Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 04.03.2024 по 11.03.2024
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
С 1 марта 2024 года запрещен экспорт бензина, но с 22 марта разрешен вывоз дизеля | Правительство запретило экспорт товарных бензинов с кодами 2710 12 411 0 — 2710 12 59 0 по ТН ВЭД ЕАЭС. Это касается в том числе продукции, которую закупили на биржевых торгах.
Мера действует с 1 марта до 31 августа 2024 года включительно. Она не затрагивает, например, товары для вывоза в рамках международных транзитных перевозок, которые начинаются и заканчиваются вне России. С 22 марта 2024 года снимут действующий запрет на вывоз дизтоплива с кодами 2710 19 422 0 — 2710 19 425 0 по ТН ВЭД ЕАЭС. |
Постановление Правительства РФ от 29.02.2024 N 243 Документ включен в информационные банки: |
|
Закон о краткосрочных полисах ОСАГО вступил в силу 2 марта | Поправки к закону об ОСАГО предусматривают возможность заключить договор на срок от 1 дня до 3 месяцев на общих основаниях.
Договор заработает через 3 дня после подачи страховщику документов, если стороны не согласуют более короткий срок. Страховщики устанавливают понижающие коэффициенты в зависимости от срока действия договора, отражают их в методике расчета тарифов и размещают на своем сайте. Срок действия договора ОСАГО (как обычного, так и краткосрочного) изменить нельзя. |
Федеральный закон от 04.08.2023 N 455-ФЗ Документ включен в информационные банки: |
|
Табачное регулирование: правительство утвердило правила госконтроля | В новом положении установлены правила контроля за производством и оборотом табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для них.
В предмет контроля не входит соблюдение требований к розничной продаже (включая нормы о защите прав потребителей), а также санитарно-эпидемиологических правил. Проверки проводят Росалкогольтабакконтроль и его территориальные органы. Объектами контроля выступают: — деятельность контролируемых лиц и ее результаты (в т.ч. продукция и сырье); — производственные и складские помещения; — основное технологическое оборудование. Ведомство относит каждый объект к одной из 4 категорий риска: значительный, средний, умеренный, низкий риск. Правила категорирования установлены в приложении N 1 к положению. Положение также устанавливает нормы: — о профилактике рисков причинения вреда (присвоение репутационного статуса, снижение категории риска и т.д.); — порядке проведения контрольных мероприятий; — досудебном обжаловании решений должностных лиц. Положение действует с 1 марта. Есть небольшое исключение в части расчета баллов для присвоения категории риска. Оно вступает в силу 1 апреля. |
Постановление Правительства РФ от 01.03.2024 N 249
Документ включен в информационные банки: |
|
Международные грузоперевозки: резервировать проезд по-прежнему нужно через сайт Росгранстроя | Правительство перенесло на 1 сентября обязанность использовать ГИС электронных перевозочных документов или Госуслуги вместо личного кабинета на сайте Росгранстроя.
Резервировать дату и время нужно для проезда через пограничные пункты Бугристое, Забайкальск и Чернышевское. |
Постановление Правительства РФ от 01.03.2024 N 248
Документ включен в информационные банки: |
|
Алкоголь в магазинах выборочно проверят на качество | С 9 марта Росалкогольтабакконтроль получит право выборочно проверять алкогольную продукцию в рознице. Критерии для выбора продукции определят Минфин и Минэкономразвития.
Количество проверок будет ограничено. Так, один торговый объект проконтролируют не более 1 раза в течение календарного месяца. Алкоголь отправят на экспертизу. Если установят нарушения требований в зоне ответственности Росалкогольтабакконтроля, проверят производителей, импортеров или других лиц, участвовавших в обороте (кроме розничных продавцов). Для таких мероприятий потребуется согласование прокуратуры. |
Постановление Правительства РФ от 29.02.2024 N 240
Документ включен в информационные банки: |
|
Уведомление о начале деятельности: правительство сократит список работ и услуг с 31 мая 2024 года | Из перечня работ и услуг в рамках отдельных видов бизнеса, о начале ведения которых надо уведомить контрольный орган, исключат в том числе:
— пошив обуви по индивидуальному заказу, а также ее ремонт, растяжку и окраску; — ремонт и техобслуживание бытовых машин, приборов и радиоэлектронной аппаратуры, изготовление металлоизделий; — ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования; — услуги в области фотографии; — распиловку и строгание древесины; — производство деревянной тары; — услуги туроператоров и турагентств; — изготовление электрической распределительной и регулирующей аппаратуры; — производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации. Вступят в силу и другие изменения. Многие из них нужны, чтобы привести правительственные правила в соответствие с законодательными поправками. По ним с 1 апреля 2024 года известить орган госконтроля (если это не орган ФСБ или разведки) о начале бизнеса компания или ИП сможет только через Госуслуги либо сходные региональные порталы. |
Постановление Правительства РФ от 28.02.2024 N 219
Документ включен в информационные банки: |
|
Проведение ЦБ РФ проверок эмитентов и участников корпоративных отношений: что изменится с 11 марта | Центробанк опубликовал новые правила проверок того, соблюдают ли эмитенты нормы об АО и ценных бумагах. Документ касается также контроля и надзора в сфере корпоративных отношений в АО. Действующее указание о проверках утратит силу с 11 марта 2024 года. Рассмотрим ряд изменений.
Комплексных дистанционных проверок больше не будет. Новый документ не упоминает обязанность эмитента при любой выездной проверке предоставлять по требованию руководителя рабочей группы доступ спецпредставителей ЦБ РФ в помещения других юрлиц. Речь идет об организациях, которые эмитент привлек для исполнения договорных обязательств, и о компаниях, в которых находятся его программно-аппаратные средства. Выездную проверку деятельности эмитента будут проводить в течение не более 3 месяцев. Конкретный срок, который укажут в поручении провести мероприятие, смогут продлить еще максимум на 3 месяца, если есть хотя бы одно из таких оснований: — в ходе данной проверки выявили сведения, которые нужно дополнительно анализировать. Из-за этого завершить ее вовремя невозможно; — эмитент в срок не исполнил требование представить информацию и документы рабочей группе; — по итогу изучения документов понадобилось получить дополнительные. Сейчас предельный срок указанной выездной проверки тоже 3 месяца. Однако он включает возможные продления. Акт любой выездной проверки станут составлять в 3 экземплярах. Пока отчет о выездной проверке на общем собрании акционеров оформляют в 1 экземпляре. Есть и другие новшества. |
Инструкция Банка России от 02.10.2023 N 210-И
Документ включен в информационные банки: |
|
Услуги по обороту криптовалют лучше не предлагать — ЦБ РФ дал рекомендацию поднадзорным финкомпаниям | Регулятор советует кредитным организациям и некредитным финансовым организациям не публиковать рекламные и другие сведения об услугах, которые связаны с оборотом цифровых валют. Операции с такими активами и с финансовыми инструментами, которые с ними связаны, влекут риски вовлечения клиентов финкомпаний в незаконную деятельность и т.д. Об этом Центробанк предупреждал не раз.
Отметим, рекомендация ЦБ РФ касается, по сути, криптовалют. Цифровой рубль к ним не относится |
Информационное письмо Банка России от 29.02.2024 N ИН-08-12/1
Документ включен в информационный банк: |
|
ВС РФ напомнил: если суд признал право на самострой, разрешение на ввод в эксплуатацию не нужно | Суд признал право собственности компании на здание, площадь которого ранее самовольно увеличило другое лицо. Решение вступило в силу. Затем компанию оштрафовали за использование объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию и обязали устранить нарушение.
ВС РФ напомнил позицию своего Пленума: после того, как судебный акт о признании права собственности на самовольную постройку вступил в силу, владелец объекта вправе его использовать. При этом получать разрешение на ввод в эксплуатацию не нужно. Таким образом, штраф и предписание незаконны. |
Определение ВС РФ от 22.02.2024 N 305-ЭС23-21329
Документ включен в информационный банк: |
|
Признание недействительным соглашения о разделе имущества между должником и бывшей супругой | Кредитор обратился с иском о признании недействительным соглашения о разделе имущества, заключенного между должником и его бывшей супругой, полагая, что оно направлено на причинение вреда имущественным правам кредиторов должника. Мнение судов: • На момент заключения соглашения должник не имел признаков неплатежеспособности. • Раздел совместно нажитого имущества, несмотря на преобладание на стороне бывшей супруги переданного имущества, не привел к уменьшению имущественной массы должника, поскольку был уравнен посредством компенсационной выплаты со стороны бывшей супруги. • В удовлетворении исковых требований отказано. Позиция кассации: • Судами не учтен нетипичный характер заключенного между должником и его бывшей супругой соглашения, оформленного ими спустя 4 года после расторжения брака и 9 месяцев после рождения третьего общего ребенка, после возникновения у должника финансовых проблем, одновременно с соглашением об уплате алиментов на несовершеннолетних детей. • Не дана оценка факту истребования из незаконного владения должника нескольких транспортных средств и, соответственно, наличию признаков неплатежеспособности к дате заключения оспариваемого соглашения. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.03.2024 N Ф04-7060/2023 по делу N А46-18040/2021
Документ включен в информационный банк: |
|
Взыскание выплаченных денежных средств по расторгнутым договорам лизинга | Покупатель (лизингополучатель), сославшись на то, что поставка самосвалов в срок, установленный договорами купли-продажи, заключенными между продавцом и лизингодателем, не состоялась, а договоры лизинга расторгнуты последним в одностороннем порядке ввиду нарушения сроков оплаты, обратился с иском о солидарном взыскании оплаченных лизинговых платежей и неустойки. Мнение судов: • Предметы лизинга были оплачены и подготовлены к поставке, но покупатель сам отказался производить приемку самосвалов. • В удовлетворении исковых требований отказано. Позиция кассации: • Не разрешен спор относительно оснований расторжения договоров купли-продажи самосвалов, так как эти сделки и договоры лизинга следует рассматривать в качестве взаимосвязанных. • Надлежит установить срок, когда техника должна быть поставлена продавцом и срок ее фактической поставки. • Не представлены доказательства того, что лизингодатель известил покупателя о необходимости осуществления приемки техники. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2024 N Ф04-6989/2023 по делу N А27-17850/2022
Документ включен в информационный банк: |
|
Предъявление требований к физическим лицам в арбитражном процессе | Арбитражный управляющий должником (физическим лицом) не обеспечил сохранность переданных ему судебным приставом-исполнителем автомобилей, которые в порядке произведенного арбитражным судом поворота исполнения судебного акта снова переданы истцу и третьим лицам, но уже в ненадлежащем состоянии. Истец обратился к страховым компаниям, которыми застрахована ответственность арбитражного управляющего, и физическим лицам с иском о взыскании в солидарном порядке убытков, а также неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Мнение судов: • Заявленный спор подсуден суду общей юрисдикции, так как истец, а также указанные им в составе ответчиков физические лица не имеют статуса индивидуального предпринимателя. • Исковое заявление возвращено. Позиция кассации: • Аналогичные требования третьих лиц назначены к рассмотрению арбитражным судом, поскольку основаны на необеспечении финансовым управляющим должником сохранности транспортных средств и предъявлены к арбитражному управляющему и организациям, застраховавшим его ответственность при осуществлении им своих функций в период причинения убытков. • Суд вправе вынести на обсуждение истца вопрос об определении надлежащих ответчиков по делу, исключении из состава ответчиков ненадлежащих, а также о формулировании самостоятельных требований к ответчикам — физическим лицам и выделении предъявленных к ним требований в отдельное производство, направлении выделенного дела в суд общей юрисдикции. • Дело направлено на новое рассмотрение. |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.02.2024 N Ф04-616/2024 по делу N А03-17501/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий единые требования к деятельности маркетплейсов |
Законопроект разработан в целях установления основ государственного регулирования деятельности агрегаторов информации на товары (маркетплейсов).
Документом, в частности: — закрепляются понятия «электронная торговля», «агрегатор информации о товарах», «пункт выдачи заказов», «карточка товара» и пр.; — определяются требования к договору об оказании услуг агрегатора информации о товарах и договору, заключаемому владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем пункта выдачи заказов, а также устанавливаются права и обязанности владельца агрегатора информации, продавца, владельца пунктов выдачи заказов. Кроме этого, предлагается предусмотреть ряд ограничений для владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке. Так, совокупная стоимость всех услуг, оказываемых владельцем крупного маркетплейса продавцу товара, не сможет превышать 10% от общей стоимости товара, продаваемого на этом маркетплейсе. Помимо прочего, владельцу крупного маркетплейса запретят устанавливать выплаты и компенсации, не являющиеся стоимостью услуг или мерами ответственности в связи с нарушением обязательств по договору или связанные с возвратом продавцу товара. В случае принятия положения законопроекта вступят в силу с 1 марта 2025 года. |
Проект Федерального закона N 568223-8 | |
Монопольно высокие и низкие цены: проект об их отвязке от мировых индикаторов прошел первое чтение | Согласно поправкам при определении монопольно высокой цены товара учитывать биржевые и внебиржевые индикаторы цен на мировых рынках аналогичной продукции необязательно (пп. «б» п. 2 ст. 1 проекта). Сейчас это необходимость.
Зарубежные товарные рынки перестанут влиять и на определение монопольно низкой цены (п. 3 ст. 1 проекта). Есть и другие изменения. По словам авторов инициативы, сейчас цены в ряде случаев основаны на иностранных индикаторах без учета экономической ситуации в РФ. Из-за этого происходит необоснованное подорожание продукции. |
Проект Федерального закона N 409891-8 |