Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 13.11.2023 по 20.11.2023

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Взыскание расходов на устранение недостатков работ
Тема лекции – взыскание заказчиком своих расходов на устранение недостатков выполненных работ как способ защиты по договору подряда. Какие споры вызвала норма Гражданского кодекса об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работ? Как сложилась судебная практика по вопросу о взыскании убытков заказчика?

Содержание лекции:

Лектор: Лухманов Максим Иванович, адвокат МКА «ProLegals», преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук

Продолжительность лекции — 16:12 мин.

Видеосеминар: Взыскание расходов на устранение недостатков работ

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «ЕГРЮЛ: изменения в процедурах регистрации и исключения компаний действуют с 13 ноября 2023 года»
Появились новые причины, из-за которых сведения о директоре или об учредителе не включат в реестр. Урегулировали порядок исключения компаний с высоким уровнем риска совершения подозрительных операций. Об этом и не только расскажем в обзоре.

Обзор: «ЕГРЮЛ: изменения в процедурах регистрации и исключения компаний действуют с 13 ноября 2023 года»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Предоставление корпоративной информации: обзор ВС РФ»

Круг лиц, имеющих право запросить информацию, критерии добросовестности заявителя, определение размера неустойки за непредоставление информации — позиции по этим и другим вопросам в новом обобщении практики.

Обзор: «Предоставление корпоративной информации: обзор ВС РФ»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Извещать ЦБ РФ о нераскрываемой инсайдерской информации с 24 ноября 2023 года нужно иначе Регулятор утвердил форму электронного уведомления, которое инсайдеры обязаны направлять, если они правомерно не публикуют отдельные сведения. В отличие от действующего рекомендуемого образца, новая форма, например, не предусматривает указание таких данных:

— сокращенного фирменного наименования инсайдера, если оно есть;

— его места нахождения;

— адреса интернет-страницы для раскрытия сведений (при ее наличии).

Форматы файла на выбор — xls или xlsx. Должна быть возможность искать и копировать произвольный фрагмент уведомления средствами для просмотра.

Представлять документ будет не нужно, когда соблюдены все следующие условия:

— инсайдер-эмитент передает в ЦБ РФ другое уведомление. Речь идет о документе с информацией, которую отправитель не раскрывает по Закону о рынке ценных бумаг и (или) по Закону об АО;

— эти сведения совпадают с данными, которые можно не публиковать по Закону о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— сведения собраны в одном документе (сообщении).

Сейчас такого послабления нет.

См. также: Как раскрывать и предоставлять инсайдерскую информацию

Указание Банка России от 28.09.2023 N 6546-У

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Даны разъяснения по вопросу маркировки информации в качестве рекламы
Сообщается, в частности, что не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п.
В случае, если данные сведения направлены не столько на информирование потребителя о деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному лицу, его услуге и их выделение среди однородных работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц, всплывающего окна и т.п.), такая информация может быть признана рекламой, и на такую информацию распространяются требования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». По мнению ФАС России, аналогичный подход применяется и к информации о деятельности компании, размещаемой в социальных сетях.
<Письмо> ППК «Роскадастр» от 23.10.2023 N 18-0085/23@ «О маркировке информации в качестве рекламы»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

С 1 апреля 2024 года вступает в силу закон о регулировании специальной почтовой связи
Закон содержит определение понятия «специальная почтовая связь», а также в отдельной главе регламентирует порядок оказания услуг организацией специальной почтовой связи, в том числе порядок перевозки отправлений и правовое положение работников такой организации.
Федеральный закон от 14.11.2023 N 535-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Обращение иностранных ценных бумаг: президент установил дополнительные антикризисные правила
С 8 ноября 2023 года действует временный порядок совершения сделок с зарубежными ценными бумагами, которые принадлежат резидентам и учитываются на счетах центрального депозитария в иностранных организациях. Речь идет об отчуждении этих активов любым нерезидентам за их деньги на счетах типа «С».
Президент предусмотрел такие правила:
— совокупная начальная стоимость ценных бумаг резидента — не более 100 тыс. руб.;
— сделки заключают только на торгах. Их организация и проведение бесплатны для физлиц-резидентов;
— профучастники рынка ценных бумаг и управляющие компании паевых инвестиционных фондов не взимают с физлиц-резидентов плату за сделки;
— по итогам сделок ценные бумаги зачисляют на специальные транзитные счета депо владельца, которые российские депозитарии открыли на имя покупателей-нерезидентов. По поручениям последних активы переводят, например, на счета в иностранных организациях.
Правительственная спецкомиссия должна определить в том числе порядок расчета совокупной начальной стоимости ценных бумаг и условия торгов.
Есть и другие положения.
Указ Президента РФ от 08.11.2023 N 844

