Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 13.03.2023 по 20.03.2023

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен Обзор: «Послабления в госзакупках: проект оптимизационных поправок внесли в Госдуму»
Предложили не применять методические рекомендации при определении НМЦК. Могут разрешить заключать контракт со вторым участником, если заказчик отказался от контракта, но победителя не включили в РНП из-за форс-мажора. Ценовой порог для ряда электронных процедур хотят увеличить. Подробнее в обзоре.
Обзор: «Послабления в госзакупках: проект оптимизационных поправок внесли в Госдуму»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Независимая гарантия при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ: новшества с 1 апреля 2023 года
С прошлого года действуют основные и дополнительные требования к обеспечительным гарантиям для конкурентных закупок у СМСП. С апреля к ним добавят еще одно: информация о гарантии должна быть в спецреестре. Как применять новшество и на какие сложные моменты обратить внимание, расскажем в обзоре.

В Законе N 223-ФЗ есть основные требования к обеспечительной гарантии. Так, выдать ее могут те же гаранты, что и по Закону N 44-ФЗ, например банки из перечня Минфина. Если ограничить данный список и выбрать лишь некоторые из них, контролеры могут посчитать это нарушением.

1 апреля 2023 года вступает в силу еще 1 основное требование: сведения о гарантии должны быть в реестре независимых гарантий по Закону N 44-ФЗ в ЕИС. Гарант обязан направить участнику закупки выписку из реестра в течение 1 рабочего дня после включения сведений в реестр.

Учтите: если предъявить такое требование до указанной даты, контролеры могут посчитать это нарушением.

Подробности:

  • Какие основные требования предъявляют к гарантии для обеспечения заявки и договора.

К обеспечительным гарантиям предъявляют также доптребования. В частности, их нужно составлять по типовым формам. Если представить гарантии не по формам, то это может стать основанием для отклонения заявки.

Обратите внимание: выданную гарантию, например в электронном виде, подписывает лицо с правом выступать от имени гаранта. Если ее подпишет тот, кто действует на основании доверенности, и в закупке есть условие подтвердить правомочие подписанта, то копию такой доверенности представьте вместе с обеспечением.

Подробности:

  • Какие доптребования предъявляют к гарантии для обеспечения заявки и договора.
  • Какие последствия наступают в случае представления несоответствующей гарантии для обеспечения заявки и договора.
<Информация> Минфина России «Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (на 07.03.2023)» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

 

УФАС: госзаказчикам не следует требовать документы об оплате договора для оценки опыта Для оценки опыта из договоров, сведений о которых нет в реестрах по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ, требовали представить в том числе документы об оплате, например выписку из банка. Без них такие договоры не учитывали при начислении баллов.

УФАС нашло нарушение. Документы об оплате не подтверждают исполнение договора. Их отсутствие в составе заявки не означает, что у участника нет нужного опыта.

К подобным выводам Санкт-Петербургское УФАС приходило и ранее. Отметим, в практике есть пример, когда сходные условия порядка оценки признали законными.

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 20.02.2023 по делу N 44-466/23

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Три заявки участника отклонили одновременно — суды не нашли причин удерживать обеспечение Участник за день подал 3 заявки и внес обеспечение на спецсчет. Их отклонили, поэтому оператор перечислил обеспечение третьей по счету заявки заказчику.

Суды взыскали неосновательное обогащение:

  • подобную финансовую санкцию применяют только при систематичности нарушений;
  • участник одновременно подал несколько заявок с идентичными недостатками — это 1 нарушение. Блокировать обеспечение и перечислять его заказчику не следовало.

Отметим, ранее позицию поддерживал и ВС РФ.

В практике есть пример, когда участник в сходной ситуации пытался оспорить действия оператора. Контролеры его не поддержали, поскольку оператор не устанавливает вину, а только констатирует факт трехкратного отклонения заявки.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2023 N Ф05-35888/2021 по делу N А40-48546/2021

Документ включен в информационный банк:
— АС Московского округа

В Госдуму внесли законопроект об оптимизации процедур госзакупок В частности, предусматривается повышение ценового порога, допускающего проведение электронного запроса котировок, с 3 миллионов до 10 миллионов рублей, снятие ограничения на объем таких закупок, а также повышение ценового порога, допускающего проведение малых закупок в электронной форме с использованием электронных площадок, с 3 миллионов до 5 миллионов рублей. Устанавливается возможность проведения строительных закупок «под ключ» в срок до 1 января 2025 года. Предусматривается сокращение сроков согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Исключаются излишние требования, связанные с определением НМЦК, предусмотренные в методических рекомендациях по применению методов определения НМЦК. Паспорт проекта Федерального закона N 314175-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

Разъяснены особенности применения законодательства о закупках на территориях новых субъектов РФ Сообщается, в частности, что положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» действуют на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей со дня их принятия в Российскую Федерацию.

Закупки для обеспечения государственных нужд ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов (в том числе государственными унитарными предприятиями указанных субъектов, муниципальными унитарными предприятиями, созданными муниципальными образованиями, находящимися на территориях указанных субъектов), осуществляются с учетом особенностей, установленных в соответствии с частью 73 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2559, предусматривающим упрощенный порядок планирования и осуществления закупок в 2023 году.

Информационное письмо Минфина России от 09.03.2023 N 24-07-09/19371 «О применении Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Требование к году выпуска товара по Закону N 44-ФЗ: контролеры увидели ограничение конкуренции В закупке медоборудования требовали поставить товар не ранее 2023 года выпуска. По мнению заказчика, это увеличивало, в частности, срок гарантии производителя.

Контролеры нашли нарушение:

  • гарантийный срок не зависит от даты производства оборудования. По ГК РФ он начинает течь с момента передачи товара покупателю, если в договоре нет иного порядка. По условиям закупки его исчисляли со дня подписания документа о приемке;
  • требование к дате производства может ограничить конкуренцию. С начала 2023 года до публикации извещения не прошло достаточно времени для того, чтобы на рынке появилась нужная продукция;
  • заказчик не подтвердил, что товар, который выпустили ранее 2023 года, не может быть новым. Он также не уточнил, чем отличаются параметры оборудования 2022 и 2023 годов производства.

К сходным выводам ранее приходило Ростовское УФАС. Пермское же УФАС считает, что Закон N 44-ФЗ не позволяет устанавливать требования к дате выпуска товара.

Отметим, недавно Кемеровское УФАС в похожей ситуации высказало другое мнение.

 

Решение Архангельского УФАС России от 13.02.2023 N 029/06/42-75/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы