Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 18.03.2024 по 25.03.2024

Бухгалтеру бюджетной организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Изменения НК РФ: масштабный проект в Госдуме» Правительство внесло на рассмотрение проект, которым хочет усовершенствовать налоговое администрирование, уточнить правила обложения по ряду налогов, ввести дополнительные меры поддержки. Расскажем об основных планах. Обзор: «Изменения НК РФ: масштабный проект в Госдуме»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Отчет о зарплате: Минтруд скорректировал перечни видов деятельности учреждений Государственные и муниципальные учреждения, которые ведут деятельность определенных видов, ежемесячно должны подавать данные о размерах выплат, входящих в зарплату. Ведомство обновило перечни таких видов деятельности. Новшества вступают в силу 25 марта.

Общие коды ОКВЭД2 прежние: 72.20, 86.22, 59.11, 90.03 и др. Добавили более «узкие», например:

72.20.11 — проведение исследований в области социально-экономической географии;

72.20.19 — научные исследования и разработки в области общественных наук прочие;

86.22.1 — деятельность в области косметологии;

86.22.9 — специальная врачебная практика прочая;

59.11.9 — производство прочих кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;

90.03.1 — деятельность композиторов;

90.03.2 — деятельность художников.

Напомним, информацию подают в СФР в составе ЕФС-1.

Приказ Минтруда России от 28.12.2023 N 900н

Документы включены в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Отчетность об исполнении бюджетов представляется в 2024 году с учетом установленных особенностей
Определены сроки и состав отчетности, представляемой субъектами отчетности новых территорий, финансовыми органами, а также установлены особенности представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального ГВБФ.

Продлены сроки представления годовой бюджетной отчетности финансовыми органами субъектов РФ.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Приказ Минфина России от 07.03.2024 N 21н

Документы включены в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Финансисты корректируют перечни КБК на 2024 год и плановый период: поправки на регистрации в Минюсте В основном корректируют перечни целевых статей расходов федерального бюджета. Например, добавляют код 01 2 01 5776F по субсидиям на капремонт медорганизаций и оснащение их медизделиями за счет резервного фонда правительства (п. 3.1 изменений).

Также вносят точечные правки в списки кодов доходов бюджетов (п. 1 изменений).

Напомним, что при регистрации текст документа могут изменить.

Приказ Минфина России от 04.03.2024 N 20н

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
ФНС: до 1 апреля 2025 года можно применять 2 формата УПД Создавать документы с помощью старого формата (версия 5.01) и нового (версия 5.02) можно до 1 апреля 2025 года. После этой даты применяют только новый формат.

Параллельное хождение двух форматов поможет плавно перейти к новой версии.

Письмо ФНС России от 04.03.2024 N ЕА-4-26/2486@

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Проект с масштабными изменениями в НК РФ внесен в Госдуму Правительство среди прочего предложило:

— установить, что датой получения документов по ТКС от инспекции будет шестой день со дня их отправки (п. 7 ст. 1 проекта);

— сдавать единую (упрощенную) отчетность 1 раз (п. 15 ст. 1 проекта);

— снизить суммовые пороги по уплаченным налогам, доходам и активам для перехода на налоговый мониторинг (пп. «а» п. 24 ст. 1 проекта);

— уполномочить ФНС устанавливать требования к поручителю и имуществу, которое может быть предметом залога (п. 12 ст. 1 проекта);

— централизованно передавать в налоговую данные о многодетных семьях, чтобы они получали налоговые льготы беззаявительно (п. 18 ст. 1 проекта).

Есть и иные поправки, например: по налогу на прибыль, НДФЛ.

Подробнее о проекте мы расскажем в ближайшее время.

Проект Федерального закона N 577665-8

Перейти к документу

Минфином даны разъяснения по вопросу об отражении в бюджетном учете процентов по долговому обязательству — бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета В числе прочего указано, что: сумма начисленных процентов по долговым обязательствам отражается по дебету счета (1 — 17 КРБ) 140120231 «Расходы на обслуживание внутреннего долга» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета (1 — 17 КРБ) 130100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» в момент возникновения обязательства по уплате таких процентов в сумме, определяемой в соответствии с условиями соглашения, с одновременным отражением принятых денежных обязательств на соответствующих счетах аналитического учета счетов 050000000 «Санкционирование расходов».
<Письмо> Минфина России от 02.02.2024 N 02-06-06/8367

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Минфин: дебиторскую задолженность с датой исполнения 31.12.2999 надо считать краткосрочным активом Дату исполнения 31.12.2999 нужно указывать, когда нельзя установить конкретную дату исполнения дебиторской задолженности. Ведомство считает, что такой долг нужно считать краткосрочным активом.

Минфин пояснил: подобная ситуация возникает, как правило, при оспаривании требований. Значит, речь идет о том, что нельзя определить, когда наступят события, в результате которых ожидают получить экономическую выгоду или полезный потенциал. Условия могут сложиться в любой момент, что говорит о недолгосрочном характере долга.

Письмо Минфина России от 26.02.2024 N 02-06-08/16384

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти (бюджетные организации) 

Роструд: поездку работника можно считать командировкой, даже если в приказе она так не названа Поездка сотрудника по распоряжению организации для выполнения поручения вне места работы — командировка. Ведомство отметило, что таковой ее считают, даже если в документе это понятие не использовали.

Какие гарантии предоставляют командированным, можно узнать в путеводителе.

Письмо Роструда от 01.03.2024 N ПГ/02941-6-1

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Нарушение срока ввода объекта в эксплуатацию не повод для возврата субсидии, решил суд Районная администрация получила субсидию на строительство. Показателем результативности обозначили ввод объекта в эксплуатацию в конкретном году. Однако построили его позже, поэтому от администрации потребовали частично вернуть субсидию.

Суд такой подход не поддержал. Выделенную субсидию использовали по целевому назначению. Объект построили, пусть и с нарушением срока. Само по себе несвоевременное исполнение нельзя считать безусловным основанием для возврата. Такую позицию разделяет и ВС РФ.

Постановление 7-го ААС от 14.02.2024 N 07АП-11027/2023

Документ включен в информационный банк:
— 7 апелляционный суд

Фонд выявил нецелевое использование — суд не разрешил восстановить средства за счет ОМС По результатам проверки медучреждение должно было вернуть средства ОМС, которые потратило на расходы, не предусмотренные тарифом. Когда фонд проконтролировал исполнение решения, выяснилось, что для восстановления больница использовала также средства ОМС. Фонд посчитал это еще одним случаем нецелевого использования. АС Северо-Западного округа с проверяющими согласился.

Учреждение ссылалось на то, что для восстановления взяты не потраченные на конец отчетного периода средства, т.е. деньги, которые не использовались. Апелляция и кассация этот довод отклонили. В тариф восстановление не входит, значит расходование было нецелевым.

Такой подход встречается, например, у 14-го ААС.

Постановление АС Северо-Западного округа от 08.02.2024 по делу N А66-4948/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Западного округа

Возврат в краевой бюджет субсидии при недостижении показателей результативности ее использования Городская администрация отказалась вернуть средства субсидии в краевой бюджет, сославшись на достижение договоренности о расторжении соглашения о предоставлении средств на развитие городского электрического транспорта, согласно которой претензии у сторон друг к другу отсутствуют. Орган исполнительной власти в сфере транспорта субъекта РФ обратился с заявлением о взыскании спорной суммы.
Мнение судов:
• Условие соглашения в части определения меры ответственности стороны за недостижение муниципальным образованием установленных значений результатов использования субсидии является не согласованным.
• На момент расторжения соглашения стороны друг к другу претензий не имели.
• Законодательством обязанность по возврату субсидии не предусмотрена, из существа обязательств также такая обязанность не вытекает.
• В удовлетворении исковых требований отказано.
Позиция кассации:
• Нарушение обязательств получателя субсидии по достижению установленных показателей результативности ее использования влечет меру ответственности, выраженную в форме возврата субсидии в соответствии с расчетной формулой и не квалифицируется как бюджетное нарушение.
• Необходимо проверить расчет испрашиваемой суммы субсидии и исследовать обстоятельства неисполнения муниципалитетом условий соглашения.
• Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2024 N Ф04-615/2024 по делу N А03-9259/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Суды напомнили: при увольнении за повторный проступок важно, когда он совершен Работодатель последовательно выявил 3 проступка сотрудника. Затем применил 3 взыскания: замечание, выговор, увольнение за неоднократные нарушения. Специалист оспорил расторжение договора.

Суды не поддержали работодателя. Увольнение за повторный проступок возможно, если сотрудник совершил его, уже имея одно или несколько взысканий. Истец после замечания и выговора новых нарушений не допускал. Признака неоднократности не было.

Отметим, подход судов соответствует позиции ВС РФ.

См. также: Как уволить работника за неоднократное неисполнение обязанностей

Как уволить работника учреждения за неоднократное неисполнение обязанностей

Определение 4-го КСОЮ от 25.01.2024 по делу N 88-2683/2024

Документ включен в информационный банк:
— 4 кассационный суд 

Фото в соцсетях с совместного отдыха семьями может подтверждать конфликт интересов, решил суд Госслужащей объявили выговор за то, что она не уведомила о личной заинтересованности. Чиновница работала в отделении ФССП, у которого были исполнительные производства в отношении ее близкой знакомой — бывшей коллеги. Кассация посчитала, что госслужащая могла получить выгоду или преимущества.

Среди прочего 8-й КСОЮ принял во внимание фотографии из соцсетей, на которых чиновница была вместе со знакомой на различных мероприятиях. Были и фотографии из поездок за рубеж. Это, по мнению суда, подтверждает дружеские отношения.

Спор отправили на новое рассмотрение.

Определение 8-го КСОЮ от 16.01.2024 по делу N 2-435/2023

Документ включен в информационный банк:
— 8 кассационный суд 

Поправки о доплатах наставникам внесены в Госдуму В ТК РФ хотят закрепить, что выполнение функций наставника — это дополнительная работа. При возложении таких обязанностей на сотрудника ему увеличивают объем работ. По проекту за это положены доплаты.

Работодатель будет устанавливать перечень функций и срок их выполнения с письменного согласия будущего наставника. Доплаты предстоит производить с учетом гарантий из НПА и актов социального партнерства. Если их нет, правила утвердят локальным актом.

Планируют, что изменения заработают с 1 сентября 2024 года.

Отметим, отдельные работодатели и сейчас оформляют наставничество как дополнительную оплачиваемую работу. Так, в ряде организаций ЖКХ есть надбавка — не менее 10% тарифной ставки.

См. также: Как установить наставничество

Как установить наставничество в бюджетной организации

Проект Федерального закона N 575296-8

Документ включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов

Молодые специалисты и молодые работники: проект о разграничении этих категорий прошел первое чтение Предлагают расширить понятие «молодой специалист». Этот статус смогут получить и те, кто прежде уже трудился во время учебы. Сейчас молодыми специалистами обычно признают граждан не старше 35 лет, если они впервые после профобучения устраиваются на работу согласно квалификации.

Планируют также закрепить категорию «молодой работник». В нее попадут граждане до 35 лет включительно, которые трудоустроились впервые и непрерывно 3 года остаются на этом месте. Образование и квалификация значения не имеют.

Когда проект станет законом, внедренные ранее гарантии, льготы и компенсации продолжат действовать на прежних условиях.

Отметим, подобные меры поддержки могут быть установлены в отраслевых соглашениях (например, в сфере связи и ИТ), колдоговорах и др.

Проект Федерального закона N 387179-8

Документ включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов

КВР: Минфин подготовил изменения для договоров холодного водоснабжения и инженерных изысканий На общественное обсуждение вынесли поправки к Приказу N 82н. Так, оплату договоров холодного водоснабжения, водоотведения и ассенизации хотят относить на КВР 247, а не 244, как сейчас (п. 2.7.1.2 проекта изменений).

Планируют уточнить и назначение кодов группы 400. По КВР 407, 413, 414 нужно будет отражать среди прочего расходы на разработку проектной документации и инженерные изыскания (п. 2.7.2 проекта изменений).

Предполагается, что новшества станут применять начиная с составления и исполнения бюджетов на 2025 год (п. 2 проекта приказа)

Проект приказа Минфина России

Перейти к документу

Экономические преступления: проект о повышении порогов сумм ущерба принят Госдумой в третьем чтении Хотят проиндексировать суммы ущерба, из-за которого преступление признают совершенным в крупном или особо крупном размере.

Предполагается, что преступление сочтут совершенным в крупном размере, если сумма неуплаты налогов, сборов, взносов за 3 финансовых года подряд превысит 18,75 млн руб., в особо крупном — 56,25 млн руб. (п. п. 14 и 15 ст. 1 проекта). Сейчас эти пороги для налогоплательщиков-организаций и налоговых агентов — 15 млн и 45 млн руб.

Преступление посчитают совершенным в крупном размере, если сумма неуплаты взносов на травматизм страхователями-организациями за 3 финансовых года подряд превысит 7,5 млн руб., а в особо крупном — 37,5 млн руб. (п. 17 ст. 1 проекта). Сейчас эти пороги — 6 млн и 30 млн руб.

Новшества заработают через 10 дней после опубликования закона (ч. 1 ст. 3 проекта).

Проект Федерального закона N 327269-8

Перейти к документу