Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 06.05.2024 по 13.05.2024

Бухгалтеру бюджетной организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Представлен обзор наиболее важных судебных решений по вопросам налогообложения земельных участков за I квартал 2024 года В обзоре приведены выводы судебных инстанций по спорным вопросам, в частности:

определением ВС РФ поддержано решение налогового органа об увеличении ставки земельного налога с 0,3% до 1,5%, в связи с тем, что в ходе планового (рейдового) осмотра на земельных участках для с/х производства были выявлены древесно-кустарниковая растительность и болота, являющиеся признаком неиспользования участков по целевому назначению;

судебная коллегия отменила решения, касающиеся применения ПИФ ставки 0,3% в отношении переданных ему в доверительное управление земельных участков физлиц с видом разрешенного использования «для жилищного строительства», поскольку внесенные в состав имущества фонда участки представляют собой актив, который предполагает его использование в целях извлечения прибыли, что исключает налогообложение данных земельных участков по ставке 0,3% при исчислении земельного налога.

<Письмо> ФНС России от 02.05.2024 N СД-4-21/5182@

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФНС сообщает об изменениях в Правилах присвоения (аннулирования) адресов В числе прочего обращено внимание на случаи присвоения и (или) аннулирования адресов объектов адресации уполномоченными органами в инициативном порядке (проактивно).

Конкретизирован порядок изменения наименования адресообразующего элемента и адреса объекта адресации (через аннулирование предыдущего и присвоение нового наименования и адреса).

Новыми положениями правил установлен более короткий срок предоставления услуги в случае подачи заявления в электронном виде.

Установлен способ и срок предоставления оператором ФИАС уполномоченному органу выписки из ГАР об адресе объекта адресации или уведомления об отсутствии сведений в ГАР.

<Письмо> ФНС России от 14.02.2024 N 14-1-06/0016@

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суд: учреждение не обязано разделять затраты на эксплуатацию техники по видам деятельности Проверяющие выяснили, что учреждение за счет субсидии на госзадание оплачивало расходы на эксплуатацию техники. Одновременно подобные расходы включали в себестоимость работ по приносящей доход деятельности. Контролеры посчитали такое использование субсидии неправомерным.

Суд не нашел оснований для возврата денег. Закон не обязывает учреждение вести раздельный учет затрат (на ремонт, техобслуживание, страхование и пр.), когда техника задействована в приносящей доход деятельности и в выполнении госзадания. Проверяющие не разъяснили, как это сделать, и не привели расчетов.

Кроме того, учреждение пояснило: за счет субсидии оно оплачивало расходы на ГСМ и оплату труда. Техобслуживание техники и оборудования за счет этих денег не проводили, поскольку соглашение о субсидии таких работ не предусматривало. Поэтому эти затраты полностью отнесли на приносящую доходы деятельность.

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 N 20АП-8893/2023 по делу N А62-2288/2023

Документ включен в информационный банк:
— 20 апелляционный суд

Налог, добровольно уплаченный по решению инспекции, кассация посчитала излишне взысканным Инспекция доначислила организации НДС. Чтобы избежать обеспечительных мер, общество уточнило платежку по налогу на прибыль: заменило назначение платежа на НДС (21 октября 2020 года). По итогам судебного обжалования доначисление инспекции признали неправомерным, у организации появилась переплата.

Налоговая посчитала сумму излишне уплаченной и отказала в ее возврате. Причина – пропуск 3 лет со дня уплаты (с учетом норм, которые действовали в тот период). Апелляция встала на сторону проверяющих. Кассация поддержала организацию:

  • решение о том, является сумма излишне взысканной или уплаченной, зависит от оснований, по которым исполнили налоговую обязанность. Так, важно, уплатили налог по декларации, где сумму организация исчислила сама, или по решению инспекции;
  • способ исполнения обязанности значения не имеет (перечислила организация налог сама или по принудительному взысканию);
  • излишняя уплата налога, как правило, возникает, когда налогоплательщик исчислил сумму без инспекции;
  • исполнение решения налоговой в добровольном порядке не дает оснований оценивать доначисленные суммы как излишне уплаченные.

Напомним, с 1 января 2023 года изменился порядок зачета и возврата налоговых платежей. Однако выводы суда могут быть полезны тем, кто обжалует ситуации, которые произошли до вступления в силу новых положений.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.04.2024 N Ф01-514/2024 по делу N А43-8213/2023

Документ включен в информационный банк:
— АС Волго-Вятского округа

Штраф за нецелевое использование средств ОМС суды снизили в 10 раз ВС РФ не стал пересматривать вывод кассации и апелляции, которые уменьшили штраф медучреждению. Несмотря на то что норма о размере санкции за нецелевой расход средств ОМС императивная, суды посчитали, что были смягчающие обстоятельства. Среди них такие:

  • учреждение ведет деятельность социального характера;
  • оно принимало меры по возврату денег, потраченных не по целевому назначению;
  • фонд не доказал особые обстоятельства и убытки;
  • у учреждения не было нужного финансирования;
  • оно не могло приостановить деятельность до поступления денег.

Это не первый раз, когда ВС РФ отказывает в пересмотре подобных выводов.

Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2024 N 302-ЭС23-28970 по делу N А33-4271/2023

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

ВС РФ рассмотрит спор о продлении сроков взыскания налогов при нарушении сроков проверки

Инспекция нарушила сроки проведения и оформления результатов проверки. Первое рассмотрение итогов состоялось 27 декабря 2019 года, далее проверяющие неоднократно продляли сроки. Решение налоговая вынесла только 25 мая 2022 года, затем начала процедуру принудительного взыскания: 23 сентября 2022 года направила требование об уплате недоимки, а 24 октября 2022 года вынесла решение о взыскании.

Организация из-за нарушения сроков на проверку (свыше 2 лет) оспорила решение о взыскании недоимки, а также инкассовые поручения.

Первая и апелляционная инстанции поддержали организацию: инспекция пропустила сроки взыскания. Однако кассация с их выводами не согласилась:

  • срок на принудительное взыскание (2 года) нужно исчислять с момента истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате долга;
  • решение по проверке приняли 25 мая 2022 года, в силу оно вступило только 9 сентября 2022 года. Значит, сроки направления требования и решения о взыскании недоимки инспекция не нарушила.

ВС РФ обратил внимание на доводы общества:

  • цель регламентации сроков взыскания налогов и проведения проверок – обеспечить правовую определенность;
  • большой срок проверки можно признать недопустимым, если это приводит к избыточному применению мер налогового контроля;
  • последний всегда ограничивает права налогоплательщика и его должны проводить только в пределах сроков;
  • нарушение процессуальных сроков (рассмотрения материалов проверки, принятия решения по итогам и пр.) соразмерно уменьшает сроки принудительного взыскания недоимки.

Дело передали на рассмотрение в ВС РФ.

Ранее КС РФ не стал рассматривать жалобу о неконституционности положений части 1 НК РФ. Он в том числе указал: несвоевременные действия по взысканию долгов не продлевают совокупный срок принудительного взыскания.

ВС РФ уже формировал подход по вопросу продления сроков взыскания. В частности, он указывал: нарушение сроков проверки не лишает инспекцию права на взыскание, но это можно сделать в пределах 2 лет.

Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2024 N 301-ЭС23-26689 по делу N А38-5256/2022 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов