Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 22.05.2023 по 29.05.2023

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Ошибки при описании объекта госзакупки: примеры из практики контролеров за 2022 — 2023 годы»
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.
Обзор: «Ошибки при описании объекта госзакупки: примеры из практики контролеров за 2022 — 2023 годы»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
В КонсультантПлюс включен новый актуальный обзор: «Пропуск срока подписания договора по Закону N 223-ФЗ: примеры из практики за 2021 — 2023 годы»
Если победитель закупки не подпишет договор или не сделает этого в срок, данные о нем могут включить в РНП. Признают ли его уклонившимся, если причина — рост цен на продукцию, отказ производителя поставить товар, болезнь уполномоченного сотрудника или поломка компьютера? Подробнее в обзоре.
Обзор: «Пропуск срока подписания договора по Закону N 223-ФЗ: примеры из практики за 2021 — 2023 годы»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
Правительство установило критерии выбора единственных поставщиков для госзакупок лекарств
С 1 января 2024 года к единственным поставщикам лекарств для медицинского применения, которых определяют актами правительства или президента, предъявят ряд требований.
Будущий контрагент должен:
— являться юрлицом и производить препарат на всех стадиях в ЕАЭС;
— не находиться под контролем иностранного инвестора или группы лиц;
— иметь в течение последних 3-х лет опыт поставки лекарств для медицинского применения в рамках госконтрактов или договоров по Закону N 223-ФЗ;
— обладать российским патентом на активное вещество. Документ должен действовать не менее срока, на который выбрали такого поставщика.
Также перечислили критерии отбора лекарств для подобных закупок.
Постановление Правительства РФ от 16.05.2023 N 753

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

ФАС России даны разъяснения по вопросам применения отдельных положений Закона N 44-ФЗ
Сообщается, в частности, что исключение из Закона N 44-ФЗ понятия «документация о закупке» при проведении открытых конкурентных способов не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в действиях субъектов контроля, поскольку сведения, подлежавшие указанию в документации о закупке, согласно новой редакции Закона N 44-ФЗ, должны отражаться в извещении о проведении закупки и прилагаемых к нему документах.
По мнению ФАС России, должностные лица, допустившие нарушения при размещении извещения и документов, содержание которых нарушает требования Закона N 44-ФЗ, подлежат привлечению к административной ответственности на основании части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также в письме разъяснены особенности подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета о закупках у СМП и СОНКО и отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ (оказании услуг).
<Письмо> ФАС России от 15.05.2023 N 28/37143/23

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФАС России разъяснен порядок применения ряда положений КоАП
В частности, содержатся пояснения о порядке применения с 1 января 2022 года части 4.2 статьи 7.30 «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
<Письмо> ФАС России от 04.04.2023 N МШ/24867/23

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФАС указала на нюансы госзакупок лекарств с МНН «Йогексол»
Ведомство разъяснило: в техзадании на закупку лекарств с МНН «Йогексол» не следует требовать, чтобы препарат имел возможность нагрева до температуры тела (37° C). Это избыточное требование — все лекарства с данным действующим веществом обладают подобным свойством.
Также нельзя отклонять заявку, если в инструкции по применению препарата, который предложил участник, нет сведений о допустимости такого нагрева.
Отметим, на нарушения при закупках лекарств с МНН «Йогексол» ранее указывали Кабардино-Балкарское, Дагестанское и Московское областное УФАС.
Письмо ФАС России от 03.05.2023 N МШ/34755/23

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В госконтракте с единственным поставщиком не закрепили условие о неустойке — суды ее не взыскали
По итогам малых закупок заключили два контракта с единственным поставщиком. Сделки расторгли по соглашению из-за ненадлежащего исполнения. Позже заказчик обратился в суд, чтобы взыскать с контрагента штраф.
Апелляция и кассация в иске отказали:
— в контрактах согласовали лишь общее условие о том, что за ненадлежащее исполнение стороны отвечают по закону. Основания начисления штрафа и порядок его расчета не закрепили. Это исключает взыскание;
— спорная ситуация не противоречит Закону N 44-ФЗ. Некоторые виды сделок с единственным поставщиком могут не содержать ряд обязательных условий, в т.ч. об ответственности сторон.
Отметим, в практике есть пример, когда с заказчика взыскали законную неустойку, хотя в контракте с единственным поставщиком ее не закрепили. Суды решили: стороны не уточнили, что к их соглашению не будут применять нормы Закона N 44-ФЗ.
Постановление АС Уральского округа от 04.05.2023 по делу N А34-4975/2022

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Уральского округа

Исполнитель отказался от контракта раньше госзаказчика — суды не нашли оснований для РНП
Стороны заключили контракт на услуги уборки. Заказчик от него отказался, поскольку контрагент не приступил к исполнению. Сведения включили в РНП.
Три инстанции не согласились с контролерами:
— исполнитель первым отказался от контракта. Его решение не обжаловали;
— по ГК РФ отказ от договора оказания услуг может быть немотивированным — неважно, нарушила или нет другая сторона свои обязательства. Это императивное правило, которое нельзя ограничить соглашением;
— решение заказчика расторгало сделку, которая уже не действовала. Оно не влекло юридических последствий, в т.ч. потому, что его признали недействительным в рамках другого спора.
Ранее к сходным выводам приходил 9-й ААС.
Постановление АС Московского округа от 02.05.2023 по делу N А40-98266/22-93-734

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Московского округа

Ограничения допуска иностранных товаров: Минпромторг хочет изменить правила исполнения госконтрактов
Предлагают отменить обязанность представлять при исполнении контракта документы о стране происхождения товара. Речь идет о документах, на основании которых продукцию включили в реестр российской промпродукции или евразийский реестр промтоваров.
Планируют также дополнить перечень импортных промтоваров с ограничениями допуска новыми позициями:
32.50.13.110 — катетер баллонный стандартный для ангиопластики;
32.50.22.190, 32.50.22.195 — стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарство, металлические непокрытые стенты для коронарных артерий.
Общественное обсуждение завершат 31 мая.
Проект постановления Правительства РФ

Документ включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов