе уменьшить размер компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. Это возможно в случае, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя взыскали компенсацию в двукратном размере цены тех же товаров.
Для снижения компенсации потребуется заявление ответчика. При определении ее размера суд должен учесть: — характер нарушения и его последствия для правообладателя; — наличие и степень аффилированности правообладателей; — соответствие размера компенсации требованиям справедливости и соразмерности. Компенсацию не взыщут, например, если имелась аффилированность и сходные до степени смешения товарные знаки зарегистрированы на разных правообладателей только для того, чтобы обогащаться на подобных исках. |
Проект Федерального закона N 638828-8 | |
Минстрой предложил признавать аварийной еще одну категорию многоквартирных домов | По проекту сейсмодефицитные многоквартирные дома в районах с сейсмичностью выше 6 баллов будут признавать аварийными, а жилые помещения в них — непригодными для проживания (абз. 2 п. 2 проекта изменений).
Если сейсмостойкость такого дома можно повысить до безопасных значений, он будет подлежать реконструкции (сейсмоусилению). В противном случае — сносу (абз. 3 — 4 п. 2 проекта изменений). Общественное обсуждение поправок завершат 17 июня. |
Проект постановления Правительства РФ | |
ПРАВОСУДИЕ | |||
КС РФ обязал законодателя устранить неопределенность в вопросе распространения имущественного (исполнительского) суверенитета на средства, вырученные от продажи единственного ипотечного жилья гражданина-банкрота
Взаимосвязанные положения абзаца второго части первой статьи 446 ГПК РФ и пунктов 2 и 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве признаны не соответствующими Конституции РФ и ее статьям. В системе действующего правового регулирования они не обеспечивают определенности в том, что касается условий распространения исполнительского иммунитета на денежные средства, вырученные от продажи в рамках процедуры банкротства принадлежащего гражданину-должнику и обремененного ипотекой жилого помещения, которое является для него и членов его семьи, совместно проживающих в этом жилом помещении, единственным пригодным для постоянного проживания, и оставшиеся после расчетов с залоговым кредитором. Федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения в действующее правовое регулирование. Впредь до этого указанные выше нормы подлежат применению в отношении денежных средств, вырученных от продажи единственного ипотечного жилья гражданина-банкрота, следующим образом: суды исключают из конкурсной массы гражданина-должника по его заявлению денежные средства, вырученные от продажи такого помещения (за вычетом сумм, направляемых на погашение требований залогового кредитора, а также на погашение иных требований и расходов), как защищенные имущественным (исполнительским) иммунитетом; размер указанных средств может быть уменьшен в пользу конкурсной массы должника, если этот размер позволяет приобрести жилье, которое по своим характеристикам явно превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности должника и членов его семьи в жилище; суд может отказать в удовлетворении заявления гражданина-должника об исключении указанных денежных средств из конкурсной массы по основаниям, связанным с недобросовестностью (злоупотреблениями) со стороны гражданина-должника; до удовлетворения требований залогового кредитора, а также иных требований и расходов из вырученных от продажи единственного ипотечного жилья должника средств не подлежит выделению часть средств, приходящаяся на долю супруга (бывшего супруга) должника, если такое помещение принадлежало супругам на праве общей совместной собственности и его ипотекой обеспечивалось исполнение по общим обязательствам супругов. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.06.2024 N 28-П
Документ включен в информационные банки: |
||
Пленумом Верховного Суда РФ даны разъяснения по отдельным вопросам подготовки дела к судебному разбирательству в арбитражном суде |
В частности, разъяснено следующее:
— при подготовке дела к судебному разбирательству судья вправе самостоятельно получать, в том числе в электронном виде, необходимые для рассмотрения дела сведения из открытых источников, в частности из государственных информационных систем, из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в сети «Интернет» (например, сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН и пр.). Лица, участвующие в деле, вправе приводить свои доводы и представлять доказательства относительно достоверности таких сведений; — при проведении собеседования, а также в других случаях, когда возникает необходимость зафиксировать какие-либо обстоятельства или отразить результаты проведения подготовительных действий, может осуществляться протоколирование с использованием средств аудиозаписи, составляться протокол в письменной форме (статья 155 АПК РФ). В случае проведения собеседования с одной из сторон при неявке другой надлежаще извещенной стороны, такое протоколирование является обязательным; — невыполнение без уважительной причины обязанности представить истребуемые доказательства либо неизвещение суда о невозможности их представления, в том числе в установленный судом срок, может являться основанием для наложения штрафа, предусмотренного частью 9 статьи 66 АПК РФ, и не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности его представить (часть 11 статьи 66 АПК РФ); — если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 АПК РФ. Признается не подлежащим применению постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 года N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству». |
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.06.2024 N 12
Документ включен в информационные банки: |