Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 19.12.2022 по 26.12.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен Обзор: «С 1 января утвердили ряд изменений в сфере закупок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ» Заказчикам по Закону N 223-ФЗ, которые попали под санкции, разрешили не соблюдать требования к стоимостному объему договоров по итогам закупок среди СМСП. Изменили форму отчета об объеме госзакупок у СМП и СОНКО, а также правила его заполнения. Есть и другие новшества. Подробнее в обзоре. Обзор: «С 1 января утвердили ряд изменений в сфере закупок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Внесены изменения в ряд актов Правительства по вопросам госзакупок Установлено, в частности, следующее:

— с 1 января 2023 года исключается требование о достижении заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Постановлением Правительства от 6 марта 2022 года N 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», отдельного минимального объема закупок, участниками которых являются только субъекты МСП;

— действие положений пункта 1.1 Постановления Правительства от 19 декабря 2013 года N 1186 о предельном размере цены контракта, при достижении или превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены, распространено на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр;

— установлено, что до 1 апреля 2023 года не проводятся оценка соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг и изменений в такие планы, мониторинг соответствия планов закупки и изменений в них, оценка соответствия проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств и проектов изменений, вносимых в такие планы, мониторинг соответствия планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств и изменений, внесенных в такие планы, в отношении заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Постановлением Правительства от 6 марта 2022 г. N 301.

Кроме этого, внесенными изменениями ряд актов Правительства приведен в соответствие с действующим законодательством в сфере госзакупок.

Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2359 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Кассация: нарушения при экспертизе товара помешали госзаказчику взыскать штраф с поставщика Стороны договорились о поставке спецодежды. Товар поставили. Заказчик его принял и заключил контракт на экспертизу.

Эксперт нашел в товаре недостатки. Заказчик посчитал дефекты скрытыми, поскольку выявить их при приемке без спецзнаний он не мог. Поставщику начислили штраф.

Три инстанции деньги не взыскали:

  • приложенные к экспертизе документы указывали, что специализация эксперта не соответствовала области исследования. При этом заказчик не просил провести судебную экспертизу;
  • поставщика не уведомили об экспертизе. Его не приглашали на отбор образцов. Заказчик сам выбрал материал для эксперта и злоупотребил правом;
  • при приемке на недостатки не указали, дефектные акты не составляли. Товар используют по назначению. Убытков заказчик не понес. Не доказали, что были скрытые недостатки.

Отметим, при нарушении порядка экспертизы могут признать незаконным и односторонний отказ заказчика от контракта. В практике есть пример, когда суды поддержали поставщика в таком споре, поскольку его не уведомили об экспертизе.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2022 N Ф05-29802/2022 по делу N А40-28298/2022

Документ включен в информационный банк:
— АС Московского округа

Госконтракт расторгли по инициативе заказчика — подрядчик взыскал с него расходы на гарантию Стороны заключили строительный контракт. Надзорный орган предупредил подрядчика, что проектная документация не прошла экологическую экспертизу, и предложил обеспечить ее прохождение. Заказчик попросил остановить работы. Позднее сделку расторгли по соглашению без исполнения.

Подрядчик потребовал возместить убытки — комиссию за выдачу гарантии. Заказчик этого не сделал.

Апелляция и кассация деньги взыскали:

  • по Закону N 44-ФЗ и условиям закупки предоставление обеспечения исполнения контракта было обязательным для его заключения. Подрядчик потратил на него деньги и планировал возместить затраты из оплаты работ, но по вине заказчика не смог этого сделать;
  • контракт расторгли по инициативе заказчика, чтобы провести экологическую экспертизу и поправить проектную документацию. Подрядчик обязательств не нарушал.

Отметим, недавно ВС РФ поддержал суды, которые тоже взыскали с заказчика среди прочего расходы на гарантию, поскольку контракт расторгли из-за недостатков проектной документации.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2022 N Ф07-19896/2022 по делу N А05-3553/2022

Документ включен в информационный банк:
— АС Северо-Западного округа

Суды: госзаказчики вправе требовать регистрационное удостоверение на медицинскую мебель Заказчик приобретал медицинскую мебель. Проект контракта обязывал поставщика представить на нее среди прочего копию регистрационного удостоверения. Участник посчитал требование незаконным и пожаловался в УФАС.

Контролеры и суды не нашли нарушений:

  • по Закону об охране здоровья медизделия — это любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия для медицинских целей. Они подлежат госрегистрации. При этом медицинская мебель есть в классификации медизделий Минздрава;
  • продукцию относят к медизделиям, если она имеет медицинское назначение. Мебель планируют использовать в медицинских целях, значит, она должна иметь регистрационное удостоверение. Требование заказчика правомерно. Оно не нарушило прав участников и не ограничило конкуренцию.

К сходным выводам приходили, в частности, Пермское и Чувашское УФАС.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.12.2022 N Ф02-5888/2022 по делу N А10-801/2022

Документ включен в информационный банк:
— АС Восточно-Сибирского округа

В госзакупке на поставку товара по заявкам заказчик выбрал не весь объем — суды не нашли нарушений Стороны заключили сделку на поставку товара. Обязательства выполняли по заявкам заказчика.

Часть продукции поставили и оплатили. За месяц до окончания действия контракта поставщик потребовал выбрать весь объем продукции. Заказчик сообщил, что потребности в ней нет. Контрагент обратился в суд.

Три инстанции ему отказали:

  • в контракте нет обязанности выбрать весь объем и ответственности за ее неисполнение. Условие о поставке партии товара по заявкам заказчика не означает, что тот должен приобретать продукцию, в которой нет надобности;
  • по условиям сделки выставление заявки — право заказчика;
  • ненаправление заявок на выборку всего объема не нарушает контракт. Без них у поставщика нет обязанности направлять товар заказчику, а у последнего — принять незаказанную продукцию;
  • на момент рассмотрения спора в суде действие контракта истекло. Обязательств по поставке и приемке нет.

Напомним, сходную позицию поддерживает ВС РФ. Однако в практике есть пример, когда, несмотря на отсутствие заявок, поставщик доставил заказчику товар, и суды взыскали в том числе его стоимость.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2022 N Ф04-6052/2022 по делу N А03-1943/2022

Документ включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

УФАС не поддержало госзаказчика, который отклонил заявку за просроченное решение о крупной сделке

В закупке ремонтных работ отклонили одну из заявок, поскольку общество приложило просроченное решение об одобрении крупной сделки. По Закону об ООО оно действует год с даты принятия, если в документе нет иного срока.

Общество оспорило действия заказчика. Контролеры жалобу поддержали:

  • из ЕГРЮЛ следует, что у общества один участник, который одновременно выступает единоличным исполнительным органом. Правила Закона об ООО для крупных сделок к таким обществам не применяют;
  • по Закону N 44-ФЗ и условиям закупки участники прилагают к заявке решение об одобрении крупной сделки, если в том числе закон обязывает его иметь. Обществу такое решение не требовалось, а подтверждать это в заявке оно не должно.

К сходным выводам приходило, в частности, Дагестанское УФАС.

Отметим, в практике есть пример, когда действия заказчика, который не учел решение об одобрении крупной сделки и допустил такое общество к закупке, признали нарушением.

Контролеры решили: Закон об ООО разрешает обществам из одного участника с функциями исполнительного органа не принимать решения об одобрении крупной сделки, но и не запрещает этого. В данном случае такое решение оформили, однако максимальная сумма сделки не отвечала условиям закупки. Заявку следовало отклонить.

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 01.12.2022 по делу N 44-4007/22 

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы