Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 13.05.2024 по 20.05.2024

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен Обзор: «Убытки госзаказчиков: интересные примеры из практики за 2022 — 2024 годы» Взыскал ли суд деньги за замещающую сделку, если первоначальную расторгли по вине контрагента? Компенсировал ли расходы на хранение некачественного товара? Возместил ли убытки в связи с устранением недостатков работ в период гарантийного срока? Ответы на эти и другие вопросы в нашем обзоре. Обзор: «Убытки госзаказчиков: интересные примеры из практики за 2022 — 2024 годы» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство

Госзаказчиков обяжут указывать долю вторсырья при описании большего числа товаров: проект Минэнерго Планируют расширить перечень продукции, при описании которой госзаказчики учитывают экологические требования. В обновленный список включат (п. 1 изменений):

  • цементы общестроительные;
  • модифицированную асфальтобетонную смесь;
  • бетон, готовый для заливки (товарный бетон);
  • укрепленные грунты в дорожном строительстве;
  • искусственные пористые заполнители;
  • комплексные минеральные вяжущие;
  • кирпич известково-зольный.

При описании этих товаров заказчики будут указывать долю золошлаковых отходов или вторсырья, полученного путем переработки таких отходов (абз. 3 п. 2 изменений).

Общественное обсуждение поправок завершат 28 мая. Они могут заработать со дня опубликования в виде постановления правительства (п. 2 постановления).

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

Госзаказчик ограничил перечень документов, подтверждающих наличие лицензии, – УФАС нашло нарушение В извещении установили требование о наличии лицензии. По условиям закупки соответствие ему подтверждала выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.

Контролеры посчитали, что заказчик неверно определил перечень подтверждающих документов. Они учли позицию ФАС и отметили:

  • наличие лицензии подтверждает запись в реестре лицензий;
  • в извещении следует устанавливать возможность представить любые документы, которые позволяют определить наличие специальной правоспособности и проверить эту информацию в реестре. Участники могут представить те, что содержат регистрационный номер лицензии и дату ее выдачи.

К сходным выводам пришло Марийское УФАС. Контролеры решили, что подтверждающим документом может быть копия лицензии.

Решение Томского УФАС России от 06.03.2024 по делу N 070/06/106-189/2024

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

УФАС напомнило об исключениях при госзакупках иностранных промтоваров с запретом на допуск Заказчик приобретал офисные кресла из перечня промпродукции с запретом на допуск. Национальный режим не применяли из-за исключения — закупки совокупности товаров на сумму менее 1 млн руб. На это указали в извещении.

Все участники предложили российские изделия, но заказчик отклонил большинство заявок, так как в них не было номеров реестровых записей и информации о совокупном количестве баллов.

УФАС нашло нарушение:

  • участники не обязаны представлять номера реестровых записей и информацию о совокупном количестве баллов, если в закупке действуют исключения. Постановление N 616 в таком случае не применяется. Заказчик сам указал на это в извещении;
  • по Закону N 44-ФЗ заявки, в которых задекларировали российский товар, но не подтвердили это документами, приравнивают к предложениям с иностранной продукцией. Отклонять их за это не следует.
Решение Челябинского УФАС России от 18.04.2024 N 074/06/105-835/2024(170-ж/2024) 

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Заявитель жалобы не участвовал в госзакупке – кассация не взыскала затраты на ее подготовку Контролерам пожаловались на то, что заказчик нарушил Закон N 44-ФЗ. Жалобу заявителя признали обоснованной. Для ее подготовки он заключил договор на юруслуги и потребовал от заказчика возместить эти расходы.

Апелляция и кассация ему отказали:

  • заявитель не участвовал ни в первоначальной закупке, ни в повторной. Это означает, что у него не было интереса заключить контракт. Он часто обжалует действия других заказчиков при закупках, в которых не участвует, и обращается в суды с аналогичными исками;
  • требовать возмещения убытков можно, когда права нарушены. В данном случае спорные расходы не связаны с восстановлением нарушенного права. Действия заказчика не повлияли на хоздеятельность заявителя. Нет связи между ними и расходами;
  • чтобы составить жалобу в контрольный орган, спецпознания не нужны. На сайте ФАС есть в том числе порядок обращения с жалобой, требования к ее содержанию, что исключает необходимость обращаться за юрпомощью.

Отметим, АС Дальневосточного округа при сходных обстоятельствах взыскал с заказчика спорные расходы, но в меньшем размере.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.04.2024 N Ф05-4255/2024 по делу N А41-24567/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Московского округа

Госзаказчик выиграл спор о снижении цены по условиям допуска – ВС РФ отказал в пересмотре дела Заказчик проводил аукцион на поставку мониторов. В закупке установили ограничения и условия допуска. Ни в одной из заявок не представили реестровые записи, поэтому ограничения не применяли.

Победил участник с импортной продукцией. Цену контракта снизили на 15%, поскольку в одной из заявок задекларировали российский товар. Доводы о том, что заказчик не проверил сведения в спорной заявке, контролеры отклонили.

Три инстанции не увидели нарушения:

  • условия допуска не обязывают подтверждать страну товара документами, достаточно декларирования. Ограничения допуска не действовали, поскольку никто не представил реестровые записи на продукцию;
  • заказчик рассматривает заявку с учетом тех документов и сведений, которые в ней есть. Заявка с российской техникой не содержала данных об индивидуальных признаках товара, которые позволили бы проверить страну происхождения. Запрашивать дополнительные документы заказчик не мог;
  • оснований отстранять участника с российской продукцией не было. Цену контракта с победителем снизили верно.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, в практике есть примеры как со сходной, так и с противоположной позицией.

Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2024 N 309-ЭС24-1236 по делу N А76-40755/2022 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов