Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 05.06.2023 по 12.06.2023

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Обеспечение иска: новое постановление Пленума ВС РФ»
Верховный суд объединил разъяснения сразу для трех видов процесса: арбитражного, гражданского и административного. Постановление Пленума ВАС РФ по обеспечительным мерам утратило силу, но многие из его положений перешли в новый документ.
Обзор: «Обеспечение иска: новое постановление Пленума ВС РФ»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Обязательная цифровая маркировка соков и безалкогольных напитков: правительство опубликовало правила»

 

1 сентября 2023 года вступит в силу постановление о маркировке средствами идентификации многих соков и безалкогольных напитков.  В обзоре рассмотрим, как подготовиться к маркировке, когда ее начать и в какие сроки передавать сведения в систему «Честный знак».
Обзор: «Обязательная цифровая маркировка соков и безалкогольных напитков: правительство опубликовало правила»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
День России: как отдыхаем и работаем в июне
12 июня в этом году выпадает на понедельник. Отдыхать будем 3 дня подряд — с 10 по 12 число. В пятницу 9 июня отпускать сотрудников раньше не нужно, поскольку день не предпраздничный.
Как распределены выходные в 2023 году, можно посмотреть в производственном календаре для 5-дневной и 6-дневной рабочей недели.
Если нужно привлечь сотрудников к работе в праздники, воспользуйтесь готовым решением.
Интересные споры о работе в выходные и праздники за 2022 — 2023 годы собрали в обзоре.
Кредитные каникулы для физлиц и ИП: правительство повысило максимальные суммы ряда кредитов и займов
2 июня 2023 года изменили предельные размеры многих кредитов и займов, по которым физлица и ИП могут при соблюдении ряда условий потребовать установить льготный период. Речь идет об обращениях в адрес банков, МФО и прочих кредиторов. Теперь максимальные значения такие:
— для потребкредитов и займов физлиц — 300 тыс. руб., ИП — 350 тыс. руб.;
— для потребительских автокредитов с залогом ТС — 700 тыс. руб.;
— для ипотеки, которая не связана с бизнесом, — 3 млн руб.;
— для той же ипотеки на жилье в столице — 6 млн руб., а в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Дальневосточном федеральном округе — 4 млн руб.
Ранее максимальные размеры этих финпродуктов были ниже.
Предельная сумма потребкредитов и займов физлиц с лимитом кредитования не изменилась.
Напомним, условие о максимальном размере кредита или займа не применяют к кредитным каникулам для субъектов МСП из отдельных отраслей. То же касается особого льготного периода, например, для мобилизованных.
Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 N 868

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Строительный надзор: Минстрой утвердил новый индикатор риска нарушения обязательных требований
С 12 июня 2023 года в рамках федерального строительного госнадзора появится еще один индикатор риска. Это факт поступления от застройщика 2 и более извещений за календарный год о том, что изменили срок наступления события по программе проверок, например скорректировали дату окончания работ.
Индикатор риска сработает и в случае, если такие извещения получат от технического заказчика или иных лиц, которые строят или реконструируют объект капстроительства.
Напомним, если в 2023 году выявляют индикаторы риска, могут провести по согласованию с прокуратурой внеплановую документарную или выездную проверку.
Приказ Минстроя России от 31.03.2023 N 236/пр

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Перечень неисправностей, при которых нельзя ездить на авто, дополнят с 1 сентября 2023 года
Правительство обновит список поломок и условий, при которых ТС не допустят к дорожному движению.
Автомобилем нельзя будет управлять, в частности, если (с. 3 и 6 изменений):
— в зимний период ТС категорий M1 и N1 не укомплектованы зимними шинами;
— в летний период используются шины с шипами противоскольжения;
— зимняя резина (в т.ч. шипованная) стоит не на всех колесах;
— не работает система ABS (при наличии), что выявят по индикатору на приборной панели;
— есть видимые следы подтекания жидкости гидроусилителя руля, которые не связаны с проведением техобслуживания.
Среди прочего в перечень включат ряд дефектов сцепных устройств и ремней безопасности. Также определят случаи, когда на бампера ТС категорий M1 и N1 нельзя устанавливать защитные конструкции из стали и других прочных материалов (с. 8, 9 и 12 изменений).
Есть и другие новшества.
Напомним, за управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена, водителям грозит предупреждение или штраф в размере 500 руб. Кроме того, если выпустить на линию ТС с такими неисправностями, то должностных лиц, ответственных за техсостояние и эксплуатацию, оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 8 тыс. руб.
Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 837

Перейти к документу

Выпуск в оборот и эксплуатация ряда ТС: правительство продлило и изменило антикризисные требования
Отдельные ТС и шасси российского производства можно до 1 февраля 2024 года выпускать в оборот и эксплуатировать, если они отвечают техническим требованиям из спецперечня (п. 1 изменений). Ранее правило действовало до 1 июня 2023 года.
31 мая 2023 года перечень обновили (п. 2 постановления и пп. «и» п. 2 изменений). Среди прочего он допускает минимум второй экологический класс выбросов, а для некоторых ТС и выше. Ранее в списке был даже нулевой класс выбросов легковых автомобилей с бензиновыми двигателями и ряда иных ТС.
Требование устанавливать антиблокировочную систему тормозов разрешили не предъявлять до 1 декабря 2023 года. Исключение — ТС для перевозки опасных грузов или детей (примечание 8 на с. 28 изменений). Ранее этой системой можно было не оснащать любые ТС, на которые распространили данный спецперечень.
Заработали и другие поправки.
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 891

Перейти к документу

Электронная очередь для фур: правительство утвердило правила резервирования проезда через госграницу
С 1 сентября 2023 года, чтобы забронировать дату и время проезда через границу РФ, грузоперевозчикам нужно подавать заявку на сайте Росгранстроя. С 1 марта 2024 года вместо этого портала обяжут использовать, например, систему электронных перевозочных документов или Госуслуги.
В заявке укажут среди прочего контакты водителя и (или) заявителя, а также госномер тягача, полуприцепа либо прицепа. К ней приложат скан свидетельства о регистрации этого имущества.
После оформления заявки ТС должно прибыть в зону ожидания не позже 10 мин., но не ранее 3 ч до назначенного времени. Если такой зоны нет, нужно подъехать к пункту контроля не ранее чем за час. ТС без заявки направят резервировать проезд с помощью терминалов.
Правила будут применять на 3 пограничных пунктах: Бугристое, Забайкальск и Чернышевское.
Правительство предусмотрело и другие положения.
Напомним, обязанность резервировать дату и время проезда надо соблюдать с 1 сентября 2023 года.
Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 N 867
Распоряжение Правительства РФ от 27.05.2023 N 1347-р
Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)
Маркировку БАДов, антисептиков, кресел-колясок и ряда медизделий правительство сделало обязательной
С 1 октября вводят обязательную маркировку для БАДов (витамины, пастилки от боли в горле и др.), кожных антисептиков, кресел-колясок и ортопедической обуви. При этом в правилах установили переходный период, когда для ряда товаров маркировку можно отложить.
Заявления на регистрацию в информсистеме мониторинга начнут принимать с 1 сентября 2023 года. Наносить средства идентификации на упаковку и представлять сведения в систему мониторинга о вводе в оборот нужно с 1 октября. Для товаров, не реализованных на эту дату, установили периоды, когда их можно продавать без маркировки.
В сентябре 2023 года коды маркировки будут выдавать бесплатно. Но есть условие: получатель должен до конца этого месяца представить в информсистему отчет о нанесении средств идентификации и сведения о вводе в оборот.
Правила маркировки определяют, в частности:
— требования к участникам оборота;
— порядок информационного обмена и регистрации товаров в системе мониторинга;
— сроки предоставления сведений о вводе в оборот и выводе из него.
Для слуховых аппаратов, коронарных стентов, компьютерных томографов, санитарно-гигиенических изделий при недержании маркировка станет обязательной с 1 марта 2024 года.
Напомним, что производители, импортеры и продавцы данных товаров могли добровольно вступить в эксперимент по маркировке, например, БАДов или слуховых аппаратов.
Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2023 N 1439-р
Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 N 870
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 885
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 886
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 894
Документы включены в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
Обязательную цифровую маркировку детской воды правительство запустит 1 сентября 2023 года
Производители и импортеры воды для детского питания с 1 сентября 2023 года должны наносить на ее упаковку средства идентификации. С этого же дня нужно представлять в систему «Честный знак» сведения о маркировке и вводе в оборот.
Данные об обороте и выводе из него, в т.ч. при розничной продаже, надо передавать в систему с 1 марта 2024 года.
Немаркированную детскую воду, которую для ввоза в РФ закупят не позже 31 августа 2023 года, выпустить для внутреннего потребления или реимпорта таможенные органы смогут до 30 сентября этого года включительно.
В связи с новшествами правила маркировки скорректируют.
Сейчас на детскую воду средства идентификации не наносят.
Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 834
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
Арбитражным управляющим даны разъяснения по вопросу получения сведений по делам о банкротстве, в которых участвуют лица, проживающие за пределами РФ
Сообщается, в частности, что МИД России не имеет доступа к информации о месте проживания российских граждан за рубежом, о фактах пересечения ими государственной границы РФ, о наличии у них иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, об имуществе российских граждан за рубежом, а также о фактах выдачи им иностранных виз.
Сведениями о наличии у российского гражданина иного гражданства могут обладать компетентные органы государства предполагаемой гражданской принадлежности лица, а также территориальные органы МВД России.
Информацией о наличии у российского гражданина счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, может располагать ФНС России, которая осуществляет автоматический обмен финансовой информацией с рядом иностранных государств и аккумулирует поступающие от российских граждан уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранных банках и иных организациях финансового рынка.
Для получения информации о пересечении государственной границы РФ следует рассматривать возможность направления соответствующего запроса в Пограничную службу ФСБ России.
Сведения о месте проживания российских граждан за рубежом, о получении ими виз иностранных государств, о составе принадлежащего российским гражданам недвижимого и иного имущества за пределами РФ могут быть запрошены посредством направления судебного поручения о получении доказательств в компетентные органы иностранных государств при задействовании механизмов международной правовой помощи.
<Письмо> Росреестра от 23.05.2023 N 07-4312-МС/23

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросам регистрации в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые могут ввести потребителей в заблуждение относительно места производства товаров
Сообщается, в частности, что в действующей редакции ГК РФ введены положения, ограничивающие регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, включающих, воспроизводящих или имитирующих зарегистрированные географические указания или наименования мест происхождения товаров (далее — ГУ, НМПТ) или заявленные на регистрацию в качестве таковых, в отношении однородных товаров. Вместе с тем регистрация таких товарных знаков возможна на имя обладателей права использования ГУ или НМПТ.
При этом если такие обозначения заявлены на регистрацию в отношении товаров, неоднородных с теми, для которых охраняются или поданы на регистрацию ГУ или НМПТ, то такие обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков при соблюдении следующего условия: заявленные обозначения не должны ассоциироваться у потребителей с ГУ или НМПТ и не должны ущемлять законные интересы правообладателя ГУ или НМПТ.
Также скорректированы правила государственной регистрации распоряжения исключительным правом на товарный знак. В частности, запрещено отчуждение исключительного права на товарные знаки, а также предоставление права использования товарных знаков, включающих, воспроизводящих или имитирующих зарегистрированные ГУ или НМПТ, если это может ввести потребителей в заблуждение относительно места производства товара.
<Информация> Роспатента «Новые правила регистрации товарных знаков с географией»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

КС РФ определил очередность для требования уплатить налог на прибыль от продажи имущества банкрота
С 5 июня 2023 года требование уплатить налог на прибыль от реализации имущества из конкурсной массы нужно относить к третьей очереди реестра. Правило действует до того, как вступят в силу поправки во исполнение постановления КС РФ.
Сейчас из НК РФ и Закона о банкротстве неясно, в какой последовательности удовлетворять требование. Из-за этого суды приходили к разным выводам, а именно в ущерб тем или иным кредиторам относили его, например:
к расходам на сохранение предмета залога и реализацию его на торгах, если продавали заложенное имущество;
к требованиям, которые остаются после расчетов с реестровыми кредиторами. Кассация применила эту позицию и к случаю продажи заложенного имущества.
Постановление КС РФ от 31.05.2023 N 28-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
— Решения по конкретным делам 

Поставщик нарушил договор из-за ухода с рынка иностранной группы компаний — суд защитил покупателя
Юрлицо, долями в котором владела зарубежная группа компаний, обязалось поставлять автомобильное топливо контрагенту, чтобы он продавал этот товар на своих АЗС. Также поставщик должен был передать во временное пользование и владение средства идентификации известного бренда этой группы компаний, оказывать маркетинговые услуги и т.д. Среди обязанностей покупателя — реконструировать АЗС до продаж топлива клиентам, что и было сделано.
В начале мая 2022 года поставщик вопреки договору перестал исполнять многие обязательства. Чуть позже он передал проект соглашения о прекращении поставок. Контрагент отказался подписывать этот документ, направил в ответ претензию, а затем попросил суд расторгнуть договор и взыскать убытки.
По мнению апелляции, действия поставщика связаны с инициативным уходом группы компаний с российского рынка. Прекращения ее деятельности в РФ достаточно, чтобы расторгнуть договор в суде. Это поведение группы компаний направлено на умышленное причинение ущерба в том числе покупателю. Он не может приобретать топливо иного качества и на прежнем уровне привлекать клиентов АЗС.
Поставщик допустил 3 нарушения, каждое из которых — основание расторгнуть договор:
— перестал предоставлять права использования комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта группы компаний;
— остановил поставку топлива;
— прекратил оказывать маркетинговые услуги.
С учетом этих и других обстоятельств апелляция расторгла договор. Также она взыскала с поставщика среди прочего реальный ущерб в виде расходов капитального характера на реконструкцию АЗС.
Постановление 9-го ААС от 04.05.2023 по делу N А40-136406/2022

Документ включен в информационный банк:
—  9 апелляционный суд 

Возврат заемных средств при установленном факте аффилированности сторон договора займа Заимодавец (общество) обратился к заемщику (общине коренных малочисленных народов Севера) с иском о взыскании долга по договору займа и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Мнение судов:

  • Факт перечисления денежных средств заемщику установлен, средства в оговоренный сторонами срок не возвращены.
  • Из периода расчета процентов исключен временной промежуток, в течение которого действовал мораторий на начисление финансовых санкций.
  • Исковые требования удовлетворены частично.

Позиция кассации:

  • Установлен транзитный перевод полученных от общества по договору займа денежных средств через счет общины по мнимой сделке предпринимателю. Последний является бывшим супругом председателя правления общины, то есть аффилированного лица конечного бенефициара операции. Денежные средства сохранены у группы лиц, контролируемых бывшим председателем правления общины и действующим членом общества. Указанные обстоятельства должны получить правовую оценку.
  • Дело направлено на новое рассмотрение
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2023 N Ф04-2217/2023 по делу N А75-13330/2022

Документ будет включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Поправки о переходе на отечественное ПО некоторых финкомпаний приняты в третьем чтении
По проекту кредитные организации должны перейти преимущественно на российские ПО, радиоэлектронную продукцию и телеком-оборудование на значимых объектах критической информационной инфраструктуры. Для этого надо согласовать с ЦБ РФ план переходных мер и следовать ему (абз. 2 и 3 п. 1 ст. 1 проекта).
Закупать иностранные ПО, радиоэлектронную продукцию, телеком-оборудование и услуги, которые нужны для их использования на таких объектах, разрешат лишь по согласованным с ЦБ РФ заявкам.
Регулятор будет следить за соблюдением требований (абз. 4 п. 1 ст. 1 проекта).
Аналогичные правила установят для некредитных финансовых организаций (абз. 2 — 4 п. 2 ст. 1 проекта).
Новшества заработают через 90 дней после их опубликования в виде федерального закона (ст. 2 проекта).
Напомним, многим заказчикам по Закону N 223-ФЗ, в т.ч. из финансовой сферы, уже запретили с 2025 года использовать иностранное ПО на указанных объектах. А сейчас закупки по этому закону такого софта и услуг для его применения надо согласовывать с Минфином.
Проект Федерального закона N 164428-8

Перейти к документу

ПРАВОСУДИЕ
Конституционным Судом разъяснены положения законодательства о сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа в целях взыскания с должника исполнительского сбора
Реализацию прав должника в исполнительном производстве обеспечивает, наряду с прочим, установление в части 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» момента начала течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа как даты получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, а не даты вынесения такого постановления.
Отмечено, что возможность взыскать исполнительский сбор предполагает и обеспечение должнику возможности ссылаться на то, что нарушение срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, непредотвратимыми обстоятельствами и непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им необходимой степени заботливости и осмотрительности.
В настоящем деле неблагоприятные последствия пропуска такого срока были отнесены на должника, чья добросовестность в ходе судебного разбирательства не была опровергнута. В данном случае пропуск срока был обусловлен нарушениями, допущенными самими представителями публичной власти — судом и судебным приставом-исполнителем.
Часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не противоречит Конституции РФ. Она предполагает, что до момента истечения пяти дней со дня получения должником информации об устранении неточностей, которые имелись в судебном решении, в исполнительном документе либо в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, касались размера задолженности или порядка исполнения и объективно не позволяли должнику надлежаще исполнить возложенную на него обязанность, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в целях взыскания с должника исполнительского сбора не может считаться истекшим.
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.06.2023 N 29-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
— Решения по конкретным делам 

Верховным Судом РФ обновлены разъяснения о порядке принятия судами общей юрисдикции и арбитражными судами обеспечительных мер
В Постановлении отмечено, что при рассмотрении заявления о принятии обеспечительных мер судам следует иметь в виду, в том числе: разумность и обоснованность требования заявителя; связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер.
Так, отсутствие связи испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования является основанием для отказа в удовлетворении заявления о ее принятии.
Верховным судом также разъяснено, что непредоставление заявителем встречного обеспечения при подаче заявления о принятии обеспечительных мер само по себе не может служить основанием для отказа в принятии соответствующих мер.
Кроме этого, отмечено, что подача жалобы, представления на определение о принятии обеспечительных мер не приостанавливает исполнения этого определения.
Признано не подлежащим применению постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 года N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
— Решения по конкретным делам