Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 15.01.2024 по 22.01.2024

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Ошибки при исполнении госконтрактов: обзор Казначейства за I полугодие 2023 года Ведомство выпустило обзор недостатков и нарушений, которые выявило в том числе в региональных закупках. Большинство из них заказчики допустили при исполнении контрактов, например:

  • оплатили работы с опозданием;
  • меняли сроки, в частности, поставки товаров без оснований для этого;
  • приняли и оплатили невыполненные работы;
  • не использовали по назначению принятое и оплаченное оборудование;
  • не предъявили и не начислили контрагенту неустойку за просрочку исполнения контракта;
  • не проводили экспертизу результатов по контракту на соответствие его условиям.
<Письмо> Казначейства России от 26.12.2023 N 07-04-05/21-38919

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФАС подтвердила ряд позиций из практики контроля оценки заявок в строительных госзакупках
Заказчики вправе оценивать опыт участников только из договоров генподряда. Такое условие можно закрепить в порядке оценки. Оно не противоречит закону.

При оценке опыта сопоставимых работ нельзя ограничивать предмет договора, который предусмотрен положением об оценке.

Речь идет о договоре на строительство, реконструкцию, капремонт и снос объекта капстроительства (в т.ч. линейного), а также на работы по сохранению объекта культурного наследия. Это самостоятельный вид договора. Выбирать в нем отдельные работы недопустимо.

<Письмо> ФАС России от 29.12.2023 N ПИ/113129/23 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суды не нашли нарушений в оценке финансовых ресурсов участников госзакупки по данным бухотчетности Контролерам пожаловались на ограничение конкуренции при оценке финансовых ресурсов. Заявки сравнивали по финансовой независимости, а также соотношению заемного и собственного капиталов. Участники предоставляли сведения в таблицах, а заказчик сверял их с данными бухгалтерского баланса.

УФАС сочло порядок оценки необъективным. Спорные показатели не отвечали положению об оценке, ограничивали права участников и давали преимущества лицам с наибольшим собственным капиталом и финансовой автономией.

Суды с контролерами не согласились:

Как выбрать и описать критерии оценки заявок для участников открытых электронных конкурсов по Закону N 44-ФЗ, подскажет готовое решение.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 N 04АП-5320/2023 по делу N А58-4194/2023

Документ включен в информационный банк:
— 4 апелляционный суд

Сведения о победителе госзакупки незаконно включили в РНП — суды не взыскали убытки с УФАС
Решение о включении информации об обществе в РНП из-за уклонения от заключения контракта суд признал незаконным спустя год. Данные исключили из реестра.

Поскольку в период нахождения сведений в реестре другие заказчики отказывали обществу в сделках, оно обратилось в суд, чтобы взыскать с контролеров упущенную выгоду.

Три инстанции не нашли причинной связи между действиями контролеров и убытками:

  • то, что общество участвовало в закупке, не означает, что с ним сразу заключат сделку. Процедура подписания контракта включает в себя представление обеспечения его исполнения, своевременное направление проекта контракта заказчику и его подписание. Этих действий общество не совершало;
  • убытки в заявленном размере общество не доказало. Расчет прибыли от потенциальных контрактов в период нахождения сведений в РНП не подтверждает упущенную выгоду. Получение этого дохода зависит от разных факторов, поэтому его размер точно определить нельзя;
  • контролеры действовали в пределах своих полномочий, когда вносили сведения в реестр. То, что их решение признали незаконным, не означает, что именно из-за них возникли убытки.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, недавно ВС РФ также поддержал суды, которые не взыскали в том числе с контролеров убытки в ситуации, когда их решение о включении данных в РНП из-за одностороннего отказа заказчика признали незаконным.

Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2023 N 305-ЭС23-26162 по делу N А40-247812/2022 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Дополнительные требования при госзакупках: ФАС разъяснила, какие документы подойдут для оценки опыта
Ведомство пояснило, нужно ли учитывать информацию и документы, которые участник приложил к заявке. Можно ли подтвердить опыт договором субподряда или тем, что имеет в ЕИС статус «исполнение». Подробнее в обзоре.

Документы и сведения, которые приложили к заявке

Комиссии по закупкам следует учитывать только те сведения и документы об опыте, которые передал оператор ЭП. Если участник приложил их к заявке, то рассматривать их не надо.

Договор субподряда

Договор субподряда не подходит для строительной закупки с доптребованиями. Речь идет, в частности, о закупках на строительство, реконструкцию объекта капстроительства.

Подтверждающие документы должны быть выданы именно на участника, а не на третьих лиц. У субподрядчика нет нужной квалификации, поскольку он выполняет лишь часть работ.

Отметим, в практике есть другое мнение.

Договор со статусом «исполнение» в ЕИС

Если договор для оценки опыта в реестре в ЕИС имеет статус «исполнение», но все подтверждающие документы есть в ЕРУЗ, то это не означает, что у участника нет такого опыта. Сведения в реестре обязан размещать заказчик. Контрагент не имеет полномочий в том числе на то, чтобы изменить статус договора в системе.

В практике есть иное мнение.

<Письмо> ФАС России от 11.01.2024 N МШ/875/24 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Госзакупки медизделий и лечебного питания без эквивалента: утвержден перечень продукции Правительство начало формировать перечень медизделий и лечебного питания, при описании которых заказчики могут указывать товарный знак без эквивалента. Документ действует с 17 января 2024 года.

Сейчас в списке:

  • глюкоза ИВД (реагент) с кодом 248900 по НКМИ;
  • калоприемник для кишечной стомы (однокомпонентный, закрытый) с кодом 152450 по НКМИ.

Полагаем, перечень будут дополнять по мере того, как обработают заявления о включении в него продукции. Напомним, их вправе подать в Минздрав федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ (главные внештатные специалисты) в сфере охраны здоровья и медорганизации. Сделать это можно на бумаге или в электронном виде.

Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2024 N 40-р 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)