Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс  с 22.04.2024 по 29.04.2024

Жилищно-коммунальное хозяйство

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Даны разъяснения по вопросу оплаты услуг по передаче тепловой энергии в период приостановления вывода тепловых сетей из эксплуатации Сообщается, в частности, что только теплосетевая организация вправе оказывать услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя и получать за эти услуги плату. Отнесение собственников или иных владельцев сетей к теплосетевым организациям осуществляется при условии их соответствия утвержденным Правительством РФ критериям. Критерии утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. N 2033 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и применяются с 1 сентября 2022 года.

Собственник или иной законный владелец тепловых сетей, не соответствующий критериям отнесения к теплосетевым организациям, не вправе требовать плату за передачу тепла, в том числе в период приостановления вывода тепловых сетей из эксплуатации, и препятствовать передаче по его тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям.

<Письмо> Минстроя России от 09.04.2024 N 20042-АФ/04 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Граждан защитят от нарушений при возврате просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги Согласно внесенным поправкам наймодатель жилого помещения по договорам социального найма, найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности физических лиц третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности.

Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности считается ничтожным.

Новые положения не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности новому наймодателю жилого помещения.

Федеральный закон от 22.04.2024 N 84-ФЗ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

С 1 января 2025 года вступает в силу закон о переходе на конкурентные принципы при передаче прав на объекты ЖКХ, закрепленные за государственными, муниципальными либо казенными предприятиями В том числе предусматривается заключение по результатам проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, ее субъекта или муниципального образования превышает 50 процентов. Федеральный закон от 22.04.2024 N 94-ФЗ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Представлен проект типовой формы решения общего собрания членов СНТ по вопросам газификации жилых домов, расположенных на территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд
Типовая форма разработана в связи с вступлением в силу положений Постановления Правительства РФ от 16.04.2024 N 484 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», предусматривающих распространение программы социальной газификации на садоводческие товарищества. <Письмо> Росреестра от 18.04.2024 N 11-3579-АБ/24

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Отсутствие оснований для предоставления гражданам, проживающим в коммунальной квартире, освободившихся в ней жилых помещений по договору социального найма (тем более в жилищном фонде коммерческого использования) само по себе не предполагает прекращения или отказа в продлении договора найма, не являющегося договором социального найма

Взаимосвязанные часть 3 статьи 19, части 1 и 2 статьи 57, часть 1 статьи 59, часть 1 статьи 60 и часть 1 статьи 63 ЖК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку, не предусматривая предоставления освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире по договору социального найма гражданам, проживающим в этой квартире на основании заключенного в связи со стечением тяжелых личных (семейных) обстоятельств с органом местного самоуправления (уполномоченной им организацией) договора найма, не являющегося договором социального найма — в том числе неоднократно продлевавшегося (перезаключавшегося), — равно как и переоформления (замены) такого договора на договор социального найма, эти нормы по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают прекращения такого договора или отказа в его продлении (перезаключении) на условиях, которые для граждан не должны ухудшаться по сравнению с ранее заключенным договором, на новый срок, если:

сохраняется то стечение тяжелых личных (семейных) обстоятельств, в связи с которым был заключен договор найма, не являющийся договором социального найма, и граждане-наниматели соблюдают условия заключенного с ними договора;

граждане признаны или могут быть признаны в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях и отсутствуют основания для снятия их с соответствующего учета;

при прекращении или отказе в продлении (перезаключении) этого договора граждане лишились бы права занимать жилое помещение, являющееся для них единственным.

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2024 N 20-П 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Конституционный Суд защитил жилищные права бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации

Конституционный Суд отметил, в частности, что жилищные гарантии для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае прекращения права собственности на это жилое помещение определяются совокупностью обстоятельств конкретного дела. При этом необходимость обеспечения таких гарантий не может быть поставлена под сомнение применительно к тем лицам, для которых это жилое помещение является единственным и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить потребность в жилище.

Часть 6 статьи 32 ЖК РФ не обеспечивает решения вопроса о порядке и условиях сохранения жилищных гарантий, предусмотренных для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае его признания непригодным для проживания, а многоквартирного дома — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Рассматриваемое регулирование не содержит нормативного механизма, рассчитанного на обеспечение прав указанной категории граждан.

Кроме того, в жилищном законодательстве нет и ответа на вопрос о порядке и способах защиты конституционного права таких граждан на жилище, хотя условия для осуществления этого права обязаны создавать органы государственной власти и местного самоуправления. Действующее правовое регулирование не обеспечивает потребности таких граждан в жилище в случае утраты ими права пользования жилым помещением, которое является для них единственным пригодным для постоянного проживания, включая также и ситуации, когда в результате изъятия жилого помещения у собственника и выселения бывших членов его семьи, отказавшихся от участия в приватизации, возникают основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В связи с вышеизложенным часть 6 статьи 32 ЖК РФ признана не соответствующей Конституции РФ.

Федеральному законодателю надлежит в кратчайший срок внести в законодательство необходимые изменения. Впредь до этого суд может обязать органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования предоставить бывшему члену семьи собственника изымаемого аварийного жилого помещения в пользование другое жилье при условии, что для бывшего члена семьи собственника изымаемого помещения оно является единственным и такой бывший член семьи, признанный малоимущим, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или имеет право состоять на таком учете.

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2024 N 21-П

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
С 01.07.2024 предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, установлен в размере 104,5%.

В постановление Администрации города Тюмени «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения и о признании утратившими силу некоторых пунктов постановлений и некоторых постановлений Администрации города Тюмени» внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.07.2024 скорректирована стоимость работ и услуг, входящих в размер платы за содержание жилого помещения.

Постановление Администрации города Тюмени от 23.04.2024 N 78-пк

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область