Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 01.04.2024 по 08.04.2024

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Получить электронные копии учредительных документов можно с помощью нового сервиса ФНС
Сервис позволяет после авторизации через Госуслуги любому пользователю бесплатно:
  • найти учредительные документы (их изменения) конкретной организации;
  • скачать копии документов, которые можно получить из ЕГРЮЛ в электронном виде.

Если юрлицо действует по типовому уставу, система выдаст его номер и даст возможность загрузить документ на устройство пользователя.

Пока сервис работает в тестовом режиме.

Напомним, копии учредительных документов (их изменений) можно получить и на бумаге. Для этого нужно подать запрос в налоговую по месту нахождения интересующей организации и внести плату.

Информация ФНС России от 01.04.2024

Перейти к документу

Штраф для авиакомпаний за длительную задержку рейса вырос с 1 апреля 2024 года
За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик теперь уплачивает пассажиру, отправителю либо получателю груза 100 руб. за каждый час просрочки. Ранее штраф составлял 25 руб. за тот же период.

Максимальный размер санкции не изменился — половина провозной платы.

Напомним, штраф нужно уплатить, если перевозчик не докажет, что задержка возникла из-за обстоятельств, которые от него не зависят. Речь идет, например, об устранении опасной для пассажиров поломки.

Правила касаются внутрироссийских перевозок.

1 апреля вступили в силу и другие изменения.

Федеральный закон от 04.08.2023 N 487-ФЗ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Эксперимент по маркировке отопительных радиаторов и конвекторов стартовал 1 апреля
Правительство запустило эксперимент по добровольной маркировке отдельных отопительных приборов с определенными кодами ТН ВЭД ЕАЭС. К маркируемой продукции относятся, в частности, конвекторы и радиаторы (их секции) из чугуна, стали, прочих металлов.

Срок эксперимента — с 1 апреля 2024 года по 28 февраля 2025 года.

До 31 мая этого года Минпромторг в методрекомендациях должен определить в числе прочего порядок участия в эксперименте.

Коды маркировки предоставят участникам бесплатно.

Постановление Правительства РФ от 26.03.2024 N 373

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Обязательная маркировка затронет большее число товаров

Правительство изменило перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке. В него включены новые позиции и внесены уточнения по действующим группам товаров.

С 7 апреля в число товаров с обязательной маркировкой войдут предназначенный для потребления путем нагревания табак (изделия из него) и бестабачные смеси для нагревания, а с 8 апреля — никотинсодержащие и безникотиновые жидкости.

С 1 сентября этого года маркировка будет обязательна:

  • для безалкогольного пива;
  • сидра, в т.ч. грушевого и ароматизированного;
  • ряда БАДов (активных и неактивных дрожжей, желатина и его производных, экстракта солодового, угля активированного и др.);
  • дезинфицирующих средств для поверхностей и кожных антисептиков;
  • дезинфицирующих средств на основе четвертичных аммониевых солей и галогенированных соединений, которые предназначены для гигиены рук с антимикробным действием (в части парфюмерно-косметической продукции).

С 1 марта 2025 года в перечень попадет продукция легпрома. Это детская одежда, купальные костюмы, майки, пижамы, перчатки, гетры, шляпы и др.

Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2024 N 710-р 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.03.2024 N 11-П Росреестр доводит до сведения членов СРО арбитражных управляющих порядок возмещения судебных расходов, понесенных ответчиками в обособленных спорах в деле о банкротстве и признанных подлежащими возмещению за счет должника

Впредь до внесения в законодательное регулирование изменений, вытекающих из указанного постановления, положения пунктов 1 и 2 статьи 5 и пункта 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применяются в следующем порядке:

судебные расходы ответчиков по предъявленному в деле о банкротстве юридического лица требованию о признании сделки должника недействительной, в удовлетворении которого было отказано, если такие ответчики не являются контролирующими должника лицами, в случае возложения данных расходов на должника относятся к текущим платежам и подлежат возмещению в составе пятой очереди текущих платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 134 закона о банкротстве;

такое решение об очередности возмещения судебных расходов не исключается и при рассмотрении арбитражным судом вопросов, связанных с возмещением контролирующему должника лицу судебных расходов, понесенных им при рассмотрении требования о его привлечении к предусмотренной законом о банкротстве ответственности либо требования о признании сделки должника с контролирующим должника лицом недействительной, в удовлетворении которого было отказано, при условии что применение такой очередности удовлетворения требований о данных расходах обосновано конкретными фактическими обстоятельствами дела (в частности, касающимися особенностей контролирующего должника лица, в том числе характеризующими степень его корпоративного контроля; величиной и обстоятельствами возникновения заявленных к возмещению расходов; наличием или отсутствием в деле о банкротстве независимых кредиторов и т.п.) и не влечет нарушения баланса прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве; такое решение об очередности возмещения судебных расходов во всяком случае должно приниматься при возмещении судебных расходов лицу, в удовлетворении требования о привлечении которого к гражданско-правовой ответственности как контролирующего должника лица было отказано в связи с установленным арбитражным судом отсутствием у этого лица соответствующих признаков.

<Письмо> Росреестра от 22.03.2024 N 07-01211/24 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

КС РФ: вынесенные по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия постановления о назначении административного наказания должны учитываться как одно с наказанием в размере, определяемом путем суммирования штрафов, назначенных такими постановлениями

Часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ) снизила штрафную нагрузку для тех лиц, которым административное наказание в виде штрафа назначается в фиксированном размере, а также для тех лиц, в отношении которых наказание — хотя и назначается в размере, кратном стоимости предмета административного правонарушения или иной денежной величине, — ограничено максимальным фиксированным размером. В указанных случаях за совершение любого количества административных правонарушений, предусмотренных одной статьей (частью статьи) КоАП РФ, в течение периода, охватываемого одним мероприятием по контролю (надзору), лицу может быть назначено одно административное наказание по совокупности всех правонарушений, но в пределах санкции соответствующей статьи.

Положения части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 и части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в их нормативном единстве предполагают, что части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должна придаваться обратная сила не только в случае вынесения нескольких постановлений о назначении штрафов в твердом размере (либо в кратном размере, но с ограничением максимального размера), но и в случае, когда штраф определяется в размере, кратном сумме всех незаконных валютных операций, выявленных по итогам одного контрольного мероприятия, без ограничения максимального размера. В последнем случае также должен учитываться положительный эффект нового регулирования, исключающего неоднократность привлечения к юридической ответственности.

Однако правоприменительная практика исходит из того, что таким правовым регулированием уменьшается наказание и потому улучшается правовое положение только в отношении тех лиц, которым штраф назначается в твердом денежном выражении (либо в кратном размере, но с ограничением максимального размера). Поскольку размер итогового административного штрафа для юридических лиц по-прежнему определяется пропорционально сумме всех незаконных валютных операций и, следовательно, не подлежит уменьшению, внесение дополнений в статью 4.4 КоАП РФ не свидетельствует об улучшении правового положения данной категории лиц. Такой подход ограничивает возможность придания обратной силы закону, улучшающему положение привлеченного к ответственности лица, поскольку игнорирует факт назначения вместо двух и более наказаний за соответствующее число правонарушений только одного. Подобное истолкование оспариваемых законоположений нарушает конституционные принципы справедливости, юридического равенства и конституционной законности и обусловленные ими параметры действия закона во времени и по кругу лиц.

Конституционным Судом часть 2 статьи 1.7, часть 5 статьи 4.4 и часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ в их взаимосвязи признаны не противоречащими Конституции РФ. По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что постановления о назначении административного наказания юридическому лицу за административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и выявленные в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, когда такие постановления вынесены до вступления в силу части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, но не исполнены (все или отдельные из них), — в правоотношениях, в которых число таких постановлений имеет значение для реализации прав и исполнения обязанностей юридического лица, — должны по решению соответствующих правоприменительных органов рассматриваться (учитываться) в качестве одного постановления о назначении административного наказания в размере, определяемом путем суммирования штрафов, назначенных такими постановлениями.

При этом отмена ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания и принятие постановления, объединяющего все совершенные правонарушения, не требуются. Это не препятствует обжалованию заинтересованным лицом одновременно (в рамках одного производства) всех этих постановлений.

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2024 N 14-П 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минпромторг напоминает, что с 1 апреля 2024 года лица, осуществляющие розничную продажу маркированных товаров с использованием ККТ и не выполняющие обязательных требований по передаче в информационную систему маркировки сведений об обороте таких товаров, могут быть привлечены к административной ответственности Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2023 г. N 1944 (далее — Постановление N 1944) утверждены правила применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в ГИС мониторинга за оборотом товаров, а также перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке, запрещена на основании информации, содержащейся в ГИС мониторинга (далее — Перечень). В соответствии с Постановлением N 1944 с 1 апреля 2024 г. поэтапно вводится запрет продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке, на основании информации, содержащейся в информационной системе маркировки, в случаях, указанных в Перечне.

Для обеспечения соблюдения Постановления N 1944 участникам оборота товаров, осуществляющим розничную продажу маркированных товаров, необходимо:

получить в личном кабинете информационной системы маркировки ключ доступа для осуществления проверок товаров с маркировкой на кассе перед продажей;

обеспечить наличие кассового программного обеспечения, совместимого с режимом запрета продажи на кассе. Обновление кассового программного обеспечения выполняется представителями розничной торговли самостоятельно или с привлечением поставщиков и (или) специализированных организаций;

провести обучение кассиров по работе с режимом запрета продажи на кассе.

<Письмо> Минпромторга России от 21.03.2024 N ПЕ-28030/28 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Нарушения при обслуживании газового оборудования: проект об увеличении штрафов прошел Госдуму
За несоблюдение требований к качеству, сроку и периодичности техобслуживания и ремонта внутридомового либо внутриквартирного газового оборудования планируют штрафовать (пп. «а» п. 3 проекта):
  • должностных лиц на сумму от 25 тыс. до 100 тыс. руб.;
  • организации — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

Сейчас первые платят от 5 тыс. до 20 тыс. руб., а вторые — от 40 тыс. до 100 тыс. руб.

Аналогично повысят штрафы, в частности, для тех, кто (пп. «а», «в» и «г» п. 3 проекта):

  • не выполнит работы, не окажет услуги из минимального перечня;
  • уклонится от заключения договора о техобслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме. Речь идет о случаях, когда нужно заключить такое соглашение;
  • не допустит (вопреки правилам) представителя спецорганизации к техобслуживанию и ремонту оборудования либо к приостановке подачи газа.

Есть и другие поправки.

Изменения вступят в силу через 10 дней после даты их опубликования в виде федерального закона.

Напомним, за нарушение правил безопасного использования и содержания газового оборудования в ряде случаев могут оштрафовать, например, управляющую компанию.

Проект Федерального закона N 395162-8

Перейти к документу

Взыскание переплаты по специальным социальным выплатам медицинским работникам

Учреждение здравоохранения направляло в отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ реестры для получения специальной социальной выплаты (ССВ) своим работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Фонд, сославшись на наличие переплаты по названным выплатам в связи с получением реестров с правильными и неправильными кодами сотрудников, обратился с иском о взыскании с учреждения излишне выплаченных сумм.

Мнение судов:

  • Подтверждены факты неоднократного направления учреждением в адрес фонда реестров для ССВ работникам, а также переплаты ССВ.
  • Частично требование совпало с требованием, заявленным в рамках иного дела.
  • Исковые требования удовлетворены частично.

Позиция кассации:

  • Невозможно установить, на основании каких доказательств сделан вывод о том, что учреждением были представлены недостоверные сведения, так как направление повторных реестров было связано с запросами работников фонда виду ошибок в работе его информационной программы.
  • Следует определить причины производства выплат перечисленным в заявлении работникам на основании всех поступивших за один и тот же период реестров.
  • Денежные средства перечислялись фондом непосредственно на личные счета работников учреждения, в связи с чем именно ими излишне получена ССВ, а последнее не является лицом, получившим неосновательное обогащение.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2024 N Ф04-988/2024 по делу N А75-1522/2023

Документ включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

Урегулирование разногласий при заключении договора энергоснабжения

Ввиду того, что между поставщиком электроэнергии и потребителем возникли разногласия по срокам уведомления о плановых отключениях энергии, допустимом времени ограничения режима электроснабжения в отношении объектов потребителя различной категории надежности и вопросам о балансовой принадлежности расчетных приборов учета, потребитель обратился с иском о понуждении к заключению договора энергоснабжения в предложенной редакции.

Мнение судов:

  • Условие, касающееся уведомления потребителя о плановых отключениях электрической энергии в течение суток с момента получения продавцом таких сведений от сетевой организации, исключено из договора.
  • Необходимость указания в договоре балансовой принадлежности расчетных приборов учета императивно в законодательстве не закреплена.
  • В удовлетворении исковых требований частично отказано.

Позиция кассации:

  • Поскольку нижняя граница для первой и второй категорий надежности энергопринимающих устройств потребителя нормативно не установлена, она подлежит определению сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса.
  • Следует определить возможность включения в договор условия о порядке и сроках уведомления потребителя о плановом отключении электроэнергии сетевой организацией (третьим лицом).
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.03.2024 N Ф04-577/2024 по делу N А03-7958/2023 

Документ включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

Установлен порядок аннулирования лицензий на производство и оборот табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства Определены, в числе прочего, виды деятельности, на которые распространяется указанный порядок, основания для принятия уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору решения об аннулировании лицензии, процедура аннулирования лицензии. Постановление Правительства РФ от 03.04.2024 N 421 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Операторам связи упростили подключение многоквартирных домов к интернету — закон опубликован
С 6 апреля запрещено взимать с операторов плату за пользование общим имуществом в многоквартирном доме и за доступ к сетям связи при их установке. Речь о размещении сетей, которые позволяют гражданам пользоваться интернетом, в т.ч. социально значимыми ресурсами (ст. 1, ч. 1 ст. 3 закона).

Чтобы оборудовать, эксплуатировать и демонтировать такие сети, не нужно решение общего собрания собственников. Достаточно договора об оказании услуг связи с гражданином — собственником помещения или нанимателем жилья по договору соцнайма (абз. 2 пп. «б» п. 2 ст. 2 закона).

В течение 4 месяцев правительство определит, как операторы и управляющие домами взаимодействуют при установке, использовании и демонтаже сетей (ч. 2 ст. 3 закона).

Любой контрагент может расторгнуть ранее заключенный договор, по которому оператор должен платить за пользование общим имуществом (ч. 4 ст. 3 закона).

Есть и другие изменения.

Раньше оператор не мог использовать общее имущество без решения общего собрания собственников, даже если он заключил договоры с некоторыми из них. К такому выводу пришел ВС РФ в 2018 году.

Федеральный закон от 06.04.2024 N 67-ФЗ

Перейти к документу