Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 30.10.2023 по 06.11.2023

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Судебная неустойка: интересные примеры из практики за 2022 — 2023 годы»
Можно ли вернуть судебную неустойку, если просрочка возникла из-за кредитора? Допускают ли суды ретроспективное взыскание астрента? Прекращают ли начислять неустойку при банкротстве должника? Рассмотрим эти и другие вопросы в обзоре.
Обзор: «Судебная неустойка: интересные примеры из практики за 2022 — 2023 годы»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Юрлиц будут исключать из ЕГРЮЛ, а индивидуальных предпринимателей — из ЕГРИП в связи с отнесением к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций в рамках платформы «Знай своего клиента»
Изменения внесены в связи с появлением в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» новых оснований для исключения юрлиц и ИП из соответствующих реестров.
Также законом расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации. В частности, на три года ограничена возможность включения в ЕГРЮЛ сведений об учредителях (участниках) и руководителе юрлица, исключенного из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре недостоверных сведений о нем.
Кроме этого, согласно внесенным изменениям в ЕГРИП будут вноситься также сведения о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Помимо прочего, законом из перечня документов, предоставляемых при государственной регистрации физлица в качестве ИП в регистрирующий орган, исключена копия паспорта гражданина РФ.
Федеральный закон от 02.11.2023 N 519-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Сведения о режимных объектах не будут вносить в ЕГРН
Внесенными в Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» изменениями предусматривается, что в отношении режимных объектов государственной регистрации подлежит только право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такой объект недвижимости.
Закрепляется, что в предусмотренных законодательством случаях сведения о находящихся в государственной собственности зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах, предприятиях как имущественных комплексах, составляющие государственную тайну, не вносятся в ЕГРН и право собственности РФ (иного публично-правового образования), другие вещные права на такие объекты, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 02.11.2023 N 518-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Названа сельскохозяйственная продукция, при экспорте которой можно будет использовать счета типа «З»
Правительство перечислило российскую сельхозпродукцию, рассчитываться по внешнеторговым контрактам на поставку которой с 1 ноября 2023 года можно через специальные рублевые и валютные счета типа «З». Речь идет о «биржевых» договорах между резидентами — участниками ВЭД и иностранными покупателями.
В список вошли, в частности, такие товары:
— свежая, охлажденная или замороженная свинина;
— молоко и сливки, сгущенные или с подсластителями;
— пшеница и меслин, ячмень и кукуруза;
— масло соевое и его фракции без изменения химического состава;
— белый сахар.
Для каждого наименования продукции перечень предусматривает ее код по ТН ВЭД ЕАЭС.
Об особом порядке расчетов при экспорте этих товаров читайте в нашей новости.
Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 N 2955-р

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

С 1 июня 2024 года отменяется обязанность некоммерческих организаций иметь печать
Согласно принятому закону НКО вправе иметь печать с полным наименованием организации на русском языке. Также установлено, что федеральным законом может быть предусмотрена обязанность НКО использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе.
Одновременно законом предусмотрена обязанность государственных и муниципальных учреждений иметь печать с полным наименованием учреждения на русском языке.
Федеральный закон от 02.11.2023 N 525-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

ВС РФ напомнил: доказать освобождение помещения арендатор может не только актом приема-передачи
Имущественный комитет города просил взыскать с компании долг по арендной плате за почти 2-летний период с 1 июля 2017 года и пени. По словам истца, он сообщил компании об отказе от договора в течение неопределенного срока его действия, но сведений о возврате объекта по акту приема-передачи нет.
ВС РФ отметил, что арендодатель не вправе требовать плату за время просрочки возврата имущества в связи с прекращением договора, например, при таких обстоятельствах:
— арендатор освободил помещение и известил контрагента о готовности вернуть объект по акту;
— арендодатель не поучаствовал в оформлении акта.
Вывод основан на позиции ВАС РФ.
Обязанность сторон составить акт возврата не лишает арендатора права подтвердить освобождение помещения другими доказательствами. Ранее ВС РФ уже приходил к аналогичному выводу.
В данном случае апелляция и кассация не учли, в частности, такие обстоятельства:
— еще в июне 2017 года компания уведомила комитет о расторжении сделки и 1 июля того же года освободила помещение. Последний факт арендатор подтвердил актом осмотра объекта от 1 июля 2017 года. Документ составила управляющая компания дома;
— когда комитет получил уведомление, он не стал оформлять возврат помещения.
Также суды ошибочно отклонили ссылки компании на судебные акты, которые подтверждают возврат недвижимости 1 июля 2017 года. Эти решения приняты в рамках дела о взыскании с компании оплаты услуг ЖКХ.
В итоге ВС РФ оставил в силе акт первой инстанции, которая не удовлетворила иск комитета.
Определение ВС РФ от 19.10.2023 N 307-ЭС23-9843

Перейти к документу

ВС РФ: арендатору земли можно сообщить о расторжении договора не только специальным уведомлением
 Компания продолжала пользоваться участком по истечении срока договора аренды. Собственники не возражали. Договор возобновился на неопределенный срок. Через несколько лет арендодатели на общем собрании в присутствии представителей компании решили соглашение расторгнуть.
В судебном процессе о принадлежности урожая, который засеял новый арендатор, три инстанции решили: собственники не реализовали свое право расторгнуть договор с компанией, и он продолжил действовать. Уведомление о прекращении договора не направляли.
ВС РФ посчитал иначе:
— сообщение о проведении собрания собственников публиковали в газетах, размещали на информационных щитах и сайте местной администрации. В повестке собрания был вопрос о прекращении аренды;
— в собрании участвовало 2 уполномоченных сотрудника компании;
— ранее суд отказал в иске о признании протокола собрания собственников недействительным;
— компании направляли письмо, где представитель собственников просил подписать допсоглашение о расторжении договора и акт возврата участка.
В этой ситуации не требовалось дополнительно направлять компании уведомление о расторжении договора.
Определение ВС РФ от 24.10.2023 N 306-ЭС23-12789

Перейти к документу

Оплата подрядных работ в отсутствие исполнительной документации при создании объекта капитального строительства Заказчик отказался от исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ ввиду неисполнения подрядчиком требования ускорить темпы осуществления работ, увеличить количество работников на объекте, обеспечить надлежащую поставку строительных материалов. Подрядчик обратился с иском о взыскании задолженности по оплате выполненных работ.
Мнение судов:
• Факт выполнения предусмотренных контрактом работ не доказан.
• Исполнительная документация как обязательный атрибут выполнения работ подрядчиком не представлена.
• В удовлетворении исковых требований отказано.
Позиция кассации:
• Отказ заказчика от контракта воспринят как косвенное подтверждение неисполнения подрядчиком обязательств в целом, в то время как необходимо определить объем встречных предоставлений с каждой из сторон (выполнение работ, внесение платы).
• Само по себе отсутствие исполнительной документации не может заведомо лишать результат качественно выполненных работ потребительской ценности при создании объекта капитального строительства подрядчиком.
• Следует провести экспертизу на предмет установления работ, в том числе и скрытых, выполненных данным подрядчиком.
• Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.10.2023 N Ф04-5231/2023 по делу N А46-17318/2022

Документ будет включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание убытков с должника как главы крестьянского (фермерского) хозяйства и как гражданина в условиях возможности сепарации их имущественных масс Арбитражный управляющий сослался на то, что гражданин, являясь главой крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), причинил последнему убытки путем вывода денежных средств с целью личного использования либо перевода на счета третьих лиц без законных на то оснований, и обратился с иском к гражданину о взыскании убытков.
Мнение судов:
• Должник и ответчик совпали в одном лице, что влечет невозможность привлечения его к ответственности в виде возмещения убытков всем его имуществом по его же обязательствам.
• В удовлетворении исковых требований отказано.
Позиция кассации:
• Необходимо установить, связаны ли требования управляющего с деятельностью КФХ или являются личными обязательствами гражданина.
• Следует проверить доводы управляющего о сепарации имущества гражданина и главы КФХ, так как в конкурсную массу, которая сформирована исходя из производственного (целевого) назначения имущества и источника его приобретения, не вошли земельный участок и расположенный на нем жилой дом как имущество физического лица.
• Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.10.2023 N Ф04-4292/2022 по делу N А45-16967/2021

Документ будет включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание расходов за установку общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах Ресурсоснабжающая организация оплатила установку общедомовых приборов учета (ОДПУ) используемой электроэнергии в многоквартирных домах (МКД) и обратилась к управляющей компании с иском о взыскании расходов по установке ОДПУ и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Мнение судов:
• Управляющая организация является ответственным за содержание МКД лицом, соответственно, обязана возместить названные расходы.
• Компания несет ответственность только в части искового периода, когда она осуществляла деятельность по управлению МКД.
• Исковые требования удовлетворены частично.
Позиция кассации:
• Необходимо рассмотреть возражения управляющей компании относительно обоснованности расчета расходов по установке ОДПУ по каждому МКД, поскольку объем ее обязательств перед ресурсоснабжающей организацией в течение периода рассрочки (5 лет) различен.
• Проценты за предоставление рассрочки рассчитаны без указания на исключение периодов, по которым пропущен срок исковой давности.
• Следует установить даты начала и окончания срока исковой давности отдельно по каждому просроченному платежу.
• Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.10.2023 N Ф04-5192/2023 по делу N А45-36525/2021

