Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 15.05.2023 по 22.05.2023

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Утвержден перечень критериев, предъявляемых к единственным поставщикам при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения
В частности, единственный поставщик:
— должен являться производителем лекарственного препарата для медицинского применения, все стадии производства которого осуществляются на территории государств — членов ЕАЭС;
— должен обладать исключительным правом на изобретение, относящееся к химическому соединению, охраняющим фармакологически активное действующее вещество лекарственного препарата, со сроком действия не менее срока, на который определяется единственный поставщик;
— не должен находиться под контролем иностранного инвестора или группы лиц.
Также документом утвержден перечень критериев отбора лекарственных препаратов для медицинского применения при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Указанные критерии подлежат применению с 1 января 2024 года.
Постановление Правительства РФ от 16.05.2023 N 753

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В новой редакции изложен перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов
Уточнены отдельные позиции в перечне, а также в него включены новые товары, работы и услуги.
Перечень увеличили с 58 до 107 позиций. В него среди прочего включили такие товары и услуги:
16.29.12 — принадлежности столовые и кухонные деревянные;
17.23.11.110 — бумага копировальная;
17.23.13.195 — тетради общие;
18.11 — услуги по печатанию газет;
21.20.24.150 — медизделия ватно-марлевые;
25.61 — услуги по обработке металлов и нанесению покрытий на них;
27.52 — приборы бытовые неэлектрические.
Часть кодов по ОКПД2 укрупнили. Так, вместо отдельной категории товаров в перечень включили всю группу продукции с кодом 10.39.
Утвержденные изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым направлены после дня вступления в силу настоящего распоряжения.
Распоряжение Правительства РФ от 12.05.2023 N 1217-р

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Типовые условия контрактов на услуги по обращению с конфискатом вступят в силу с 13 мая 2023 года
Правительство утвердило типовые условия контрактов на оказание услуг по хранению, уничтожению, экспертизе и оценке стоимости имущества, которое обратили в собственность государства.
В условиях закрепили обязанности сторон, порядок их взаимодействия, а также требования к содержанию и срокам передачи заказчику отчетных документов.
Обеспечение каждого из контрактов составит 30% от НМЦК, кроме случаев, когда по Закону N 44-ФЗ его устанавливают в другом размере.
Постановление Правительства РФ от 04.05.2023 N 694

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Запрет на допуск иностранных товаров: Минпромторг разъяснил особенности исполнения госконтрактов
Если участник закупки с запретом на допуск указал в заявке номер записи из реестра российской промпродукции, то при исполнении контракта он представляет заключение о том, что товар произвели в РФ.
Ведомство отметило: на момент передачи товара заключение должно действовать, а продукция должна быть в названном реестре.
Если при исполнении контракта номер реестровой записи изменился, стороны могут заключить соглашение о поставке продукции с улучшенными характеристиками. На новый товар нужно представить номер записи из реестра российской промпродукции. Информацию о такой записи включают в контракт.
Письмо Минпромторга России от 25.04.2023 N ПГ-12-3968

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суды освободили подрядчика от гарантийного ремонта по госконтракту из-за недостатков проекта
Стороны договорились о строительстве бассейна по готовому проекту. Объект ввели в эксплуатацию. Позже заказчик выявил недостатки и обратился в суд, чтобы обязать подрядчика устранить их по гарантии.
Апелляция и кассация в иске отказали:
— судебная экспертиза установила, что дефекты возникли из-за неверной эксплуатации и недостатков проектной документации. Хотя она получила положительное заключение госэкспертизы, ее не раз меняли. Это говорит о некачественном проектировании;
— работы выполнили точно по проекту, как того требовал контракт. Подрядчик не мог от него отступать. Оснований для гарантийного ремонта нет.
В практике есть пример, когда суды тоже отказали в подобном иске. Подрядчик доказал, что дефекты возникли не по его вине, а из-за неверных проектных решений. ВС РФ позицию поддержал.
Отметим, несмотря на отдельные исключения, суды в таких спорах ссылаются на презумпцию вины подрядчика за недостатки работ в пределах гарантийного срока.
Постановление АС Поволжского округа от 28.04.2023 по делу N А12-20221/2021

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Поволжского округа

Госзаказчик уменьшил оплату по контракту на сумму НДС — кассация деньги не взыскала
С подрядчиком на УСН заключили строительный контракт. В цену включили НДС, но закрепили оговорку: если контрагент не платит налог, цена им не облагается.
Работы оплатили без НДС. Подрядчик возразил: заказчику следовало оплатить контракт по полной цене.
Кассация деньги не взыскала. Стороны согласовали, что цена не содержала налог, если подрядчик его не платил. Кроме того, в приемочных документах, которые передали заказчику, указали стоимость работ без НДС.
Напомним, по общему правилу при заключении и (или) оплате контракта нельзя уменьшать его цену на сумму НДС, если участник применяет УСН. На это недавно указывал и Минфин.
Постановление АС Северо-Западного округа от 27.04.2023 по делу N А21-6484/2022

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Западного округа

В закупке по Закону N 223-ФЗ нашли нарушения — с заказчика взыскали расходы на подготовку жалобы
Общество — потенциальный участник закупки выявило ограничение конкуренции: в проекте договора установили условие, что подрядчику нельзя привлекать к работам третьих лиц без письменного согласия заказчика.
Общество заключило договор на юруслуги для подготовки жалобы. Поскольку последнюю признали обоснованной, оно обратилось в суд, чтобы возместить затраты на юрпомощь. Апелляция его поддержала:
— убытки возникли по вине заказчика — нарушения влияли на права и интересы общества как потенциального участника закупки. Вину подтверждает решение контролеров, которое не обжаловали;
— общество обратилось в антимонопольный орган из-за действий заказчика. Причинную связь доказали.
Отметим, в практике есть пример, когда при сходных обстоятельствах суды не нашли оснований взыскать спорные убытки с заказчика. Они среди прочего учли, что общество:
не было участником закупки, значит, не имело экономического интереса к торгам;
не доказало, что именно из-за условия о том, что надо согласовывать с заказчиком привлечение к работам третьих лиц, оно не смогло участвовать в закупке.
Постановление 9-го ААС от 24.04.2023 по делу N А40-210407/2022

Документ включен в информационный банк:
—  9 апелляционный суд