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Минприроды упростит подачу лесной декларации и ускорит ее проверку с 1 сентября 2024 года
Заверять лесную декларацию можно будет в том числе неквалифицированной ЭП. Сейчас применяют только квалифицированную подпись.
Уполномоченный орган проверит документ, который не касается земель обороны и безопасности, в течение 4 рабочих дней с даты его поступления. Пока это может занимать 5 рабочих дней. Аналогично сократят срок проверки изменений в декларации.
Есть и другие новшества.
Напомним, до 1 января 2025 года лесную декларацию подают только в форме электронного документа через Госуслуги и (или) сходные региональные порталы.
Приказ Минприроды России от 27.09.2023 N 627

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Верховным Судом РФ обобщена судебная практика по корпоративным спорам о предоставлении информации хозяйственными обществами по требованию участников (акционеров)
С целью формирования единообразных правовых позиций при рассмотрении дел данной категории были рассмотрены в числе прочего вопросы, связанные с определением круга лиц, имеющих право на получение информации о деятельности хозяйственных обществ, вопросы, касающиеся объема и формы предоставляемой информации, иные вопросы, относящиеся к установлению судебной неустойки по требованиям участников (акционеров) о предоставлении информации и документов со стороны хозяйственных обществ, а также распределению судебных расходов в случае добровольного удовлетворения ответчиком требований участника (акционера) о предоставлении информации в ходе рассмотрения дела.
«Обобщение судебной практики по корпоративным спорам о предоставлении информации хозяйственными обществами» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Открытие вкладов и выдача кредитов онлайн: ЦБ РФ предлагает принять меры по защите потребителей Регулятор среди прочего изложил подходы к тому, как можно улучшить взаимодействие кредитных организаций и МФО с гражданами при продаже им финпродуктов через интернет. ЦБ РФ сформулировал планируемые новшества в докладе для общественных консультаций. Он сделал это в том числе с учетом рекомендаций, которые ранее выпускал для участников рынка.

По кредитам и займам есть, например, такие предложения (разд. 3.1 доклада):

— запретить кредиторам проставлять любые отметки (галочки, передвижные переключатели и т.п.) за потребителя. То же касается предзаполнения полей о сумме и сроке кредита или займа, а также о доходе заемщика;

— обязать кредиторов использовать однозначные, простые и понятные формулировки при совершении сделки;

— исключить графические, психологические и другие приемы, которые подталкивают клиента к принятию определенного решения при оформлении договора;

— обязать кредиторов предоставлять потребителям возможность после заключения электронного договора распечатать его, переслать и сохранить. Еще у гражданина должно быть право 1 раз бесплатно получить бумажный экземпляр документа в офисе, если он есть у кредитора.

По вкладам ЦБ РФ считает полезным обязать банки, в частности (разд. 3.2 доклада):

— единообразно и без учета капитализации указывать диапазон ставок по каждому виду вклада (от и до) на сайтах, в мобильных приложениях, личных кабинетах и в рекламе;

— по аналогии с кредитованием обеспечивать для потребителя самостоятельное проставление отметок, если условие предполагает выбор;

— демонстрировать табличную форму договора и минимальную гарантированную ставку перед его подписанием;

— предоставлять гражданину возможность распечатать, переслать и сохранить электронный договор, а также получить его бумажный экземпляр в офисе (если он есть) 1 раз бесплатно.

Доклад для общественных консультаций, опубликованный Банком России 13.11.2023

Перейти к документу

ВС РФ: нельзя без учета отраслевых норм обязать управляющую компанию сделать контейнерную площадку
Суды по иску районной администрации обязали группу управляющих организаций среди прочего установить на придомовых территориях многоквартирных домов контейнерные площадки.
В жалобе один из ответчиков отметил: разместить место накопления твердых коммунальных отходов на обозначенном участке нельзя без нарушения градостроительных, санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм. Были и другие возражения.
ВС РФ указал: перед тем как обязать управляющую организацию установить площадку, надо проверить, отвечает ли ее размещение отраслевым и прочим требованиям. Три инстанции этого не сделали и тем самым нарушили принцип исполнимости судебного акта. ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.
Определение ВС РФ от 31.10.2023 N 304-ЭС23-10375

Документ будет включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

Поправки к ГК РФ о выделе долей в исключительном праве внесены в Госдуму
Планируют, что правообладатели исключительного права смогут определить доли в нем по соглашению. Если есть спор, его разрешит суд. По умолчанию доли равные, но владельцы вправе договориться об ином.
Форма соглашения письменная, иначе оно будет недействительным. В документе нужно в том числе определить, как принимать решения о распоряжении исключительным правом.
По общему правилу при согласии остальных правообладателей долю разрешат передать третьему лицу или в залог.
Каждый владелец сможет отказаться от исключительного права в пользу остальных правообладателей. В этом случае доля бесплатно переходит к ним пропорционально их долям. Иное может предусматривать закон либо соглашение между всеми владельцами.
Если доли выделили, доходы (например, от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации) и общие расходы нужно распределять пропорционально долям. Закон или соглашение между правообладателями может устанавливать другие правила.
В ситуациях, когда результат интеллектуальной деятельности либо средство индивидуализации нужно регистрировать, выдел долей, их отчуждение и ряд иных действий с ними тоже подлежат госрегистрации.
Планируют, что новшества заработают через 180 дней после их опубликования в виде федерального закона.
Есть и другие поправки.
Сейчас выделять доли в исключительном праве нельзя. Это позиция Пленума ВС РФ.
Проект Федерального закона N 479514-8

Документ будет включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов / Законопроекты

Проект о новых ограничениях розничной продажи алкоголя внесен на рассмотрение депутатов Регионам разрешат вводить дополнительные ограничения розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общепита.

Речь идет о таких полномочиях:

запрещать совмещать в одном месте обычную продажу и реализацию при оказании услуг питания;

определять категории объектов, в которых можно продавать продукцию в розницу при оказании таких услуг. Например, разрешить это только в ресторанах, барах, кафе и (или) буфетах.

Планируют, что новшество затронет в том числе заведения, которые расположены в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.

Напомним, уже сейчас субъекты РФ могут ограничивать розничную продажу алкоголя при оказании услуг общепита в многоквартирных домах и (или) рядом с ними, в частности:

— устанавливать повышенные требования к площади зала обслуживания;

— полностью запрещать реализацию.

По проекту регионы смогут еще и определять время, когда в таких местах разрешено продавать алкоголь в розницу при оказании услуг питания.

Предусмотрели и другие изменения.

Планируют, что поправки заработают с 1 апреля 2024 года.

Проект Федерального закона N 483486-8

Документ будет включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов / Законопроекты

Предлагается усилить административную ответственность за правонарушения в сфере оборота древесины
В частности, изменениями, вносимыми в статью 8.28.1 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение требований в части транспортировки древесины без электронного сопроводительного документа, необорудование автомобильного транспорта техническими средствами контроля, нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, непредставление или несвоевременное представление информации для формирования отчета о балансе древесины, отчета о древесине и продукции из нее.
Также КоАП РФ дополняется статьей 8.28.2, предусматривающей административную ответственность за нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами (в том числе самоходными машинами, другими видами техники) и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса. Кроме того, устанавливается административная ответственность за нарушение установленного лесным законодательством требования реализации древесины на организованных торгах.
Определен перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными частями статьи 8.28.1 КоАП РФ, не связанным с конфискацией древесины и (или) транспортных средств.
Проект Федерального закона N 481602-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Перейти к документу

Планируется уточнить требования к организации рынков и продажи товаров на них
Поправками предполагается сохранение и дальнейшее увеличение количества рынков через оптимизацию их регулирования на федеральном уровне и наделение региональных и местных органов власти полномочиями по развитию указанного торгового формата.
Предлагается закрепить в том числе термины «ярмарка», «рынок», «торговое место на рынке».
Кроме того, предусматривается возможность реализации алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и стационарных объектах общественного питания, на которые оформлены соответствующие лицензии и которые располагаются на территории рынков.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» (не внесен в ГД ФС РФ)

Перейти к документу

Полиция не сможет составлять протоколы о ряде правонарушений — новшества поступили в Госдуму Правительство предлагает отменить право полиции составлять протоколы, в частности, о таких нарушениях (п. 3 ст. 1 проекта):

невыполнение или грубое несоблюдение требований и условий лицензии либо другого разрешения;

— самовольное занятие земельного или лесного участка;

несоблюдение законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ;

самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти либо газа;

сокрытие или искажение экологической информации;

производство либо оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований.

Поправки исключат дублирование полномочий полиции и других госорганов, что снизит административную нагрузку на бизнес.

Есть и другие новшества.

Планируют, что изменения вступят в силу через 90 дней с даты их опубликования в виде федерального закона (ст. 2 проекта).

Напомним, если протокол оформило неправомочное лицо и это выявили при подготовке к рассмотрению дела, документ возвращают госоргану для устранения недостатка. Если на него обратили внимание в судебном заседании, то согласно позиции Пленума ВАС РФ последует отказ в привлечении к ответственности.

См. также: Какие требования предъявляют к протоколу об административном правонарушении

Проект Федерального закона N 481609-8

Перейти к документу

Преимущественное право на приватизацию недвижимости: Госдуме предложили сократить срок аренды Малому и среднему бизнесу достаточно будет 1 год непрерывно арендовать публичную недвижимость, чтобы при ее приватизации иметь преимущественное право выкупа (ст. 1 проекта). Поправки внесены в Госдуму.

Сейчас минимальный срок аренды — 2 года на день подачи заявления о реализации права.

Есть и другие изменения.

Планируют, что новшества начнут действовать через 10 дней после их опубликования в виде федерального закона.

Напомним:

— преимущественное право возникает не у всех субъектов МСП. Среди исключений — те, кто добывает и перерабатывает полезные ископаемые, если они не общераспространенные;

— кроме минимального срока аренды есть и другие условия реализации права.

Проект Федерального закона N 482655-8

Перейти к документу

Предложены правила маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры)
Проектом определены порядок маркировки, требования к участникам оборота икры, порядок информационного обмена участников оборота икры с государственной информационной системой мониторинга, характеристики средства идентификации, а также порядок представления участниками оборота икры сведений в информационную систему мониторинга о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота икры.
Устанавливаются сроки начала нанесения средств идентификации на икру и представления в информационную систему мониторинга сведений об этом. Предусматривается, что участники оборота икры вправе наносить средства идентификации на икру и представлять в информационную систему мониторинга сведения о нанесении средств идентификации с 1 апреля 2024 г.
Согласно проекту, на территории РФ ввод в оборот конкретных видов икры без нанесения на нее средств идентификации и представления в информационную систему мониторинга сведений о маркировке икры средствами идентификации допускается до 1 мая 2024 г. До 31 мая 2024 г. допускается выпуск таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта немаркированной икры, приобретенной ранее 1 мая 2024 г. При наличии по состоянию на 1 мая 2024 г. на территории РФ нереализованных видов икры, произведенных или ввезенных на территорию РФ до указанной даты, реализация икры без маркировки средствами идентификации допускается до окончания срока годности этих видов икры.
Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении икры осетровых и икры лососевых (красной икры)»

Перейти к документу

ПРАВОСУДИЕ
Конституционным Судом обобщены постановления и наиболее важные определения, принятые им в третьем квартале 2023 года

В документе рассмотрены решения по конституционным основам: публичного и частного права, трудового законодательства и социальной защиты, уголовной юстиции.

«Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2023 года»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
— Решения по конкретным делам

Рассмотрена практика разрешения судами дел, связанных с оценкой действий правообладателей товарных знаков
В документе содержатся следующие правовые позиции, в том числе:
  • неиспользование товарного знака правообладателем, обращающимся за судебной защитой, само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом;
  • суд дает оценку действиям правообладателя товарного знака как добросовестным или недобросовестным с учетом обстоятельств заключения и исполнения лицензионных договоров;
  • не подлежит удовлетворению возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку другого лица в случае, если оно подано исключительно с намерением причинить вред этому лицу и лишить его права на товарный знак.
«Обзор судебной практики по делам, связанным с оценкой действий правообладателей товарных знаков» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
В процессе правоприменительной индивидуализации уголовно-правового воздействия или отказа от него суду необходимо учитывать обстоятельства, существенно уменьшающие степень общественной опасности вменяемого лицу деяния и самого этого лица или дающие основания для отказа от привлечения его к уголовной ответственности
Конституционный Суд РФ признал пункт 2 примечаний к статье 222.1 УК РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу данная норма, относя к взрывчатым веществам как к предмету преступлений, предусмотренных частями первой и второй той же статьи, порох, предназначенный для самостоятельного снаряжения гражданами патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, позволяет — если этот порох был приобретен привлекаемым к ответственности лицом законно, а в последующем незаконно хранился и (или) был сбыт им в количестве, не ставящем под сомнение его использование по назначению в личных целях, при отсутствии разумных оснований сомневаться в его сбыте для использования приобретателем в тех же целях — обеспечивать справедливость и соразмерность уголовно-правовой оценки содеянного путем применения таких предусмотренных этим Кодексом инструментов, как решение вопроса о малозначительности инкриминируемого лицу деяния (часть вторая статьи 14), назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено законодателем, в том числе ниже низшего предела (статья 64), условное осуждение (статья 73), изменение категории преступления на менее тяжкую (часть шестая статьи 15); причем само по себе данное сочетание фактов должно расцениваться, если к тому нет законных подлежащих учету препятствий, как обстоятельство, существенно уменьшающее степень общественной опасности деяния, инкриминируемого лицу, самого этого лица или дающее основание для отказа от привлечения его к уголовной ответственности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.11.2023 N 52-П
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
— Решения по конкретным делам