Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс  с 20.02.2023 по 27.02.2023

Здравоохранение. Медицина. Аптеки

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Какие основные изменения ждут специалиста организации здравоохранения с 1 марта 2023 года»
1 марта вступают в силу НПА, устанавливающие новые требования. Так, в ЕГИСЗ нужно вносить сведения о фармацевтических компаниях и их работниках. Установили порядок ведения регистра медиков и фармацевтов. Стационары должны применять новые учетные формы. О главных новшествах читайте в обзоре.
Обзор: «Какие основные изменения ждут специалиста организации здравоохранения с 1 марта 2023 года»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
Упрощен порядок выдачи аптекам разрешений на розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом
В частности, закреплена возможность подачи заявления для получения соответствующего разрешения через Единый портал госуслуг. Также посредством Единого портала госуслуг аптечной организации направляются уведомления и предоставляется выписка из реестра разрешений в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
Кроме этого, теперь при заключении или расторжении договора аптечной организацией с владельцем маркетплейса либо изменении сведений о своей деятельности не требуется переоформлять ранее выданное разрешение. В указанных случаях необходимо подать в Росздравнадзор через Единый портал госуслуг заявление о внесении изменений в реестр выданных разрешений с указанием соответствующих сведений.
Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 N 272

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

С 1 марта 2023 года устанавливается порядок проведения эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом
Предусматриваются требования к медицинским и аптечным организациям, являющимся участниками эксперимента, порядок осуществления розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом, требования к доставке лекарственных препаратов гражданам, правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом.
Эксперимент проводится на добровольной основе на основании заявок медицинских и аптечных организаций.
Постановление Правительства РФ от 22.02.2023 N 292

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

С 1 марта 2023 года устанавливается перечень рецептурных лекарственных препаратов для медицинского применения, разрешенных к реализации в рамках эксперимента по дистанционной продаже
В перечне, в том числе, например, лидокаин, мельдоний, нитроглицерин, таурин, тетрациклин, фавипиравир и другие препараты.
Приказ Минздрава России от 01.02.2023 N 36н

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Разъяснены особенности осуществления специальной социальной выплаты медработникам бюджетных организаций, участвующих в программах ОМС
Речь идет о выплате, установленной постановлением Правительства от 31 декабря 2022 г. N 2568.
Рекомендуется производить специальную социальную выплату также следующим медицинским работникам:
указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 Постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 Постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);
указанным в подпунктах «б» и «е» пункта 2 Постановления N 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Кроме этого, сообщается, что социальную выплату работникам, занятым на основных должностях неполное рабочее время, рекомендуется рассчитывать исходя из соотношения фактически отработанного времени и нормы рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной исходя из продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности или специальности с учетом статей 263.1 и 320 ТК РФ.
<Письмо> Минздрава России от 10.02.2023 N 16-3/И/2-2050

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минздрав: срок применения клинических рекомендаций не ограничен законом
Ведомство ответило на вопрос о применении клинических рекомендаций по легочной гипертензии, которые утвердили в 2020 году (пересмотр — не позднее 2022 года). Информации о начале их пересмотра нет.
Напомним: по Закону об охране здоровья клинические рекомендации должны пересматривать не реже одного раза в 3 года.
Минздрав считает, что закон не ограничивает срок применения клинических рекомендаций. Полагаем, это означает: их надо использовать, даже если срок пересмотра истек.
Письмо Минздрава России от 02.02.2023 N 17-1/3008890-4789

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по порядку определения причинной связи увечий, заболеваний граждан, пребывающих (пребывавших) в добровольческих формированиях
Сообщается, что при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления причин инвалидности указанным гражданам может быть установлена причина инвалидности «инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевание, полученное в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании» на основании заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий, заболеваний.
Отмечено, что свидетельские показания об обстоятельствах получения добровольцем увечья могут быть приняты военно-врачебной комиссией во внимание только при наличии у него явных последствий телесных повреждений, полученных им в период исполнения обязанностей по контракту, и при условии, что показания даны двумя и более свидетелями, пребывавшими в добровольческом формировании вместе с освидетельствуемым в период (периоды) получения им телесных повреждений. Свидетельские показания не являются основанием для установления факта перенесения гражданином, пребывающим (пребывавшим) в добровольческом формировании, заболевания или контузии.
<Письмо> ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 14.02.2023 N 8816.ФБ.77/2023

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суд: медорганизация не вправе хранить лекарства по адресу, который не указан в лицензии
Клиника хранила лекарства по адресу, который не указан в медицинской лицензии. Фармацевтической лицензии по спорному адресу тоже не было. Росздравнадзор выдал предписание об устранении нарушений. Клиника хотела оспорить его в суде, однако 2 инстанции поддержали проверяющих.
Организация полагала, что лицензия на хранение лекарств не нужна, т.к. она не продает их оптом или в розницу.
Апелляция указала:
— клиника может хранить лекарства, которые купила для лечебно-диагностического процесса, однако по спорному адресу его не вели;
— хранение лекарств — отдельный вид фармацевтической деятельности, который не привязан к оптовой или розничной продаже.
Отметим, ранее суды приходили к тем же выводам по другому делу, о котором мы писали.
Постановление 12-го ААС от 30.01.2023 по делу N А12-11913/2022

Документ включен в информационный банк:
—  12 апелляционный суд

При госзакупке медоборудования требовали лицензию и личного исполнения — суды не увидели нарушений
Заказчик приобретал медоборудование с услугами монтажа, обучения сотрудников и гарантийного обслуживания. Участник пожаловался на незаконные условия закупки:
— контракт обязали исполнить только лично. Требование не отвечало типовому контракту — по его условиям допустимо привлекать соисполнителей;
— участники должны были иметь лицензию на техобслуживание медицинской техники.
Контролеры нашли нарушение. Три инстанции с ними не согласились:
— типовой контракт предусматривает, что услуги оказывают лично либо с помощью соисполнителей. Однако раздел документа содержит примечание, что заказчик может менять условия с учетом специфики закупки;
— заказчик приобретал комплекс услуг, в частности, по доставке, монтажу, обучению правилам эксплуатации и гарантийному ремонту оборудования. Для некоторых нужна лицензия. Поскольку заказчик обязал исполнить контракт лично, требование иметь лицензию законно;
— возможность привлечь соисполнителя с лицензией не значит, что участнику не нужна своя. Он должен соответствовать условиям закупки, поскольку с ним заключают контракт. За действия соисполнителей также отвечает участник.
Отметим, Татарстанское и Хабаровское УФАС в сходной ситуации не увидели нарушения в том, что участников обязали иметь лицензию. Однако в практике есть мнение, что лицензию можно требовать только от непосредственного исполнителя.
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2023 по делу N А58-2190/2022

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

Медорганизация оплатила услуги врача по ГПД — суд не счел затраты нецелевыми
Больница заключила ГПД с врачом, который работал в другой медорганизации. По договору он консультировал пациентов. Услуги оплачивали за счет ОМС.
Врач не являлся ИП и не имел лицензии на самостоятельную деятельность. Контролеры признали расходы больницы нецелевыми.
Суд не поддержал проверяющих. Он учел, что консультирование пациентов входило в программу ОМС, а лицензия по нужному профилю была у больницы.
Отметим, в ноябре 2022 года ВС РФ оставил в силе аналогичное решение АС Уральского округа. Мы уже сообщали и о похожем выводе 6-го ААС.
Полагаем, суды учли и то, что врачи работали по трудовым договорам в иных медорганизациях. В противном случае по закону их нельзя было бы отнести к медработникам.
Постановление 1-го ААС от 22.12.2022 по делу N А43-21344/2022

Документ включен в информационный банк:
—  1 апелляционный суд

Доработали проект о регистре инфекционных больных
Федеральный регистр лиц с инфекционными заболеваниями планируют запустить с 1 сентября 2023 года. Проект правил его ведения предлагали в декабре прошлого года. Документ доработали и вынесли на публичное обсуждение, которое закончится 14 марта. Коррективы незначительные.
Уточнили, что с помощью регистра планируют, в частности, информировать о маршрутизации не только пациентов, но и лиц с подозрением на инфекционное заболевание.
В составе общих данных о пациенте укажут адрес электронной почты, если она есть. Напомним, информацию в регистр будут направлять в том числе медорганизации.
Регистр будет включать 3 подсистемы, в которые войдут данные:
— об экстренных извещениях о случаях инфекционных заболеваний;
— о пациентах с вирусными гепатитами;
— о пациентах с иными инфекциями.
Минздрав, как оператор ЕГИСЗ, предоставит пользователям доступ к регистру.
Проект постановления Правительства РФ

Документ включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов

Проект: клинические лаборатории будут вносить в ГИС данные об анализах крови
Предлагают изменить положение о федеральной системе санитарно-эпидемиологических сведений. Если проект примут, клинические лаборатории будут вводить в систему результаты общего и биохимического анализов крови. Общественное обсуждение проекта завершится 3 марта.
Сведения из системы будут использовать для социально-гигиенического мониторинга.
В пояснительной записке отметили, что для полноценного мониторинга биологических угроз нужно постоянно изучать результаты анализов крови по большим обезличенным данным.
Проект постановления Правительства РФ

Документ включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов

Подготовили порядок передачи медизделий в рамках эксперимента по удаленному мониторингу пациентов
Минздрав разработал правила, по которым медорганизации будут выдавать пациентам с гипертонией и сахарным диабетом устройства для дистанционного наблюдения в рамках эксперимента. Устройство автоматически направит контрольные показатели в информсистему организации. Общественное обсуждение проекта завершится 24 февраля.
Решение о передаче медизделия примет лечащий врач. Назначение надо отразить в медкарте. Договор с пациентом заключат по типовой форме.
При передаче оборудования нужно провести инструктаж. Больному объяснят, как выполнять измерения и что делать, если показатели достигнут предельных значений или возникнут неполадки в работе устройства.
Пациент должен использовать медизделие только для дистанционного мониторинга, обеспечить его сохранность и возврат.
Напомним: пилотный проект запустили с 1 января в Республике Татарстан, Магаданской, Новосибирской, Рязанской, Самарской и Тюменской областях.
Проект приказа Минздрава России

Документ включен в информационный банк:
— Проекты правовых актов