Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 27.03.2023 по 03.04.2023

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Эксперимент по цифровой маркировке соков и ряда иных напитков хотят запустить 15 мая 2023 года Минпромторг снова предлагает с помощью системы «Честный знак» в пилотном режиме маркировать средствами идентификации некоторые безалкогольные напитки. Пробное мероприятие планируют провести с 15 мая 2023 года по 1 февраля 2024 года. Общественное обсуждение инициативы завершат 12 апреля.

Эксперимент затронет среди прочего:

  • соки, кроме замороженных;
  • компоты и морсы;
  • воду с подсластителями или ароматизаторами;
  • квасы.

Речь идет о продукции с подходящими кодами по ТН ВЭД ЕАЭС.

Добровольно поучаствовать в эксперименте смогут производители, импортеры, заведения общепита, розничные и оптовые продавцы.

Планируют установить и другие положения о мероприятии. Ранее уже предлагали организовать подобные эксперименты, но в иные сроки.

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

Новое правило противопожарного режима для ряда социальных объектов установят с 1 марта 2024 года Правительство обяжет с 1 марта 2024 года монтировать и поддерживать в исправном состоянии устройства защиты от дугового пробоя в электроустановках детских садов, школ, больниц, хостелов и т.д.

Оборудовать устройствами здания, которые ввели в эксплуатацию до этой даты, потребуют при их реконструкции или капремонте.

Запретят устанавливать устройства в распределительных и групповых сетях электроснабжения систем противопожарной защиты и систем медицинского назначения, которые поддерживают жизнь пациентов.

Постановление Правительства РФ от 30.03.2023 N 510 «О внесении изменения в пункт 32 Правил противопожарного режима в Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Запрет на биржевую торговлю заблокированными ценными бумагами продлили ЦБ РФ на полгода пролонгировал запрет брокерам принимать и исполнять поручения клиентов совершать сделки с иностранными ценными бумагами, которые вывели на неторговые счета. Речь идет об активах, заблокированных международными депозитариями.

Срок продления начнет течь с 1 апреля 2023 года.

Российские депозитарии продолжат вести обособленный учет прав клиентов на эти активы.

Правила не касаются ценных бумаг зарубежных эмитентов с основной деятельностью в РФ.

Ранее меры продлевали до 1 апреля 2023 года.

Информация Банка России от 30.03.2023

Перейти к документу

Заверения об обстоятельствах при купле-продаже долей в бизнесе: ВС РФ сделал ряд важных выводов
Гражданин выкупил в том числе у физлиц доли в уставном капитале ООО. В договоре с ними были такие заверения:
  • контролеры и другие третьи лица не предъявят претензии к бизнесу, который вели до удостоверения договора;
  • до того как право собственности перейдет к покупателю, компания останется форекс-дилером и будет отвечать всем лицензионным требованиям.

Вскоре после сделки у ООО аннулировали лицензию форекс-дилера из-за нарушений в году продажи долей. Покупатель попросил взыскать с продавцов-физлиц неустойку за недостоверные заверения. Три инстанции отказали.

ВС РФ отменил акты судов и среди прочего отметил:

  • можно давать заверения о причинах обстоятельств, которые могут возникнуть в будущем и повлечь имущественные потери контрагента;
  • продавец долей, который заверил, что в деятельности ООО до сделки не было нарушений, по общему правилу отвечает перед покупателем за последствия их выявления;
  • продавец не вправе ссылаться на то, что между ним и нарушениями нет связи и т.д.

Суды ошибочно отказали в удовлетворении иска из-за того, что ООО не обжаловало приказ об отзыве лицензии. Покупатель, который получил заверения, не обязан оспаривать претензии контрагентов или госорганов за свой счет или счет компании. Иное можно предусмотреть в договоре или заверении, но в данном случае этого не сделали.

ВС РФ указал и на другие ошибки. Дело рассмотрят заново.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2023 N 305-ЭС22-17862 по делу N А40-167835/2021 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Убытки страховщиков, вызванные отсутствием контрвыплат вследствие отсутствия у виновников дорожно-транспортных происшествий договоров ОСАГО Страховщик выплатил страховое возмещение по договору добровольного комплексного страхования автотранспортного средства потерпевшему в дорожно-транспортном происшествии. Риск гражданской ответственности виновника ДТП по договору ОСАГО застрахован не был. Общество, в трудовых отношениях с которым состоял виновник ДТП, ликвидировано. Страховщик сослался на то, что исключение общества из ЕГРЮЛ является следствием недобросовестных действий (бездействия) его участника и руководителя (виновника ДТП), обратился с иском о привлечении последнего к субсидиарной ответственности по обязательствам общества.

Мнение судов:

  • Виновник ДТП не объяснил правомерность своего поведения при осведомленности о наличии долга перед страховщиком и не представил доказательства принятия мер для предотвращения исключения общества из ЕГРЮЛ в административном порядке.
  • Исковые требования удовлетворены.

Позиция кассации:

  • Даже при высокой степени контроля за деятельностью общества участник отделяет собственную личность от личности корпорации, а судами не установлены обстоятельства, которые позволяли бы сделать вывод о том, что страховщик утратил возможность получения денежных средств, взысканных по решению суда, вследствие того, что контролирующее лицо действовало во вред кредитору.
  • Необходимо проверить доводы контролирующего общество лица о том, что фактически последнее прекратило деятельность с 2017 года, расчетный счет закрыт в 2018 году, на момент присуждения долга в 2019 году оно не имело в своем распоряжении денежных средств и иного имущества.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2023 N Ф04-231/2023 по делу N А03-4447/2022

Документ будет включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

Неустойка за нарушение сроков устранения недостатков, выявленных в пределах гарантийного срока при эксплуатации многоквартирных домов В рамках гарантийного срока в процессе эксплуатации многоквартирных домов выявлены недостатки при установке подрядчиком оконных и дверных блоков. Заказчик обратился с иском о взыскании неустойки за нарушение сроков устранения дефектов.

Мнение судов:

  • Факт нарушения подрядчиком сроков устранения недостатков, выявленных в период гарантийного срока, установлен, из суммы долга исключены назначенный заказчиком штраф по одной из спорных квартир, а также уменьшен штраф по ряду других квартир ввиду незначительности срока нарушения устранения недостатков.
  • Исковые требования удовлетворены частично.

Позиция кассации:

  • Не исследованы доводы подрядчика о наличии обоюдной вины сторон в нарушении срока устранения недостатков со ссылкой на специфику взаимоотношений сторон по договору с участниками долевого строительства, которыми были обнаружены соответствующие недостатки.
  • Следует дать оценку периоду просрочки с учетом установленного заказчиком срока устранения недостатков и отсутствия у подрядчика возможности повлиять на установление данного срока и в целом на процесс устранения недостатков, в частности с учетом наличия трудностей в обеспечении доступа в помещения, в которых недостатки подлежат устранению.
  • Исследовать вопрос о соразмерности неустойки величине имущественных потерь застройщика, которые могли возникнуть вследствие нарушения сроков устранения недостатков, касающихся имущества собственников помещений.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2023 N Ф04-354/2023 по делу N А27-8650/2022

Документ будет включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

Внесены изменения в форму типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I (чрезвычайно опасные) и II (высокоопасные) классов опасности В частности, закреплена обязанность предоставления заказчиком федеральному оператору сведений о планируемых месте накопления, коде и наименовании (согласно Федеральному классификационному каталогу отходов), массе и периодичности передачи отходов, уточнен порядок расчетов по договору, а также его исполнения. Кроме того, в договор включены положения, определяющие порядок документооборота, связанного с заключением и исполнением договора, в том числе составленного в форме электронного документа.

Также установлено, что Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2019 г. N 1363, которым утверждена данная форма, действует до 1 сентября 2029 г.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2023 N 458 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2019 г. N 1363»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Конституционный Суд установил порядок определения размера вознаграждения, подлежащего выплате соавтору служебного объекта патентных прав, с учетом его личного вклада в полученный результат

Пункт 4 статьи 1370 ГК РФ и пункт 3 Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы, утвержденных Постановлением Правительства от 4 июня 2014 года N 512, в их взаимосвязи не противоречат Конституции РФ. Они предполагают, что на основании пункта 3 указанных правил вознаграждение выплачивается автору служебного изобретения, полезной модели, промышленного образца независимо от их внедрения в производственную или иную деятельность работодателя или иного фактического использования работодателем.

Таким образом, создаются дополнительные стимулы для ответственного выбора способов охраны результатов творческих усилий работника с отказом от получения патента на них в отсутствие реальной заинтересованности в их использовании, а также для заключения соглашения, иначе определяющего размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты.

В то же время пункт 3 указанных правил не соответствует Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой в отсутствие между работником и работодателем договора о размере вознаграждения, условиях и порядке его выплаты он не позволяет определять размер вознаграждения лицу, создавшему служебный результат интеллектуальной деятельности в соавторстве, с учетом личного вклада такого лица в полученный результат, когда расчет выплаты исходя из размера его средней заработной платы может приводить к явному нарушению принципов справедливости и соразмерности.

Правительству необходимо внести изменения в аналогичный указанному положению пункт 3 Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы, утвержденных Постановлением от 16 ноября 2020 года N 1848.

До внесения соответствующих изменений при определении размера вознаграждения, подлежащего выплате соавтору служебного объекта патентных прав, суд может, учитывая все обстоятельства конкретного дела (в том числе личный вклад соавтора в полученный результат), присудить ему вознаграждение в ином размере, чем установленный утвержденными Правительством правилами.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2023 N 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Гидробур-Сервис»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Конституционным Судом уточнены особенности привлечения к административной ответственности юрлица за допуск к управлению самоходной машиной работника, лишенного права управления транспортными средствами

При заключении трудового договора с водителем самоходной машины и последующем допуске его к управлению такой машиной работодатель обязан убедиться в наличии у него удостоверения тракториста-машиниста. Неисполнение этой обязанности будет указывать на наличие вины работодателя в допуске к управлению самоходной машиной лица, не имеющего на это специального права. Предъявление лицом удостоверения тракториста-машиниста работодателю позволяет предположить наличие у такого лица права управления самоходными машинами.

Конституционным Судом отмечено, что наличие водительского удостоверения не может служить критерием при принятии решений о приеме на работу и допуске к управлению такими машинами. Хотя по общему правилу наличие у лица водительского удостоверения или удостоверения тракториста-машиниста подтверждает право управления транспортным средством (самоходной машиной), само по себе оно не освобождает работодателей от необходимости выяснения определенных обстоятельств, которые могут свидетельствовать о его недействительности.

Постановлением Правительства от 12 мая 2022 года N 854 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним. С 1 сентября 2022 года в указанную систему вносятся сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами, лицах, лишенных права управления ТС, а также информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста). До создания информационной системы проверка работодателями действительности предъявленных удостоверений, в том числе с учетом возможного лишения работника водительских прав, не была обеспечена необходимыми организационно-информационными ресурсами.

До введения в действие информационной системы возложение на юридическое лицо административной ответственности за допуск к управлению транспортным средством лица, представившего в качестве действующего удостоверение тракториста-машиниста, но при этом лишенного права на управление ТС, вступало бы в противоречие с Конституцией РФ.

Часть 2 статьи 2.1 и статья 12.32 КоАП РФ не предполагают привлечения юридического лица к административной ответственности, если не было установлено, что юридическому лицу было известно о факте лишения соответствующего лица права управления ТС либо у него имелись весомые основания это предполагать и им не были использованы все доступные юридические возможности для проверки действительности представленного удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2023 N 11-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2.1 и статьи 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой государственного бюджетного учреждения города Москвы «Автомобильные дороги Зеленоградского административного округа» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

КС РФ: государство не обязано предоставлять группе лиц, в которой осуществляется фактический контроль, иммунитет от ответственности за заключение картельных соглашений на торгах

Закон запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к определенным негативным последствиям для состояния рынка, экономического благополучия граждан, публичных финансов, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Установление запрета картеля на торгах преследует конституционно одобряемые цели, поскольку смысл торгов при отсутствии конкуренции между хозяйствующими субъектами утрачивается.

Установленный запрет имеет ряд исключений. Иммунитет от ответственности за заключение картельных соглашений предоставляется хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц и находящихся под контролем одного лица. Такой контроль предполагает распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица, и (или) осуществления функций исполнительного органа юридического лица.

Расширительное толкование указанных норм позволяло бы имитировать существование контроля созданием совокупности указывающих на него фиктивных признаков и использовать это для преодоления указанного запрета. Отмечено, что создание признаков фактического контроля и апелляция к ним могут осуществляться для оправдания запрещенного законом соглашения в случае его выявления органами публичной власти.

Для хозяйствующих субъектов, образующих группу лиц, но не отвечающих признакам, обозначенным в части 8 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», их совместное неконкурентное участие в торгах не является вынужденной и единственно возможной стратегией реализации свободы экономической деятельности. Нераспространение на них исключения из запрета картеля на торгах не может рассматриваться как несоразмерное ограничение их прав и как их дискриминация.

Часть 8 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» соответствует Конституции РФ, поскольку условием, при котором запрет картеля не распространяется на соглашения хозяйствующих субъектов — участников торгов, признаются исключительно установленные ею признаки контроля одного хозяйствующего субъекта в отношении другого или одного лица в отношении хозяйствующих субъектов.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2023 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 11 и пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой акционерных обществ «Специализированный Застройщик «Кошелев-проект Самара» и «Кошелев-проект»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)