Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 18.03.2024 по 25.03.2024
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Правовой календарь на II квартал 2024 года — уже в КонсультантПлюс | В системах «КонсультантПлюс» появился «Правовой календарь на II квартал 2024 года». Календарь представляет собой даты важных в российском законодательстве событий — краткое описание со ссылкой на исходный документ. Хорошее средство оградить себя от законодательных неожиданностей.
Найти документ можно в «Справочной информации» — подраздел «Календари». |
Справочная информация: «Правовой календарь на II квартал 2024 года»
Документ включен в информационные банки: |
|
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Какие важные изменения ждут юриста в II квартале 2024 года» | Заработают новшества для тех, кто обязан уведомлять контролеров о начале деятельности. Вступит в силу ряд обязанностей и запретов в сфере цифровой маркировки и торговли. Начнут действовать поправки к КоАП РФ о нарушениях со стороны участников табачного рынка. Об этих и других изменениях читайте в обзоре. |
Обзор: «Какие важные изменения ждут юриста в II квартале 2024 года» Документ включен в информационные банки: |
|
Банк России оставил ключевую ставку на уровне 16,00% годовых |
Сообщается, что текущее инфляционное давление постепенно ослабевает, но остается высоким. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика закрепит процесс дезинфляции в экономике.
Возвращение инфляции к цели в 2024 году и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% предполагают продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 26 апреля 2024 года. |
<Информация> Банка России от 22.03.2024 «Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16,00% годовых»
Документы включены в информационные банки: |
|
Исполнение обязательств по некоторым ценным бумагам: с 19 марта действует антикризисный указ | Президент установил правила на случай, если выплаты по отдельным ценным бумагам до 19 марта 2024 года зачислили на счет типа «С» иностранного номинального держателя или зарубежного платежного агента. Речь идет в том числе о выпущенных иностранными эмитентами ценных бумагах, которые удостоверяют права на акции российских АО.
В этой ситуации, в частности, владельцы ценных бумаг — резиденты вправе получить выплаты со счета типа «С». Для этого нужно: — подготовить заявление о выплатах и указать в нем свой рублевый банковский счет. К документу надо приложить документы, которые подтверждают требования владельца. Список таких документов и содержание заявления определит Совет директоров ЦБ РФ; — направить заявление и приложения к нему российскому депозитарию или должнику по еврооблигациям, которые перечислили деньги на счет типа «С». Представить документы нужно не позже 60 дней с даты публикации решения Совета директоров ЦБ РФ. Отечественный депозитарий или должник по еврооблигациям в течение 31 дня с даты истечения 60-дневного срока решит, осуществить ли выплаты. Один из поводов отказать — обоснованные сомнения в полноте и (или) достоверности документов (сведений). Не позже 2 рабочих дней с даты принятия положительного решения российский депозитарий или должник по еврооблигациям уведомит иностранного номинального держателя или зарубежного платежного агента о расчетах. Если в течение 10 дней с даты уведомления от адресата не поступит мотивированное возражение, произойдет следующее: — отечественный депозитарий или должник по еврооблигациям направит в кредитную организацию, где открыт счет типа «С», поручение о денежном переводе в пользу владельца ценных бумаг; — кредитная организация, которая сама выступает этим депозитарием и (или) должником, спишет со счета типа «С» средства для их перечисления владельцу активов. Есть и другие положения. |
Указ Президента РФ от 19.03.2024 N 198
Документ включен в информационные банки: |
|
Эксперимент по маркировке ряда стройматериалов начинается 15 марта | До 1 декабря 2024 года в пилотном режиме можно маркировать некоторые виды стройматериалов в потребительской упаковке с помощью системы «Честный знак«.
Эксперимент затрагивает: — цемент; — сухие бетонные и строительные смеси; — строительные растворы. Производители, импортеры, розничные и оптовые продавцы могут участвовать в мероприятии добровольно. Во время эксперимента оператор системы бесплатно выдает участникам коды маркировки для формирования средств идентификации. |
Постановление Правительства РФ от 12.03.2024 N 287
Документ включен в информационные банки: |
|
Конституционный Суд РФ обязал внести в законодательное регулирование изменения, уточняющие порядок возмещения судебных расходов, понесенных ответчиками в обособленных спорах в деле о банкротстве и признанных подлежащими возмещению за счет должника
Взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 5 и пункта 3 статьи 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой и судебным толкованием, предполагают по общему правилу вне зависимости от предмета обособленного спора и особенностей правового положения в процедуре банкротства лица, чьи судебные расходы должны быть возмещены, удовлетворение требований о судебных расходах, подлежащих возмещению за счет должника ответчикам по обособленным спорам, в пользу которых данные споры были разрешены, в составе требований кредиторов третьей очереди после погашения основной суммы задолженности. Впредь до внесения в законодательное регулирование изменений: — судебные расходы ответчиков по предъявленному в деле о банкротстве юридического лица требованию о признании сделки должника недействительной, в удовлетворении которого было отказано, если такие ответчики не являются контролирующими должника лицами, в случае возложения данных расходов на должника относятся к текущим платежам и подлежат возмещению в составе пятой очереди текущих платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; — такое решение об очередности возмещения судебных расходов не исключается и при рассмотрении арбитражным судом вопросов, связанных с возмещением контролирующему должника лицу судебных расходов, понесенных им при рассмотрении требования о его привлечении к предусмотренной Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» ответственности либо требования о признании сделки должника с контролирующим должника лицом недействительной, в удовлетворении которого было отказано, при условии, что применение такой очередности удовлетворения требований о данных расходах обосновано конкретными фактическими обстоятельствами дела (в частности, касающимися особенностей контролирующего должника лица, в том числе характеризующими степень его корпоративного контроля; величиной и обстоятельствами возникновения заявленных к возмещению расходов; наличием или отсутствием в деле о банкротстве независимых кредиторов и т.п.) и не влечет нарушения баланса прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве; такое решение об очередности возмещения судебных расходов во всяком случае должно приниматься при возмещении судебных расходов лицу, в удовлетворении требования о привлечении которого к гражданско-правовой ответственности как контролирующего должника лица было отказано в связи с установленным арбитражным судом отсутствием у этого лица соответствующих признаков. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2024 N 11-П
Документ включен в информационные банки: |
||
Обращение к финансовому уполномоченному: КС РФ назвал условие невозврата денег цессионарию | Омбудсмен не возвращает плату, если он прекратил работать над обращением, которое не подлежит рассмотрению. Вывод КС РФ касается тех, кому потребитель финуслуг уступил право требования к финансовой организации.
Подход применяют до тех пор, пока в Законе о финансовом уполномоченном не установят правила о возврате средств в таких случаях. Если до 1 марта 2025 года этого не произойдет, цессионарию станут возвращать деньги при условии, что его обращение прекратили рассматривать с этой даты. |
Постановление КС РФ от 12.03.2024 N 10-П
Документ включен в информационные банки: |
|
ВС РФ поправил суды, которые юридически значимое сообщение сочли сделкой под отлагательным условием | Кооператив арендовал имущество у двух долевых собственников. Один из них (иностранная компания) попросил не вносить ему плату, пока он не встанет на налоговый учет в РФ и не откроет счет. Кооператив согласился перечислять деньги после получения уведомления о том, что можно направлять средства.
