Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс  с  06.02.2023 по 13.02.2023

Бухгалтеру бюджетной организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Выплаты персоналу: как спланировать в госсекторе
Как спланировать выплаты работникам в соответствии со стандартом «Выплаты персоналу»? Как учитывать текущие и отложенные выплаты? Как отразить в учете порядок признания и выбытия выплат персоналу? Как отразить информацию по выплатам в бухгалтерской отчетности?

Содержание лекции:

Лектор: Шестакова Екатерина Владимировна, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук

Продолжительность лекции — 12:10 мин.

Видеосеминар: Выплаты персоналу: как спланировать в госсекторе

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Ошибки при формировании и финансировании госзаданий: примеры из практики за 2021 — 2022 годы»
Суды признавали незаконным доведение задания по услугам, которые не являются основной деятельностью учреждения или не значатся в спецперечнях. Также они не одобряли уменьшение размера субсидии по причинам, не связанным с корректировкой задания или нормативных затрат. Об этих и других ситуациях в нашем обзоре.
Обзор: «Ошибки при формировании и финансировании госзаданий: примеры из практики за 2021 — 2022 годы»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы
Ключевая ставка Банка России осталась на уровне 7,50% годовых
Сообщается, в частности, что инфляционные ожидания населения и бизнеса снизились, но сохраняются на повышенном уровне. Население по-прежнему проявляет осторожность в потребительском поведении, при этом появляются признаки восстановления потребительской активности. Ускорение исполнения бюджетных расходов, ухудшение условий внешней торговли и состояние рынка труда усиливают проинфляционные риски.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 17 марта 2023 года.
Информация Банка России от 10.02.2023 «Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,50% годовых»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Уточнили таблицу соответствия КВР и кодов КОСГУ
В таблицу на 2023 год добавили увязки:
КВР 247 с кодом 343 КОСГУ. Так отражают плату за заполнение газгольдеров заказчика с помощью специального автотранспорта. Газ в этом случае учитывают в составе матзапасов. Отметим, что соотношение было в таблице на 2022 год;
КВР 244 с кодами 252 и 255 КОСГУ. Увязку используют, чтобы отразить закупку нефинансовых активов, которые планируется безвозмездно передать наднациональным организациям или правительствам иностранных государств.
Уточнили, что соотношение КВР 113 и кода 226 КОСГУ применяют при возмещении затрат любым физлицам, которых учреждение направляет на мероприятия. Прежде увязку предлагали использовать только при выплатах спортсменам и студентам.
Также есть небольшие изменения в увязках, которые применяют отдельные госорганы.
Информация Минфина России от 31.01.2023

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

В контрольные соотношения для бюджетной отчетности добавили счета 206 54 и 302 54
Казначейство дополнило соотношения для консолидированной бюджетной отчетности федеральных ГАБС и региональных финансовых органов. Новшества применяют начиная с отчетности за январь.
Соотношения по счетам 206 54 и 302 54 указали для показателей справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) и сведений по дебиторской, кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503369).
Это означает, что Казначейство не против применения этих счетов. Напомним, в Единый план счетов N 157н их только планируют внести. Как поступать до изменения нормативных актов, рекомендуем согласовать с учредителем и финансовым органом.
Контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемой в Федеральное казначейство

Перейти к документу

Контрольные соотношения для показателей форм консолидированной бюджетной отчетности, представляемой финансовыми органами субъектов РФ в Федеральное казначейство

Перейти к документу

Длинные выходные в конце февраля: как отдыхаем и работаем
В этом месяце из-за Дня защитника Отечества отдыхаем 4 дня подряд — с 23 по 26 февраля.
Перед праздником, в среду, нужно отпустить сотрудников на час раньше.
Как распределены выходные в 2023 году, можно посмотреть в производственном календаре для 5-дневной и 6-дневной рабочей недели.
Привлечь сотрудников к работе в праздники поможет готовое решение.
Постановление Правительства РФ от 29.08.2022 N 1505

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Нормативные документы

Уточнены формы и требования к составлению отчетности об исполнении бюджетов. Некоторые из них применяются с отчетности за 2022 год
Установлены особенности составления отчетности на 1 января 2023 года.
Кроме того, внесены изменения в формы отчетности, в том числе дополнены новыми строками: Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120); Отчет о финансовых результатах (ф. 0503121); Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ОКУД 0503130); Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (0503150).
Отдельные формы изложены в новой редакции, в том числе «Баланс исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» (ф. 0503320).
Приказ Минфина России от 09.12.2022 N 186н

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Пояснили, как бюджетному учреждению учесть доходы от санкций за нарушение Закона N 44-ФЗ
Санкции за нарушение Закона N 44-ФЗ признают доходами бюджета. Например, это касается взысканий сумм обеспечения заявки с участника электронных торгов, которого включили в реестр недобросовестных поставщиков из-за уклонения от заключения контракта.
Деньги зачисляют на лицевой счет заказчика. Бюджетное учреждение должно перевести их в бюджет.
Доходы бюджета учитывают АДБ. У бюджетных учреждений нет таких полномочий. Они записывают проводки:
— дебет 2 210 05 560 кредит 2 303 05 731 — начислен долг на дату, когда возникло требование к плательщику санкции;
— дебет 2 303 05 831 кредит 2 201 11 610 — перечислена сумма в бюджет.
Отметим, в части других доходов бюджета Минфин доводил иной подход:
— неустойки по госконтрактам при бюджетных инвестициях отражает только госорган, который передал бюджетному учреждению полномочия ПБС;
— суммы от выбытия недвижимости учитывают в доходах учреждения, а также в его расходах по безвозмездному перечислению в бюджет
Письмо Минфина России от 24.11.2022 N 02-07-10/115351

Документ включен в информационный банк:
— Вопросы — ответы (бюджетные организации) 

ФФОМС даны разъяснения по вопросу расходования средств ОМС на оплату финансовой аренды (лизинга)
Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлен предельный размер расходов на приобретение, в том числе досрочный выкуп предмета лизинга за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС).
Так, при отсутствии у медицинской организации в течение трех месяцев просроченной кредиторской задолженности за счет средств ОМС в структуру тарифа включаются расходы на финансовую аренду (лизинг) или приобретение предмета лизинга в размере до 1 млн рублей в год на 1 предмет лизинга, а при наличии задолженности — в размере, не превышающем ста тысяч рублей в год на 1 предмет лизинга.
<Письмо> ФФОМС от 01.02.2023 N 00-10-26-4-06/1177

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Скорректировали контрольные соотношения по 6-НДФЛ
ФНС сообщила, что не нужно применять такие междокументные соотношения:
— дата в стр. 021 разд. 1 более поздняя или соответствует дате фактической уплаты налога (соотношение 2.2) — с расчета за I квартал 2023 года.
Письмо ФНС России от 30.01.2023 N БС-4-11/1010@

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Пояснили, когда проезд в ночное время на такси до работы и обратно не облагают НДФЛ и взносами
Минфин считает, что стоимость проезда не включают в доход и не облагают взносами, если соблюдаются такие условия:
— расходы вызваны производственной необходимостью;
— работники не могут ехать общественным транспортом;
— сумму уплатили транспортной организации.
Отметим, ранее ведомство указывало: суммы возмещения расходов работников на проезд на такси (каршеринге) до работы и обратно надо включать в доходы и облагать взносами.
Письмо Минфина России от 22.12.2022 N 03-04-07/125960

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Компенсацию за задержку зарплаты надо облагать НДФЛ
Выплата компенсации за задержку зарплаты — мера матответственности работодателя. Такая компенсация не возмещает затраты работников на исполнение трудовых обязанностей, поэтому ее облагают НДФЛ.
В прошлом году Минфин уже давал аналогичные разъяснения.
Отметим, для обложения НДФЛ неважно, когда выплатили компенсацию: в период действия трудового договора или после его прекращения по решению суда.
Письмо ФНС России от 26.01.2023 N БС-4-11/850@
Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)
Письмо Минфина России от 27.12.2022 N 03-04-06/128254
Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти
ВС РФ: комиссии по урегулированию конфликтов интересов в госорганах должны иметь постоянный состав
В приказе о создании комиссии госорган персонально назвал только своих служащих. Других членов комиссии он обозначил так: представители научных, образовательных организаций и общественного совета. Под каждое заседание издавали другой приказ, в котором персонально указывали всех членов комиссии.
Прокурор счел это нарушением и потребовал его устранить. Три инстанции оправдали госорган. ВС РФ с ними не согласился:
— в приказе о создании комиссии обязательно указывать число ее членов, не замещающих должности госслужбы, и их персональный состав. Это следует из положения о комиссиях по урегулированию конфликта интересов у федеральных служащих. Документ требует включать в комиссию тех, кто не служит в том же госоргане. Таких лиц должно быть не менее 1/4 от общего числа членов. Также положение запрещает проводить заседание с участием только служащих данного госоргана;
— комиссия должна иметь постоянный состав. Например, положение разрешает проводить заседание в том числе по представлению любого члена комиссии. Если создавать ее под каждое заседание, то часть участников не сможет реализовать это право;
— подход госоргана противоречит принципу публичности антикоррупционной деятельности и может привести к конфликту интересов у членов комиссии.
Президиум ВС РФ закрепил выводы в своем обзоре.
Отметим: ситуация возникла у регионального госоргана, однако в положении о комиссиях на уровне его публично-правового образования по рекомендации президента установили аналогичные нормы.
Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2022) (утв. Президиумом ВС РФ 21.12.2022)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суд разрешил медучреждению восстановить на счете по ОМС нецелевые траты до конца года их оплаты
Медучреждение оплатило из средств ОМС нецелевые расходы и в том же году восстановило деньги на лицевом счете. Контролеры указали, что так поступать нельзя. С ними не согласились первая инстанция и апелляция, о решении которой мы писали.
Если деньги ОМС потратили не по назначению, по закону их надо вернуть в бюджет. Однако если год оплаты еще не истек, учреждение может восстановить суммы на лицевом счете и использовать их на изначальные цели. Если оно вернет такую же сумму в бюджет, фонд фактически получит ее в двойном размере.
В сентябре эти выводы поддержал окружной суд. Теперь так же поступил ВС РФ, отказавшись пересматривать дело.
Напомним: аналогичные решения ВС РФ уже принимал, например в 2020 и 2018 годах. Учреждения освободили только от обязанности вернуть средства ОМС в бюджет, но не от штрафа за нецелевку.
Восстанавливать суммы на лицевом счете в последующие годы ВС РФ не разрешает.
Определение ВС РФ от 11.01.2023 N 309-ЭС22-25890

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам 

Кассация: чиновника нельзя уволить за неоднократные проступки, если его за них уже наказали
За 3 проступка госслужащему объявили замечание и 2 выговора. Позднее с ним расторгли контракт из-за неоднократного неисполнения обязанностей, хотя новых нарушений он не допускал.
Первая инстанция поддержала увольнение. Однако апелляция, о решении которой мы сообщали, восстановила чиновника. По Закону о госслужбе увольнение за неоднократные проступки — это наказание. За каждое нарушение можно применить только 1 взыскание. Служащего уже наказали за все прежние проступки, взыскивать за них повторно нельзя.
Теперь выводы апелляции одобрила кассация.
Определение 5-го КСОЮ от 29.11.2022 по делу N 88-9299/2022, 2-2120/2022

Документ включен в информационный банк:
— 5 кассационный суд

Суд: наниматель должен доказать, что снизил размер премии госслужащему обоснованно
Чиновнику выплатили премию за особо важные и сложные задания. Он посчитал, что наниматель занизил сумму в сравнении с размером выплат другим сотрудникам. Взысканий за расчетный период служащий не имел.
Первая инстанция и апелляция не увидели нарушений: госорган вправе сам оценить результаты труда чиновника и определить размер премии.
Кассация не согласилась с выводом и направила дело на пересмотр. Госорганы не могут произвольно устанавливать размер премий или не выплачивать их. Решение должно быть мотивированным, соответствовать требованиям локальных актов. Судам надо было проверить обоснованность суммы.
Также кассация указала:
— по Закону о госслужбе представитель нанимателя определяет порядок премирования с учетом обеспечения задач и функций госоргана, исполнения должностного регламента. Других критериев в законе нет;
— представитель нанимателя сам устанавливает и оценивает показатели результативности сотрудников. Однако он должен делать это так, чтобы премии не утрачивали свою поощрительную и стимулирующую функции, не превращались в автоматически начисляемую часть денежного содержания.
Отметим, к похожим выводам приходил ВС РФ, например в 2011 и 2012 годах.
Мы уже писали о случаях, когда госорганам удавалось обосновать депремирование служащих.
Определение 1-го КСОЮ от 14.11.2022 N 88-27500/2022

Документ включен в информационный банк:
— 1 кассационный суд

Кассация не разрешила оплачивать дорогое оборудование частично за счет средств ОМС
Медорганизация купила оборудование по цене более 100 тыс. руб. Из средств ОМС она уплатила 99 тыс. руб.
Нецелевыми затраты признали проверяющие, первая инстанция и апелляция (о ее решении мы писали). Теперь вывод одобрила кассация.
Закон об ОМС устанавливает лимит стоимости оборудования, а не сумму целевых средств, которую можно направить на его оплату. О таком же мнении других судов мы рассказывали.
Отметим, в 2023 году при определенных условиях за счет ОМС можно закупать оборудование по цене до 1 млн руб. Также разрешено покупать основные средства любой стоимости для высокотехнологичной медпомощи.
Постановление АС Северо-Западного округа от 17.01.2023 по делу N А42-11433/2021

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Западного округа

 

Организация просила направить решение по ТКС, а инспекция отправила почтой — суд не увидел нарушения
Налоговый орган направил организации по ТКС уведомление о явке для получения решения по проверке. Налогоплательщик ответил, что не может прибыть в инспекцию, и попросил направить решение по ТКС.
Налоговики посчитали, что из-за большого объема данных решение в электронном виде может сформироваться некорректно, и направили документы почтой.
Организация оспорила действия инспекции. Суд нарушений не усмотрел:
— налоговый орган обеспечил получение решения, направив бандероль;
— по данным с сайта почты организация документы получила.
По НК РФ решение можно направить почтой, если его невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате получения. В данной ситуации одно из событий (невозможность вручения) наступило. При этом неважно, что инспекция не обосновала отсутствие технической возможности для направления решения по ТКС.
Постановление АС Поволжского округа от 20.01.2023 по делу N А12-9514/2022

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Поволжского округа

Крайний Север: предложили установить ряду работников максимальную надбавку независимо от стажа
Минтруд планирует с 1 сентября на 4 года предусмотреть особые правила выплаты отдельным работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях процентной надбавки к зарплате. Независимо от стажа хотят перечислять максимальную надбавку работникам:
— федеральных госучреждений;
— научных организаций и организаций высшего образования;
— из числа молодежи, если они прожили в этих районах или местностях не менее 5 лет.
Проект проходит публичное обсуждение до 2 марта
Проект постановления Правительства РФ

Документ включен в информационный банк:
—  Проекты правовых актов