Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 25.12.2023 по 09.01.2024
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
С 1 марта 2024 года дополняется перечень административных правонарушений в области охраны окружающей среды | Речь идет о нарушении порядка представления информации во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности либо порядка ее размещения в данной системе, а также нарушении требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов.
Установлены размеры штрафов, налагаемых за совершение указанных правонарушений на должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на юридических лиц; предусмотрено, что административная ответственность не применяется в отношении отдельных опасных производственных объектов, введенных в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года; уточнено, что под отдельными производственными объектами, отдельными опасными производственными объектами понимаются объекты, определенные в качестве таковых Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». |
Федеральный закон от 25.12.2023 N 668-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Утверждено новое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, относящейся к сфере деятельности Минприроды | В ходе реализации проектов стратегического направления будут внедрены следующие технологии: искусственный интеллект; технологии работы с большими данными; системы распределенного реестра; облачные технологии; технологии беспилотного летательного аппарата; технология дистанционного зондирования Земли.
Документом определены приоритеты, цели, задачи, а также участники реализации стратегического направления. Стратегическое направление утверждается до 2030 года. В приложениях к документу закреплены проекты цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, сроки их выполнения и показатели, которых необходимо достичь к 2030 году. Признано утратившим силу распоряжение Правительства от 8 декабря 2021 г. N 3496-р, которым ранее было утверждено аналогичное стратегическое направление. |
Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2023 N 3664-р
Документ включен в информационный банк: |
|
Расширяется перечень случаев перехода права пользования участком недр к другому субъекту предпринимательской деятельности | Кроме того, другими поправками предусматривается, что пользователями недр, осуществляющими региональное геологическое изучение недр за счет собственных и (или) привлеченных средств пользователей недр, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, имеют опыт осуществления геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, не менее чем 5 лет и в отношении которых в течение 2 лет, предшествовавших дате подачи заявки на получение права пользования недрами, не принималось решение о досрочном прекращении права пользования недрами.
Большинство поправок вступит в силу с 1 сентября 2024 года. |
Федеральный закон от 25.12.2023 N 656-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Уточнен перечень объектов государственной экологической экспертизы | Также скорректирован порядок проведения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), уточнены требования к заключению ГЭЭ, порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа, муниципального района отнесены организация и проведение общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности. Отменено требование о представлении заключения ГЭЭ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. |
Федеральный закон от 25.12.2023 N 673-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Установлены правовые основания использования лесов для осуществления изыскательской деятельности | Для использования лесов в целях осуществления изыскательской деятельности лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут, а если осуществление такой деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, — на основании разрешений органов госвласти (органов МСУ) в пределах установленных полномочий.
Договор аренды лесного участка для проведения соответствующих работ может заключаться на срок до одного года. До 1 января 2026 года допускается использование лесов для осуществления изыскательской деятельности без учета требований пункта 1 части 5 статьи 87 Лесного кодекса РФ. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года. |
Федеральный закон от 25.12.2023 N 676-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Установлен порядок оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и апробации ее результатов | Также закреплено право пользователей недр (за исключением пользователей недр на участках недр местного значения) по своей инициативе обратиться в уполномоченный орган с заявкой о внесении изменений в лицензию, в случае если установлено наличие в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, не указанных в лицензии полезных ископаемых.
Кроме того, уточнены категории лиц, которые являются плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, в случае признания вскрышных и вмещающих горных пород отходами производства и потребления в соответствии со статьей 23.5 Закона «О недрах». Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением поправок, внесенных в Закон «Об охране окружающей среды», вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего закона. |
Федеральный закон от 25.12.2023 N 677-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Актуализирован порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде | Новыми правилами, в частности, установлены также критерии определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
Документ разработан в целях реализации положений Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым усовершенствованы мероприятия по инвентаризации и учету объектов накопленного вреда окружающей среде. Признано утратившим силу Постановление Правительства от 13 апреля 2017 г. N 445, которым ранее были утверждены аналогичные правила. |
Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 N 2268
Документ включен в информационный банк: |
|
Уточнен порядок вступления в силу и применения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды |
Предусмотрено, что с 1 января 2025 года пункт 182 раздела II «Для водных объектов» данного перечня вступает в силу в части углеводородов нефти. | Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2023 N 3885-р
Документ включен в информационный банк: |
|
На 2024 год установлены количество конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления и допустимые объемы их производства и ввоза |
В частности, определен допустимый объем потребления (метрические тонны): дифторхлорметана — 238,306; 1,1,1-фтордихлорэтана — 50. | Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2023 N 3867-р
Документ включен в информационный банк: |
|
Актуализировано Положение о проведении государственной экологической экспертизы | Уточнено, что приказы (решения) в ходе организации и проведения государственной экологической экспертизы утверждаются (принимаются) руководителем (либо уполномоченным им лицом) Росприроднадзора (его территориального органа) или уполномоченного органа субъекта РФ.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу. |
Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2403
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 января 2024 г. устанавливаются правила разработки и утверждения плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества, а также правила разработки плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта РФ |
Приведены форма плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и форма плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта РФ. | Постановление Правительства РФ от 27.12.2023 N 2332
Документ включен в информационный банк: |
|
Совершенствуется законодательство об охране окружающей среды В частности, внесенными поправками: — уточняется, что постановке на государственный учет подлежат объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относящиеся к объектам I — III категорий; — предусматривается, что ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом I категории, в случае если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий, допускается при условии наличия программы повышения экологической эффективности в случае установления и (или) изменения технологических показателей наилучших доступных технологий после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения экспертизы проектной документации в отношении указанного объекта; — корректируются особенности утверждения и одобрения программы повышения экологической эффективности. Кроме этого, внесенными изменениями актуализированы отдельные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» и иных законодательных актов в части унификации используемой терминологии в рамках осуществления государственного экологического контроля (надзора). Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением статьи, для которой предусмотрен иной срок ее вступления в силу. |
Федеральный закон от 25.12.2023 N 622-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
В Водный кодекс внесены изменения, уточняющие особенности использования и охраны водных объектов В частности, внесенными поправками уточняется, что использование водных объектов общего пользования осуществляется с учетом правил использования водных объектов для рекреационных целей, утверждение которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Предусматривается, что такие правила должны содержать требования к определению водных объектов или их частей, предназначенных для использования в рекреационных целях, требования к определению зон отдыха и других территорий, включая пляжи, связанных с использованием водных объектов или их частей, требования к срокам открытия и закрытия купального сезона, требования к определению зон купания, требования к охране водных объектов и пр. Утвердить их необходимо до 1 марта 2025 года. Кроме этого, законом: устанавливаются требования к содержанию правил использования водохранилища; уточняются полномочия федеральных и региональных органов государственной власти по охране водных объектов; закрепляется, что при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации использование поверхностных водных объектов для восстановления пропускной способности русел рек осуществляется без предоставления водных объектов в пользование. Предусматриваются и иные новшества. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. |
Федеральный закон от 25.12.2023 N 657-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
Уточнены требования к организации и проведению общественной экологической экспертизы Установлено, в частности, что привлекаемый к ее проведению эксперт должен быть аттестован Росприроднадзором. Аттестация проводится на безвозмездной основе. Порядок аттестации, в том числе требования к экспертам, форма заявления об аттестации, перечень областей аттестации в соответствии с объектами государственной экологической экспертизы, положение об аттестационной комиссии, требования к проведению квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене, условия, при соответствии физических лиц которым их аттестация проводится без квалификационного экзамена, а также порядок формирования и ведения реестра аттестованных экспертов государственной экологической экспертизы устанавливаются Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России. Реестр экспертов экологической экспертизы размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет». Также в числе прочего определены категории лиц, которые не вправе инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу, установлен запрет для экспертов и руководителей экспертной комиссии, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, на передачу документации, подлежащей такой экспертизе, третьим лицам, предусматривается, что заключения общественной экологической экспертизы по составу и содержанию должны соответствовать требованиям, установленным для заключений государственной экологической экспертизы. Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Общественные экологические экспертизы, не завершенные на день вступления в силу настоящего федерального закона, проводятся в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего федерального закона. |