Документ будет включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Счета эскроу при строительстве индивидуальных жилых домов: проект внесен в Госдуму
Хотят установить правила оформления договора подряда на строительство юрлицами и ИП жилых домов в следующей ситуации (с. 1 проекта):
— участки под строительство принадлежат гражданам на праве собственности;
— для строительства используют продукцию отечественной промышленности, в том числе лесной;
— деньги заказчики размещают на счетах эскроу.
Подрядчикам разрешат использовать при заключении договора с заказчиком типовую документацию, а для строительства — домокомплекты. Последние должны включать, например, строительные детали и материалы отечественной промышленности, произведенные заводским способом. Требования к домокомплектам установит Минпромторг (с. 2 проекта).
Подрядчики, которые заключают договор, обязаны разместить в информсистеме сведения о себе, заказчике, банке, где откроют счет эскроу, и т.д. Затем подрядчику присвоят особый идентификатор, без которого заключить договор нельзя (с. 2 — 6 проекта). Примерную форму договора определит Минстрой (с. 7 проекта).
По проекту, счет эскроу используется в целях уплаты цены договора подряда. Его открывает уполномоченный банк для учета и блокирования денег, полученных от заказчика (владельца счета), для передачи их подрядчику при возникновении оснований по договору. Проценты на денежные средства на таких счетах начисляться не будут (с. 8 — 9 проекта).
Есть и другие новшества.
Проект Федерального закона N 471420-8

Перейти к документу

Экспорт мяса некоторых птиц и пищевых яиц: Минсельхоз предлагает временно его запретить
Министерство готовит проекты о полугодовом запрете на вывоз из РФ мяса отдельных видов домашней птицы. То же касается экспорта пищевых яиц. Документов с указанием конкретных товаров пока нет.
Общественное обсуждение инициатив завершат 9 ноября. Их разрабатывают, чтобы сдержать рост потребительских цен на социально значимую продукцию и не допустить ее дефицита
Уведомление о подготовке проекта постановления Правительства РФ (о запрете экспорта мяса птицы)

Перейти к документу

Уведомление о подготовке проекта постановления Правительства РФ (о запрете экспорта пищевых яиц)

Перейти к документу

Компаниям-банкротам разрешат распродать остатки алкоголя после отзыва лицензии — проект в Госдуме
Согласно поправкам организации, у которых аннулирована или прекращена лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, смогут в период банкротства:
— хранить остатки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции до прекращения производства по делу о банкротстве или до завершения конкурсного производства (абз. 5 п. 4 ст. 1 проекта);
— получать временное разрешение на продажу остатков товара ряду других участников рынка (абз. 6 п. 4 ст. 1 проекта).
Продукцию таких компаний не будут изымать и уничтожать, если ей не распорядились в течение 60 календарных дней со дня аннулирования или прекращения лицензии (пп. «в» п. 1 ст. 1 проекта).
Чтобы получить временное разрешение на продажу остатков товара, организация-банкрот подаст в Росалкогольтабакконтроль заявление на бумаге или в форме электронного документа. В последнем случае его подпишут усиленной квалифицированной ЭП и направят через Госуслуги (абз. 8 п. 4 ст. 1 проекта).
В заявлении укажут среди прочего (абз. 7 п. 4 ст. 1 проекта):
— сведения о дате и номере дела о банкротстве или решения суда о признании организации банкротом;
— информацию об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по каждому наименованию), месте их нахождения;
— срок, на который компания просит выдать разрешение.
Есть и другие новшества.
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 сентября 2024 года (ст. 2 проекта).
Проект Федерального закона N 471065-8

Перейти к документу

Раздача интернет-трафика: крупнейшие операторы связи отменяют плату
Как сообщила ФАС, три мобильных оператора отчитались об исполнении предупреждения о том, что раздача интернет-трафика должна быть бесплатной.
«МегаФон» сделал бесплатной раздачу трафика с 23 октября на всех тарифах, Tele2 — с 22 ноября для новых абонентов, а с 19 декабря для всех. «Билайн» до 1 декабря отменит плату на всех тарифах с лимитными пакетами, в отношении остальных компания оценит сроки технической реализации такой возможности.
Компания «МТС» уведомила, что в ее действиях по взиманию платы нет ущемления интересов абонентов.
Информация ФАС России от 30.10.2023

Перейти к документу

Для регулирования креативных индустрий хотят принять отдельный закон
Планируют закрепит в едином документе основы правового регулирования творческих индустрий как базового сектора экономики. Такой индустрией будет считаться экономическая деятельность, связанная с созданием, продвижением, реализацией креативных продуктов (п. 1 ст. 3 проекта). Проект внесли в Госдуму.
Продукт представляет собой результат интеллектуальной деятельности, товары, работы и услуги, стоимость которых обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации (п. 2 ст. 3 проекта).
В законе перечислят основные виды креативных индустрий (ст. 6 проекта). Они связаны с использованием:
— историко-культурного наследия (деятельность, например, галерей, музеев);
— произведений литературы и искусства, результатов исполнительской деятельности, фонограмм;
— информационно-телекоммуникационных технологий (обработка данных, разработка программного обеспечения, реклама, издательское дело, деятельность СМИ и т.д.).
Также одним из видов по проекту считается прикладное творчество — создание одежды, аксессуаров, дизайн, гастрономия и т.д.
Установят критерии определения субъектов творческих индустрий. Так, для юрлиц это соответствие одного из перечисленных видов креативных индустрий основному виду деятельности по ЕГРЮЛ. Также учтут затраты на создание творческих продуктов, доход за отчетный период. Сведения о субъекте включат в специальный реестр по его заявлению (ст. 7 проекта).
Предлагается урегулировать условия предоставления господдержки таким субъектам (ст. ст. 9 и 10 проекта).
В проекте есть и другие изменения.
Проект Федерального закона N 474016-8

Перейти к документу

ПРАВОСУДИЕ
КС РФ: законодательство о банкротстве не предполагает взыскания с контролирующих должника лиц штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на ликвидированную организацию
Субсидиарная ответственность контролирующих организацию лиц является по своей природе деликтной. Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица при невозможности полного погашения требований кредиторов предусматривает учет вины контролирующего лица в признании должника банкротом и предполагает проверку наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и фактически наступившим банкротством. Контролирующее лицо не может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если докажет, что оно действовало добросовестно и приняло все меры для исполнения должником обязательств перед кредиторами.
Согласно пункту 9 статьи 61.11 Закона о банкротстве уменьшение или освобождение от субсидиарной ответственности возможно в случае, если привлекаемое к ней лицо докажет, что оно, исполняя функции органов управления или учредителя, фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность организации, и если благодаря этому лицу установлено фактически контролировавшее должника лицо или обнаружено скрывавшееся имущество.
Отмечено также, что объем ответственности субсидиарного должника совпадает с объемом ответственности основного должника, а вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней. Взыскание штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства, носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.
Пункт 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве не противоречит Конституции, поскольку не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика. В части, касающейся проверки конституционности пункта 9 статьи 61.11 Закона о банкротстве, производство по делу прекращено.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2023 N 50-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
— Решения по конкретным делам

Усилены процессуальные гарантии субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности
Закон закрепляет понятия преступлений, совершенных ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, предусмотренных статьями 20, 81.1, 108 и 164 УПК, а также предусмотренных указанными статьями преступлений, совершенных членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению данной организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 02.11.2023 N 524-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов
Административным регламентом определены заявители, срок и результат предоставления государственной услуги, перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме и в МФЦ, формы контроля за исполнением Административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, МФЦ, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также их должностных лиц, государственных служащих, работников.
Установлено, что заявителями на предоставление государственной услуги являются: юридические лица; индивидуальные предприниматели; физические лица и организации, обратившиеся за предоставлением сведений о конкретной лицензии по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов и иной информации по предоставлению государственной услуги.
Результатами предоставления государственной услуги являются: предоставление лицензии; отказ в предоставлении лицензии; внесение изменений в реестр лицензий; отказ во внесении изменений в реестр лицензий; прекращение действия лицензии; предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий.
За предоставление государственной услуги в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации взимается государственная пошлина в следующих размерах: за предоставление лицензии — 7500 рублей; за внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, связанных с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, — 3500 рублей; внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий в других случаях, за исключением случаев, связанных с внесением изменения номера телефона, адреса электронной почты лицензиата, — 750 рублей.
Государственная пошлина не взимается в следующих случаях: за предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, в виде выписки из реестра лицензий или справки об отсутствии запрашиваемых сведений; за исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах; за досрочное прекращение действия лицензии, а также при возобновлении действия приостановленных лицензий.
Распоряжение действует до 01.09.2028.
Признано утратившим силу распоряжение Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области от 02.03.2015 N 2-р, ранее регулировавшее данные правоотношения
Распоряжение Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области от 31.10.2023 N 6-р

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область