Когда прошло более года с момента заключения договора и передачи имущества кооперативу, компания уведомила его об открытии счета и сообщила банковские реквизиты. В документе она потребовала перевести ей арендную плату за весь этот период и оставшиеся дни текущего месяца. Кооператив этого не сделал. Три инстанции его поддержали: отлагательное условие о постановке на налоговый учет еще не наступило. По мнению ВС РФ, просьба компании не переводить ей деньги до постановки на учет и открытия счета — это не сделка под отлагательным условием, а юридически значимое сообщение. Оно определило срок оплаты по договору, который уже заключили и исполняют. Таким образом, кооператив должен был выполнить требование контрагента. ВС РФ не убедили и другие доводы кооператива. То, что он какое-то время перечислял второму собственнику платежи, которые включали долю компании, не повод отказать ей в иске. Договор не предусматривал такого порядка исполнения обязательства, стороны не заключали соглашения о нем, а компания не просила кооператив направлять ее долю другому арендодателю. Дело направлено на новое рассмотрение. |
Определение ВС РФ от 12.03.2024 N 305-ЭС23-22770
Документ включен в информационный банк: |
|
Возмещение убытков, не покрытых платой за оказанные населению социальные услуги | Поставщик, который оказывал социальные услуги гражданам в соответствии с индивидуальными программами, получил отказ в предоставлении субсидии из средств областного бюджета и обратился с иском о взыскании с органа исполнительной власти в сфере социальной защиты населения субъекта РФ убытков в размере расходов, не покрытых полученной от граждан платой за оказанные услуги. Мнение судов: • Оказание социальных услуг поставщиком доказано. • Наличие оснований для отказа в предоставлении субсидии/заключении соглашения о предоставлении субсидии не влечет освобождение главного распорядителя от обязанности возместить юридическому лицу понесенные им убытки. • Исковые требования удовлетворены полностью. Позиция кассации: • Суды не определили природу субсидии (стимулирующий или компенсационный характер), на которую претендовало общество. • При наличии доказательств несоблюдения обществом правовых норм в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, оказания социальных услуг в учреждениях и организациях с проживанием и питанием необходимо исследовать вопрос о наличии/отсутствии данных нарушений со стороны поставщика именно в спорный период. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.03.2024 N Ф04-165/2024 по делу N А27-21102/2022
Документ включен в информационный банк: |
|
Взыскание долга за оказанные гаражному кооперативу услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами | Региональный оператор в отсутствие подписанного со стороны кооператива договора оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на условиях типового договора. Услуги не оплачены со ссылкой на то, что обязанность по заключению договора и оплате услуг должны нести собственники гаражных боксов (машино-мест), поскольку именно в результате жизнедеятельности физических лиц образуются отходы. Региональный оператор обратился к кооперативу с иском о взыскании долга. Мнение судов: • Кооператив является лицом, обязанным оплачивать услуги регионального оператора, так как правоотношения возникли непосредственно между данными лицами и регулируются условиями типового договора. • Расчет суммы долга скорректирован исходя из полученных сведений о количестве гаражей, имеющихся в гаражно-строительном кооперативе, и владельцев индивидуальных транспортных средств. • Исковые требования удовлетворены частично. Позиция кассации: • При установленном факте включения места накопления ТКО в территориальную схему необходимо выяснить вопрос, относится ли это место к источнику образования ТКО, которое также должно быть учтено в территориальной схеме. • Следует установить, учтен ли кооператив в территориальной схеме в качестве источника образования отходов и, в случае отсутствия такой информации, возложить на регионального оператора бремя доказывания фактического оказания услуг. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.03.2024 N Ф04-7528/2023 по делу N А46-1633/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Обязание возвести объекты социальной направленности (сады, школы) на арендованном для комплексной застройки земельном участке | Из земельного участка, арендованного для комплексной застройки по итогам торгов, были образованы несколько участков, впоследствии проданные ответчикам по договорам купли-продажи. Городская администрация, полагая, что у ответчиков как правопреемников первоначального застройщика сохранились обязательства арендатора земельного участка по строительству объектов недвижимости социального назначения, обратилась с иском об обязании возвести на спорных участках детские сады, школы, а также завершить строительство дороги. Мнение судов: • Администрацией не доказано наличие утвержденного проекта планировки территории и объектов инженерной инфраструктуры на земельном участке. • Земельный кодекс РФ не предусматривает для новых собственников земельных участков последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по осуществлению строительства в виде возложения обязанности исполнить обязательства в натуре. • Пропущен срок исковой давности. • В удовлетворении исковых требований отказано. Позиция кассации: • Прекращение существования земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории, в связи с его разделом или возникновение у третьих лиц прав на земельные участки, образованные из такого земельного участка, не является основанием для прекращения прав и обязанностей, определенных договором. • Проектом планировки территории установлен перечень объектов социальной направленности, подлежащих строительству и передаче в муниципальную собственность, но ни первоначальным арендатором, получившим право аренды по результатам торгов, ни новыми собственниками размежеванных земельных участков обязательства по комплексному освоению территории не исполнены. • Для выводов о пропуске срока исковой давности необходимо доказать, что ответчиками соблюдены все условия и требования, предъявляемые к предмету, субъекту, сроку и способу исполнения обязательства. • Следует установить, на ком лежит обязанность строительства социальных объектов. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2024 N Ф04-94/2024 по делу N А75-6722/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Расторжение договора купли-продажи готового бизнеса | Покупатель, который прибрел готовый бизнес (имущество, право аренды нежилого помещения, базу поставщиков в электронной форме), получил от органа местного самоуправления уведомление о сносе самовольно установленного на спорном участке нестационарного объекта. Сославшись на отсутствие у него договора аренды помещения, заключенного продавцом бизнеса с третьим лицом, а также неуведомление его о наличии такого договора, покупатель обратился с иском о расторжении договора купли-продажи бизнеса, взыскании уплаченных денежных средств и штрафа в соответствии с условиями сделки. Мнение судов: • Продавец не обеспечил передачу покупателю прав аренды на земельный участок под павильоном, скрыл информацию о предстоящем сносе постройки, в результате чего покупатель был лишен возможности использовать имущество в целях, для которых оно приобреталось. • Исковые требования удовлетворены полностью. Позиция кассации: • Не учтен факт того, что фактически между покупателем и третьим лицом заключен договор аренды помещения путем конклюдентных действий в виде ежемесячного перечисления арендной платы, не исследованы платежные документы о внесении арендных платежей за использование торгового павильона. • Не принят во внимание отзыв муниципалитетом решения о демонтаже спорного объекта. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.2024 N Ф04-441/2024 по делу N А03-13819/2022
Документ включен в информационный банк: |
|
Устранение препятствий в пользовании участком путем демонтажа газопровода | Земельный участок истца огражден забором, на внешней стороне которого без его согласия смонтирован газопровод ответчика. Истец, сославшись на то, что монтаж газопровода высокого давления действующими санитарными нормами в данном месте запрещен, обратился с иском об обязании ответчика демонтировать газопровод. Мнение судов: • Спорный газопровод высокого давления размещен не на заборе истца, а на земельном участке ответчика в соответствии с разрешительной документацией. • В удовлетворении исковых требований отказано. Позиция кассации: • Из представленных фотоматериалов видно, что земля покрыта снежным покровом, что само по себе исключает установление судами обстоятельств прокладки газопровода непосредственно по земле, на изображенном заборе явно усматривается размещение сразу нескольких трубопроводов желтого цвета, их принадлежность не установлена. • Не исследован вопрос о границах охранной зоны газопровода и возможных препятствиях в использовании принадлежащего истцу участка, которые влечет прокладка спорного газопровода. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2024 N Ф04-480/2024 по делу N А81-2007/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Возврат в краевой бюджет субсидии при недостижении показателей результативности ее использования | Городская администрация отказалась вернуть средства субсидии в краевой бюджет, сославшись на достижение договоренности о расторжении соглашения о предоставлении средств на развитие городского электрического транспорта, согласно которой претензии у сторон друг к другу отсутствуют. Орган исполнительной власти в сфере транспорта субъекта РФ обратился с заявлением о взыскании спорной суммы. Мнение судов: • Условие соглашения в части определения меры ответственности стороны за недостижение муниципальным образованием установленных значений результатов использования субсидии является не согласованным. • На момент расторжения соглашения стороны друг к другу претензий не имели. • Законодательством обязанность по возврату субсидии не предусмотрена, из существа обязательств также такая обязанность не вытекает. • В удовлетворении исковых требований отказано. Позиция кассации: • Нарушение обязательств получателя субсидии по достижению установленных показателей результативности ее использования влечет меру ответственности, выраженную в форме возврата субсидии в соответствии с расчетной формулой и не квалифицируется как бюджетное нарушение. • Необходимо проверить расчет испрашиваемой суммы субсидии и исследовать обстоятельства неисполнения муниципалитетом условий соглашения. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2024 N Ф04-615/2024 по делу N А03-9259/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Спам и другие нарушения в сфере рекламы: проект о повышении штрафа прошел Госдуму | В КоАП РФ предлагают ввести новый состав — несоблюдение требований к рекламе, которую распространяют по сетям электросвязи. Должностное лицо оштрафуют на сумму от 20 тыс. до 100 тыс. руб., а компанию — от 300 тыс. до 1 млн руб. (пп. «а» п. 2 проекта).
Новшество затронет, например, тех, кто: — без согласия абонента или адресата получать рекламу распространяет ее через интернет, СМС-сообщения, путем телефонных звонков и т.п.; — применяет автоматические дозвоны и рассылки. Сейчас за это наказывают по общему составу о нарушении законодательства о рекламе. Штраф для должностного лица — от 4 тыс. до 20 тыс. руб., а для компании — от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Есть и другие поправки. Изменения вступят в силу через 10 дней после даты их опубликования в виде федерального закона. См. также: Какая ответственность установлена за нарушение законодательства о рекламе |
Проект Федерального закона N 411312-8 | |
Комиссия и пени по услугам ЖКХ: перечень льготников подготовил Минтруд | Ведомство разработало проект постановления правительства с перечнем лиц, с которых не будут взимать комиссию при оплате жилья и коммунальных услуг.
Льготу получат: — многодетные семьи; — пенсионеры; — инвалиды; — ветераны боевых действий; — члены семей умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Мера может заработать с 1 июля. С этой даты вступает в силу закон, которым предусмотрена такая льгота. |
Проект постановления Правительства РФ | |
Маркировка импортного алкоголя спецмарками в РФ: проект о продлении эксперимента прошел Госдуму | Предлагают до 31 мая 2026 года продолжить наносить на таможенных складах федеральные специальные марки на ввозимый алкоголь (ст. 2 проекта). Пока это можно делать в пилотном режиме до 31 мая 2024 года.
По словам авторов поправок, продление антикризисного эксперимента позволит оценить возможность полного переноса в РФ процесса маркировки импортного алкоголя такими марками. |
Проект Федерального закона N 500091-8 | |
Льготы по ипотеке многодетным: появился проект о продлении субсидирования до 2030 года | Минфин разработал поправки, благодаря которым многодетные семьи получат субсидию на погашение ипотеки при рождении третьего или последующего ребенка до конца 2030 года. Сейчас установлен срок до 31 декабря 2023 года.
Также планируют продлить до 1 июля 2031 года крайний срок заключения кредитного договора, по которому за счет субсидии может быть погашен долг или его часть. Напомним, продлить меру предложил президент в недавнем послании к Федеральному собранию. |
Проект федерального закона | |
В Госдуму внесен законопроект о переходе критической информационной инфраструктуры РФ на преимущественное использование российского программного обеспечения |
Планируется закрепить обязанность субъектов критической информационной инфраструктуры, которым принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры, обеспечить переход на преимущественное использование российского ПО и отечественной радиоэлектронной продукции в соответствии с порядком и сроками, которые определит Правительство.
Также Правительство предлагается наделить полномочиями по установлению требований к используемому на значимых объектах критической информационной инфраструктуры программному обеспечению и определению порядка осуществления мониторинга перехода на российское ПО. Кроме этого, документом совершенствуется механизм категорирования объектов критической информационной инфраструктуры РФ. В случае принятия законопроекта его положения вступят в силу с 1 марта 2025 года. |
Проект Федерального закона N 581689-8 | |
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ | |||
Ко второму чтению подготовлен законопроект об увеличении порогов значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба для целей квалификации преступлений в сфере экономической деятельности |
В целях реализации принципов соразмерности и справедливости уголовного наказания предлагается провести индексацию размера ущерба, позволяющего квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности, как совершенное в значительном, крупном или особо крупном размере с учетом роста инфляции.
Например, в частях пятой — седьмой статьи 159 УК РФ («Мошенничество») предусматривается, что значительным ущербом признается ущерб в сумме, составляющей не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей, крупным размером признается стоимость имущества, превышающая четыре миллиона пятьсот тысяч рублей, особо крупным размером признается стоимость имущества, превышающая восемнадцать миллионов рублей. |
Проект Федерального закона N 327269-8 |