Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 24.07.2023 по 31.07.2023

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен Обзор: «Национальный режим: особенности проведения госзакупок и исполнения контрактов в разъяснениях Минфина»
Ведомство рассказало, когда разрешение на закупку иностранной продукции из «запретного» перечня можно использовать повторно. Также оно пояснило, что нужно учитывать поставщикам при исполнении контрактов по итогам закупок с ограничениями допуска импортных промтоваров или медизделий. Подробнее в обзоре.
Обзор: «Национальный режим: особенности проведения госзакупок и исполнения контрактов в разъяснениях Минфина»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Подготовлен Обзор: «Ошибки в описании предмета закупки по Закону N 223-ФЗ: примеры из практики за 2022 — 2023 годы»
Заказчики составляли описание предмета конкурентной закупки под товар конкретного производителя. Не допускали поставку продукции-аналога или не приводили параметры ее эквивалентности. Указывали страну происхождения товара как техническую характеристику. Подробнее в обзоре.
Обзор: «Ошибки в описании предмета закупки по Закону N 223-ФЗ: примеры из практики за 2022 — 2023 годы»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суды поддержали заказчика по Закону N 223-ФЗ в споре о незаконных условиях документации

Контролеры вменили заказчику нарушение Закона N 223-ФЗ. По их мнению, документация содержала ряд незаконных условий:
  • заказчик закрепил право на запрос дополнительных сведений и документов до подведения итогов. Условие могли применять не в равной степени ко всем участникам;
  • исполнителя обязали согласовывать привлечение третьих лиц. Сам он не мог переуступать обязанности по договору. Это сочли вмешательством в хоздеятельность.

Суды с контролерами не согласились:

  • возможность запрашивать у участников разъяснения или дополнения не ограничивала, а поддерживала конкуренцию. Условие позволяло не отстранять тех, кто допустил ошибки. Содержание заявок не меняли и не дополняли, чтобы не создавать преимущества отдельным лицам. Наличие такого права само по себе нельзя считать нарушением;
  • исполнителя законно обязали согласовывать с заказчиком привлечение третьих лиц. Это условие о способе и порядке исполнения договора, которое должен соблюдать только победитель. Оно не ограничивало участников закупки. Кроме того, контрагенту не запрещали привлекать соисполнителей, а лишь обязали это согласовывать. Как оказывать услуги, он выбирал сам.

Отметим, в практике нет единства мнений о правомерности подобных условий. Так, ВС РФ поддержал позицию о том, что Закон N 223-ФЗ не разрешает дозапрос сведений и документов у участников до подведения итогов. Самарское же УФАС увидело ограничение конкуренции в требовании заказчика согласовывать с ним третьих лиц.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 N 09АП-33539/2023, 09АП-33541/2023 по делу N А40-13347/2023

Документ включен в информационный банк:
— 9 апелляционный суд

УФАС: китайской продукции не следует давать приоритет по Закону N 223-ФЗ наравне с товарами из ЕАЭС

Участник закупки компьютеров пожаловался, что к его заявке не применили приоритет российских товаров. Он предложил отечественную продукцию, когда ряд других участников — китайскую.

Заказчик возразил. Нацрежим не применили, поскольку к российским товарам приравнивают в том числе продукцию из стран ЕАЭС и ВТО. В число последних входит Китай.

Контролеры заказчика не поддержали:

  • приоритет устанавливают с учетом Договора о ЕАЭС и Генерального соглашения по тарифам и торговле. Последнее гарантирует странам — участницам ВТО благоприятные условия для ввоза и вывоза их товаров, а не для заключения договоров поставки;
  • предоставление равных преимуществ товарам из стран ВТО и ЕАЭС противоречит смыслу приоритета. Его применяют только к российской и евразийской продукции;
  • Китай не входит в ЕАЭС. Приоритет следовало дать отечественному товару.

Отметим, ранее ВС РФ поддержал противоположную позицию о том, что продукцию из стран ВТО приравнивают к российской. Ее разделяют АС Московского и Дальневосточного округов.

Решение Московского УФАС России от 27.06.2023 по делу N 077/07/00-8279/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы