Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 02.10.2023 по 09.10.2023
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
С 1 января 2024 года подлежит применению обновленный порядок прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории |
Аттестация проводится по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, или номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Аттестация специалистов, имеющих иное образование и осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, проводится по должностям, предусмотренным номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников.
По результатам аттестации устанавливаются вторая, первая или высшая квалификационная категория. Квалификационные категории, присвоенные специалистам, действительны в течение пяти лет со дня их присвоения.
Специалисты вправе проходить аттестацию на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через два года со дня присвоения квалификационной категории.
При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена, включающего экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста, тестовый контроль знаний и собеседование.
Признается утратившим силу приказ Минздрава России от 22 ноября 2021 г. N 1083н, которым утвержден аналогичный порядок.
|
Приказ Минздрава России от 31.08.2023 N 458н
Документ включен в информационные банки: |
|
С 1 сентября 2024 г. применяется актуализированный перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету |
Признается утратившим силу в числе прочего Приказ Минздрава России от 22.04.2014 N 183н, которым утвержден аналогичный перечень.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2030 г.
|
Приказ Минздрава России от 01.09.2023 N 459н
Документ включен в информационный банк: |
|
Установлены особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы |
Приводится порядок оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях, а также порядок и основания освобождения от исполнения обязанностей военной службы в связи с заболеванием и иными причинами.
|
Приказ Министра обороны РФ от 28.08.2023 N 553
Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф) |
|
Предметно-количественный учет лекарств: с 1 сентября 2024 года надо применять новый список |
Минздрав обновил перечень лекарств, которые подлежат предметно-количественному учету (ПКУ). Документ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
В раздел IV добавили препараты для прерывания беременности: мизопростол и мифепристон. Прегабалин, тапентадол и тропикамид перенесли в раздел II. В него также включили соматотропин и бромдигидрохлорфенилбензодиазепин.
Напомним: с 27 мая поводом для внеплановой проверки стало превышение организацией в 2 и более раза средних показателей отпуска препаратов из списка ПКУ. Сравнивают показатели за текущий и предыдущий кварталы у розничных продавцов в одном субъекте РФ.
|
Приказ Минздрава России от 01.09.2023 N 459н
Документ включен в информационный банк: |
|
Маркировка БАДов, антисептиков, кресел-колясок и ряда медизделий обязательна с 1 октября |
Наносить средства идентификации на упаковку и представлять сведения в систему мониторинга о вводе в оборот нужно:
— на БАДы (витамины, пастилки от боли в горле и др.);
Для части товаров, которые не реализованы на 1 октября, установили периоды, когда их можно продавать без маркировки. Так, немаркированные БАДы разрешено реализовывать до окончания их срока годности.
Правила маркировки БАДов, антисептиков, кресел-колясок и ряда медизделий определяют, в частности:
— требования к участникам оборота;
— порядок информационного обмена и регистрации товаров в системе мониторинга;
— сроки предоставления сведений о вводе в оборот и выводе из него.
Напомним, Минпромторг утвердил типовые договоры на выдачу кодов маркировки.
|
Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 N 870
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 885
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 886
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 894
Документы включены в информационные банки: |
|
Утвержден перечень медизделий для оснащения региональных сосудистых центров |
Минздрав определил, какие медизделия нужны для оснащения, переоснащения или дооснащения региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений в медорганизациях, подведомственных органам субъектов РФ или местного самоуправления. Документ вступает в силу 1 января 2024 года.
Список содержит 31 наименование медизделий, среди которых:
— ангиографический комплекс с интегрированным модулем для измерения гемодинамических показателей;
— навигационная стереотаксическая установка с принадлежностями (совместимая с микроскопом);
— аппарат для УЗИ сердца и сосудов;
— аппарат для искусственной вентиляции легких;
— тренажеры с биологической обратной связью для восстановления равновесия и для тренировки ходьбы;
— оборудование для восстановления мышечной силы мелких мышц, а также двигательной активности, координации движений конечностей.
|
Приказ Минздрава России от 28.08.2023 N 451н
Документ включен в информационный банк: |
|
Суд: оплата труда сотрудников из средств ОМС не дает права за тот же счет их обучать |
Больница за счет ОМС оплатила обучение по пожарной безопасности руководителю, сотрудникам бухгалтерии и кадров, а также ответственным за пожарную безопасность. По мнению медучреждения, это нужно было, чтобы обеспечить надлежащие условия для оказания медпомощи в рамках программы ОМС.
Фонд и суд посчитали расходы нецелевыми. Они отметили, что обязанности в области пожарной безопасности работодатель должен исполнять за счет своих средств. А тот факт, что сотрудникам выплачивают зарплату за счет ОМС, сам по себе не доказывает правомерность расходов на обучение с привлечением этих средств.
Отметим, суды также считают нецелевыми расходы на обучение медперсонала по необязательным программам.
|
Постановление 2-го ААС от 08.08.2023 по делу N А82-7358/2022
Документ включен в информационный банк: |
|
Плановая госпитализация пациентов из других регионов: суд отказал клинике в оплате медпомощи |
Клиника лечила пациентов, которые застрахованы по ОМС в других регионах. Фонд не оплатил услуги, т.к. у пациентов не было направлений на плановую госпитализацию. Медорганизация обратилась в суд. Первая инстанция частично удовлетворила иск, но апелляция и кассация не согласились.
Клиника настаивала, что оказала первичную специализированную медико-санитарную помощь, а неверный код вида помощи в реестрах проставил фонд. Суды отклонили этот довод, т.к. по правилам сведения заполняют медорганизации.
Суды указали:
— направление на плановую госпитализацию нужно для лечения как по месту жительства, так и в другом регионе;
— врачи, которые наблюдают пациента амбулаторно, могут наиболее объективно решить, нужно ли ему стационарное лечение, в т.ч. в другой медорганизации;
— плановая помощь в стационаре при самостоятельном обращении пациентов не подлежит оплате.
Отметим, суды и ранее приходили к таким выводам.
|
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.09.2023 по делу N А02-794/2021
Документ включен в информационный банк: |
|
Номенклатура должностей медиков и фармацевтов: Минздрав подготовил поправки |
Проект изменений в номенклатуре должностей фарм- и медработников проходит общественное обсуждение до 6 октября. Новшества хотят ввести с 1 сентября 2024 года. Выделим основные.
Аптеки и организации оптовой торговли лекарствами смогут принять работника на должность заместителя заведующего (начальника) отдела.
Должность провизора-технолога смогут занимать не только лица, которые приняты на работу до 31 декабря 2025 года. Снятие такого ограничения связано с тем, что данный специалист выполняет ряд функций рецептурно-производственного отдела аптеки.
Должности руководителей подразделений медорганизаций не придется дополнять названием организации.
|
Проект приказа Минздрава России
Документ включен в информационный банк: |
|
Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: проект поправок внесен в Госдуму |
Правительство предлагает сократить срок хранения журналов об операциях с прекурсорами из списка IV и уточнить периодичность подачи отчетов об обороте наркотиков и психотропных веществ. Если проект примут, изменения вступят в силу 1 сентября 2024 года.
Годовой отчет о ввозе и вывозе наркотиков и психотропных веществ подавать не придется. Останутся только квартальные отчеты.
Отчет о производстве и изготовлении наркотиков и психотропных веществ, напротив, будут представлять только за год
|
Проект Федерального закона N 445633-8
Документ включен в информационный банк: |
|
Для ряда медорганизаций плановые проверки могут заменить на профилактические визиты |
Минэкономразвития предлагает до 2030 года проводить профилактические визиты вместо плановых проверок в медорганизациях с категорией высокого и чрезвычайно высокого риска. Такую поправку планируют внести в особые правила организации госконтроля. Проект проходит общественное обсуждение до 10 октября включительно.
По общему правилу профилактический визит проводят 1 день. Если выявят нарушения, то медорганизации или учредителю выдадут предписание.
|
Проект постановления Правительства РФ
Документ включен в информационный банк: |
|
Новые штрафы за нарушения прав потребителей прошли третье чтение |
За навязывание гражданину дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату должностных лиц планируют штрафовать по КоАП РФ на сумму от 2 тыс. до 4 тыс. руб., а компании — от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Речь идет о незаконных ситуациях, когда:
— до покупки основных товаров, работ либо услуг потребителю настоятельно предложили приобрести дополнительные или заключить иные соглашения;
— в договоре установили, что покупка основных товаров, работ или услуг обусловлена обязательным приобретением дополнительных.
Таким образом, за это перестанут привлекать к ответственности как за включение в договор условий, которые ущемляют права потребителя. Штрафы по данному составу в 2 раза ниже.
Новшество не будут применять в случае, когда навязывают допуслуги при заключении договоров обязательного страхования. За это наказывают по спецсоставу.
Еще хотят ввести штраф за необоснованный отказ рассматривать требования потребителя, которые связаны с нарушением его прав. То же касается уклонения от рассмотрения этих претензий в порядке, который установлен законом. Должностное лицо заплатит от 15 тыс. до 30 тыс. руб., а компания — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Сейчас подобного состава в КоАП РФ нет.
Изменения вступят в силу через 10 дней после даты их опубликования в виде федерального закона.
|
Проект Федерального закона N 152532-8
Документ включен в информационный банк: |
|
Регистрация и контроль оборота лекарств: Госдума приняла поправки в первом чтении |
Депутаты приняли в первом чтении проект, который приводит Закон об обращении лекарств в соответствие с правилами ЕАЭС. Выделим отдельные новшества.
Сократят сроки отдельных процедур. Например, регистрацию препарата планируют подтверждать за 40, а не 60 рабочих дней. Решение о внесении изменений в регистрационное досье или об отказе будут принимать за 50 рабочих дней — когда нужна экспертиза, за 10 рабочих дней — в остальных случаях. Сейчас эти сроки равны 90 и 30 рабочим дням соответственно.
Препарат смогут снять с посерийного выборочного контроля качества на основании положительных экспертных заключений и протокола испытаний по 3 сериям лекарства.
Проект вводит понятие высокотехнологичного препарата. Это генотерапевтическое лекарство или лекарство на основе соматических клеток.
Предлагают установить особые правила ввода в оборот высокотехнологичных и орфанных лекарств. Определят, в частности, что протокол испытаний не нужен на орфанный препарат и высокотехнологичное лекарство, которое получено из биоматериала одного человека и предназначено для его лечения.
|
Проект Федерального закона N 416454-8
Документ включен в информационный банк: |
|
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
|
|||
Внесены изменения в Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Лицензирование (в части предоставления лицензий, прекращения действия лицензий, внесения изменений в реестр лицензий) медицинской деятельности медицинских организаций «
|
Уточнено, что в случае отказа заявителю в предоставлении государственной услуги департамент обязан уведомлять заявителя о причинах, послуживших основанием таких отказов, с разъяснениями в понятной и доступной для заявителя форме.
Кроме того, департаментом (сектором) не реже одного раза в пять лет проводится оптимизация процесса предоставления государственной услуги путем проведения анализа клиентского пути, актуализации клиентских сегментов и их типовых потребностей и применения замечаний и/или предложений заявителей, поступающих по каналам обратной связи. В случаях, если за указанный пятилетний период обращения за предоставлением государственной услуги в департамент не поступали, оптимизация процесса не проводится.
|
Постановление Губернатора ЯНАО от 29.09.2023 N 83-ПГ
Документ включен в информационный банк: |