Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 11.03.2024 по 18.03.2024

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Топ-3 «поворотных» дел арбитражных судов округов для юриста: февраль 2024 года» За февраль в системе КонсультантПлюс появилось более 8 900 новых постановлений судов округов. Мы отобрали интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. Расскажем о неустойке за просрочку гарантийного обязательства, взыскании судебных расходов, включении в реестр кредиторов.

Обзор: «Топ-3 «поворотных» дел арбитражных судов округов для юриста: февраль 2024 года»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Значимые новшества в сфере банкротства приняты в первом чтении» Предлагают увеличить минимальные размеры требований к большинству юрлиц для возбуждения дел о банкротстве. Планируют упростить порядок разрешения ряда обособленных споров и установить единый срок на подачу апелляционных жалоб на некоторые определения. Рассмотрим эти положения проекта подробнее.

Обзор: «Значимые новшества в сфере банкротства приняты в первом чтении»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Брачный договор и банкротство: примеры из практики за 2022-2024 годы»

 

Нужно ли уведомлять потенциального контрагента о брачном договоре? Нужно ли согласие финансового управляющего на заключение брачного договора, если один из супругов банкрот? Признают ли договор недействительным, если нет разумных мотивов? Ответы на эти вопросы в обзоре.

Обзор: «Брачный договор и банкротство: примеры из практики за 2022-2024 годы»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Обмен заблокированными активами: ЦБ РФ и Минфин опубликовали важную информацию Центробанк ответил на вопросы о выкупе нерезидентами иностранных ценных бумаг у резидентов в рамках антикризисного указа президента об этих сделках. Речь идет об активах, которые учитывают на счетах центрального депозитария в иностранных организациях:

— об акциях иностранных эмитентов;

— депозитарных расписках на акции этих эмитентов;

— паях зарубежных инвестиционных фондов.

Конкретный список активов на своем сайте опубликовал организатор торгов — ООО «Инвестиционная палата».

Процедура обмена предполагает, в частности, такие действия:

— с 25 марта 2024 года резиденты вправе обратиться к своим брокерам, доверительным управляющим и управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов (далее — участники рынка) с заявкой о предъявлении активов к выкупу;

— до 8 мая участники рынка передадут заявки организатору торгов, который до 31 мая сформирует лоты. Для последних установят единую стартовую ставку — не менее средней цены активов каждого лота;

— до 5 июля организатор торгов будет принимать заявки от покупателей-нерезидентов и затем определит для всех лотов единую финальную цену продажи — не ниже начальной стоимости на 22 марта;

— по итогам торгов организатор перечислит деньги (в рублях) участникам рынка, которые направят средства на счета своих клиентов из числа заявителей-резидентов.

Минфин сообщил, что расчеты по сделкам завершат до 1 сентября 2024 года.

Обозначены и другие аспекты.

Напомним, совокупная начальная стоимость ценных бумаг резидента — не более 100 тыс. руб.

Информация Банка России от 11.03.2024

Перейти к документу

Информация Минфина России от 11.03.2024

Перейти к документу

Подписан закон о запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов
Документом закреплены требования о соблюдении иностранным агентом ограничений и запретов, предусмотренных Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».

Установлен запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента. Также законом запрещена реклама информационных ресурсов иностранных агентов в средствах массовой информации.

Федеральный закон от 11.03.2024 N 42-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Ликвидация бюджетного или автономного учреждения: закон о защите ряда кредиторов опубликован С 22 марта 2024 года в ГК РФ зафиксируют: при ликвидации бюджетного учреждения собственник имущества этой организации субсидиарно отвечает по ее обязательствам из публичного договора. Речь идет о ситуации, когда у учреждения не хватает имущества, которое можно взыскать.

Аналогичное правило установят на случай ликвидации автономного учреждения.

Сейчас в ГК РФ таких норм нет. Однако еще в 2020 году КС РФ разрешил привлекать к субсидиарной ответственности собственников имущества ликвидированных муниципальных бюджетных учреждений по их обязательствам из публичных договоров. В 2022 году ВС РФ отметил: то же касается автономных учреждений.

Федеральный закон от 11.03.2024 N 48-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Цифровые права теперь можно использовать как средство платежа по внешнеторговым договорам С 11 марта 2024 года цифровыми финансовыми активами (ЦФА) можно рассчитываться по внешнеторговым контрактам между резидентами и нерезидентами. Речь идет о договорах, которые предусматривают передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, предоставление информации и результатов интеллектуальной деятельности.

То же касается применения утилитарных цифровых прав.

Валютные операции с цифровыми правами разрешили совершать только в системах, в которых выпускают ЦФА, и на инвестиционных платформах.

ЦБ РФ вправе установить условия проведения ряда таких операций и даже запретить некоторые из них.

Есть и другие изменения.

Напомним, принимать, в частности, ЦФА как средство платежа по общему правилу нельзя. При этом исключения для внешней торговли ранее не было.

Федеральный закон от 11.03.2024 N 45-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Табачное регулирование: участники оборота сырья станут подавать сведения в «Честный знак» С 7 апреля 2024 года участники оборота сырья для изготовления табачной и (или) никотинсодержащей продукции должны регистрироваться в системе «Честный знак». Речь идет, в частности, о производителях, импортерах и поставщиках. Срок — не позже 7 календарных дней с даты начала деятельности (абз. 7 и 8 п. 11 изменений).

С 8 апреля они обязаны подавать сведения об объеме производства и обороте сырья в информсистему. Не позже 22 апреля нужно внести данные о неучтенных остатках (абз. 9 и 10 п. 11 изменений). Порядок определили в гл. XVII (п. п. 129 — 144) правил маркировки.

Перечень видов сырья, а также единицы измерения его количества для целей учета позже определит Росалкогольтабакконтроль.

Есть и другие новшества.

Постановление Правительства РФ от 01.03.2024 N 259

Перейти к документу

Таможенное декларирование: КС РФ разъяснил, когда нельзя штрафовать за недостоверные сведения Лицо нельзя привлечь к ответственности за недостоверное декларирование веса брутто одного из товаров, если не увеличились таможенные платежи за партию в целом.

Вывод касается случая, когда совпали такие условия:

— у одной товарной позиции фактический вес оказался выше заявленного, что увеличило размер таможенных платежей по ней, но уменьшило его для другой продукции;

— для всех товаров из партии предусмотрены одинаковые база для исчисления, ставка и состав таможенных платежей.

Постановление КС РФ от 05.03.2024 N 9-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
— Решения по конкретным делам

ВС РФ напомнил, когда срок добровольного исполнения требований нельзя считать истекшим Должника уведомили об исполнительном производстве. В течение 5-дневного срока добровольного выполнения требований должник попросил суд разъяснить их. До того как заявление рассмотрели, пристав решил взыскать исполнительский сбор.

ВС РФ напомнил позицию КС РФ 2023 года: если, например, в судебном акте были неточности, срок добровольного исполнения истекает не ранее 5 дней с даты, когда должник узнал об устранении ошибок. Вывод применяют в ситуации, когда одновременно были, в частности, такие обстоятельства:

— недостатки касались размера долга или порядка исполнения;

— они объективно мешали должнику выполнить требования надлежащим образом;

— исправление ошибок должник инициировал в разумный срок после того, как узнал о возбуждении производства.

В данном случае должник сразу же письменно уведомил пристава о запросе разъяснений. Суд их предоставил, хотя сделал это спустя несколько месяцев. Таким образом, должник не мог выполнить требования до получения разъяснений, а значит, срок добровольного исполнения на дату постановления о взыскании сбора не истек. Действия пристава незаконны.

См. также: Как добиться освобождения от исполнительского сбора

Определение ВС РФ от 04.03.2024 N 305-ЭС23-23415

Документ включен в информационный банк:
Решения по конкретным делам

Новый проект о торговле через маркетплейсы внесен в Госдуму Планируют принять отдельный закон, который будет регулировать в том числе отношения между правообладателями агрегаторов информации о товарах (маркетплейсов), продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Новшества могут вступить в силу с 1 марта 2025 года (ч. 3 ст. 1 и ст. 12 проекта).

Определят требования к договорам, которые правообладатель маркетплейса заключает с продавцами и владельцами ПВЗ. Например, в соглашении с продавцом нужно закрепить условия реализации товаров, порядок определения и изменения цен на них. В документ запретят включать положения о маркетинговых, логистических и других услугах, сопутствующих торговле. В договоре с владельцем ПВЗ надо среди прочего обозначить требования к инфраструктуре такого пункта (ч. 1, п. п. 4 и 5 ч. 2 ст. 3 и п. 4 ч. 2 ст. 4 проекта).

При заключении договоров правообладатель маркетплейса должен подтвердить профиль продавца и идентифицировать владельца ПВЗ. Для этого надо запросить документы, которые удостоверяют личность и (или) подтверждают госрегистрацию юрлица либо ИП, наличие статуса самозанятого и пр. (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 проекта).

Правообладателю маркетплейса запретят требовать и получать от покупателя платежи за то, что данный клиент вернул товар (ч. 3 ст. 5 проекта).

Введут особые правила для маркетплейсов, на которых доля сделок между продавцами (кроме владельца агрегатора) и покупателями в стоимостном выражении выше 20%. Речь идет о доле от общего объема продаж на российских маркетплейсах за предыдущий календарный год (п. 4 ст. 2 проекта). Отметим такие нормы:

— цена всех услуг правообладателя маркетплейса в пользу продавца — не более 10% от общей стоимости товара, для продажи которого нужны эти услуги (ч. 6 ст. 6 проекта);

— сумма всех неустоек, которые продавец или владелец ПВЗ выплачивает правообладателю маркетплейса, — не выше 15% цены услуг (ч. 7 ст. 6 проекта).

Предлагают установить и другие положения.

Напомним, в сентябре 2023 года в Госдуму внесли менее подробный, но сходный по цели проект. Однако его так и не рассмотрели даже в первом чтении.

См. также: Как торгуют через маркетплейсы

Проект Федерального закона N 568223-8

Перейти к документу

Ко второму чтению подготовлен законопроект, устанавливающий административную ответственность за спам-звонки и недобросовестную рекламу микрофинансовых организаций
В КоАП РФ планируется закрепить, что нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 до 100 тысяч рублей, на юридических лиц — от 300 тысяч до 1 млн рублей.

Кроме этого, законопроектом предлагается распространить ответственность за недобросовестную рекламу услуг по предоставлению кредитов и займов на микрофинансовые организации, а также увеличить размеры штрафов за указанное правонарушение.

Так, в случае принятия законопроекта размер штрафа составит: для должностных лиц — от 40 до 100 тысяч рублей; для юридических лиц — от 600 тысяч до 1,6 млн рублей.

Проект Федерального закона N 411312-8

Перейти к документу

Сдача жилья в наем или аренду: проект об уточнении ЖК РФ принят во втором чтении В ЖК РФ хотят закрепить право собственника сдавать квартиру или иное жилье в том числе по договору краткосрочного найма.

Планируют также прямо обозначить, что при сдаче жилья на любой срок и по любому законному основанию собственник должен обеспечивать соблюдение, в частности:

— прав и законных интересов соседей;

— правил пользования жильем и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

— требований к оснащению помещений в таком доме счетчиками энергоресурсов.

Поправку подготовили с подачи КС РФ. В марте 2023 года он разъяснил: в многоквартирном доме можно краткосрочно (от одних до нескольких суток) предоставлять гражданам за плату жилое помещение, если собственник соблюдает ряд условий. Формальные признаки оказания гостиничных услуг (краткосрочность сдачи и пр.) сами по себе неважны.

Проект Федерального закона N 445620-8

Перейти к документу

«Льготу по новизне» изобретения для получения патента предложено продлить: проект Минэкономразвития Патент на изобретение, сведения о котором стали общедоступными, можно будет получить, если заявку на выдачу такого документа подать в течение года с даты раскрытия информации. Речь идет, например, о ситуации, когда автор изложил суть изобретения на выставке.

Сейчас срок — 6 месяцев со дня публикации этих данных.

Общественное обсуждение поправки завершат 19 марта.

Проект федерального закона

Перейти к документу

Создание личного фонда и управление им: что предлагает изменить Минэкономразвития С 1 сентября 2024 года многие требования Закона о некоммерческих организациях перестанут применять к личным фондам. Например, это касается правила о том, что некоммерческие организации регистрирует Минюст. Таким образом, личные фонды станет регистрировать ФНС.

К коммерческой тайне разрешат отнести в том числе информацию о расходах, а также размерах и структуре доходов и имущества личного фонда.

С той же даты ГК РФ планируют дополнить, в частности, такими положениями о личном фонде:

— если основатели фонда — супруги и они передали ему общее имущество, один из супругов может выйти из состава учредителей в любое время без согласия другого, но с его уведомлением;

— единоличному исполнительному органу нельзя одновременно быть надзорным органом фонда, председателем его высшего коллегиального органа и (или) попечительского совета;

— членам коллегиальных органов нельзя передавать право голоса третьим лицам.

Есть и другие поправки. Общественное обсуждение проектов завершат 21 марта.

Проект федерального закона

Перейти к документу

Проект федерального закона

Перейти к документу

Запланирован эксперимент по маркировке ряда медизделий С 1 сентября 2024 года по 31 августа 2025 года в пилотном режиме хотят маркировать некоторые виды медизделий. Эксперимент затронет презервативы, шприцы, инфузионные системы, пробирки, медицинские маски, инкубаторы для новорожденных и др. Общественное обсуждение проекта закончится 21 марта 2024 года.

Участие в эксперименте добровольное (п. 4 проекта положения). Во время мероприятия оператор системы «Честный знак» будет бесплатно выдавать коды маркировки для формирования средств идентификации (п. 6 проекта положения).

Напомним, что с 1 октября 2023 года наносить средства идентификации на упаковку и предоставлять сведения в информсистему о вводе в оборот нужно, в частности, на кресла-коляски и ортопедическую обувь.

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

ПРАВОСУДИЕ
Конституционный Суд обязал законодателя устранить пробел в вопросе о возвращении платы за прекращенное рассмотрение финансовым уполномоченным обращений по уступленному праву требования

Отмечено, что Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» не содержит решения вопроса о возвращении или невозвращении платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, в случае прекращения рассмотрения такого обращения, если выявилось, что оно не подлежит рассмотрению.

Отсутствие предписаний о том, подлежит ли возвращению внесенная плата, приобретает признаки конституционно значимого пробела и не может быть истолковано как квалифицированное умолчание законодателя, достаточное для констатации отсутствия необходимости в таком возврате. Таким образом, часть 6 статьи 16 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» и взаимосвязанные с ней положения данного Федерального закона не соответствуют Конституции РФ и ее статьям.

Федеральному законодателю не позднее 1 марта 2025 года надлежит внести необходимые изменения в Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Впредь до внесения таких изменений закрепляется, что данная плата в указанном случае не возвращается.

Если изменения в законодательное регулирование не будут внесены до 1 марта 2025 года, то до установления законодательного регулирования, содержащего иное решение данного вопроса, соответствующая плата, внесенная за рассмотрение обращений, решение о прекращении рассмотрения которых по указанным основаниям принято с 1 марта 2025 года, будет возвращаться в полном объеме.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2024 N 10-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
— Решения по конкретным делам

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Дифференцирована ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу РФ с государствами — членами ЕАЭС

В статью 226.1 УК РФ внесены изменения, согласно которым в части первой указанной статьи устанавливается ответственность за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных). В качестве максимального наказания за указанные деяния предусматривается лишение свободы на срок до пяти лет.

Одновременно статья 226.1 УК РФ дополнена частью 1.1, устанавливающей ответственность за незаконное перемещение сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники. Максимальным наказанием за указанные деяния является лишение свободы на срок от трех до семи лет.

Кроме того, признается утратившей силу статья 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий», поскольку Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 N 542 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. N 923» алкогольная и табачная продукция включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ, а также отнесены к видам стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

В УПК РФ внесены корреспондирующие изменения, устанавливающие формы предварительного расследования и подследственность уголовных дел об указанных преступлениях.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2024 года.

Федеральный закон от 11.03.2024 N 43-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы