Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс  с  12.12.2022 по 19.12.2022

Бухгалтеру бюджетной организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен Календарь бухгалтера на 2023 год (Ямало-Ненецкий автономный округ)» Календарь рассчитан на юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и содержит информацию о сроках представления деклараций и уплаты региональных и местных налогов и сборов, налогов по специальным налоговым режимам, ставки которых установлены законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа.
Информацию о сроках уплаты налогов и авансовых платежей, представления деклараций, отчетов и сведений, установленных федеральным законодательством, см. в Справочной информации «Календарь бухгалтера», включенной в ИБ КонсультантПлюс по федеральному законодательству.
Справочная информация: «Календарь бухгалтера на 2023 год (Ямало-Ненецкий автономный округ)» (Материал подготовлен специалистами 

Документ включен в информационный банк:
— Ямало-Ненецкий автономный округ

Казначейство довело график проведения операций по счетам в конце 2022 года — начале 2023 года
В графике привели среди прочего сроки подачи:

Большинство крайних дат урегулировано нормативными актами.

<Письмо> Казначейства России от 30.11.2022 N 07-04-05/03-30051 «О направлении Графика совершения операций» (вместе с «Графиком совершения операций в конце 2022 года — начале 2023 года»)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу об установлении налоговых льгот по налогу на имущество организаций Сообщается, в частности, что в узком значении налоговая льгота является элементом налогообложения, который не относится к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса. В отличие от налоговой льготы налоговая ставка (в том числе дифференцированная или пониженная) является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять или отказаться от ее применения.

Учитывая различную правовую природу налоговых ставок и налоговых льгот, Налоговым кодексом разграничено регулирование (в том числе установление и применение) указанных элементов налогообложения, в том числе по налогу на имущество организаций.

Согласно пункту 2 статьи 380 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ) субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные (пониженные) налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от вида объекта недвижимого имущества и (или) его кадастровой стоимости.

Установление дифференцированных (пониженных) налоговых ставок по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, а также установление налоговых льгот в виде дифференцированных (пониженных) налоговых ставок Налоговым кодексом не предусмотрено.

<Письмо> ФНС России от 08.12.2022 N БС-4-21/16658@ «Об установлении дифференцированных (пониженных) налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество организаций» (вместе с <Письмом> Минфина России от 08.12.2022 N 03-05-04-01/120350) 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Внесены уточнения в типовую схему обработки налоговыми органами налоговых документов отдельных видов Установлено, в частности, что в случае представления с уведомлением о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, уведомлением о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, сведений о том, что налогоплательщик относится к одной из категорий лиц, перечисленных в пункте 5 статьи 391, пункте 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ, и отсутствии в АИСе таких сведений, налоговый орган в пределах срока, установленного Налоговым кодексом РФ для рассмотрения указанных уведомлений, запрашивает сведения, подтверждающие отнесение налогоплательщика к соответствующей категории лиц, имеющих право на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

При этом основанием для направления запроса являются положения пункта 3 статьи 361.1, пункта 10 статьи 396, пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ, пунктов 1, 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; для оформления запроса может использоваться типовая (рекомендуемая) форма, указанная в пункте 3.2 Схемы обработки налоговыми органами формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества.

Схема с актуальными изменениями на постоянной основе размещается на Интранет-портале ФНС в разделе «Схема обработки формализованных документов».

<Письмо> ФНС России от 08.12.2022 N БС-4-21/16677@ «О внесении изменений в Схему (методические рекомендации) по обработке формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Подготовили поправки к перечням КБК на 2022 год и плановый период Проект проходит общественное обсуждение.

Хотят добавить целевую статью 02 1 EВ 5179F «Проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации». Укажут коды, по которым в бюджетах будут отражать поступления на эти цели:

  • 000 2 02 25179 00 0000 150 — субсидии;
  • 000 2 02 35179 00 0000 150 — субвенции;
  • 000 2 02 45179 00 0000 150 — иные межбюджетные трансферты.

Внесут и другие изменения.

Проект приказа Минфина России

Перейти к документу

Предлагается освободить от уплаты налогов организации и физлиц при безвозмездной передаче им результатов интеллектуальной деятельности Положения проекта закона направлены на стимулирование развития инновационной экономики Российской Федерации и предусматривают, в частности, освобождение от уплаты налога на прибыль организаций при передаче им исключительных прав или прав использования РИД, созданных в ходе реализации государственного или муниципального контракта, а также от налогообложения НДФЛ доходов физлиц в виде исключительного права или права использования на РИД, которое передано налогоплательщику госзаказчиком или исполнителем контракта либо работодателем своему работнику — автору РИД. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 217 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (не внесен в ГД ФС РФ)

Перейти к документу

Подготовлены рекомендации в целях своевременного перечисления с банковских счетов на лицевые счета в ТОФК средств субсидий Остатки на 1 января 2023 года средств субсидий, предоставленных ЮЛ, а также субсидий и средств от приносящей доход деятельности федеральных автономных учреждений (ФАУ) не позднее 1 февраля 2023 года подлежат перечислению с банковских счетов на лицевые счета в ТОФК (Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ).

Во исполнение соответствующих положений закона подготовлены рекомендации для ТОФК, ЮЛ и главных распорядителей средств федерального бюджета, предоставляющих субсидии юрлицам, а также для ФАУ и федеральных госорганов, осуществляющих полномочия учредителей ФАУ, в целях своевременного открытия лицевых счетов и перечисления на них указанных выше средств.

<Письмо> Минфина России N 02-12-09/120900, Казначейства России N 07-04-05/05-30995 от 09.12.2022 «О порядке открытия лицевых счетов»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Через платформу ФНС теперь можно передавать «дочерние» машиночитаемые доверенности Налоговики сообщили: участники эксперимента по обмену машиночитаемыми доверенностями (МЧД) могут пересылать и документы, которые выдали в порядке передоверия. ФНС отметила, что «дочерние» доверенности оформляют на основе «родительской» и отражают в них информацию исходного документа.

Обмен доверенностями построили так, что можно оформлять, проверять, хранить и предоставлять их любому участнику эксперимента. Алгоритмы постоянно проверяют цепочки передоверия и вовремя уведомляют участников о прекращении действия документов или их цепочек, если какую-то аннулировали.

Информация ФНС России от 09.12.2022

Перейти к документу

Установили доптребования к бюджетной и бухгалтерской отчетности учреждений за 2022 год Минфин и Казначейство довели до федеральных ГАБС и региональных финансовых органов доптребования к консолидированной отчетности за 2022 год. С учетом этих положений учреждениям дадут свои указания все органы, которые принимают отчетность.

В основном требования аналогичны прошлогодним. Помимо них ведомства отметили, например, такие нюансы:

  • по безвозмездным неденежным поступлениям и передачам в счетах отражают КБК согласно сентябрьскому письму Минфина, таблицам соответствия кодов КОСГУ с КВР и кодами АнГПД;
  • в сведениях о просроченных долгах нельзя указывать контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ на отчетную дату;
  • в сводных сведениях о финансовых вложениях (ф. 0503171) показатели по счетам 1 204 33 000 и 1 215 33 000 приводят в разрезе каждого учреждения;
  • сводные справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503725) представляют в Казначейство только в части операций по изменению типа учреждения с казенного на бюджетное, автономное или наоборот.
<Письмо> Минфина России N 02-06-07/121653, Казначейства России N 07-04-05/02-31103 от 12.12.2022

<Письмо> Минфина России N 02-06-07/121658, Казначейства России N 07-04-05/02-21108 от 12.12.2022

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

С 1 сентября 2023 года уточняют правила расчета платы за НВОС Правительство изменило правила расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Новшества начнут действовать только с сентября следующего года. Среди них можно выделить такие:

  • ограничили срок действия правил – до 31 августа 2029 года;
  • закрепляют, что при размещении или складировании побочных продуктов производства, которые признали отходами, плательщиками считают юрлиц и ИП, чья деятельность привела к образованию этих продуктов;
  • для таких плательщиков вводят отдельные формулы расчета платы за НВОС
Постановление Правительства РФ от 07.12.2022 N 2244 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Подготовлены разъяснения, касающиеся представления годовой консолидированной бюджетной отчетности, а также консолидированной отчетности учреждений за 2022 год В частности, указано, что, в случае если коду классификации расходов бюджетов, действовавшему в 2021 году, сопоставительной таблицей не предусмотрено его соответствие коду, применяющемуся в 2022 году, необходимо предоставить предложения по уточнению сопоставительной таблицы. Предложения направляются в адрес Минфина России на бумажном носителе с одновременным направлением в электронном виде по адресу электронной почты 0752@minfin.ru в срок до 20.01.2023.

Сообщены сроки, а также порядок представления бюджетной отчетности с учетом особенностей, предусмотренных для отдельных отчетных форм.

<Письмо> Минфина России N 02-06-07/121653, Казначейства России N 07-04-05/02-31103 от 12.12.2022 «О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой консолидированной бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2022 год»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Подготовлены разъяснения, касающиеся представления отчетности за 2022 год финансовыми органами, органами управления ГВБФ В числе прочего обращено внимание на то, что раскрытие данных в бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется по действующей бюджетной классификации с учетом приведенных приказов Минфина России и сопоставительных таблиц.

Сроки представления отчетности финансовыми органами установлены пунктом 298 раздела IX Инструкции N 191н, органами управления ГВБФ — пунктом 295 раздела VIII Инструкции N 191н.

Сводный отчет об обязательствах учреждения в ходе реализации нацпроектов (ф. 0503738-НП) на 01.01.2023 представляется финансовыми органами, органами управления ГВБФ в срок до 13 февраля 2023 года.

<Письмо> Минфина России N 02-06-07/121658, Казначейства России N 07-04-05/02-31108 от 12.12.2022 «О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации за 2022 год»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Ввели еще 8 форм электронных документов для бухучета в учреждениях Скорректировали Приказ N 61н.

Добавили 6 форм электронной первички:

  • 0510454 — акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств);
  • 0510456 — акт о списании транспортного средства;
  • 0510458 — накладная на отпуск материальных ценностей на сторону;
  • 0510460 — акт о списании материальных запасов;
  • 0510461 — акт о списании бланков строгой отчетности;
  • 0510463 — акт о результатах инвентаризации.

В список электронных регистров включили 2 новые формы:

  • 0509215 — инвентарная карточка учета нефинансовых активов;
  • 0509216 — инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов.

Также немного изменили порядок заполнения карточки капвложений (ф. 0509211). В нем предусмотрели единый перечень кодов статуса объекта.

Новшества нужно внедрить с 1 января 2024 года либо раньше по усмотрению учреждения или централизованной бухгалтерии. С начала 2023 года их должны применять федеральные органы и казенные учреждения, которые по решению правительства передали учет Казначейству.

Приказ Минфина России от 07.11.2022 N 157н «О внесении изменений в приложения N 1 — 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2022 N 71477)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В новой редакции изложены коды нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере
Изменения внесены в классификатор, содержащий структурированную информацию о нарушениях (рисках), выявляемых Федеральным казначейством и его территориальными органами в рамках контроля. «Изменения в классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере N 10» (утв. Казначейством России 07.12.2022)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суд не разрешил организации списать давний безнадежный долг — «уточненка» не помогла Кассация согласилась с инспекцией: для учета безнадежного долга в расходах у организации было 3 года, которые отведены на возврат налога.

Задолженность стала безнадежной еще в 2011 году. Тогда пристав вынес постановление об окончании судебного производства и возвращении исполнительного документа, поскольку розыск имущества должника не дал результатов. Суд указал: обязанность отразить спорную сумму в расходах возникла в организации не позднее 2013 года. Однако списали долг только в 2017 году из-за исключения должника из ЕГРЮЛ.

При этом налогоплательщик только в 2019 году подал уточненную декларацию за 2017 год, в которой и отразил безнадежный долг. АС Волго-Вятского округа посчитал, что корректировка неправомерна, а у организации не было оснований включать спорную сумму в расходы 2017 года.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.11.2022 N Ф01-5087/2022 по делу N А28-81/2021 

Документ включен в информационный банк:
— АС Волго-Вятского округа

Кассация: удержание из зарплаты излишка по командировочным надо отразить на лицевом счете ПБС Госорган перечислил аванс на командировочные по КВР 122. Неиспользованный остаток удержали из зарплаты сотрудника. В итоге на лицевом счете образовались неверные суммы:

  • по КВР 121 — из-за невыплаченной части зарплаты;
  • по КВР 122 — из-за невосстановленного остатка по командировочным.

Контролеры сочли нецелевыми лишние траты по КВР 122. Госорган фактически выплатил по этому коду часть зарплаты. Удержанные суммы надо было зачислить на лицевой счет по КВР 122.

Сначала проверяющих поддержали первая инстанция и апелляция, о решении которой мы рассказывали в сентябре. Теперь с выводами согласилась кассация.

Как отразить операцию на лицевом счете, рекомендуем уточнить по месту его обслуживания.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.11.2022 N Ф09-7337/22 по делу N А76-35675/2021 

Документ включен в информационный банк:
— АС Уральского округа

Бюджетную смету изменили без подготовки обоснований — штраф кассация сочла законным По общим требованиям Минфина, чтобы изменить показатели сметы, надо обновить обоснования. Учреждение решило, что к поправкам достаточно приложить документ с итоговыми суммами по каждому коду КОСГУ.

Контролеры и мировой судья не признали такой документ обоснованием. Правила ГРБС обязывали составлять детальные расчеты сумм. Руководителя учреждения оштрафовали за нарушение порядка ведения смет.

Наказание поддержал городской суд, о решении которого мы рассказывали в июне. Теперь с выводами согласился 1-й КСОЮ.

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2022 N 16-6217/2022

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2022 N 16-6159/2022

Документы включены в информационный банк:
— 1 кассационный суд