Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 03.04.2023 по 10.04.2023

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен Обзор: «Ошибки при проведении экспертизы по Закону N 44-ФЗ: примеры из практики за 2021 — 2023 годы» Суды в ряде случаев отклоняли результаты экспертиз, если в них участвовали сотрудники заказчика. Вопросы были и к тем, кто проводил экспертизу после приемки или без уведомления поставщика. Об этом и не только читайте в обзоре Обзор: «Ошибки при проведении экспертизы по Закону N 44-ФЗ: примеры из практики за 2021 — 2023 годы»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Госзаказчик требовал от участников состоять в двух СРО — УФАС увидело ограничение конкуренции Контролерам пожаловались, что от участников закупки проектных работ требовали быть членами СРО не только в области архитектурно-строительного проектирования, но и в сфере инженерных изысканий. Это ограничивало конкуренцию.

Заказчик возразил. Проектные работы и инженерные изыскания связаны и имеют единую цель. Условие отвечало закону и не нарушало права участников.

УФАС с заказчиком не согласилось:

Отметим, в судебной практике есть примеры как со сходной, так и с противоположной позициями.

Решение Владимирского УФАС России от 07.02.2023 N 5/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Картель: КС РФ пояснил, когда участников госзакупок не наказывают за антиконкурентное соглашение Контролеры выявили картельный сговор и наказали двух участников. Они одновременно подавали идентичные заявки и поддерживали цену на торгах.

Участники решили, что их действия подпадали под исключение: они не могли конкурировать между собой, поскольку входят в группу лиц, фактически подконтрольную одному человеку. Штрафовать за антиконкурентное соглашение не следовало.

Суды доводы отклонили. КС РФ с ними согласился и, в частности, пояснил:

на практике возможно, что решения участников определяет одно лицо по факту. Однако исключение в таких случаях не применяют.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2023 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 11 и пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой акционерных обществ «Специализированный Застройщик «Кошелев-проект Самара» и «Кошелев-проект»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ВС РФ поддержал госзаказчика, который удержал всю сумму обеспечения за нарушение контракта Заказчик отказался от контракта, поскольку товар ему не соответствовал. Поставщик потребовал вернуть обеспечительный платеж, но заказчик этого не сделал: по условиям сделки его возвращают, если все обязательства исполнили надлежащим образом.

ВС РФ встал на сторону заказчика:

  • контракт разрешал взыскать обеспечение, если обязательства не исполнили или сделали это ненадлежаще. Сделку расторгли по вине поставщика;
  • суды неверно применили общее правило о том, что удержать платеж можно только в размере имущественных требований к контрагенту. Оно касается случаев, когда контракт исполнили с просрочкой. В данной ситуации этого не сделали вообще;
  • вывод о том, что поставщик слабая сторона, поэтому толковать контракт нужно в его пользу, ошибочный. Слабость в том, что контрагент не может активно и свободно согласовывать условия сделки при ее заключении. Суды этого не установили. Изменить контракт или признать его пункты недействительными поставщик не просил.

Ранее ВС РФ поддержал позицию о том, что в контракте можно закрепить право удержать обеспечение, которое внесли деньгами, в большей сумме, чем реальный размер обязательств контрагента. Суды среди прочего отметили, что к независимой гарантии такое условие применять нельзя.

Отметим, в практике есть пример, когда заказчик получил всю сумму обеспечения из средств гарантии. Суды с этим согласились, ведь контракт не исполнили совсем.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2023 N 301-ЭС22-19253 по делу N А43-11822/2021

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

В типовые условия контрактов на оказание услуг школьного питания должны включаться обязанности исполнителя и заказчика Субъектам РФ рекомендуется принять меры, обеспечивающие применение заказчиками типовых условий контрактов на оказание услуг школьного питания с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных особенностей питания населения.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 мая 2023 г. и применяется при осуществлении закупок услуг питания детей, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым направлены, контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по которым заключены после дня вступления в силу настоящего постановления.

Постановление Правительства РФ от 29.03.2023 N 498 «Об утверждении типовых условий контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции, закупка которой осуществляется в рамках государственного оборонного заказа) НМЦК и ЦКЕИ при строительстве судна определяется на основании технического или эскизного проекта судна при условии наличия разработанной в рамках эскизного проекта проектной конструкторской документации.

Определены в числе прочего особенности применения методов определения НМЦК и ЦКЕИ. Приводятся рекомендуемые образцы необходимых документов.

Приказ Минпромторга России от 28.02.2023 N 639 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции, закупка которой осуществляется в рамках государственного оборонного заказа)» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)