Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 20.11.2023 по 27.11.2023
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Ошибки в требованиях к участникам госзакупок: примеры из практики за 2022 — 2023 годы» | Госзаказчики устанавливали лишние требования к правоспособности участников и документам, которыми ее подтвердят. Неверно определяли условие об отсутствии контрагента в РНП. Не учитывали нюансы применения доптребований, когда составляли извещение. Подробнее в обзоре. | Обзор: «Ошибки в требованиях к участникам госзакупок: примеры из практики за 2022 — 2023 годы»
Документ включен в информационные банки: |
|
Переход на доверенные программно-аппаратные комплексы: утверждены правила для субъектов КИИ | Правительство определило порядок перехода субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) к применению доверенных программно-аппаратных комплексов.
Речь идет о комплексах, которые отвечают ряду признаков (п. п. 1 — 3 критериев): — сведения о них есть в едином реестре российской радиоэлектроники; — ПО в их составе соответствует требованиям к программам, которые используют на значимых объектах КИИ органы госвласти и ряд заказчиков по Закону N 223-ФЗ; — имеют документ от ФСТЭК и (или) ФСБ (при наличии функции защиты информации). С 1 сентября 2024 года на значимых объектах КИИ разрешат использовать только доверенные программы и техсредства. Исключение предусмотрели для комплексов, которые: — приобрели до этой даты; — не имеют в РФ аналогов из числа доверенных. Это можно подтвердить заключением Минпромторга. Перейти к 100% доле доверенных комплексов на значимых объектах КИИ нужно до 1 января 2030 года. Есть и другие новшества. |
Постановление Правительства РФ от 14.11.2023 N 1912
Документ включен в информационные банки: |
|
Даны разъяснения по вопросу ограничения допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией и происходящего из иностранного государства, при осуществлении закупок работ в сфере строительства |
Сообщается, в частности, что положениями пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление N 878) установлено ограничение при осуществлении закупки товара, являющегося радиоэлектронной продукцией, включенной в перечень, утвержденный указанным Постановлением.
Вместе с тем при осуществлении закупок работ в сфере строительства объектом закупки является работа. Постановление N 878 не содержит требования о его применении при осуществлении закупок работ (услуг), при выполнении (оказании) которых поставляется товар, включенный в утвержденный данным Постановлением перечень. Таким образом, Постановление N 878 при осуществлении закупок работ, в том числе в сфере строительства, в настоящее время не применяется. Аналогично Постановление N 878 не применяется в отношении закупок услуг. |
<Письмо> Минфина России N 24-01-07/111357, Минпромторга России N ШВ-124486/11, Минцифры России N А3-П29-085-243351, Минстроя России N 78336-СМ/09 от 20.11.2023
Документ включен в информационные банки: |
|
РНП по Закону N 44-ФЗ: суды не поддержали отклонение заявки недобросовестного подрядчика | Извещение требовало, чтобы сведений об участниках закупки не было в РНП. Заказчик нашел данные об одном из них в реестре недобросовестных подрядчиков капремонта и отклонил заявку. Участник пожаловался в УФАС.
Контролеры и суды подход заказчика не поддержали: — по Закону N 44-ФЗ ведут отдельный РНП. Госзаказчики вправе требовать, чтобы данных о контрагенте не было только в этом реестре. На момент рассмотрения заявок сведения о заявителе в него не вносили; — заказчик ошибочно учел данные другого ресурса. Открытые источники позволяли определить, в какой реестр включили участника закупки. Отклонять его заявку не следовало. ВС РФ не стал пересматривать дело. Отметим, не нужно отстранять участника госзакупки, в том числе если данные о нем есть в РНП по Закону N 223-ФЗ. К такому выводу приходили Санкт-Петербургское и Ульяновское УФАС. |
Определение ВС РФ от 17.11.2023 N 304-ЭС23-22593
Документ включен в информационный банк: |
|
Кассация: нарушения при экспертизе товара помогли поставщику оспорить отказ от госконтракта | Стороны заключили контракт на поставку молока. Экспертиза заказчика выявила несоответствие ГОСТу и техрегламентам. При этом проверка поставщика подтвердила, что продукция отвечала нормам.
Молоко направили на повторный анализ, но поставщика не пригласили для отбора проб. Товар признали некачественным, поэтому заказчик отказался от контракта. Три инстанции сочли отказ незаконным, взыскали с заказчика оплату, неустойку и госпошлину: — заказчик не заключал контракт с исследовательской организацией, чем нарушил процедуру ее определения по Закону N 44-ФЗ; — поставщика не уведомили о повторном анализе образцов. Его результаты нельзя считать надлежащим доказательством. Оснований для одностороннего отказа не было; — продукцию не оплатили, хотя приняли без возражений. Сходные выводы ранее поддерживал и ВС РФ. См. также: Ошибки при проведении экспертизы по Закону N 44-ФЗ: примеры из практики за 2021 — 2023 годы |
Постановление АС Поволжского округа от 02.11.2023 по делу N А06-7697/2021
Документ включен в информационный банк: |
|
Суды поддержали участников госзакупок в споре о картельном сговоре из-за низкой рентабельности работ | В поведении двух участников закупок работ по реконструкции здания усмотрели соглашение с целью поддержания цены на торгах. Контролеры среди прочего учли, что общества:
— отказались от конкурентной борьбы. Одно предлагало цену в размере НМЦК, но не подтверждало квалификацию. Это обеспечивало победу другому при снижении цены менее 0,2%; — использовали единую инфраструктуру для ведения хоздеятельности: номер телефона, электронную почту и IP-адрес; — подавали заявки с небольшой разницей во времени. Доводы о том, что участники не могли конкурировать, поскольку входили в группу лиц на основании договора консорциума, отклонили. Первая инстанция и кассация с контролерами не согласились: — причиной подобного поведения стала низкая НМЦК. Невысокая рентабельность работ создавала риск отсутствия заявок от иных лиц. Чтобы не допустить признания торгов несостоявшимися, одно из обществ привлекло для участия в закупках другое лицо из своей группы; — действия участников оценили формально. Закон не обязывал их предлагать невыгодную цену или снижать ее. При этом НМЦК почти совпадала с себестоимостью работ, что подтвердил специалист; — контролеры не доказали картельный сговор с целью поддержания цен на торгах. Действия обществ не ограничивали конкуренцию и не позволяли извлечь выгоду. Сходные обстоятельства учитывал и АС Северо-Западного округа. |
Постановление АС Московского округа от 02.11.2023 по делу N А40-248476/2022
Документ включен в информационный банк: |
|
Госзаказчик отклонил заявку с товаром из нескольких стран — суды не поддержали решение | Заказчик приобретал фрукты и овощи. Заявку участника отклонили, поскольку он предложил товар из двух стран.
Контролеры и суды не поддержали решение заказчика: — участник согласился поставить товар на условиях извещения, когда подавал заявку. Ее отклонили лишь потому, что для мандаринов и лимонов указали две страны происхождения; — условия закупки не запрещали поставку ряда идентичных товаров по одной позиции. Указание нескольких стран не могло повлиять на оценку характеристик товара. Это не повод отстранять участника. К выводу о том, что Закон N 44-ФЗ не запрещает указывать в заявке несколько стран происхождения товара, приходили ФАС и Омское УФАС |
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.11.2023 по делу N А81-1055/2023
Документ включен в информационный банк: |