Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 27.05.2024 по 03.06.2024

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Расширен перечень заказчиков, применяющих закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
В перечень включены в том числе: Госкорпорация по космической деятельности «Роскосмос», подведомственные ей государственные учреждения, государственные унитарные предприятия; заказчики за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в рамках договоров (соглашений) о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций, заключенных в соответствии с бюджетным законодательством и содержащих условие о применении закрытых конкурентных способов при осуществлении закупок за счет указанных средств.

Закон вступает в силу с 1 января 2025 года, за исключением положения, для которого установлен иной срок вступления его в силу.

Федеральный закон от 29.05.2024 N 124-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Внесены уточнения в правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок
Изменения касаются, в частности, оформления акта экспертизы, оснований для аннулирования записи в евразийском реестре промышленных товаров, оформления заявления об аннулировании записи.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.05.2024 N 47

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Минфин направляет уточненную информацию о КБК, соответствующих закупкам, на которые не распространяются сроки принятия бюджетных обязательств, предусмотренные пунктом 10 Положения N 1496 В письме речь идет о закупках товаров (работ, услуг), перечень которых предусмотрен пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496, государственные контракты по которым могут быть заключены после 1 июня текущего финансового года. <Письмо> Минфина России от 27.05.2024 N 02-11-09/48759

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Привлечение налоговыми органами экспертов в рамках проведения мероприятий налогового контроля не подпадает под действие законодательства о госзакупках
Налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (подпункт 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ).

Привлеченные эксперты за счет средств федерального бюджета получают вознаграждение за выполненную работу, если она не входит в круг их служебных обязанностей.

С учетом установленного Законом N 44-ФЗ определения закупки Минфином сделан вывод о том, что выполняемые экспертами работы нельзя квалифицировать в качестве закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, к отношениям, связанным с привлечением экспертов в рамках проведения налогового контроля, положения Закона N 44-ФЗ не применяются.

<Письмо> ФНС России от 27.04.2024 N СД-4-5/5114@

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Суды поддержали участника, которого отстранили от закупки с доптребованиями за некомплект документов В извещении о строительной закупке установили доптребования к опыту на линейном объекте. Участник подтвердил квалификацию в том числе договором, КС-2, КС-3 и актом о завершении работ.

Заказчик отклонил заявку за неполный комплект документов. В нем не было актов приемки законченного строительством объекта, которые названы в постановлении о доптребованиях. Речь идет, в частности, о КС-11 и КС-14.

Контролеры и суды заказчика не поддержали:

— при исполнении договора, который представил участник, составляли лишь КС-2, КС-3 и акт о завершении работ. Все документы приложили к заявке;

— применять формы КС-11 и КС-14 необязательно. Стороны договорились, что не будут их составлять;

— постановление о доптребованиях называет только возможные варианты актов приемки. Этот перечень не закрытый.

ВС РФ отказал в пересмотре дела.

Отметим, в практике есть и другое мнение.

Определение ВС РФ от 22.05.2024 N 304-ЭС24-7459

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

Апелляция: опыт субподряда подходит для строительной госзакупки с доптребованиями Участника аукциона на работы по капремонту моста отстранили за несоответствие доптребованиям. Он подтвердил квалификацию договором субподряда, но заказчик решил, что такой опыт не подходит.

УФАС не увидело нарушения: заявку отклонили правомерно.

Суды с подходом не согласились:

— участник подтвердил опыт договором субподряда в рамках Закона N 223-ФЗ и приложил приемочные документы. Стоимость договора — 44% от НМЦК, что соответствовало п. 17 доптребований;

— из документов участника следовало, что он был полноценным исполнителем работ в роли субподрядчика и имел нужную для закупки квалификацию.

Выводы основаны в том числе на позиции ВС РФ. При принятии решения суды также учли деловую репутацию и основной вид деятельности участника.

Отметим, в практике есть примеры как со сходной, так и с противоположной позицией

Постановление 7-го ААС от 14.05.2024 по делу N А27-13865/2023

Документ включен в информационный банк:
— 7 апелляционный суд 

Кассация: в Законе N 44-ФЗ нет правила о минимальном сроке гарантии на результат строительных работ Прокурор потребовал признать недействительным пункт контракта о 3-летнем сроке гарантии на работы по капремонту. Такое условие сделки ограничивало ответственность подрядчика в части устранения дефектов. Среди прочего прокурор сослался на ст. 756 ГК РФ о предельном сроке обнаружения недостатков строительных работ.

Три инстанции отказали в удовлетворении иска:

— из норм ГК РФ не следует, что при истечении согласованного гарантийного срока заказчик не вправе предъявить претензии к качеству работ по договору строительного подряда;

— в Законе N 44-ФЗ нет императивного правила о минимально допустимом гарантийном сроке на результат строительных работ. Заказчик устанавливает требования к гарантии при необходимости;

— признание спорного пункта недействительным приведет к исключению из контракта условия о гарантийном сроке. Это не отвечает интересам заказчика.

Отметим, АС Волго-Вятского округа уже приходил к сходным выводам.

Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.05.2024 по делу N А31-6671/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Госзаказчик не применил позицию КТРУ и описал товар по общим правилам — суд не нашел нарушений Заказчик при закупке медизделия не применил позицию КТРУ и указал его характеристики вне каталога. Он описал товар по ГОСТу с учетом потребности в высокотехнологичном оборудовании.

Контролеры решили, что в каталоге была нужная позиция и заказчику следовало ее использовать. Также товар входит в перечень импортной радиоэлектроники с ограничениями допуска. В закупке их установили. Значит, заказчик не мог приводить параметры вне каталога.

Три инстанции не согласились с таким решением:

— заказчику нужен был товар с параметрами из ГОСТа из-за специфики деятельности, а также из-за особенностей использования медизделия;

— в позиции каталога нет значимых характеристик. Она содержит лишь 4 обязательных параметра. В ГОСТе же их около 80;

— заказчик правильно описал товар по общим правилам, поскольку в каталоге не было нужной позиции. Если применить ту, что указывают контролеры, то заказчик получит товар, который не отвечает его потребностям. Это приведет к неэффективному расходованию бюджета;

— контролеры не доказали, что товар из позиции КТРУ такой же, как тот, что приобретают. То, что описание продукции ограничило конкуренцию, не подтвердили. На участие в закупке подали 2 заявки.

В практике можно встретить иное мнение.

Постановление АС Северо-Западного округа от 17.05.2024 по делу N А21-9962/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Западного округа

ФАС планирует выявлять антиконкурентные соглашения с помощью новой информсистемы Ведомство предлагает создать новую ГИС, чтобы предупреждать, выявлять и пресекать антиконкурентные соглашения, прежде всего в сфере закупок. Оператором ресурса станет ФАС. Правительство определит, как систему будут вводить в эксплуатацию, применять и т.д. Общественное обсуждение поправок завершат 5 июня.

ФАС сообщила, что система позволит, в частности:

— ежедневно проводить автоанализ всех закупочных процедур;

— реализовывать риск-ориентированный подход;

— получать сведения из информсистем государственных органов и юридических лиц;

— сократить число запросов от антимонопольного органа.

Проект федерального закона

Перейти к документу 

Информация ФАС России от 22.05.2024

Перейти к документу 

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА
Внесены изменения в распоряжение Администрации города Сургута «Об объемах и сроках осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд» В частности, к случаям, при которых установленные объемы и сроки осуществления закупок не распространяются на закупки, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно отнесены: выполнение работ по сносу объектов капитального строительства; осуществление закупок нежилых зданий, строений, сооружений, помещений; закупки за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности; осуществление закупок печатных изданий для комплектования книжных фондов; организация, проведение спортивных, культурных и массовых мероприятий; обеспечение деятельности органов местного самоуправления и их подведомственных казенных учреждений. Распоряжение Администрации города Сургута от 22.05.2024 N 2491

Документ включен в информационный банк:
— Ханты-Мансийский автономный округ — Югра