Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 18.09.2023 по 25.09.2023

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен Обзор: «Ошибки при госзакупках компьютерной техники: примеры из практики за 2022 — 2023 годы»
Заказчики приобретали функционально не связанные товары. Объединяли в один лот продукцию с нацрежимом и без него. Отклоняли заявки по неверному основанию. Описывали объект закупки не по КТРУ. Подробнее в обзоре.
 
Обзор: «Ошибки при госзакупках компьютерной техники: примеры из практики за 2022 — 2023 годы»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Дробление закупки: суды признали госконтракты недействительными, но оставили подрядчику оплату
Прокурор потребовал признать недействительными два контракта на благоустройство, которые заключили с единственным поставщиком. В действиях заказчика увидели дробление закупки с целью ухода от конкурентных процедур.

Апелляция и кассация признали сделки недействительными, но не взыскали оплату:

  • подрядчик добросовестно выполнил работы. Их приняли без замечаний. Соразмерное встречное представление сторон исключает неосновательное обогащение контрагента;
  • поскольку вернуть результат работ нельзя, взыскание оплаты позволило бы заказчику извлечь выгоду из своего же недобросовестного поведения. Именно он нарушил Закон N 44-ФЗ, однако финансовую ответственность возлагают на подрядчика, который свои обязательства выполнил;
  • факт дробления закупки не означает, что контрагент осознанно заключал контракты в обход конкурентных процедур. Осведомленность подрядчика о том, что он выполняет работы по недействительным сделкам, не доказали.

К похожим выводам АС Поволжского округа приходил и ранее.

Отметим, по мнению Минфина, Закон N 44-ФЗ не запрещает совершать несколько одноименных малых закупок у единственного поставщика. Однако в практике есть пример, когда суд отклонил ссылку на эту позицию.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.2023 N Ф06-6021/2023 по делу N А55-25724/2022

Документ включен в информационный банк:
— АС Поволжского округа

Национальный режим: правила госзакупок пробирок для взятия крови изменят с 1 декабря 2023 года
В действующую позицию для вакуумных пробирок из перечня запретных товаров добавят коды (п. 2 изменений):

Из списка импортных медизделий с ограничениями допуска, в который вакуумные пробирки входят сейчас, их исключат (п. 1 изменений).

Уточнят и перечень квотируемых товаров по Закону N 44-ФЗ. Из позиции для вакуумных пробирок и других емкостей исчезнет продукция с кодами 293370, 293420, 293500, 293570 и 293660 по НКМИ (п. 3 изменений).

Новшества применят к закупкам, которые объявят после даты вступления поправок в силу (п. 2 постановления).

Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 N 1512

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфин разъяснил, какими контрактами можно подтвердить соответствие доптребованиям в госзакупках Ведомство сообщило: для закупок с доптребованиями и универсальной предквалификацией подойдут в том числе контракты с единственным поставщиком, которые заключили по дополнительным основаниям.

Речь идет о сделках по итогам неконкурентных закупок на основании решения правительства или региональных властей.

Письмо Минфина России от 07.09.2023 N 24-06-06/85545

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Госзакупки: решение о включении данных в РНП признали незаконным — суды не взыскали убытки с УФАС Сведения об обществе включили в РНП из-за уклонения от заключения контракта. Суд признал это решение незаконным спустя год нахождения информации в реестре. Данные исключили из РНП.

Поскольку в период нахождения сведений в реестре другие заказчики отказывали обществу в заключении сделок, оно обратилось в суд, чтобы взыскать с контролеров упущенную выгоду.

Три инстанции не нашли причинной связи между действиями контролеров и убытками:

  • то, что общество участвовало в закупке, не означает, что с ним сразу заключат сделку. Процедура подписания контракта включает в себя ряд действий: представление обеспечения его исполнения, своевременное направление проекта контракта заказчику и его подписание. Этих действий общество не совершало;
  • убытки в заявленном размере общество не доказало. Расчет прибыли от потенциальных контрактов в период нахождения сведений в РНП не подтверждает упущенную выгоду. Получение этого дохода зависит от разных факторов, поэтому его размер точно определить нельзя;
  • контролеры действовали в пределах своих полномочий, когда вносили сведения в реестр. То, что их решение признали незаконным, не означает, что именно из-за них возникли убытки.

Отметим, недавно ВС РФ поддержал суды, которые не взыскали с контролеров убытки в ситуации, когда их решение о включении данных в РНП из-за одностороннего отказа заказчика признали незаконным.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.09.2023 N Ф05-21582/2023 по делу N А40-247812/22-145-1937

Документ включен в информационный банк:
— АС Московского округа

Ряд антикризисных мер в госзакупках предложили продлить: проект Минэкономразвития
До 31 декабря 2024 года хотят продлить, в частности:
  • право заказчиков не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств. Послабление по-прежнему не станет действовать, если в контракте предусмотрели аванс и расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению;
  • право сторон по предложению заказчика изменить количество лекарств, медизделий и расходных материалов по контракту в пределах 30%. Как и сейчас, при уменьшении объемов стороны будут обязаны пропорционально снизить цену контракта, при увеличении — вправе пропорционально ее увеличить;
  • право отдельных заказчиков не учитывать ограничение предельного годового объема малых закупок в 50 млн руб.;
  • право правительства и регионов устанавливать дополнительные случаи неконкурентных закупок.

Также по спецнорме сторонам планируют разрешить по согласию изменять существенные условия контракта, который заключили до 1 января 2025 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. Сейчас при соблюдении ряда условий можно корректировать контракты, которые заключили до 1 января 2024 года.

Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2024 года. Общественное обсуждение проекта завершат 3 октября.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/05/09-23/00141802) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.09.2023) 

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты