Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 11.03.2024 по 18.03.2024

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Даны разъяснения по вопросу закупки российского программного обеспечения у его разработчика в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) Сообщается, в частности, что заказчик вправе установить в положении о закупке случай осуществления закупки российского программного обеспечения у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), являющегося его разработчиком, а также условия, при которых заказчик применяет такой способ закупки, в том числе случай, предусматривающий осуществление закупки российского программного обеспечения у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), являющегося российской организацией, осуществляющей в качестве разработчика реализацию особо значимого проекта, включенного в перечни, утвержденные президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в соответствии с правилами, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 3 мая 2019 г. N 550 и N 555. <Письмо> Минфина России N 24-00-07/22259, Минцифры России N СК-П11-22106, ФАС России N ПИ/20386/24 от 13.03.2024

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

ФНС направлены рекомендуемые формат и порядок направления банковской гарантии в форме электронного документа
Также в приложениях к настоящему письму содержатся формы и форматы заявлений, предусмотренных статьями 74.1, 176.1, 203.1 НК РФ.

Формы и форматы документов подготовлены в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2024 года Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ, предусматривающего в числе прочего возможность применения электронной банковской гарантии в целях обеспечения обязанности по уплате налогов.

Письмо ФНС России от 07.03.2024 N ЕА-4-15/2652@

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

ВС РФ напомнил: спор о неустойке по госконтракту не мешает суду признать право на ее списание  Подрядчик вовремя не завершил последний этап опытно-конструкторской работы. Результат приняли только в феврале 2022 года, хотя в контракте определили, что это произойдет не позже декабря 2021 года. Контрагенту начислили пени, но он их не уплатил. Стороны встретились в суде.

ВС РФ поддержал подрядчика и согласился, что неустойку следовало списать:

— по актуальной редакции Правил N 783 для списания неустойки неважен год, когда произошло нарушение;

— сумма пеней не превысила 5% цены этапа. Работы завершили полностью;

— спор о неустойке не мешает суду признать право на ее списание. Норма, которая запрещает списывать неустойку, если контрагент не подтвердил ее наличие, касается только решения заказчика.

Верховный суд уже приходил к похожим выводам. Недавно их повторили АС Московского и Восточно-Сибирского округов.

См. также: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ

Определение ВС РФ от 26.02.2024 N 305-ЭС23-20353

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

Победитель уклонился от заключения сделки по Закону N 223-ФЗ — суд не убедили оправдания про санкции Победителя признали уклонившимся, поскольку он вовремя не подписал договор. Контролеры включили сведения в РНП.

Общество решение оспорило. Поставить импортную продукцию не могли из-за изменения политической ситуации. При заключении сделки заказчику предлагали заменить товар.

Апелляцию доводы не убедили:

— победителя, который вовремя не подписывает договор на своих же условиях, считают уклонившимся. Переписка с заказчиком о невозможности заключить сделку не освобождает от ответственности;

— перемены в экономической и политической обстановке произошли задолго до объявления закупки. Общество не доказало, что условия его работы изменились в период проведения запроса котировок, в т.ч. из-за внешних факторов;

— обществу, как профессионалу, следовало прогнозировать риски поставки импортного товара и оценивать свои возможности с учетом сильного снижения цены.

Постановление 1-го ААС от 16.02.2024 по делу N А43-27839/2023

Документ включен в информационный банк:
— 13 апелляционный суд

Кассация не взыскала с подрядчика переплату по госконтракту из-за ошибки в расчете НМЦК Стороны договорились о ремонте пожарной сигнализации. Работы приняли без возражений и оплатили полностью. Позже финансовый контроль выявил ошибки в расчете НМЦК: заказчик применил неверные индексы изменения сметной стоимости. От поставщика потребовали вернуть переплату, но он отказал.

Апелляция и кассация деньги не взыскали:

— по верному расчету НМЦК составляла 1,9 млн руб. Предложение подрядчика — 1,6 млн руб. Ошибку заказчика нивелировало снижение цены;

— заказчик не доказал, что контрагент вел себя недобросовестно. Ремонт выполнили полностью без замечаний по объему и качеству. В таком случае работы оплачивают по твердой цене, требовать уменьшения которой заказчик не вправе;

— на стороне подрядчика может возникнуть неосновательное обогащение, если верная НМЦК окажется ниже цены контракта. В данном случае это не так;

не доказали неэффективное расходование средств и ущерб бюджету;

— взыскание переплаты может нарушить баланс интересов сторон, поскольку качественная работа будет оплачена ниже согласованной цены.

К сходным выводам приходил и 5-й ААС. Однако в практике есть другое мнение.

Постановление АС Уральского округа от 01.03.2024 по делу N А60-9329/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Уральского округа