Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 19.02.2024 по 26.02.2024
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Лицензирование: закон о досудебном порядке урегулирования споров заработает с 24 февраля 2024 года»
|
Юрлица и ИП смогут обратиться в суд с иском к органу, который выдает разрешения по Закону о лицензировании, только после направления административной жалобы. Исключение — ситуации, когда другие ФЗ предусматривают лишь судебный порядок. Подробности далее в обзоре. |
Обзор: «Лицензирование: закон о досудебном порядке урегулирования споров заработает с 24 февраля 2024 года» Документ включен в информационные банки: |
|
ЦБ РФ не стал менять ключевую ставку | Регулятор на очередном заседании оставил ключевую ставку на уровне 16%. Такое значение установили в декабре.
По плану следующее заседание по ключевой ставке будет 22 марта 2024 года. |
Информация Банка России
Документ включен в информационные банки: |
|
Взыскание налоговых долгов юрлица с физлиц: ФНС сформировала позицию по направлению исков в суд | Еще в 2017 году КС РФ признал конституционными ст. 15, п. 1 ст. 1064 ГК РФ и пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.
ФНС обратила внимание налоговиков на следующее: — они вправе предъявлять иски о возмещении вреда к физлицам, которых осудили за налоговые преступления из-за неуплаты налогов организаций. Предъявлять иски можно и к физлицам, уголовное преследование которых из-за таких преступлений прекратили по нереабилитирующим основаниям. Нужно доказать, что физлицо причастно к деятельности организации и влияет на ее действия; — вред заключается в непоступлении налогов и пеней в бюджет. Штраф в сумму, которую взыскивают с физлица, не включают; — уголовно-правовые и административно-правовые санкции должны учитывать причины и условия деяния, а также личность правонарушителя и степень его вины; — нельзя взыскивать ущерб в двойном размере (с юрлица по НК РФ и с физлица по ГК РФ); — физлицо привлекают к гражданско-правовой ответственности за вред в виде неуплаты налогов лишь тогда, когда долги нельзя взыскать с организации. |
Письмо ФНС России от 09.02.2024 N Д-5-18/23@
Документ включен в информационные банки: |
|
Минпромторг призывает ретейл к продаже газет и журналов | По мнению министерства, торговым сетям, которые перестали продавать периодические печатные издания, нужно вернуть их на прилавки всех магазинов. Более того, надо наращивать объем и ассортимент этих товаров.
Минпромторг рекомендует ретейлу в течение месяца наладить контакты с отечественными издателями и решить вопрос реализации данной продукции. В ином случае ее место на полках магазинов определит закон. Сейчас торговые сети не обязаны продавать периодические печатные издания. |
Информация Минпромторга России от 16.02.2024 | |
ВС РФ: исполнитель консультационных услуг отвечает за их пользу, даже если есть оговорка об обратном | Когда возник спор о качестве консалтинговых услуг, суд должен установить, проявил ли исполнитель заботливость и профессионализм, с какими действовал бы любой разумный консультант в подобной ситуации. С исполнителя можно взыскать убытки, если они возникли из-за непрофессионализма. К таким выводам пришел ВС РФ.
Если заказчик осведомлен о том, что у консультанта нет особых знаний и умений для решения проблемы (правовой, бухгалтерской и т.п.), то несправедливо привлекать консультанта к ответственности за их неприменение. Однако, если исполнитель позиционирует себя как профессионал высокой квалификации с опытом решения сложных задач, пониженные стандарты при определении меры ответственности не применяются. Выводы касаются даже тех случаев, когда есть оговорка, которая исключает или ограничивает ответственность консультанта. Это договорное условие допустимо. Однако на него нельзя ссылаться, если услуги оказаны настолько непрофессионально, что не принесли заказчику пользы. Пример: исполнитель разработал заведомо непригодный документ. |
Определение ВС РФ от 13.02.2024 N 305-ЭС23-18507
Документ включен в информационный банк: |
|
ВС РФ: кредиторам можно применять буквенное имя отправителя сообщений о возврате просроченного долга | Банк уведомил физлицо о долге СМС-сообщением. В виде его отправителя отображалось буквенное имя RSHB. Управление ФССП оштрафовало банк. По мнению ведомства, тот использовал скрытое альфанумерическое имя. Три инстанции согласились — должник не мог определить в том числе кредитора и его телефон.
ВС РФ отметил: если в таком сообщении были наименование банка и Ф.И.О. его представителя, а также их телефон, должник мог однозначно понять, кто ему написал. Судам нужно было среди прочего проверить содержание сообщений. Поскольку они этого не сделали, ВС РФ направил дело на новое рассмотрение. В декабре 2023 года в рамках другого спора ВС РФ, наоборот, поддержал позицию о том, что использование альфанумерического имени в любом случае нарушает Закон о защите физлиц при возврате просроченного долга. |
Определение ВС РФ от 14.02.2024 N 306-ЭС23-21945
Документ включен в информационный банк: |
|
Соглашения о защите и поощрении капиталовложений: Госдуме предложен новый подход к разрешению споров | Согласно поправкам споры, которые стороны соглашений о защите и поощрении капиталовложений не смогли вовремя урегулировать переговорами, нельзя будет передать в третейский суд (п. 7 ст. 1 проекта). Сейчас это возможно, если в соглашении есть арбитражная оговорка.
Таким образом, любой контрагент сможет обратиться лишь в государственный суд РФ. Есть и другие новшества. |
Проект Федерального закона N 555713-8 | |
Проект о праве через Госуслуги ввести самозапрет на кредиты и займы прошел третье чтение |
Физлицам разрешат устанавливать в своих кредитных историях запрет заключать договоры потребкредита или займа, кроме ипотечных и тех, которые обеспечены залогом транспорта. Еще одно исключение — основной образовательный кредит с господдержкой (абз. 2 пп. «б» п. 2 и абз. 2 пп. «г» п. 9 ст. 1 проекта). Чтобы ввести или снять запрет, гражданин с 1 марта 2025 года сможет бесплатно подать заявление во все квалифицированные бюро кредитных историй через Госуслуги. МФЦ обеспечат прием обращений не позже 1 сентября 2025 года (абз. 3 — 5 п. 4 ст. 1 и ст. 3 проекта). Кредитные организации и МФО будут узнавать в таких бюро, действует ли по конкретным заемщикам запрет. Делать это потребуют не ранее чем за 30 календарных дней до заключения договора. Если на момент запроса в бюро есть информация о запрете, кредитор должен отказать в заключении договора. Не позже рабочего дня после даты отказа нужно письменно уведомить о нем заемщика с указанием причины (абз. 6 и 7 п. 2 ст. 2 проекта). Есть и другие новшества. Сейчас через Госуслуги и МФЦ самозапрет на кредиты и займы ввести невозможно. Однако в ряде случаев клиент вправе обратиться в банк, чтобы он ограничил, например, проведение онлайн-операций. Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2025 года. |
Проект Федерального закона N 341256-8
|
|
Предложены особенности пролонгации в 2024 году договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций |
Согласно законопроекту до 31 декабря 2024 года лицо, заключившее договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности, либо на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в орган государственной власти, орган местного самоуправления с заявлением о заключении дополнительного соглашения к указанному договору, предусматривающего увеличение срока его действия, независимо от наличия или отсутствия задолженности по такому договору. Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан без проведения торгов заключить дополнительное соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.
Дополнительное соглашение должно содержать следующие требования, действующие в отношении срока, на который увеличивается срок действия договора: о ежегодной индексации размера платежей по такому договору на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по отношению к действовавшим в предыдущем году размерам платежей по такому договору; о размещении социальной рекламы и рекламы, представляющей особую общественную значимость (в случае, если ее размещение предусмотрено договором на установку и эксплуатацию), в общем размере 10 процентов годового объема распространяемой рекламы. Реклама, представляющая особую общественную значимость, будет определяться в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами. Срок пролонгации может составлять до десяти лет. Продление срока не требует уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. |
Проект Федерального закона N 559479-8 | |
Маркировка слабоалкогольных напитков: Минпромторг предлагает запустить новый эксперимент | С 1 июля 2024 года по 31 августа 2025 года планируют провести эксперимент по нанесению средств идентификации на отдельные виды алкоголя крепостью менее 7%. Речь идет о продукции с кодами по ТН ВЭД ЕАЭС 2206 00 390 1 (кроме напитков, которые уже маркируют), 2208 90 690 1 и др.
Добровольно поучаствовать в пилотном проекте смогут, в частности, производители, импортеры, заведения общепита, розничные и оптовые продавцы. Во время мероприятия оператор системы «Честный знак» будет бесплатно выдавать участникам оборота коды маркировки для формирования средств идентификации. Есть и другие положения. Общественное обсуждение инициативы завершат 1 марта. |
Проект постановления Правительства РФ | |
Предложен новый штраф для ювелирных магазинов и ряда других лиц — поправки внесены в Госдуму | По проекту, если не соблюсти законное требование уполномоченного лица Федеральной пробирной палаты или помешать выполнять его работу, компанию оштрафуют на сумму от 80 тыс. до 100 тыс. руб. Речь идет о юрлицах, которые поднадзорны ведомству.
Штраф для нарушителей — должностных лиц составит от 30 тыс. до 40 тыс. руб. ИП заплатит от 40 тыс. до 50 тыс. руб. Правительство отмечает: Федеральная пробирная палата в ряде случаев не может провести контрольные (надзорные) мероприятия из-за отказов выполнить распоряжения инспекторов. Однако ведомство пока не вправе привлечь за это к административной ответственности даже по общему составу. |
Проект Федерального закона N 553790-8 Перейти к документу |