Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 13.02.2023 по 20.02.2023
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Видеосеминар: Изменение существенных условий контракта: правила и основания |
Дополнения, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, дают возможность сторонам изменять существенные условия контракта. Лектор расскажет, в каких случаях и по каким правилам это можно сделать. Рассмотрит особенности заключения дополнительного соглашения к контракту.
Содержание лекции:
Лектор: Леонтьева Татьяна Юрьевна, ведущий преподаватель негосударственного образовательного учреждения «Академия кадрового резерва», эксперт, аккредитованный Министерством юстиции РФ Продолжительность семинара — 15:42 мин. |
Видеосеминар: Изменение существенных условий контракта: правила и основания
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля. |
|
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Договор для оценки опыта в госзакупке с доптребованиями: примеры из практики за 2022 — 2023 годы»
|
Подойдет ли договор со статусом «исполнение» в ЕИС для закупки с доптребованиями? Можно ли подтвердить опыт договором субподряда? Вправе ли заказчик принять расторгнутый договор? Ответы на эти и другие вопросы в обзоре.
|
Обзор: «Договор для оценки опыта в госзакупке с доптребованиями: примеры из практики за 2022 — 2023 годы»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф) — Российское законодательство (базовая версия) — Нормативные документы |
|
Уточнены требования, касающиеся представления расчета цен на покупные комплектующие изделия, работы (услуги) производственного характера, связанные с поставкой продукции по ГОЗ
|
В связи с неоднозначностью толкования необходимые изменения внесены в подпункт «г» пункта 37 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.
|
Постановление Правительства РФ от 15.02.2023 N 231
Документ включен в информационный банк: |
|
ВС РФ: поручитель подрядчика по гарантии не может взыскать неосновательное обогащение с госзаказчика |
Стороны заключили строительные контракты. Заказчик расторг сделки в одностороннем порядке. Позднее он взыскал с банка всю сумму выплат по гарантиям, которыми обеспечили исполнение.
Убытки банку возместил один из поручителей подрядчика. Поскольку выплаты по гарантиям превысили размер неустойки по контрактам, он решил взыскать с заказчика разницу между полученным и тем, на что тот вправе рассчитывать.
Верховный суд деньги не взыскал:
— по ГК РФ к поручителю, который исполнил обязательство за должника, переходят права кредитора. В данном случае он получил права банка по договору о выдаче гарантии, которые тот имел к подрядчику;
— то, что поручитель исполнил обязательства за подрядчика, не дает ему права требовать неосновательного обогащения с заказчика. Это не основание для перемены лиц в обязательствах. Стороной контрактов поручитель не был, значит, потерпевшим в обязательстве из неосновательного обогащения не являлся;
— иск предъявили ненадлежащему ответчику. У подрядчика было несколько поручителей. Тот, что исполнил солидарную обязанность за других, может взыскивать деньги с них.
Отметим, недавно ВС РФ поддержал суды, которые взыскали с заказчика неосновательное обогащение, поскольку выплата по гарантии превысила размер возможной неустойки. Однако иск подавал поставщик.
|
Определение ВС РФ от 07.02.2023 N 305-ЭС22-21173
Документ включен в информационный банк: |
|
Даны разъяснения по вопросу осуществления госзакупок происходящих из иностранных государств камер видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением |
Сообщается, в частности, что если в документации о закупке предусматривается, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее — Постановление N 1236), распространяется на такую закупку и в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, то заказчику необходимо подготовить соответствующее обоснование.
При этом законодательством не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.
|
<Письмо> ФАС России от 30.12.2022 N ПИ/118987/22
Документ включен в информационный банк: |
|
УФАС: по Закону N 223-ФЗ можно не оценивать опыт из обычных гражданско-правовых договоров |
Участник пожаловался на незаконный порядок оценки заявок. По его условиям опыт подтверждали только госконтрактами и договорами по Закону N 223-ФЗ.
Контролеры не увидели нарушения:
— Закон N 223-ФЗ не регулирует порядок и критерии оценки заявок. Заказчики могут создавать свою систему закупок с учетом потребностей;
— Положение об оценке применяют только при госзакупках. Заказчики по Закону N 223-ФЗ могут не учитывать обычные гражданско-правовые договоры для оценки опыта.
