Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс  с 06.02.2023 по 13.02.2023

Здравоохранение. Медицина. Аптеки

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Установили порядок передачи донорской крови производителям лекарств и медизделий
С 1 марта вступают в силу правила, по которым госцентры крови будут передавать донорскую кровь и ее компоненты производителям лекарств и медизделий. Выделим основные моменты.
Договор. Стороны могут заключить 2 вида соглашений. По первому центры крови заготовят кровь и плазму за плату, а по второму — отдадут их на переработку. В последнем случае производители вернут в медорганизации лекарства или медизделия, которые изготовили.
Мониторинг. Поставщики вносят в меддокументацию и базу данных донорской крови сведения:
— о доноре, об образцах его крови и о донациях;
— о заготовленных крови и плазме;
— о расходных материалах (контейнерах, реагентах и пр.);
— об исполнителях работ;
— о соблюдении правил заготовки донорской крови.
Данные фиксируют последовательно на всех этапах, вплоть до передачи крови (плазмы) производителям.
Производители отслеживают, какие единицы крови или плазмы использовали для серии (партии) лекарства либо медизделия.
Поставщики и производители должны хранить все сведения не менее 30 лет с даты получения донации донора.
Процедура. При передаче крови или ее компонентов стороны подписывают акт. К нему прилагают:
перечень единиц крови (плазмы);
показатели донорской крови (плазмы);
сведения о соблюдении стандартных операционных процедур.
Контроль. Стороны в течение 3 рабочих дней информируют друг друга о том, что выявили инфекцию в переданной крови (плазме). Для поставщиков установили предельный срок — 12 месяцев с даты передачи крови (плазмы).
Производители проверяют, как центры крови хранят и заготавливают кровь и ее компоненты. Аудит проводят не чаще 1 раза в год.
Постановление Правительства РФ от 02.02.2023 N 153

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Установлен порядок обследования и освидетельствования граждан, пребывающих в добровольческих формированиях
Освидетельствование проводят врачи-специалисты, включенные в состав военно-врачебной комиссии военно-медицинской организации: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог и при необходимости — врачи других специальностей. По результатам освидетельствования военно-врачебная комиссия выносит заключение о соответствии гражданина предъявляемым требованиям к состоянию здоровья, о временном несоответствии на срок от 15 до 60 суток либо о негодности гражданина к пребыванию в добровольческих формированиях.
Также военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных добровольцами увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда указанные граждане находятся под следствием или когда уголовное дело в отношении таких граждан передано в суд. Причинная связь увечий, заболеваний граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, определяется на основании обращений граждан (их законных или уполномоченных представителей), федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, органов социальной защиты, военных комиссариатов (военных комиссариатов муниципальных образований), органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.
Постановление Правительства РФ от 03.02.2023 N 157

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Утверждена Концепция увеличения заготовки плазмы крови для производства лекарственных препаратов учреждениями Службы крови ФМБА России и субъектов РФ на период до 2030 года
Задачей Концепции является увеличение заготовки плазмы крови и снижение стоимости ее заготовки за счет модернизации плазмоцентров ФМБА, учреждений Службы крови ФМБА и субъектов РФ.
В приложении приведены целевые показатели реализации Концепции на период до 2030 года.
Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2023 N 291-р

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Разработаны информационно-методические материалы о назначении и оформлении назначения наркотических и психотропных лекарственных препаратов, других препаратов для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету
Настоящие материалы призваны довести до сведения медицинских работников, имеющих дело с обезболивающими препаратами, особенности назначения и оформления назначения наркотических и психотропных лекарственных препаратов в медицинской документации и на рецептурных бланках, с учетом последних изменений законодательства.
В приложениях приведены формы актов, примерные образцы оформления рецептов и прочее.
<Письмо> Минздрава России от 20.09.2022 N 25-4/9317

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минздрав сообщает о необходимости прекращения выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках старого образца
Минздрав сообщил: нужно прекратить выписывать рецепты на старых бланках. Исключение — форма N 107/у-НП, которую можно применять до израсходования запасов.
Использовать старые формы N 107-1/у и N 148-1/у-88 ведомство разрешало лишь до 31 декабря прошлого года.
Необходимо обеспечить введение в регионах новых форм рецептурных бланков в соответствии с требованиями приказа Минздрава от 24 ноября 2021 г. N 1094н.
<Письмо> Минздрава России от 27.01.2023 N 25-4/И/2-1145

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В марте запустят пилотный проект по профилактике профзаболеваний в ряде отраслей
С 1 марта по 31 декабря реализуют пилотный проект по предупреждению профзаболеваний и мониторингу состояния здоровья работников. Перечень участников утвердит Социальный фонд России.
В рамках проекта сотрудников с ранними признаками воздействия вредных и опасных факторов на производстве направят на профилактику профзаболеваний. Для этого работодатели утвердят списки тех, кто по данным медорганизаций нуждается в лечении.
Профилактику проведут в реабилитационных центрах за 18 календарных дней. Для каждого сотрудника будет индивидуальный план лечения. После профилактики еще раз оценят состояние здоровья и сделают выводы об эффективности мероприятий.
Расходы работодателей, например на проезд к месту лечения и дополнительный отпуск, возместят.
Напомним, подобный проект уже реализовали в 2021 году.
Постановление Правительства РФ от 01.02.2023 N 134

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Утвердили стандарт медпомощи при синдроме гиперстимуляции яичников
С 11 февраля диагностику и лечение при синдроме гиперстимуляции яичников надо проводить по стандарту. Экстренную и плановую помощь оказывают амбулаторно и в стационаре.
На этапе диагностики пациента осматривают гинеколог, терапевт, хирург, при необходимости — сердечно-сосудистый и торакальный хирурги. В обязательном порядке делают:
анализы крови (общий, биохимический, на уровень С-реактивного белка, коагулограмму);
УЗИ матки и придатков (трансвагинальное).
При наличии показаний проводят дополнительные исследования, например:
анализ крови на уровень хорионического гонадотропина;
— микробиологический анализ мочи на бактерии;
ЭКГ.
Список лекарств включает метоклопрамид, эноксапарин натрия, альбумин человека, фуросемид, парацетамол и др.
В стационаре при необходимости состояние пациента ежедневно контролирует гинеколог.
В редких случаях используют хирургические методы: дренирование брюшной полости и торакоцентез под контролем УЗИ, аборт.
Клинические рекомендации при данной патологии применяют с начала этого года.
Приказ Минздрава России от 09.01.2023 N 4н

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Появился стандарт медпомощи при угрожающем выкидыше
Минздрав утвердил стандарт медпомощи при кровотечении в ранние сроки беременности. Он вступает в силу 12 февраля. Экстренную и плановую помощь оказывают амбулаторно и в стационаре.
Для диагностики по показаниям проводят исследования, среди которых:
— анализы крови на уровень С-реактивного белка и хорионического гонадотропина;
— микроскопический анализ влагалищных мазков;
— молекулярно-биологический анализ мазка на инфекции, передаваемые половым путем;
— УЗИ матки и придатков (трансвагинальное, трансабдоминальное);
— УЗИ плода.
На этапе лечения можно сделать анализ крови на уровень хорионического гонадотропина, УЗИ матки и придатков.
Список лекарств включает дротаверин, транексамовую кислоту, прогестерон и дидрогестерон.
Клинические рекомендации применяют с начала этого года.
Приказ Минздрава России от 09.01.2023 N 1н

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФФОМС даны разъяснения по вопросам авансирования медицинской помощи по ОМС в 2023 году
В 2023 году ТФОМС могут применяться три случая авансирования страховых медицинских организаций, в том числе в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Сообщается, что введение режима чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ принимается нормативными правовыми актами органов госвласти субъектов РФ.
<Письмо> ФФОМС от 02.02.2023 N 00-10-30-4-04/1294

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суд разрешил медучреждению восстановить на счете по ОМС нецелевые траты до конца года их оплаты
Медучреждение оплатило из средств ОМС нецелевые расходы и в том же году восстановило деньги на лицевом счете. Контролеры указали, что так поступать нельзя. С ними не согласились первая инстанция и апелляция, о решении которой мы писали.
Если деньги ОМС потратили не по назначению, по закону их надо вернуть в бюджет. Однако если год оплаты еще не истек, учреждение может восстановить суммы на лицевом счете и использовать их на изначальные цели. Если оно вернет такую же сумму в бюджет, фонд фактически получит ее в двойном размере.
В сентябре эти выводы поддержал окружной суд. Теперь так же поступил ВС РФ, отказавшись пересматривать дело.
Напомним: аналогичные решения ВС РФ уже принимал, например в 2020 и 2018 годах. Учреждения освободили только от обязанности вернуть средства ОМС в бюджет, но не от штрафа за нецелевку.
Восстанавливать суммы на лицевом счете в последующие годы ВС РФ не разрешает.
Определение ВС РФ от 11.01.2023 N 309-ЭС22-25890

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам 

КС РФ признал законным отказ в оплате медпомощи по ОМС сверх объема
Медорганизация хотела оспорить ряд положений законов, которые позволяют страховым компаниям не оплачивать медпомощь сверх выделенного объема. Однако Конституционный суд не принял жалобу к рассмотрению.
Клиника указала, что медорганизации:
не вправе отказать в медпомощи по программе госгарантий и взимать за нее плату;
обязаны в срок оказать помощь всем, кто обратился с направлением.
КС РФ пришел к таким выводам:
— средства ОМС имеют особое публичное предназначение, поэтому медорганизации должны использовать их в установленных объемах;
— решение комиссии о распределении объемов медцентр не оспорил;
— клиника оказывала только плановую помощь, а значит, могла планировать ее в рамках выделенных объемов;
— по программе госгарантий можно установить очередность медпомощи, что не является отказом в ее оказании.
Отметим, в январе Верховный суд пришел к схожим выводам по другому делу, о котором мы писали.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2022 N 3364-О

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Суд: договор на техобслуживание медизделий должен содержать их полный перечень
Росздравнадзор выявил, что клиника нарушила лицензионные требования, в частности не обеспечила техобслуживание ряда медизделий. Суд оштрафовал руководителя организации. Апелляция оставила решение в силе.
При проверке клиника представила договор, по которому на сервисное обслуживание передали 11 медизделий, тогда как по результатам осмотра их было 25. Организация считала, что часть медизделий не подлежит обслуживанию. Однако суды установили обратное.
Апелляция отметила:
— в договоре названия медизделий указали неверно, поэтому неясно, направляют их в сервис или нет;
— журнал техобслуживания клиника не ведет;
— неисправное оборудование может причинить вред здоровью пациентов и медработников.
Постановление 9-го ААС от 20.01.2023 по делу N А40-196383/2022

Документ включен в информационный банк:
— 9 апелляционный суд

Кассация не разрешила оплачивать дорогое оборудование частично за счет средств ОМС
Медорганизация купила оборудование по цене более 100 тыс. руб. Из средств ОМС она уплатила 99 тыс. руб.
Нецелевыми затраты признали проверяющие, первая инстанция и апелляция (о ее решении мы писали). Теперь вывод одобрила кассация.
Закон об ОМС устанавливает лимит стоимости оборудования, а не сумму целевых средств, которую можно направить на его оплату. О таком же мнении других судов мы рассказывали.
Отметим, в 2023 году при определенных условиях за счет ОМС можно закупать оборудование по цене до 1 млн руб. Также разрешено покупать основные средства любой стоимости для высокотехнологичной медпомощи.
Постановление АС Северо-Западного округа от 17.01.2023 по делу N А42-11433/2021

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Западного округа

Кассация подтвердила: нацрежим нужен и при госзакупках на изготовление товара под заказ
Участник пожаловался, что в закупке на обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями не установили ограничения допуска иностранных промтоваров.
Заказчик посчитал, что нацрежим не нужен. Он приобретал продукцию индивидуального, а не промышленного производства. Проект контракта предусматривал не поставку товара, а услуги по его изготовлению.
Контролеры заказчика не поддержали. Кассация с ними согласилась:
цель закупки — поставка товара. Заказчик не предъявлял требований к услугам по замерам, производству и передаче изделий инвалидам. Коды ОКПД2 и КТРУ выбрали только для товара. Объем работ исчисляли в штуках. Гарантийный срок установили только на продукцию;
— описание объекта закупки содержало характеристики товара. Участники должны были среди прочего указывать их в заявках;
— в реестре отечественной промпродукции есть сведения как минимум о 2 производителях таких изделий.
К сходным выводам приходило, в частности, Удмуртское УФАС. Недавно позицию поддержал и АС Поволжского округа. Отметим, в практике есть и другое мнение.
Постановление АС Северо-Западного округа от 26.01.2023 по делу N А56-44610/2022

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Западного округа

Планируют изменить форму договора на оказание помощи по ОМС
Минздрав предлагает обновить форму договора на оказание и оплату медпомощи по ОМС. Общественное обсуждение проекта завершится 15 февраля. Отметим, в чем отличие новой формы от действующей.
ТФОМС и страховые компании смогут удерживать долги медорганизаций за предыдущие годы: фонд — по базовой программе ОМС, а страховые — по территориальной. Клиника вправе составить график погашения долга и согласовать его с фондом (страховой компанией).
Пункт договора о подаче заявок на авансирование, а также счетов и реестров счетов на оплату приведут в соответствие с правилами ОМС. Заявку будут направлять в страховую компанию, а счет и реестр — в фонд. По действующей форме договора все документы представляют в страховую.
Договор смогут заключить в электронной форме с помощью усиленных квалифицированных ЭП.
Проект приказа Минздрава России

Документ включен в информационный банк:
—  Проекты правовых актов

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Подписано Тарифное соглашение по базовой программе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области на 2023 год
Предметом Тарифного соглашения являются согласованные сторонами способы и условия оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Тюменской области, застрахованным по ОМС гражданам (лицам), тарифы на оплату медицинской помощи, размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Определено, что тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех участников, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Тюменской области, оплачивающих медицинскую помощь в рамках программы ОМС.
За нецелевое использование медицинской организацией средств ОМС медицинская организация несет ответственность в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Тарифное соглашение распространяется на правоотношения, связанные с оплатой медицинской помощи, оказанной с 01.01.2023 по 31.12.2023.
«Тарифное соглашение по базовой программе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области на 2023 год» (Согласовано в г. Тюмени 02.02.2023)

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область

Подписано Тарифное соглашение по программе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области в рамках программы ОМС, превышающей базовую, на 2023 год
Тарифным соглашением определены способы и условия оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Тюменской области, застрахованным по ОМС гражданам (лицам), тарифы на оплату медицинской помощи, размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех участников, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Тюменской области, оплачивающих медицинскую помощь в рамках программы ОМС.
Расчет тарифов осуществляется на единицу объема медицинской помощи (1 случай госпитализации (законченный случай лечения заболевания), 1 обращение, 1 законченный случай, 1 посещение, медицинскую услугу, 1 вызов скорой медицинской помощи), на основе подушевого норматива финансирования на прикрепившихся (обслуживаемых) лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объема медицинской помощи).
Тарифное соглашение действует до 31 декабря 2023 года включительно.
«Тарифное соглашение по программе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области в рамках программы ОМС, превышающей базовую, на 2023 год» (Согласовано в г. Тюмени 02.02.2023)

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Заключено Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа
Соглашением определены порядок и способы оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями в сфере обязательного медицинского страхования, применяемые в Ямало-Ненецком автономном округе, размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, и порядок их применения, размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Тарифное соглашение действует до принятия нового Тарифного соглашения.
«Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа» (Заключено в г. Салехарде 27.01.2023)

Документ включен в информационный банк:
— Ямало-Ненецкий автономный округ