Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 10.07.2023 по 17.07.2023
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Цифровой рубль: поправки о внедрении виртуальной валюты приняты в третьем чтении |
Госдума в финальном чтении одобрила масштабные поправки о цифровом рубле. Они закрепляют правовой статус и правила использования цифровой валюты, в том числе ее оборота в РФ и иностранных государствах. Остановимся на основных моментах.
Проект вводит понятия «платформа цифрового рубля», «правила платформы», «пользователь платформы» и «участник платформы». Также определяют порядок открытия, ведения и закрытия цифровых счетов, особенности совершения по ним операций и правила доступа к платформе (пп. «б» п. 1, п. п. 5 и 7 ст. 6 проекта). Планируют, что оператором платформы цифрового рубля выступит Банк России. Ее участниками станут операторы по переводу денежных средств (кроме ЦБ РФ), а также иностранные банки. Они откроют пользователям платформы доступ для совершения операций. При этом привлекать цифровые рубли во вклады (депозиты) будет нельзя (п. 1 ст. 1, п. 4 ст. 2 и пп. «б» п. 1 ст. 6 проекта). К иностранной валюте предложили относить в том числе цифровые деньги других государств. Нерезидентам могут разрешить открывать счета в цифровых рублях и выполнять с ними операции без ограничений. Счет откроет ЦБ РФ, а доступ к платформе предоставят уполномоченные или иностранные банки — участники платформы (ст. 4 проекта). Внедрение цифровой валюты предусматривает и ряд изменений в Законе об исполнительном производстве и Законе о банкротстве (ст. ст. 3 и 5 проекта). Есть и другие новшества. Планируют, что большинство поправок заработает с 1 августа 2023 года. При этом до 31 декабря 2024 года ЦБ РФ по согласованию с Росфинмониторингом определит круг пользователей платформы цифрового рубля, перечень видов операций и их пороговые значения (ст. 8 проекта). |
Проект Федерального закона N 270838-8 | |
ФНС утвердит форму заявления об исключении юрлица, отнесенного к субъекту МСП, из ЕГРЮЛ | Соответствующее дополнение внесено в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506.
Данная форма заявления необходима при применении упрощенного порядка исключения из ЕГРЮЛ субъектов МСП, прекративших деятельность (новый порядок предусмотрен Федеральным законом от 13.06.2023 N 249-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2023 года). |
Постановление Правительства РФ от 06.07.2023 N 1117 «О внесении изменения в Положение о Федеральной налоговой службе»
Документ включен в информационный банк: |
|
Предлагается определить особенности оценки соблюдения обязательных требований к обороту табачной и никотинсодержащей, алкогольной и спиртосодержащей продукции | В частности, оценка соблюдения обязательных требований по маркировке средствами идентификации табачной и никотинсодержащей продукции при ее реализации на объектах розничной торговли осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей. При этом предусматривается порядок проведения выездных обследований объектов розничной торговли с целью оценки соблюдения указанных требований, в том числе допускается незамедлительное проведение контрольной или мониторинговой закупки в случае выявления нарушений, а также выдача предписаний об их устранении. | Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336» | |
Ко второму чтению доработан законопроект о последствиях изменения или расторжения договора | Законопроектом уточняется, что в случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются соответственно измененными или прекращенными. Такая дата определяется судом исходя из существа договора и (или) характера правовых последствий его изменения, но не может быть ранее даты наступления обстоятельств, послуживших основанием для изменения или расторжения договора.
