Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 29.05.2023 по 05.06.2023
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
С 1 сентября 2023 года действуют новые правила взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду |
Обновление порядка исчисления и взимания платы за НВОС обусловлено необходимостью конкретизации отдельных положений в целях исключения некорректного исчисления размера платы, что позволит снизить риски привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
С вступлением в силу новых правил утратит силу постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255.
|
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881
Документ включен в информационные банки: |
|
С 1 сентября 2023 года уточняются правила квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух |
Закреплен единообразный подход к установлению квот выбросов и исчислению целевых показателей снижения выбросов, исходя из критериев, закрепленных нормативными правовыми актами Президента РФ, для территорий эксперимента по квотированию выбросов, предусмотренного Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ.
|
Приказ Минприроды России от 28.04.2023 N 265
Документ включен в информационный банк: |
|
Уточнены полномочия и обязанности субъектов гидроэнергетики |
В частности, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация освобождается от обязанности разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения.
Закрепляются, в том числе, понятия «авария гидротехнического сооружения», «вероятный вред». Предусмотрено, что органы власти регионов согласовывают вероятный вред в части правильности определения величин, составляющих вероятный вред при аварии гидротехнического сооружения, в случае, если такой вред может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц на территории соответствующего региона, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.
Большинство поправок вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
|
Федеральный закон от 29.05.2023 N 191-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 сентября 2023 г. устанавливаются правила осуществления маркшейдерской деятельности |
Правилами, в частности, определяется перечень сведений, включаемых в проектную документацию на производство маркшейдерских работ, устанавливаются требования к созданию опорных и съемочных маркшейдерских сетей, требования к проведению пространственно-геометрических измерений горных разработок, требования к ведению маркшейдерской документации, и прочее.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.
|
Приказ Ростехнадзора от 19.05.2023 N 186
Документ включен в информационный банк: |
|
Заработал ресурс для проверки организации на наличие обязанности сдавать отчет о выбросах парниковых газов |
Проверить организацию можно по адресу https://co2.gisee.ru.
Отчет заполняется и подписывается в Реестре выбросов парниковых газов, который функционирует в рамках действующей ГИС «Энергоэффективность».
|
<Информация> Минэкономразвития России от 01.06.2023 «С 1 июня 2023 года в России появится реестр выбросов парниковых газов» | |
Ко второму чтению подготовлен законопроект об административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов либо представление в указанном отчете заведомо недостоверной информации |
Правонарушение повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 тысяч до 150 тысяч рублей; на юридических лиц — от 150 тысяч до 500 тысяч рублей.
Вступление в силу поправок запланировано на 1 июля 2025 года.
|
Проект Федерального закона N 265466-8 | |
Установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ |
Перечень содержит в числе прочего: гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на портале www.pravo.gov.ru; реквизиты структурных единиц актов, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать данные требования; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение таких требований.
|
«Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий» (утв. Минприроды России)
Документ включен в информационный банк: |
|
Конституционный Суд РФ поручил определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности
Положения статьи 33 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктов 16 — 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
— на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо — если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, — справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом РФ исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
— на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов РФ в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта РФ о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
— притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной КоАП РФ. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета — если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта РФ — если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта РФ;
из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в равных долях) — если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
|
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
Документ включен в информационные банки: |
||
С 1 сентября 2023 года устанавливаются требования к организациям, которые вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта |
Такая организация должна являться банком с универсальной или базовой лицензией, иметь кредитный рейтинг не ниже определенного уровня.
Также предусмотрены требования к организации, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Закона «Об охране окружающей среды» вправе заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и к организации, которая вправе открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий.
Определены также правила утверждения перечня вышеуказанных организаций.
|
Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 828
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 сентября 2023 года вступают в силу Правила недискриминационного доступа получателей услуг к инфраструктуре государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений |
Документ определяет общие условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре таких систем и (или) сооружений на основании договора оказания услуг по подаче и (или) отводу воды.
Реализованы положения Федерального закона от 19.12.2022 N 539-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и Водный кодекс Российской Федерации».
|
Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 842
Документ включен в информационный банк: |
|
Утверждены правила определения финансовой обеспеченности юрлица или ИП, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта |
Правила применяются в случае совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юрлица, которому принадлежит отдельный производственный объект, соответствующий установленным характеристикам.
Установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению об определении финансовой обеспеченности заявителя, порядок их рассмотрения и принятия решения.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует 6 лет.
|
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 880
Документ включен в информационный банк: |
|
Установлены новые перечни видов крабов в отдельных районах их добычи (вылова), в отношении которых выделяется квота добычи (вылова), предоставленная в инвестиционных целях в области рыболовства |
Реализованы положения Федерального закона от 29.12.2022 N 644-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Утверждены: перечень отдельных видов крабов в отдельных районах добычи (вылова) крабов, в отношении которых выделяется квота добычи (вылова) крабов, предоставленная в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, предусмотренная пунктом 12 части 1 статьи 30 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; перечень отдельных видов крабов в отдельных районах добычи (вылова) крабов, в отношении которых выделяется квота добычи (вылова) крабов, предоставленная после 31 декабря 2021 г. в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, введенная после 1 января 2022 г., предусмотренная пунктом 14 части 1 статьи 30 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
|
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2023 N 1403-р
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 сентября 2023 года вступает в силу Порядок добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород |
Реализованы положения Федерального закона от 14.07.2022 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
|
Приказ Минприроды России N 246, Роснедр N 03 от 25.04.2023
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 сентября 2023 года вступает в силу Порядок использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр |
Реализованы нормы Федерального закона от 14.07.2022 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
|
Приказ Минприроды России N 247, Роснедр N 04 от 25.04.2023
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 сентября 2023 г. вступает в силу Порядок учета воды, подача и (или) отвод которой были осуществлены с помощью государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений |
Порядок определяет правила учета воды на основании договора оказания услуг по подаче и (или) отводу воды.
Реализован Федеральный закон от 19.12.2022 N 539-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и Водный кодекс Российской Федерации».
|
Приказ Минсельхоза России от 03.05.2023 N 465
Документ включен в информационный банк: |