Федеральный закон от 25.12.2023 N 681-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
Внесены изменения в порядок осуществления общественного экологического контроля Определено, в частности, что общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, а также гражданами. Проведение общественного контроля в области охраны окружающей среды на объектах, используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, других объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, не допускается. Также уточнены требования, предъявляемые к общественным инспекторам по охране окружающей среды, их права и обязанности. В частности, установлено, что общественными инспекторами по охране окружающей среды не могут быть лица, признанные иностранными агентами, лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие гражданство иностранного государства. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), ведется перечень общественных инспекторов, который является общедоступным и подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте указанного органа. Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2024 года. До 1 января 2027 года наряду с общественными инспекторами по охране окружающей среды общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в лесах вправе осуществлять общественные инспекторы по охране окружающей среды, получившие до 1 июля 2024 года удостоверения общественных инспекторов по охране окружающей среды в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), органах исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора). |
Федеральный закон от 25.12.2023 N 683-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
Правительством утвержден порядок выявления объектов накопленного вреда окружающей среде Выявление объектов накопленного вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется муниципалитетами, а применительно к иным территориям — органами государственной власти субъектов РФ. В случаях, установленных Правительством, выявление объектов накопленного вреда осуществляется Росприроднадзором или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями. Выявление объектов накопленного вреда осуществляется путем сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. |
Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 N 2239
Документ включен в информационный банк: |
||
Установлен порядок формирования программы проверок в отношении квотируемых объектов Определено в числе прочего, что программа проверок в отношении квотируемых объектов в части, касающейся реализации мероприятий, включенных в утвержденные планы мероприятий по достижению квот выбросов, составляется с учетом следующего количества контрольных (надзорных) мероприятий за каждый год периода реализации мероприятий, направленных на достижение квот выбросов на квотируемом объекте: соответствующем критериям отнесения объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории — не более 6 контрольных (надзорных) мероприятий; соответствующем критериям отнесения объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории — не более 5 контрольных (надзорных) мероприятий. Программа проверок в отношении квотируемых объектов формируется контрольным органом на весь срок реализации плана мероприятий по достижению квот выбросов и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, для каждого из которых указывается, в частности, следующая информация: наименование мероприятия, направленного на достижение квот выбросов, подлежащего проверке; событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, и срок его проведения; перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. |
Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 N 2274
Документ включен в информационный банк: |
||
Обновлены правила организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде Правила устанавливают порядок организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде, в том числе осуществления необходимых обследований, разработки и утверждения проекта ликвидации накопленного вреда, состав проекта ликвидации, порядок осуществления наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда и выдачи заключения. Предусматривается, что проекты ликвидации до их утверждения подлежат государственной экологической экспертизе, проверке достоверности определения сметной стоимости, государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности. Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения его сметной стоимости, осуществляемой Росприроднадзором или подведомственными ему учреждениями, утверждается заказчиком. Установлено, что Росприроднадзор с привлечением центров лабораторного анализа и технических измерений по соответствующим федеральным округам осуществляет наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда посредством использования систем дистанционного наблюдения, присутствия на территории объекта, применения специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, отбора и анализа проб компонентов природной среды на территории проведения ликвидации накопленного вреда, а также анализа полученной отчетности о ходе ликвидации накопленного вреда. Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда осуществляется без ограничения срока его проведения. Организация ликвидации накопленного вреда применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования, применительно к иным территориям — органами государственной власти субъектов РФ. В случаях, установленных Правительством РФ, организация ликвидации накопленного вреда осуществляется Минприроды России или подведомственными ему бюджетными и казенными учреждениями. Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 4 мая 2018 г. N 542, регулирующее аналогичные правоотношения. |
Постановление Правительства РФ от 27.12.2023 N 2323
Документ включен в информационный банк: |
||
Установлены критерии, на основании которых территории, расположенные на них объекты капитального строительства могут быть отнесены к объектам накопленного вреда окружающей среде Указанные территории должны соответствовать совокупности следующих критериев: — на них выявлен вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме, и в границах таких территорий отсутствуют: не ликвидированные горные выработки, буровые скважины и (или) иные сооружения, связанные с пользованием недрами; объекты, в отношении которых не проведены либо были выполнены не в полном объеме мероприятия по ликвидации последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ); затонувшее имущество, подлежащее подъему, удалению и уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении которого не проведены соответствующие мероприятия; радиоактивные отходы, биологические отходы, взрывчатые вещества; не ликвидированные гидротехнические сооружения; — земельные участки и объекты капитального строительства не находятся в частной собственности или во владении или пользовании физических или юридических лиц; — отсутствует информация о лицах, причинивших вред окружающей среде, либо физическое лицо, причинившее вред, умерло, а юридическое лицо ликвидировано; — содержание загрязняющих веществ на таких территориях, расположенных на них объектах капитального строительства превышает установленные нормативы качества окружающей среды и санитарно-гигиенические нормативы. |
Постановление Правительства РФ от 27.12.2023 N 2335
Документ включен в информационный банк: |
||
С 1 сентября 2024 г. вносятся изменения в порядок подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности В частности, уточнены состав направляемых в территориальный орган Росприроднадзора документов, обосновывающих отнесение отходов к конкретному классу опасности по степени их негативного воздействия на окружающую среду, порядок их представления, рассмотрения и проверки, принятия решения о подтверждении или невозможности подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности. Настоящий приказ действует до 1 января 2027 г. |
Приказ Минприроды России от 06.12.2023 N 816
Документ включен в информационный банк: |
||
С 1 января 2024 г. устанавливаются обязательные и дополнительные критерии принятия решения о применении мер экстренного реагирования на лесные пожары Такими критериями, в частности, являются: фактическое задействование на тушении лесных пожаров не менее 25% сил лесопожарных формирований, установление в зоне действия лесного пожара (муниципальный район) не ниже III класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, наличие нелокализованного лесного пожара в зоне лесоавиационных работ (площадь лесного пожара — 100 га и более), действующего более одних суток, наличие действующего лесного пожара в 10-километровой зоне от границы населенного пункта, а также особо охраняемой природной территории федерального значения. |
Приказ Рослесхоза от 26.12.2023 N 1168
Документ включен в информационный банк: |
||
С 1 января 2024 г. устанавливается порядок осуществления мер экстренного реагирования уполномоченным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Рослесхозу Определены, в частности, порядок принятия и оформления решения о применении сил и средств, необходимых для выполнения работ по охране лесов от пожаров, порядок определения видов работ по тушению лесных пожаров, основания принятия решения об отсутствии необходимости применения мер экстренного реагирования. |
Приказ Рослесхоза от 26.12.2023 N 1169
Документ включен в информационный банк: |
||
С 1 января 2024 г. устанавливаются виды пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств тушения лесных пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования Приводится перечень указанной техники, оборудования, спецсредств, предназначенных для тушения лесных пожаров. |
Приказ Рослесхоза от 26.12.2023 N 1170
Документ включен в информационный банк: |
||
С 1 января 2024 г. устанавливаются нормативы и критерии выделения зон контроля лесных пожаров Зоны контроля лесных пожаров устанавливаются по письменному согласованию с Рослесхозом на один календарный год не позднее 20 февраля соответствующего года. Местоположение зон контроля выделяется в соответствии с проведенным проектированием лесных участков или по характерным географическим объектам (реки, ручьи, границы озер, водоразделы, вершины холмов, гор, хребтов). Зоны контроля устанавливаются в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях. Определен порядок выделения зон контроля, а также лесные районы, в которых допускается их выделение. |
Приказ Рослесхоза от 27.12.2023 N 1174
Документ включен в информационный банк: |
||
Даны разъяснения по вопросам списания древесины с мест складирования древесины в объеме до 10 кубических метров в случае ее розничной реализации в ЛесЕГАИС Сообщается, в частности, что Рослесхозом осуществлена доработка интерфейса макета карточки «Место складирования древесины», добавлена функция «Списание древесины в розничную продажу до 10 м3». При использовании данной функции пользователю ЛесЕГАИС необходимо указать собственника древесины, а также вид и объем списываемой древесины. В случае использования данной функции ЛесЕГАИС собственнику древесины также необходимо документально оформить факт данного списания. Также для списания древесины в розничную продажу в объеме до 10 кубических метров рекомендуется использовать возможность оформления электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины (далее — ЭСД) с указанием отметки «Приобретение на розничном рынке или в организации розничной торговли». Использование данного функционала позволяет указывать объем транспортируемой древесины, в том числе до 10 м3, при этом действие такого ЭСД будет прекращено автоматически через 7 календарных дней после его оформления, в соответствии с частью 5 статьи 50.4 Лесного кодекса РФ. |
<Письмо> Рослесхоза от 10.11.2023 N ВС-04-54/27308
Документ включен в информационный банк: |
||
С 29.12.2023 прием заявительных материалов для получения государственной услуги по согласованию проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде с Росприроднадзором прекращен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2023 N 2323 утверждены Правила организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Положениями данного Постановления N 2323 согласование проектов работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде с Росприроднадзором не предусмотрено. |
<Информация> Росприроднадзора «Росприроднадзор информирует о прекращении оказания государственной услуги по согласованию проектов накопленного вреда окружающей среде»
Документ включен в информационный банк: |