Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 19.12.2022 по 26.12.2022

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен Обзор: «ВС РФ выпустил обзор практики по залоговым требованиям в банкротстве»
Ипотека сохраняется после реконструкции недвижимости. Арест имущества при рассмотрении дела не дает оснований для возникновения залога. Сомнения в наличии у залогодателя имущества толкуются в пользу залогодержателя. Об этих и других выводах читайте в обзоре.
С 1 марта 2023 года актуализируются требования к уставам некоммерческих организаций Требования к уставам, содержащиеся в законах «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях», приводятся в соответствие с положениями главы 4 Гражданского кодекса.
Бизнесу позволили дольше использовать квалифицированную электронную подпись по переходным правилам

До 31 августа 2023 года продлили переходный период, когда можно применять квалифицированную ЭП, например, при совокупности таких обстоятельств:

В этой ситуации, чтобы такому представителю заверить от имени юрлица цифровой документ, предъявлять электронную машиночитаемую доверенность не нужно.

Изначально переходные правила должны были действовать до конца 2022 года.

Напомним, сейчас по общему правилу владельцем сертификата наряду с компанией обозначают физлицо, которое вправе действовать от ее имени без доверенности.

Федеральный закон от 19.12.2022 N 536-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Контролеров предлагают штрафовать за невыдачу предписаний и непроведение проверок их исполнения Правительство внесло в Госдуму законопроект с поправками к КоАП РФ о наказаниях для должностных лиц госорганов и других организаций. Санкция составит от 3 тыс. до 5 тыс. руб., если контролер:

  • не выдаст предписание об устранении нарушений или предотвращении вреда;
  • не проверит его исполнение.

За повторный проступок — штраф от 5 тыс. до 15 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 до 12 месяцев.

Проект Федерального закона N 260063-8

Перейти к документу

Заработали поправки об ответственности субъектов критической информационной инфраструктуры

Изменили норму, по которой субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) штрафуют за то, что те не представляют данные в ФСТЭК или опаздывают их подать. С 19 декабря наказание грозит и за передачу недостоверных сведений, например, о присвоении объекту КИИ категории значимости.

Штрафы остались прежними. Должностные лица платят от 10 тыс. до 50 тыс. руб., компании — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Также ввели ответственность за повторное нарушение. Должностным лицам грозит штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Для организаций суммы в 2 раза больше.

Предусмотрели и другие изменения.

Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Установлена административная ответственность юридических лиц за неисполнение предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля в морском или речном порту Невыполнение в установленный срок законных предписаний органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, повлечет наложение административного штрафа в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

За повторное нарушение штраф составит уже от 300 до 600 тысяч рублей либо деятельность компании будет приостановлена на срок до 90 суток.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Федеральный закон от 19.12.2022 N 530-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Установлены особенности применения части третьей Гражданского кодекса РФ к отношениям по наследованию на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей Предусматривается, в частности, что положения раздела V «Наследственное право» части третьей ГК РФ применяются к отношениям по наследованию на территориях указанных субъектов, если наследство открылось 30 сентября 2022 года и позднее. В случае открытия наследства до 30 сентября 2022 года (до дня принятия в РФ) к таким отношениям применяются положения нормативных правовых актов, действовавших до 30 сентября 2022 года на территориях ДНР и ЛНР, или законодательство Украины, действовавшее до 30 сентября 2022 года на территориях Запорожской и Херсонской областей.

Завещания (в том числе совместные завещания супругов), наследственные договоры, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 30 сентября 2022 года, сохраняют силу вне зависимости от момента открытия наследства.

Также устанавливаются специальные правила наследования для тех случаев, когда применение общего правила не позволяет в полной мере обеспечить права наследников и гарантировать соблюдение воли наследодателя.

Наследование выморочного имущества на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей осуществляется в соответствии с законодательством РФ вне зависимости от момента открытия наследства.

Федеральный закон от 19.12.2022 N 529-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Возобновят госконтроль в сфере безопасного использования лифтов и ряда иных опасных устройств

1 марта 2023 года заработают поправки о федеральном госконтроле в области безопасного использования и содержания:

  • лифтов;
  • подъемных платформ для инвалидов;
  • пассажирских конвейеров;
  • эскалаторов, если они не в метро.

С этой даты вновь начнут контролировать, например, соблюдают ли юрлица и ИП, которые эксплуатируют такие объекты, порядок организации их безопасного использования.

Плановых контрольно-надзорных мероприятий не будет. Допустимые профилактические мероприятия: информированиеобобщение правоприменительной практики и объявление предостережения.

Правительство утвердит положение о таком виде госконтроля.

Эти правила о контрольно-надзорных и профилактических мероприятиях не станут применять к организациям, которые подведомственны федеральным органам исполнительной власти в сфере обороны, внешней разведки и т.д. То же касается правительственного положения.

Есть и другие новшества.

Федеральный закон от 19.12.2022 N 548-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Лицо как организация по гражданской обороне, владеющее защитным сооружением гражданской обороны, не вправе отказаться от права оперативного управления на него, если оно не утратило своих защитных свойств и его восстановление нецелесообразно Истец, полагая, что спорное помещение утратило защитные свойства, их восстановление экономически нецелесообразно, в связи с чем оно подлежит снятию с учета как защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО), обратился с иском о прекращении права оперативного управления и обязании принять объект в казну Российской Федерации. В удовлетворении требования отказано, поскольку организацией, эксплуатирующей подвал, указано учреждение, правопреемником которого выступает истец, потребность в спорном ЗС ГО отражена в письме уполномоченного органа по гражданской защите и пожарной безопасности. Ввиду наличия у спорного имущества специального статуса собственник имущества не вправе свободно распоряжаться им в пользу третьих лиц. Кроме того, истец относится к категории организаций по гражданской обороне, что свидетельствует о необходимости иметь в наличии готовое к приему сотрудников ЗС ГО. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.12.2022 N Ф04-6636/2022 по делу N А70-22972/2021

Документ будет включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

Верховным Судом РФ подготовлены разъяснения по вопросам применения судами законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, а также за иные преступления, совершенные с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»

В постановлении приводятся особенности рассмотрения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 272, 273, 274 и 274.1 Уголовного кодекса РФ. Также судьям рекомендовано привлекать к участию в судебном разбирательстве соответствующих специалистов при возникновении сомнений в том, относится ли, например, та или иная информация к компьютерной либо является ли технологическая система, использованная лицом при совершении преступления, электронной или информационно-телекоммуникационной сетью, а также для разъяснения технических терминов и других сложных вопросов, требующих специальных знаний.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.12.2022 N 37 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В связи с изменением законодательства внесены изменения в некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ

Речь идет о постановлениях ВС РФ от 27 декабря 2002 года N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», от 18 октября 2012 года N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», от 19 декабря 2013 года N 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам», от 30 ноября 2017 года N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».

Изменения касаются вопросов квалификации, подсудности, возмещения процессуальных издержек и прочего.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.12.2022 N 38 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ПРАВОСУДИЕ

Уточнен статус администраторов кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, областных и верховных судов субъектов, апелляционного и кассационного военных судов и арбитражных судов

Предусмотрено, что общее руководство аппаратом суда осуществляет председатель соответствующего суда. Документом в кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции, областных и равных им судах, арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах субъектов РФ, Суде по интеллектуальным правам, кассационном и апелляционном военных судах, окружных (флотских) военных судах вводится должность руководителя аппарата суда — администратора.

Уточнены отдельные полномочия администраторов судов, а также установлено требование о наличии у руководителя аппарата суда высшего юридического образования. Указанное требование не распространяется на лиц, замещающих должности администраторов на день вступления в силу настоящего федерального конституционного закона.

Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.

Федеральный конституционный закон от 19.12.2022 N 9-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Уточнены полномочия администраторов районного суда, гарнизонного военного суда и постоянного судебного присутствия

Из полномочий администратора исключены организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива, а также полномочия по разработке проекта сметы расходов суда, утверждаемого председателем суда, и представлению его в соответствующее управление Судебного департамента.

В то же время администратор суда уполномочен анализировать потребность суда в материально-технических средствах при формировании проекта сметы расходов суда на очередной финансовый год.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.

Федеральный закон от 19.12.2022 N 515-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Подписан закон о повышении квалификационного класса судьям, имеющим особые заслуги перед судебной системой

Установлено, что судье, внесшему значительный вклад в дело отправления правосудия, имеющему особые заслуги перед судебной системой, может быть присвоен более высокий квалификационный класс без соблюдения последовательности его присвоения, срока пребывания в присвоенном квалификационном классе и выше предельного, но не более чем на один выше квалификационного класса, предусмотренного по замещаемой должности.

Квалификационный класс присваивается Высшей квалификационной коллегией судей РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Федеральный закон от 19.12.2022 N 532-ФЗ «О внесении изменения в статью 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Конституционным Судом разъяснены отдельные вопросы признания жилого помещения непригодным для проживания

В судебной практике не исключена ситуация, когда суд, признав решение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным или непригодным для проживания незаконным, вправе — не предрешая существа решения, которое будет ею принято по итогам рассмотрения вопроса о признании помещения непригодным для проживания, — лишь обязать комиссию в определенный срок оценить соответствие помещения предусмотренным требованиям.

Отсутствие в судебном акте прямого указания о возложении на межведомственную комиссию и орган местного самоуправления обязанности признать помещение непригодным для проживания (либо иного указания) позволяет им считать судебный акт исполненным даже в случае принятия ими нового решения, открыто противоречащего решению, принятому судом.

Часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ и пункты 7, 42, 47, 51 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом не противоречат Конституции РФ. Они позволяют суду при рассмотрении обращения об оспаривании заключения межведомственной комиссии и последующего акта органа местного самоуправления о признании жилого помещения пригодным или непригодным для проживания решить указанный вопрос по существу либо возложить на межведомственную комиссию обязанность принять соответствующее решение, если установлены все обстоятельства, необходимые для его принятия.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2022 N 55-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 7, 42, 47, 51 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в связи с жалобой граждан А.Г. Брюханова и Н.В. Брюхановой» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Конституционный Суд разрешил использовать средства материнского капитала для реконструкции жилых помещений в доме блокированной застройки

Конституционный Суд отметил, что по буквальному смыслу пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в том числе во взаимосвязи с положениями Градостроительного кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ, действующее регулирование не предусматривает использования средств маткапитала на реконструкцию объекта капитального строительства, не являющегося объектом индивидуального жилищного строительства, даже если при этом улучшаются жилищные условия в жилом помещении, принадлежащем лицу, получившему сертификат на маткапитал.

Однако предназначению маткапитала не противоречит реконструкция иного, нежели объект ИЖС, объекта капитального строительства, в результате которой увеличивается площадь жилого помещения, принадлежащего получившему сертификат лицу.

Таким образом, указанное положение не соответствует Конституции РФ, поскольку оно не предусматривает возможности направить средства маткапитала на улучшение жилищных условий путем реконструкции иного объекта капитального строительства, предназначенного для постоянного проживания, кроме объекта ИЖС, притом что лицом, получившим сертификат, выполнены все требования, предъявляемые к реконструкции таких объектов, а также соблюдены иные условия направления средств маткапитала на такую реконструкцию.

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее законодательное регулирование. До этого указание в нормативных правовых актах на реконструкцию именно объектов ИЖС не должно препятствовать направлению средств маткапитала на улучшение жилищных условий путем реконструкции иного объекта капитального строительства, предназначенного для постоянного проживания.

Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2022 N 56-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с жалобой гражданки А.А. Дробковой» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)