Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 28.08.2023 по 04.09.2023

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен Обзор: «Какие важные изменения в закупках произошли за лето 2023 года»
В период отпусков непросто следить за изменениями в закупках. Не пропустить их поможет наш обзор. Напомним о наиболее значимых новшествах.
Обзор: «Какие важные изменения в закупках произошли за лето 2023 года»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфин информирует о заключении с ООО «ЭТП» и ООО ЭТП ГПБ соглашений о функционировании специализированной электронной площадки Функционирование специализированных электронных площадок, операторами которых являются ООО «ЭТП» и ООО ЭТП ГПБ, начато 25 августа 2023 г.

Информационное письмо Минфина России от 25.08.2023 N 24-03-05/81108 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Цвет и фактуру товара можно согласовать после заключения госконтракта, решило УФАС Контролерам пожаловались на ограничение конкуренции. По условиям закупки на поставку в том числе рулонных штор для больницы цвет и фактуру ткани следовало согласовать с заказчиком после заключения сделки. Контрагент должен был представить несколько вариантов на выбор в порядке, что определили в контракте.

Заказчик пояснил:

  • на рынке есть производители, чья ткань представлена в 20 и более фактурах. Требования о том, что последние должны быть отдельного изготовителя, в описании объекта закупки нет;
  • цвет и фактура ткани — значимые параметры, но на момент размещения извещения их нельзя определить. Дело в том, что в помещениях, где повесят шторы, ведут ремонт. Цвета этих помещений неизвестны.

Контролеры не нашли нарушений и отметили:

  • объект закупки описали так, чтобы получить товары, которые удовлетворят широкий круг работников и пациентов;
  • цвет и фактура продукции должны соответствовать помещениям для обеспечения их гармоничного обустройства;
  • требований к конкретному производителю товара нет ни в извещении, ни в проекте контракта.

Сходную позицию в части условия о согласовании цвета после заключения контракта занимает, например, Амурское УФАС. Однако, в числе прочих Московское и Санкт-Петербургское УФАС считают иначе.

Решение Липецкого УФАС России от 20.07.2023 N 048/06/106-603/2023

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Суд: в госзакупке с ограничениями и условиями допуска мало продекларировать страну товара в заявке
В закупке томографа установили ограничения и условия допуска. Цену контракта с победителем снизили на 20%, поскольку он предложил импортную продукцию, когда 2 других участника — российскую.

УФАС решило, что заказчик поступил незаконно. Он не проверил на достоверность сведения о стране товара, которые участники продекларировали в заявках.

Три инстанции поддержали контролеров:

  • участники не подтвердили, что их товар российский. К заявкам приложили лишь регистрационные удостоверения. Из них следовало, что оборудование производят в том числе в иностранных государствах;
  • в закупке установили как условия, так и ограничения допуска. Последние содержат отдельные требования к подтверждению страны товара. Участники их не выполнили. У заказчика не было оснований считать достоверными сведения, которые продекларировали в заявках.

Отметим, Саратовское и Московское УФАС в похожих ситуациях высказали другое мнение.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.08.2023 N Ф10-3253/2023 по делу N А36-6163/2022

Документ включен в информационный банк:
— АС Центрального округа

Кассация: госзаказчикам не следует включать в один лот медоборудование и услуги по его брендированию
Контролерам пожаловались на ограничение конкуренции при закупке рентген-аппаратов. Контрагента обязали помимо поставки выполнить брендирование оборудования — изготовить и разместить на нем логотип медучреждения по методрекомендациям Минздрава.

Жалобу признали обоснованной:

  • в методрекомендациях нет требований к брендированию рентген-аппаратов. Порядка проведения этой процедуры документ также не содержит;
  • заказчик приобретал товар из перечня иностранной электроники с ограничениями допуска. Правила КТРУ запрещают дополнять его параметры. В описании товарной позиции из каталога такой характеристики, как «брендирование», нет.

Кассация согласилась с контролерами:

  • описание объекта закупки не содержало показателя «брендирование» в части функциональных, технических и качественных характеристик. В извещении не указали, что вместе с товаром закупают сопутствующие услуги;
  • в один лот объединили технологически не связанные вещи — поставку оборудования и услуги по брендированию. Необходимость последних в рамках спорной закупки не обосновали;
  • наличие методрекомендаций не повод включать в объект закупки условие о брендировании. Кроме того, в описании товара не уточнили, какой логотип нужно нанести на оборудование, а также как его изготовить и разместить.

Ранее к сходным выводам приходило Ленинградское УФАС.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2023 N Ф07-9978/2023 по делу N А56-93144/2022 

Документ включен в информационный банк:
— АС  Северо-Западного  округа

УФАС сочло потребности госзаказчика достаточным основанием не применять позицию КТРУ

Заказчик закупал аппарат для ультразвуковой терапии и установил ограничения допуска импортной радиоэлектроники. Контролерам пожаловались, что он не использовал позицию КТРУ и указал дополнительные параметры товара. Заказчик пояснил:

  • применение позиции каталога исключает возможность указать дополнительные характеристики продукции. Это не даст оказать пациентам современную, многофункциональную, инновационную помощь;
  • больнице нужен товар с параметрами из описания объекта закупки. Эти характеристики были в другой позиции КТРУ, но на момент размещения извещения ее исключили из каталога.

Контролеры не нашли нарушений: описание объекта закупки по общим правилам с учетом потребности заказчика и специфики использования товара не ограничивает конкуренцию.

Отметим, претензий в сходной ситуации не возникло и у Архангельского УФАС. Однако Санкт-Петербургское УФАС сочло иначе.

Решение Северо-Осетинского УФАС России от 16.06.2023 по делу N А135-06/23 

Документ включен в информационный банк:
— Решения госорганов по спорным ситуациям

Минэкономразвития: наличие лицензии у участников закупок подтверждают лишь данные из реестра Ведомство отметило: только сведения из реестра лицензий позволяют определить, есть ли у участника закупки лицензия. Заказчикам следует использовать именно этот источник для проверки информации.

Участнику же достаточно указать в заявке реквизиты лицензии: дату ее выдачи и регистрационный номер. Бумажной копией документа или выпиской из реестра подтвердить наличие спецразрешения нельзя.

Отметим, недавно ФАС, наоборот, предлагала подтверждать наличие лицензии документами: выпиской из реестра или копией акта лицензирующего органа о принятом решении.

Письмо Минэкономразвития России от 25.08.2023 N ОГ-Д24-7294

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Минпромторг разъяснил нюансы исполнения госконтрактов с запретом на допуск иностранных промтоваров Министерство сообщило: номера записей в реестрах российской или евразийской промпродукции, которые участник декларирует в заявке, должны быть действительны на этапе ее подачи. При закупке у единственного поставщика — на момент заключения контракта.

Напомним: с 1 июня 2023 года поставщиков промтоваров из перечня с запретом на допуск освободили от обязанности передавать при исполнении контракта документы о стране происхождения продукции. Речь идет о документах, на основании которых изделия включили в российский или евразийский реестр.

<Письмо> Минпромторга России от 14.07.2023 N 74366/12 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА

Установлено, что исполнительные органы автономного округа в срок до 01.01.2024 передают следующие функции (полномочие), в частности: в Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции автономного округа функцию государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее — закупки) в сферах организации профессионального развития государственных гражданских служащих автономного округа, профессионального образования и дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих автономного округа, работников государственных учреждений автономного округа; в Департамент административного обеспечения автономного округа функцию государственного заказчика при осуществлении закупок в сфере материально-технического обеспечения деятельности (за исключением закупок, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета бюджету автономного округа); в Департамент государственного заказа автономного округа полномочие на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по всем конкурентным способам закупок (за исключением полномочия Департамента административного обеспечения автономного округа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способом запроса котировок в электронной форме в определяемых случаях).
Установлено, что указанные департаменты являются правопреемниками соответствующих исполнительных органов автономного округа — Югры в части переданной функции (полномочия), в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Уточнено, что исполнительные органы автономного округа, передающие функции (полномочие), продолжают осуществлять свои функции (полномочие) в установленных сферах деятельности до завершения организационно-штатных и финансовых мероприятий, связанных с их передачей.
Постановление Губернатора ХМАО — Югры от 29.08.2023 N 137

Документ включен в информационный банк:
— Ханты-Мансийский автономный округ — Югра