К сходным выводам приходило, в частности, Московское УФАС.
|
Решение Удмуртского УФАС России от 20.01.2023 N 018/07/3-38/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
УФАС напомнило: госзаказчикам не следует устанавливать 2 требования об отсутствии участников в РНП |
Контролерам пожаловались, что в извещении среди прочего установили 2 требования об отсутствии участников в РНП: по общей и специальной нормам.
Заказчик возразил: Закон N 44-ФЗ этого не запрещает.
УФАС с ним не согласилось. Положения спецнормы включают в извещение, только если заказчик не установил общее требование об отсутствии участников в РНП.
Ранее на это указывал Минфин. Подобные нарушения недавно отмечали, в частности, Ставропольское и Нижегородское УФАС. Отметим, в практике есть и другое мнение.
|
Решение Псковского УФАС России от 24.01.2023 по делу N 060/06/31-18/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Россельхознадзором обобщена информация о выявленных в 2022 году нарушениях Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» |
Приводится перечень нарушений, в числе которых осуществление закупок товаров (работ, услуг) в отсутствие надлежащего обоснования цен, изменения условий договора в отсутствие надлежащего правового основания, ненадлежащая организация закупочной деятельности, несвоевременная оплата результатов исполнения договоров и прочее.
|
<Письмо> Россельхознадзора от 08.02.2023 N ФС-АК-6/2856
Документ включен в информационный банк: |
|
Ключевую ставку опять не стали менять |
Банк России на очередном заседании решил оставить ключевую ставку на прежнем уровне, который установил еще в сентябре прошлого года, — 7,5%. Напомним: в октябре и декабре регулятор также не менял показатель.
Следующее заседание по ключевой ставке намечено на 17 марта
|
Информация Банка России от 10.02.2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Разъяснили, что сведения из РНП по Закону N 223-ФЗ исключают при отмене приказа ФАС в суде |
ФАС пояснила: сведения о лицах, например которые уклонились от заключения договора, попадают в РНП на основании приказа ФАС, а не заключения ее территориального органа о наличии причин для включения в реестр. Это связано с тем, что такое заключение:
— внутриведомственный документ. В нем нет прав или обязанностей;
— нельзя считать конечным актом проверки фактов для включения в РНП и безусловным поводом для внесения в него.
|
Письмо ФАС России от 20.01.2023 N МШ/3488/23
Документ включен в информационный банк: |
|
Минфин направляет информацию о кодах бюджетной классификации, соответствующих закупкам, указанным в пункте 11 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 |
Пунктом 11 Положения N 1496 установлен перечень закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг, на которые не распространяются нормы, предусмотренные пунктом 10 указанного Положения, государственные контракты по которым могут быть заключены после 1 июня текущего финансового года, содержащий в том числе закупки:
по которым до 1 июня текущего финансового года Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов принято решение о возможности принятия таких бюджетных обязательств до 1 декабря текущего финансового года;
в целях обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
|
<Письмо> Минфина России от 31.01.2023 N 02-11-09/7725
Документ включен в информационный банк: |
|
Товар поставили в штуках вместо упаковок — суды поддержали отказ заказчика от госконтракта |
Стороны договорились о поставке стоматологических материалов. Часть из них заказчик не принял: товар не отвечал техзаданию — его поставили в штуках, а не в упаковках по несколько единиц. Позднее он отказался от контракта, поскольку не получил нужное количество продукции.
Поставщик оспорил решение заказчика. Он вовремя передал качественный товар, номенклатура соответствовала контракту. В спецификации указали единицу измерения «штука».
Три инстанции не поддержали поставщика:
— объект закупки — упаковки по несколько единиц товара в каждой. В спецификации к контракту указали единицу измерения «штука» для ряда позиций, но извещение содержало уточнение: под единицей измерения «штука» следует понимать «упаковка»;
— поставщик мог изучить документы в извещении и запросить разъяснения при необходимости. Однако он направил заявку, значит согласился с условиями закупки. Заботливость и осмотрительность его действий не доказали.
В практике есть пример, когда по контракту поставили медицинские салфетки в штуках вместо рулонов. Поставщик решил, что в спецификации согласовали единицу измерения «штука». Суды его не поддержали.
|
Постановление АС Уральского округа от 01.02.2023 по делу N А07-901/2022
Документ включен в информационный банк: |
|
Поставку товара остановили из-за санкций — суд не дал расторгнуть договор по Закону N 223-ФЗ |
Поставщик предложил расторгнуть договор по соглашению сторон и вернуть обеспечение его исполнения: производитель импортной продукции сообщил о приостановке отгрузок товара из-за санкций. Региональная ТПП письмом подтвердила, что это обстоятельство влияет на возможность исполнить договор.
Заказчик не согласился с расторжением, поскольку спорный товар важен для реализации региональной программы. Он отказался и от предложения изменить цену, порядок оплаты и срок поставки.
Контрагент пытался расторгнуть договор и вернуть обеспечение в суде, но тот ему отказал:
— в техзадании из документации нет модели товара конкретного производителя. Ее предложил сам поставщик при проведении закупки. Ему следовало оценить риски неисполнения обязательств;
— попытки исполнить договор не предпринимали, его сразу хотели расторгнуть или изменить. Из переписки сторон не следует, что заказчику предлагали альтернативный товар. Это сделали лишь в суде;
— намерение закупить товар у производителя не доказали. Договор, переписку с ним или иные подтверждающие документы не представили;
— нужный товар могли закупить в том числе по параллельному импорту. То, что продукция уникальна и ее не было на российском рынке в период заключения и исполнения договора, не доказали;
— по условиям договора подтвердить обстоятельства непреодолимой силы мог, например, сертификат или свидетельство региональной ТПП, а не письмо от этой организации. Из него не следует, что спорный товар нельзя поставить. Форс-мажор не доказали, порядок его подтверждения нарушили;
— ограничение на поставку товаров в РФ из ряда стран не относится к существенному изменению обстоятельств, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности. Запреты на импорт вводили и раньше. Санкции против РФ — общеизвестный факт. То, что против контрагента ввели персональные санкции не доказали. Ему следовало осознавать риски в связи с приобретением товара у импортного производителя в текущей внешнеэкономической ситуации.
|
Решение АС Республики Бурятия от 26.01.2023 по делу N А10-4385/2022 | |
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ | |||
Утвержден Порядок работы в Администрации города Тюмени в случае необходимости изменения существенных условий контракта на закупку товаров, работ, услуг для нужд города Тюмени
|
Установлен порядок действий, которым рекомендовано руководствоваться сторонам контракта при реализации положений, предусмотренных частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Поставщик (подрядчик, исполнитель), являющийся стороной по контракту, при возникновении обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, направляет письменное предложение об изменении существенных условий контракта, содержащее в том числе описание возникших обстоятельств, их влияние на возможность исполнения контракта, обоснование необходимости изменения существенных условий контракта с приложением информации и документов (в зависимости от изменяемых существенных условий контракта), обосновывающих такое предложение (далее — Предложение), заказчику, являющемуся стороной по контракту, в том числе являющемуся главным распорядителем средств бюджета города Тюмени.
Заказчик, не являющийся главным распорядителем средств бюджета города Тюмени, в случае получения Предложения, рассматривает и оценивает его на предмет обоснованности и соответствия установленным требованиям и при обоснованности Предложения и соответствия его указанным требованиям направляет в орган Администрации города Тюмени, являющийся главным распорядителем средств бюджета города Тюмени, направленных на реализацию мероприятия, в целях исполнения которого заключен контракт: письменное обращение об изменении существенных условий контракта, содержащее оценку обоснования Предложения; информацию и документы, обосновывающие Предложение; копию Предложения.
Распоряжением определен порядок организации деятельности Администрации города Тюмени в целях рассмотрения предложения об изменении существенных условий контракта, информации и документов, обосновывающих такое предложение, по контракту, заключенному до 01.01.2024 в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации.
Распоряжение действует до 31 декабря 2023 года.
|
Распоряжение Администрации города Тюмени от 13.02.2023 N 21-рк
Документ включен в информационный банк: |