Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 13.02.2023 по 20.02.2023

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Изменение существенных условий контракта: правила и основания
Дополнения, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, дают возможность сторонам изменять существенные условия контракта. Лектор расскажет, в каких случаях и по каким правилам это можно сделать. Рассмотрит особенности заключения дополнительного соглашения к контракту.

Содержание лекции:

Лектор: Леонтьева Татьяна Юрьевна, ведущий преподаватель негосударственного образовательного учреждения «Академия кадрового резерва», эксперт, аккредитованный Министерством юстиции РФ

Продолжительность семинара — 15:42 мин.

Видеосеминар: Изменение существенных условий контракта: правила и основания

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Договор для оценки опыта в госзакупке с доптребованиями: примеры из практики за 2022 — 2023 годы»
Подойдет ли договор со статусом «исполнение» в ЕИС для закупки с доптребованиями? Можно ли подтвердить опыт договором субподряда? Вправе ли заказчик принять расторгнутый договор? Ответы на эти и другие вопросы в обзоре.
Обзор: «Договор для оценки опыта в госзакупке с доптребованиями: примеры из практики за 2022 — 2023 годы»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
Уточнены требования, касающиеся представления расчета цен на покупные комплектующие изделия, работы (услуги) производственного характера, связанные с поставкой продукции по ГОЗ
В связи с неоднозначностью толкования необходимые изменения внесены в подпункт «г» пункта 37 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.
Постановление Правительства РФ от 15.02.2023 N 231

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ВС РФ: поручитель подрядчика по гарантии не может взыскать неосновательное обогащение с госзаказчика
Стороны заключили строительные контракты. Заказчик расторг сделки в одностороннем порядке. Позднее он взыскал с банка всю сумму выплат по гарантиям, которыми обеспечили исполнение.
Убытки банку возместил один из поручителей подрядчика. Поскольку выплаты по гарантиям превысили размер неустойки по контрактам, он решил взыскать с заказчика разницу между полученным и тем, на что тот вправе рассчитывать.
Верховный суд деньги не взыскал:
— по ГК РФ к поручителю, который исполнил обязательство за должника, переходят права кредитора. В данном случае он получил права банка по договору о выдаче гарантии, которые тот имел к подрядчику;
— то, что поручитель исполнил обязательства за подрядчика, не дает ему права требовать неосновательного обогащения с заказчика. Это не основание для перемены лиц в обязательствах. Стороной контрактов поручитель не был, значит, потерпевшим в обязательстве из неосновательного обогащения не являлся;
— иск предъявили ненадлежащему ответчику. У подрядчика было несколько поручителей. Тот, что исполнил солидарную обязанность за других, может взыскивать деньги с них.
Отметим, недавно ВС РФ поддержал суды, которые взыскали с заказчика неосновательное обогащение, поскольку выплата по гарантии превысила размер возможной неустойки. Однако иск подавал поставщик.
Определение ВС РФ от 07.02.2023 N 305-ЭС22-21173

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам 

Даны разъяснения по вопросу осуществления госзакупок происходящих из иностранных государств камер видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением
Сообщается, в частности, что если в документации о закупке предусматривается, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее — Постановление N 1236), распространяется на такую закупку и в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, то заказчику необходимо подготовить соответствующее обоснование.
При этом законодательством не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.
<Письмо> ФАС России от 30.12.2022 N ПИ/118987/22

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

УФАС: по Закону N 223-ФЗ можно не оценивать опыт из обычных гражданско-правовых договоров
Участник пожаловался на незаконный порядок оценки заявок. По его условиям опыт подтверждали только госконтрактами и договорами по Закону N 223-ФЗ.
Контролеры не увидели нарушения:
— Закон N 223-ФЗ не регулирует порядок и критерии оценки заявок. Заказчики могут создавать свою систему закупок с учетом потребностей;
— Положение об оценке применяют только при госзакупках. Заказчики по Закону N 223-ФЗ могут не учитывать обычные гражданско-правовые договоры для оценки опыта.
К сходным выводам приходило, в частности, Московское УФАС.
Решение Удмуртского УФАС России от 20.01.2023 N 018/07/3-38/2023

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

УФАС напомнило: госзаказчикам не следует устанавливать 2 требования об отсутствии участников в РНП
Контролерам пожаловались, что в извещении среди прочего установили 2 требования об отсутствии участников в РНП: по общей и специальной нормам.
Заказчик возразил: Закон N 44-ФЗ этого не запрещает.
УФАС с ним не согласилось. Положения спецнормы включают в извещение, только если заказчик не установил общее требование об отсутствии участников в РНП.
Ранее на это указывал Минфин. Подобные нарушения недавно отмечали, в частности, Ставропольское и Нижегородское УФАС. Отметим, в практике есть и другое мнение.
Решение Псковского УФАС России от 24.01.2023 по делу N 060/06/31-18/2023

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Россельхознадзором обобщена информация о выявленных в 2022 году нарушениях Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Приводится перечень нарушений, в числе которых осуществление закупок товаров (работ, услуг) в отсутствие надлежащего обоснования цен, изменения условий договора в отсутствие надлежащего правового основания, ненадлежащая организация закупочной деятельности, несвоевременная оплата результатов исполнения договоров и прочее.
<Письмо> Россельхознадзора от 08.02.2023 N ФС-АК-6/2856

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Ключевую ставку опять не стали менять
Банк России на очередном заседании решил оставить ключевую ставку на прежнем уровне, который установил еще в сентябре прошлого года, — 7,5%. Напомним: в октябре и декабре регулятор также не менял показатель.
Следующее заседание по ключевой ставке намечено на 17 марта
Информация Банка России от 10.02.2023

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Разъяснили, что сведения из РНП по Закону N 223-ФЗ исключают при отмене приказа ФАС в суде
ФАС пояснила: сведения о лицах, например которые уклонились от заключения договора, попадают в РНП на основании приказа ФАС, а не заключения ее территориального органа о наличии причин для включения в реестр. Это связано с тем, что такое заключение:
— внутриведомственный документ. В нем нет прав или обязанностей;
нельзя считать конечным актом проверки фактов для включения в РНП и безусловным поводом для внесения в него.
Обжаловать в суде надо пункт приказа ФАС о включении данных в РНП. Отмена спорного пункта в суде — основание исключить данные из реестра.
Письмо ФАС России от 20.01.2023 N МШ/3488/23

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфин направляет информацию о кодах бюджетной классификации, соответствующих закупкам, указанным в пункте 11 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496
Пунктом 11 Положения N 1496 установлен перечень закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг, на которые не распространяются нормы, предусмотренные пунктом 10 указанного Положения, государственные контракты по которым могут быть заключены после 1 июня текущего финансового года, содержащий в том числе закупки:
по которым до 1 июня текущего финансового года Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов принято решение о возможности принятия таких бюджетных обязательств до 1 декабря текущего финансового года;
в целях обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
<Письмо> Минфина России от 31.01.2023 N 02-11-09/7725

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Товар поставили в штуках вместо упаковок — суды поддержали отказ заказчика от госконтракта
Стороны договорились о поставке стоматологических материалов. Часть из них заказчик не принял: товар не отвечал техзаданию — его поставили в штуках, а не в упаковках по несколько единиц. Позднее он отказался от контракта, поскольку не получил нужное количество продукции.
Поставщик оспорил решение заказчика. Он вовремя передал качественный товар, номенклатура соответствовала контракту. В спецификации указали единицу измерения «штука».
Три инстанции не поддержали поставщика:
— объект закупки — упаковки по несколько единиц товара в каждой. В спецификации к контракту указали единицу измерения «штука» для ряда позиций, но извещение содержало уточнение: под единицей измерения «штука» следует понимать «упаковка»;
— поставщик мог изучить документы в извещении и запросить разъяснения при необходимости. Однако он направил заявку, значит согласился с условиями закупки. Заботливость и осмотрительность его действий не доказали.
В практике есть пример, когда по контракту поставили медицинские салфетки в штуках вместо рулонов. Поставщик решил, что в спецификации согласовали единицу измерения «штука». Суды его не поддержали.
Постановление АС Уральского округа от 01.02.2023 по делу N А07-901/2022

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Уральского округа

Поставку товара остановили из-за санкций — суд не дал расторгнуть договор по Закону N 223-ФЗ
Поставщик предложил расторгнуть договор по соглашению сторон и вернуть обеспечение его исполнения: производитель импортной продукции сообщил о приостановке отгрузок товара из-за санкций. Региональная ТПП письмом подтвердила, что это обстоятельство влияет на возможность исполнить договор.
Заказчик не согласился с расторжением, поскольку спорный товар важен для реализации региональной программы. Он отказался и от предложения изменить цену, порядок оплаты и срок поставки.
Контрагент пытался расторгнуть договор и вернуть обеспечение в суде, но тот ему отказал:
— в техзадании из документации нет модели товара конкретного производителя. Ее предложил сам поставщик при проведении закупки. Ему следовало оценить риски неисполнения обязательств;
— попытки исполнить договор не предпринимали, его сразу хотели расторгнуть или изменить. Из переписки сторон не следует, что заказчику предлагали альтернативный товар. Это сделали лишь в суде;
— намерение закупить товар у производителя не доказали. Договор, переписку с ним или иные подтверждающие документы не представили;
— нужный товар могли закупить в том числе по параллельному импорту. То, что продукция уникальна и ее не было на российском рынке в период заключения и исполнения договора, не доказали;
— по условиям договора подтвердить обстоятельства непреодолимой силы мог, например, сертификат или свидетельство региональной ТПП, а не письмо от этой организации. Из него не следует, что спорный товар нельзя поставить. Форс-мажор не доказали, порядок его подтверждения нарушили;
— ограничение на поставку товаров в РФ из ряда стран не относится к существенному изменению обстоятельств, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности. Запреты на импорт вводили и раньше. Санкции против РФ — общеизвестный факт. То, что против контрагента ввели персональные санкции не доказали. Ему следовало осознавать риски в связи с приобретением товара у импортного производителя в текущей внешнеэкономической ситуации.
Решение АС Республики Бурятия от 26.01.2023 по делу N А10-4385/2022

Перейти к документу

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Утвержден Порядок работы в Администрации города Тюмени в случае необходимости изменения существенных условий контракта на закупку товаров, работ, услуг для нужд города Тюмени
Установлен порядок действий, которым рекомендовано руководствоваться сторонам контракта при реализации положений, предусмотренных частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Поставщик (подрядчик, исполнитель), являющийся стороной по контракту, при возникновении обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, направляет письменное предложение об изменении существенных условий контракта, содержащее в том числе описание возникших обстоятельств, их влияние на возможность исполнения контракта, обоснование необходимости изменения существенных условий контракта с приложением информации и документов (в зависимости от изменяемых существенных условий контракта), обосновывающих такое предложение (далее — Предложение), заказчику, являющемуся стороной по контракту, в том числе являющемуся главным распорядителем средств бюджета города Тюмени.
Заказчик, не являющийся главным распорядителем средств бюджета города Тюмени, в случае получения Предложения, рассматривает и оценивает его на предмет обоснованности и соответствия установленным требованиям и при обоснованности Предложения и соответствия его указанным требованиям направляет в орган Администрации города Тюмени, являющийся главным распорядителем средств бюджета города Тюмени, направленных на реализацию мероприятия, в целях исполнения которого заключен контракт: письменное обращение об изменении существенных условий контракта, содержащее оценку обоснования Предложения; информацию и документы, обосновывающие Предложение; копию Предложения.
Распоряжением определен порядок организации деятельности Администрации города Тюмени в целях рассмотрения предложения об изменении существенных условий контракта, информации и документов, обосновывающих такое предложение, по контракту, заключенному до 01.01.2024 в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации.
Распоряжение действует до 31 декабря 2023 года.
Распоряжение Администрации города Тюмени от 13.02.2023 N 21-рк

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область