Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 22.04.2024 по 29.04.2024

Бухгалтеру коммерческой организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
19 апреля 2024 года вступает в силу приказ с новыми формами и форматами документов, используемых при составлении мотивированного мнения при проведении налогового мониторинга ФНС сообщает о новых правилах, новых формах документов и порядке их направления.

Сообщается, в частности, что организация, направившая запрос о предоставлении мотивированного мнения, теперь имеет право его отозвать, отправив соответствующее заявление по утвержденной форме. Также утверждены формы уведомления о приостановлении течения срока направления мотивированного мнения и решения о продлении срока его направления.

Вместе с уведомлением о согласии с мотивированным мнением необходимо будет предоставить уведомление по утвержденной форме о планируемых сделках (совокупности взаимосвязанных сделок) или об отказе от них.

Сообщается также об иных важных уточнениях.

<Информация> ФНС России «С 19 апреля обновляются документы для составления мотивированного мнения» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Упрощен порядок подтверждения нулевой ставки НДС в отношении услуг, связанных с перевозкой товаров в рамках международных договоров Исключено требование о наличии на перевозочных документах отметки таможенных органов для применения ставки НДС 0 процентов в отношении транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, предусмотренных подпунктом 27 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Скорректирован перечень документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки НДС при реализации указанных выше услуг, а также услуг по международной перевозке товаров.

В частности, устанавливается порядок представления в электронной форме реестра сведений из перевозочных документов, дополненного соответствующими показателями, взамен представления копий документов с отметками таможенных органов.

Также уточняется порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0 процентов и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 — 2.3, 2.5 — 2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 9, 9.1, 9.3, 12 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Федеральный закон от 22.04.2024 N 92-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В новой редакции изложен порядок заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов Также внесены уточнения в формат представления указанного уведомления в электронной форме. Приказ ФНС России от 16.01.2024 N ЕД-7-8/20@

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФНС напоминает, что с 1 мая вводятся новые форматы дорожной карты и плана-графика для подготовки организации к переходу на расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом Соответствующее письмо ФНС России от 13.03.2024 N СД-4-23/2854@, актуальные версии форм и XML-форматов плана-графика и дорожной карты, а также xsd-схемы к ним размещены на официальном сайте в разделе «Документы».

Таким образом, представлять дорожную карту по подготовке к переходу на налоговый мониторинг с 2025 года необходимо уже по новой форме. В частности, в обновленном документе теперь есть возможность указать, что пакет акций организации принадлежит государству напрямую или косвенно; организация является участником СЗПК, промышленного кластера, государственным или муниципальным учреждением, резидентом ТОР, свободного порта Владивосток или Арктической зоны, особой экономической зоны. Если у организации несколько признаков участия, указываются все.

Организация представляет документы в налоговый орган по месту своего нахождения или месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика до 1 июля года, предшествующего переходу. План-график необходимо представлять в отношении зависимых (дочерних) организаций в случае принятия решения об их переходе на налоговый мониторинг.

Дорожная карта должна содержать порядок подготовки и обсуждения с налоговым органом регламента информационного взаимодействия, информации об организации системы внутреннего контроля, рисках и контрольных процедурах, сроков демонстрации и проведения тестирования информационного взаимодействия с налоговым органом, сроков подготовки и представления документов. Организация обязана представить дорожную карту, если на нее распространяются директивы Правительства РФ от 13.12.2019 N11528п-П13.

Письмо ФНС России от 01.06.2021 N СД-4-23/7614@ отменяется с 01.05.2024.

<Информация> ФНС России «Документы по подготовке к переходу на налоговый мониторинг необходимо представлять по новой форме»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минэкономразвития информирует о коэффициентах-дефляторах к ставке НДПИ при добыче угля на II квартал 2024 г. Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:

на антрацит — 0,947;

на уголь бурый — 1,050;

на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 0,906

Информация Минэкономразвития России <О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на II квартал 2024 года>

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФНС запретила инспекциям требовать пояснения по отмененным контрольным соотношениям В прошлом году отменили междокументное контрольное соотношение, по которому сумма доходов по трудовым договорам и ГПД (из 6-НДФЛ) должна быть больше базы по взносам (из РСВ) или равна ей. Ведомство пояснило, что налоговая база в 6-НДФЛ может не совпадать с базой в РСВ. Поскольку соотношение отменено, по нему нельзя требовать пояснения.

Полагаем, разъяснение актуально для всех контрольных соотношений, которые больше не применяют: инспекции не должны в рамках камеральных проверок требовать по ним пояснения.

<Письмо> ФНС России от 15.04.2024 N БС-4-11/4421@ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Уточнили ряд ставок акцизов на алкоголь с 1 мая 2024 года Опубликовали поправки к НК РФ, которыми скорректировали индексацию ставок акцизов на определенную алкогольную продукцию. Так, с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно установили ставки (пп. «а» и «б» п. 4 ст. 1 закона):

  • 141 руб. за 1 л – на крепленое (ликерное) вино, крепленое вино наливом (должно было быть 643 руб. за 1 л безводного этилового спирта в подакцизном товаре);
  • 119 руб. за 1 л – на игристые вина, включая российское шампанское (должно было быть 141 руб. за 1 л).
Федеральный закон от 22.04.2024 N 96-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Земельный налог: суд посчитал срок возврата с момента, когда компания узнала о переплате Самарский областной суд решением от 05.03.2020 установил кадастровую стоимость земли равной рыночной цене по состоянию на 01.01.2013. В 2022 году компания подала уточненные декларации по земельному налогу за 2014 – 2016 годы. Инспекция произвела корректировку. У налогоплательщика образовалась переплата. Компания подала заявление на возврат налога. Ей вернули только часть, поскольку другую часть налога заплатили более трех лет назад. Организация обратилась в суд.

Первая инстанция отказала налогоплательщику. Организация пропустила 3-летний срок на возврат.

Апелляция и кассация поддержали организацию. Срок исковой давности начинается со дня, когда налогоплательщик должен был узнать о нарушении права. Он узнал о переплате после принятия Самарским областным судом решения и вступления его в силу.

Другие решения по спорам о сроке возврата переплаты по налогам и взносам можно посмотреть в обзоре.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2024 N Ф06-871/2024 по делу N А55-12291/2023 

Документ включен в информационный банк:
— АС Поволжского округа

Минфин пояснил, когда надо амортизировать НМА, учтенный в материальных расходах Первоначальная стоимость НМА изменяется, в частности, при его модернизации. Если стоимость НМА учли в материальных расходах, а после модернизации она превысила 100 тыс. руб., актив надо признать амортизируемым имуществом. Расходы на модернизацию учитывают через амортизацию.

Отметим, в прошлом году ведомство поясняло, как при модернизации НМА определять его первоначальную стоимость и сумму амортизации.

Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 03-03-06/1/19130

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Применение ККТ: ФНС подготовила правила проверок в 2024 году
Налоговики поручили организовать в 2024 году профилактические мероприятия и внеплановые проверки соблюдения Закона о ККТ, в т.ч. контроль за полнотой учета выручки.

В письме привели нюансы:

  • профилактических мероприятий;
  • документарных и выездных проверок;
  • контроля исполнения предписаний об устранении нарушений;
  • контрольных закупок и др.

Так, например, документарную или выездную проверку проведут, если одновременно выполняются такие условия:

  • налогоплательщик не является мобилизованным и аккредитованной ИТ-компанией;
  • в нарушение закона у него нет зарегистрированной ККТ или он ее не применяет;
  • сведения о неприменении ККТ, установленные при наблюдении, указывают на административное нарушение.

ФНС напомнила, что правительство разрешило проводить в текущем году внеплановые контрольные мероприятия (документарные и выездные проверки) и контрольные закупки.

<Письмо> ФНС России от 11.04.2024 N Д-5-20/55@ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Если утратили право на инвестиционный вычет, остаток нельзя перенести на будущее, указал Минфин Ведомство рассмотрело ситуацию: в текущем году налогоплательщик применил вычет, а в следующем году утратил на него право. В этом случае остаток использовать нельзя. Разъяснения касаются вычета по расходам на покупку ОС, их модернизацию, достройку, дооборудование и т.п.

Минфин напомнил: налогоплательщик вправе применить (перенести на будущее) вычет в силу закона субъекта РФ. Правило действует, когда в налоговом (отчетном) периоде, в котором ОС ввели в эксплуатацию либо изменили его первоначальную стоимость, исчислили налог (авансовый платеж) в региональный бюджет.

Год назад министерство пояснило, как переносить остаток инвестиционного вычета на будущее.

Письмо Минфина России от 28.02.2024 N 03-03-06/1/17188

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

ФНС информирует об изменениях с 1 мая 2024 года в заполнении налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, сахаросодержащие напитки, а также на виноград

Налогоплательщикам рекомендуется указывать следующие коды вида подакцизного товара:

— «228» — алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта с 9 процентов и до 18 процентов включительно, кроме производимой из подакцизного винограда;

— «229» — алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта с 9 процентов и до 18 процентов включительно, производимая из подакцизного винограда;

— «278» — крепленое (ликерное) вино, крепленое вино наливом, кроме производимых из подакцизного винограда;

— «279» — крепленое (ликерное) вино, крепленое вино наливом, производимые из подакцизного винограда.

Также в налоговой декларации по акцизам рекомендуется отражать следующие коды показателей:

— «30017» — сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком при приобретении или при ввозе в РФ виноматериалов, виноградного сусла, плодового сусла, плодовых сброженных материалов, использованных для производства указанной продукции, подлежащая вычету с коэффициентом 3 (пункт 19 статьи 200 НК РФ);

— «30018» — сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком при приобретении или при ввозе в РФ виноматериалов, виноградного сусла, плодового сусла, плодовых сброженных материалов, использованных для производства указанной продукции, подлежащая вычету с коэффициентом 1 (пункт 19 статьи 200 НК РФ).

При этом код показателя «30012» в налоговой декларации по акцизам с 01.05.2024 не указывается.

<Письмо> ФНС России от 24.04.2024 N СД-4-3/4915@ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Уточнено, что к категории налогоплательщиков, которые освобождаются от налогообложения, относятся также организации — в отношении объектов, включенных в перечень объектов туристской индустрии ЯНАО.

Кроме того, порядок формирования перечня объектов туристской индустрии ЯНАО утверждается Правительством ЯНАО.

Документ действует по 31.12.2028.

Закон ЯНАО от 24.04.2024 N 15-ЗАО

Документ включен в информационный банк:
— Ямало-Ненецкий автономный округ