Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс  с  10.04.2023 по 17.04.2023

Бухгалтеру бюджетной организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Изменения инструкции № 157н: новые правила С 2023 г. в учете госучреждений применяют новые правила и счета. Лектор разъяснит, что учреждениям следует поменять в бухучете. Расскажет, как по новым требованиям учитывать имущество на забалансовых счетах, биологические активы, имущество казны, ЕНП и страховые взносы.

Лектор: Плавник Радион Борисович, главный эксперт по бюджетному учету Международного института сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров, аттестованный преподаватель ИПБ России, член Палаты налоговых консультантов России.

Продолжительность лекции — 16:39 минут

Видеосеминар: Изменения инструкции № 157н: новые правила

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

Декларация по НДС: ФНС уточнила контрольные соотношения Скорректировали контрольные соотношения 1.1, 1.2 и 1.52. Все они касаются налоговых агентов.

Изменения связаны с уточнением порядка заполнения декларации. Так, Приложение N 1 к порядку дополнили кодами операций 1011719, 1011720, 1011721.

Напомним, по НДС за I квартал нужно отчитаться по обновленной форме.

<Письмо> ФНС России от 11.04.2023 N СД-4-3/4375@ «О внесении изменений в Контрольные соотношения показателей декларации по НДС»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфин обновил Единый план счетов и Инструкцию N 157н Поправки вступают в силу 23 апреля 2023 года.

Начиная с формирования показателей бухучета на 1 января 2023 года внесли, например, такие изменения:

  • добавили счет 209 39 (пп. 26 п. 2 изменений). По нему отражают доходы, которые относят к коду 139 КОСГУ;
  • уточнили, что на счете 401 60 записывают в том числе суммы предстоящих оплат по контрактам, если документ о приемке оформили не в момент поставки товара, сдачи результатов работ, оказания услуг (пп. 105 п. 3 изменений). Отметим, порядок учета в такой ситуации Минфин разъяснял еще в ноябре 2022 года;
  • закрепили требование переносить малоценные основные средства, признанные не активами, с забалансового счета 21 на забалансовый счет 02 (пп. 131 п. 3 изменений).

С 2023 года предусмотрели в том числе такие коррективы:

  • на новых счетах 303 14 и 303 15 записывают расчеты по единому налоговому платежу и единому страховому тарифу (пп. 39 п. 2 изменений);
  • внесли счета 206 54 и 302 54 для учета перечислений капитального характера другим бюджетам (пп. 20 и 35 п. 2 изменений);
  • добавили счета 110 ХХ, 113 ХХ и другие счета для отражения биологических активов;
  • в аналитическом учете расчетов обязали приводить дату исполнения по правовому основанию. Если конкретную дату установить нельзя, надо указывать «31.12.2999» (пп. 2 п. 3 изменений);
  • по целевым средствам потребовали отражать признак, по которому идентифицируют их назначение (коды цели) (пп. 2 п. 3 изменений).
Приказ Минфина России от 21.12.2022 N 192н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Казначейством разъяснены некоторые вопросы, касающиеся принятия в 2023 году бюджетных обязательств и установления размеров авансовых платежей по госконтрактам Определяется перечень информации, подлежащей раскрытию, включая сведения о самой аудиторской организации, о работающих в ней аудиторах, об аудируемых лицах, об оказании услуг на территории иностранных государств, а также требования к форме и срокам раскрытия таких сведений.

Реализованы положения Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

<Письмо> Казначейства России от 04.04.2023 N 07-04-05/14-8956 <О постановлениях Правительства РФ об исполнении федерального бюджета> 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфином подготовлена сопоставительная таблица кодов классификации расходов федерального бюджета Таблица содержит коды классификации расходов федерального бюджета, применяемые в 2022 году, к кодам классификации расходов федерального бюджета, применяемым в 2023 году. <Информация> Минфина России «Сопоставительная таблица кодов классификации расходов федерального бюджета, применяемых в 2022 году, к кодам классификации расходов федерального бюджета, применяемым в 2023 году»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфин подготовил поправки к перечням КБК на 2023 год и плановый период На общественное обсуждение вынесли изменения в Приказе N 75н.

В список кодов доходов бюджетов хотят добавить коды некоторых межбюджетных трансфертов, например (пп. 2.1 п. 2 проекта изменений):

  • 000 2 02 25170 00 0000 150 — субсидии на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медорганизаций, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь;
  • 000 2 02 45159 00 0000 150 — иные межбюджетные трансферты на создание в образовательных организациях дополнительных мест для детей от 2 месяцев до 3 лет;
  • 000 2 02 45490 00 0000 150 — иные межбюджетные трансферты на создание новых мест в общеобразовательных организациях для ликвидации 3-й смены обучения.

Отметим, многие вводимые коды уже использовали в прошлом году для отражения тех же трансфертов.

Эти и другие траты федерального бюджета отразят в перечне целевых статей расходов (пп. 6.1 п. 6 проекта изменений).

Планируют ввести и иные новшества.

Проект приказа Минфина России

Перейти к документу

Транспортный налог при смене места нахождения транспорта: ФНС пояснила нюансы уплаты Налоговики рассмотрели ситуацию, когда организация перерегистрировала транспорт с одного на другое подразделение из разных субъектов РФ. В месяце, в котором это произошло, налог платят в прежнюю налоговую. Со следующего месяца его перечисляют в новую.

Сходные разъяснения ФНС давала в 2021 и 2022 годах.

Минфин поддерживает эту позицию.

Письмо ФНС России от 27.03.2023 N БС-3-21/4213@

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Коды аналитики для учета безвозмездных операций и коды КОСГУ: Минфин обновил таблицу увязок Ведомство внесло в таблицу соответствия АнГПД и кодов КОСГУ незначительные корректировки. Для подстатей 192 – 197 АнГПД добавили увязки с подстатьей 189 КОСГУ. Используйте их при получении денежных документов. <Информация> Минфина России «Таблица соответствия аналитической группы подвида доходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2022 году в целях бухгалтерского (бюджетного) учета при отражении безвозмездных неденежных передач» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

План счетов бюджетного учета и инструкция к нему: поправки направлены на регистрацию Новшества хотят внедрить с 2023 года (п. 2 приказа). Учтите, что при регистрации текст документа могут изменить.

В Плане счетов N 162н отразят корректировки, которые внесли в Единый план счетов N 157н. Например, добавят счета 209 39, 206 54, 302 54, 303 14 и 303 15.

Выделим основные поправки к Инструкции N 162н:

  • укажут проводки по счетам 303 14 и 303 15. Единый налоговый платеж изначально будут отражать по дебету счета 303 14. После того как налоговая распределит суммы, начнут делать записи по кредиту счета 303 14 и дебету счетов 303 ХХ, в т.ч. счета 303 15 (пп. 3.57 п. 3 изменений);
  • добавят корреспонденции по счетам 110 ХХ, 113 3Х и иным счетам для учета биологических активов;
  • закрепят ряд проводок, о которых Минфин говорил в письмах. Речь идет, например, об учете закупок, когда даты поступления товара и его приемки отличаются;
  • по безвозмездным неденежным поступлениям и передачам в разрядах 15 – 17 номеров счетов 304 04, 401 10, 401 20 предусмотрят отражение подстатей статьи 190 АнГПД и элементов вида расходов группы 800. При внутриведомственных неденежных операциях в разрядах 1 – 14 этих счетов будут указывать нули (пп. 3.1 п. 3 изменений);
  • поступление основного средства в качестве возмещения ущерба станут учитывать по счету 0 101 00 000 в корреспонденции со счетом 0 209 71 000, а не счетом 0 401 10 172 (пп. 3.3 п. 3 изменений);
  • внесут корреспонденции для начисления долга бюджетного, автономного учреждений по возврату субсидий прошлых лет по требованию контролеров (пп. 3.44 п. 3 изменений).
Приказ Минфина России от 29.03.2023 N 35н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФНС скорректировала свою позицию по вопросу квалификации налоговых правонарушений, выразившихся в непредставлении документов (информации) В письме отмечено следующее:

— отказ или непредставление в установленные сроки истребуемых документов признаются налоговым правонарушением, предусмотренным статьей 126 НК РФ;

— неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением, предусмотренным статьей 129.1 НК РФ.

С учетом изложенного письмо ФНС России от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ применяется без учета изменений, внесенных в него письмом от 06.09.2017 N ЕД-4-2/17747@, не подлежащим применению, а также не подлежит применению письмо ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@.

В случае возникновения спора бремя доказывания правомерности и обоснованности истребования документов (информации) лежит на налоговом органе. В этой связи даны рекомендации по вопросам оценки и отражения в актах и решениях существенных для разрешения дела обстоятельств.

Обращено также внимание на то, что принимать решения об истребовании документов следует с учетом реальной необходимости в их запрашиваемом количестве и объемах.

Письмо ФНС России от 30.12.2022 N СД-4-2/18011 «Об ответственности за непредставление документов (информации) по требованиям налоговых органов»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Обновлен План счетов казначейского учета Также внесены уточнения в Инструкцию по его применению.

Приказом предусматривается переходный период для применения нового Плана счетов по мере организационно-технической готовности Федерального казначейства и ТОФК.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Приказ Минфина России от 31.03.2023 N 37н

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Встречная проверка: суд признал незаконным запрос документов за 3 года вне рамок проверок Инспекция вне рамок проверок истребовала у организации учетные журналы по 8 инвестиционным фондам за 3 года. Та отказалась исполнять требование: нельзя запрашивать документы по всем операциям. Кроме того, журналы не относятся к документам, по которым считают и платят налог. Организацию оштрафовали.

Первая инстанция поддержала проверяющих.

Апелляция наказание отменила. Кассация с ней согласилась:

  • вне рамок проверок можно запрашивать только документы (информацию) по конкретной сделке;
  • истребовав документы, налоговики пытались получить не информацию по сделке, а данные по финансово-хозяйственной деятельности организации вне рамок проверки.

Отметим, в прошлом году КС РФ пояснил, что п. 2 ст. 93.1 НК РФ закрепляет условие: документы (информация) должны относиться именно к сделке, а не ко всей деятельности налогоплательщика, не к ее части или периоду, не к налоговому периоду и т.п.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2023 N Ф07-2694/2023 по делу N А56-116223/2021

Документ включен в информационный банк:
— АС Северо-Западного округа

Промежуточная отчетность учреждений в 2023 году: Минфин и Казначейство сообщили о доптребованиях Подавать бюджетную и бухгалтерскую отчетность надо с учетом прошлогодних дополнительных критериев раскрытия информации. Есть лишь несколько исключений. Например, данные о перечислениях межбюджетных трансфертов капитального характера теперь не нужно отражать в справках по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по счетам 206 51 и 302 51. <Письмо> Минфина России N 02-06-07/31750, Казначейства России N 07-04-05/02-9612 от 10.04.2023

<Письмо> Минфина России N 02-06-07/31748, Казначейства России N 07-04-05/02-9614 от 10.04.2023 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфин сообщает о новых требованиях к инвентаризации Приказом Минфина России от 13 января 2023 г. N 4н утвержден ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация».

ФСБУ 28/2023 устанавливает общие требования к инвентаризации; уточняет применяемую терминологию, более детально прописывает требования к документированию инвентаризации, уточняет порядок оценки ее результатов и т.д.

Минфином, в числе прочего, приведены основные новации обязательного проведения инвентаризации, а также сообщены условия применения упрощенных способов ее проведения.

Информационное сообщение Минфина России от 12.04.2023 N ИС-учет-44 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)