Проектируемые положения будут применяться к договорам, заключенным до дня вступления в силу закона, если ко дню его вступления в силу обязательства по таким договорам не прекратились и в отношении таких договоров не вынесены решения суда об изменении или о расторжении договора. |
Проект Федерального закона N 285552-8 «О внесении изменения в статью 453 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.01.2023)
Документ включен в информационный банк: |
|
Товарные маркетплейсы: опубликован закон об особых антимонопольных правилах | Поправки к Закону о защите конкуренции касаются в том числе владельцев цифровых платформ, через которые продавцы и покупатели товаров могут заключать сделки. Новшества вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
Владельцам этих программ запретят злоупотреблять доминирующим положением при совокупности, например, таких обстоятельств:
Правообладатель платформы сможет попробовать доказать, что его действия или их отсутствие можно признать допустимыми. В числе исключений — установление и поддержание монопольно высокой либо низкой цены и пр. Есть и другие изменения. |
Федеральный закон от 10.07.2023 N 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»
Документ включен в информационный банк: |
|
Увеличен до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях | Ранее срок давности составлял 60 календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — 90 календарных дней). | Федеральный закон от 10.07.2023 N 324-ФЗ «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Документ включен в информационный банк: |
|
Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о негосударственных пенсионных фондах | С одного года до двух лет увеличен срок давности за представление негосударственным пенсионным фондом в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации недостоверных сведений в уведомлении о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании, а также подложных заявлений застрахованных лиц о выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию и (или) договоров об обязательном пенсионном страховании, повлекшее неправомерное перечисление негосударственному пенсионному фонду средств пенсионных накоплений, а также за повторное в течение года совершение указанного правонарушения. | Федеральный закон от 10.07.2023 N 321-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Документ включен в информационный банк: |
|
Подписан закон о развитии государственно-частного партнерства в долгосрочных инфраструктурных проектах | В частности, поправками предусмотрено определение понятия «техническое обслуживание объекта концессионного соглашения», установлены формы, размер и порядок финансового участия концедента в создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использовании (эксплуатации) объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, введены нормы, направленные на совершенствование конкурсных процедур, и др.
Закон вступает в силу с 1 октября 2023 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. |
Федеральный закон от 10.07.2023 N 296-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 сентября 2024 года уточняются требования к игровым автоматам | В частности, предусматривается, что в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов, а также программ для ЭВМ, механического, электрического, электронного или иного технического оборудования, полностью или частично копирующих работу игрового оборудования, включая использование визуальных образов, рисунков и символов, в том числе тождественных или сходных до степени смешения с визуальными образами, рисунками и символами, которые используются при проведении азартных игр в казино и залах игровых автоматов.
Кроме того, не допускаются организация и проведение азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом с использованием программ для ЭВМ, механического, электрического, электронного или иного технического оборудования, доступ к которым осуществляется посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, включая средства подвижной связи. |
Федеральный закон от 10.07.2023 N 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
|
Идентификация клиентов-иностранцев и контроль их операций: новшества для финкомпаний |
С 21 июля 2023 года кредитные организации смогут поручать зарубежным финкомпаниям, в частности, идентифицировать иностранных клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров. Такое право дали и ряду других лиц, например профучастникам рынка ценных бумаг.
Делегировать провести процедуру можно только по договорам с зарубежными финкомпаниями из стран, которые перечислит правительство. Если идентификацию проведет зарубежная финкомпания, под обязательный контроль попадают операции по поручению:
Положения о размерах операций касаются не только рублевых сумм, но и их валютных эквивалентов. Тем, кого идентифицируют по новым правилам, можно открыть счет или вклад удаленно. |
Федеральный закон от 10.07.2023 N 308-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Документ включен в информационный банк: |
|
Минцифры предлагает запретить операторам связи брать деньги за звонки в справочную Минобороны | По проекту операторы обеспечат возможность абонентам звонить в информационно-справочные службы Минобороны бесплатно и круглосуточно. Также они станут безвозмездно пропускать трафик, чтобы установить соединение между абонентом и ведомством. Сейчас таких правил нет. Публичное обсуждение проекта завершат 28 июля 2023 года. |
Проект постановления Правительства РФ | |
Заказ копии устава из ЕГРЮЛ: депутаты согласились упростить процедуру | Можно будет заказать из ЕГРЮЛ копии учредительного документа и его изменений в электронной форме бесплатно. Поправки приняты в третьем чтении.
Сейчас копии выдают на бумаге за 200 руб. Если копия нужна срочно, взимают 400 руб. Поправки заработают через 10 дней после их опубликования в виде закона. |
||
Электронный реестр лицензий на производство и оборот табака: правительство утвердило правила ведения | С 1 сентября 2023 года начнет действовать реестр лицензий на производство и оборот табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства. Реестр создадут на базе единой цифровой платформы «ГосТех».
Основанием изменить запись в реестре станет, в частности, решение:
Надзорный орган внесет сведения в реестр не позже 1 рабочего дня с даты, когда они станут ему известны. |
Постановление Правительства РФ от 12.07.2023 N 1138 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства»
Документ включен в информационный банк: |
|
Определены меры по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным По ходатайству осужденного суд выносит определение или постановление о принятии мер по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным, при наличии одновременно следующих условий: отсутствие у осужденного возможности самостоятельно обеспечить их сохранность; отсутствие сведений о том, что осужденным самостоятельно приняты достаточные меры по обеспечению их сохранности; отсутствие сведений о том, что в указанном жилом помещении проживают члены семьи осужденного или иные лица, вселенные в указанное жилое помещение на законных основаниях. С учетом конкретных обстоятельств суд может наложить запрет на государственную регистрацию перехода права, ограничения права на жилое помещение и его обременения без личного участия осужденного, на регистрацию граждан в указанном жилом помещении по месту пребывания и по месту жительства без личного участия осужденного, а также принять иные меры, необходимые для обеспечения сохранности жилого помещения. Принятые судом меры отменяются по ходатайству осужденного путем вынесения судом определения или постановления. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Изменения, внесенные в УПК РФ (в редакции настоящего федерального закона), распространяются на отношения, связанные с обеспечением сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным, возникшие с 13 июля 2020 года. |
Федеральный закон от 10.07.2023 N 320-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
||
Установлена уголовная ответственность за незаконную деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 172.4, определяющей ответственность за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц и сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких, лицом, действующим от имени организации-кредитора или в ее интересах, в том числе ее работником, либо лицом, которому переданы права кредитора по договору уступки права (требования), либо лицом, действующим от имени или в интересах лица, которому переданы указанные права. Во второй и третьей частях названной статьи приведены отягчающие признаки, предусматривающие повышенную ответственность за совершение указанных деяний. Также предусмотрены корреспондирующие изменения в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в соответствии с которыми предварительное расследование по части первой статьи 172.4 УК РФ будет производиться дознавателями органов внутренних дел, а по части второй и третьей — следователями органов внутренних дел. |
Федеральный закон от 10.07.2023 N 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
||
ПРАВОСУДИЕ
|
|||
КС РФ не позволил запрещать иностранцам въезд в РФ в связи с превышением ими ранее законного срока пребывания в стране без учета значимых для дела фактических обстоятельств Конституционный Суд отметил: когда длительный запрет иностранному гражданину на въезд в РФ связан исключительно с нарушением срока пребывания в РФ и иные основания для такого запрета судом не установлены, цели соблюдения миграционных правил во всяком случае не могут рассматриваться судом как превалирующие, если применение запрета лишит иностранного гражданина возможности реализовать свои родительские права в отношении несовершеннолетних детей или заботиться о членах своей семьи и о других близких родственниках. Судам при проверке решения о неразрешении въезда в РФ необходимо учитывать выводы и оценки, содержащиеся в деле об административном правонарушении и касающиеся исследованных данных о личности иностранного гражданина, о его семейном положении, а также о недопустимости назначения такого вида наказания, как административное выдворение. Также суды не могут оценивать решение органа исполнительной власти о неразрешении иностранному гражданину въезда в РФ, руководствуясь только формальными предписаниями законодательства. При этом отмена судом решения о неразрешении въезда по такого рода гуманитарным основаниям не снимает с иностранного гражданина обязанность оформить свой миграционный статус в России согласно законодательству. Таким образом, при наличии вступившего в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении, в котором к иностранному гражданину не было применено административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ, предусмотренное нормой КоАП РФ, на основании которой он привлечен к административной ответственности, суд, проверяя законность и обоснованность принятого в связи с теми же обстоятельствами решения уполномоченного органа о неразрешении тому же иностранному гражданину въезда в РФ, обязан установить и оценить, в частности, семейное положение иностранного гражданина и последствия принятого решения для его семейной жизни и самостоятельно разрешить вопрос о допустимости применения к нему запрета на въезд в РФ с учетом негативных последствий такого запрета для иностранного гражданина. Подпункт 14 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» признан не противоречащим Конституции РФ. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2023 N 37-П
Документ включен в информационный банк: |
||
Уточнены основания и порядок упразднения постоянных судебных присутствий Изменениями, внесенными в федеральные конституционные законы от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», установлено, что в отсутствие необходимости функционирования постоянное судебное присутствие в составе арбитражных судов и судов общей юрисдикции (в том числе военных судов) упраздняется федеральным законом. |
Федеральный конституционный закон от 10.07.2023 N 5-ФКЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
Прекращение уголовного преследования по делу частного обвинения в связи с деятельным раскаянием не может служить препятствием для поступления на государственную службу в органы принудительного исполнения, если оно имело место не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы принудительного исполнения Конституционный Суд РФ признал пункт 4 части 4 статьи 17 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он устанавливает безусловный и бессрочный запрет поступления на службу в органы принудительного исполнения для лиц, уголовное преследование которых по делам частного обвинения было прекращено в связи с деятельным раскаянием. Суд, в частности, отметил, что признание в качестве безусловного препятствия факта прекращения уголовного преследования по делу частного обвинения, но в связи с деятельным раскаянием — т.е. по основанию, для применения которого требуется больший объем позитивных условий (и усилия самого привлекаемого к ответственности лица), чем для тех оснований, которые не запрещают поступление на такую службу и также учитывают возмещение (заглаживание) вреда, — ставит таких лиц в неравное положение с лицами, уголовное преследование которых по делам частного обвинения прекращено по другим нереабилитирующим основаниям. Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2023 N 38-П
Документ включен в информационный банк: |
||
КС РФ разрешил взыскивать проценты за несвоевременную выплату уполномоченными государственными органами вознаграждения адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению Труд адвоката, участвующего в деле по назначению органов предварительного расследования или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета в размере и по правилам, которые закреплены постановлением Правительства от 1 декабря 2012 года N 1240. Отмечено, что в случае участия адвоката в уголовном деле в качестве защитника по назначению единственным способом защиты его права на получение вознаграждения за счет средств федерального бюджета служит требование о взыскании основного долга. Из сложившейся правоприменительной практики следует, что адвокат лишен права на возмещение возникших из-за этого экономических потерь в упрощенном порядке и вынужден доказывать возникновение у него убытков в результате просрочки выплаты вознаграждения, допущенной публичным субъектом. Как в случае оказания адвокатом услуг по соглашению, так и в случае оказания услуг адвокатом по назначению вознаграждение имеет — несмотря на разные источники его выплаты и разные условия определения его размера — схожие цели оплаты затраченного на оказание услуг труда, а его несвоевременная оплата уполномоченным государственным органом влечет причинение убытков адвокату в результате такого бездействия. Таким образом, в отсутствие специальных нормативных положений об ответственности уполномоченных государственных органов за несвоевременную выплату вознаграждения адвокату по назначению, не может исключаться применение для целей привлечения к ответственности пункта 1 статьи 395 ГК РФ. Пункт 1 статьи 395 ГК РФ в нормативном единстве с пунктом 3 статьи 2, подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 и пунктом 2 статьи 307 ГК РФ не могут выступать в качестве основания для отказа в удовлетворении требования адвоката, участвовавшего в уголовном деле по назначению, о взыскании процентов за несвоевременную выплату уполномоченными государственными органами вознаграждения за такое участие. Федеральный законодатель не лишен возможности установить специальное правовое регулирование возмещения убытков (финансовых потерь), обусловленных просрочкой выплаты вознаграждения адвокату, участвовавшему в уголовном деле по назначению. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.07.2023 N 39-П
Документ включен в информационный банк: |