Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 05.12.2022 по 12.12.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В Законах N 44-ФЗ и N 223-ФЗ закрепили запрет на участие в закупках иностранных агентов Иностранные агенты не могут участвовать в закупках в силу Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием. Корреспондирующие поправки, в частности к Закону N 44-ФЗ, вступили в силу 5 декабря (ч. 1 ст. 41 закона).

Требование о том, что участник не должен быть таким агентом, установят в закупке. Оно не затронет участников — физлиц, которые аффилированы с иностранным агентом. Соответствие этому условию проверит комиссия по закупкам (ст. 32 закона).

Похожими нормами дополнили и Закон N 223-ФЗ (ст. 28 закона).

Федеральный закон от 05.12.2022 N 498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В госзакупках станут предупреждать о наказании за антиконкурентные соглашения — закон опубликовали

С 1 января 2024 года госзаказчики включат новую информацию в извещение о закупке. Речь о предупреждении об административном и уголовном наказаниях за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете антиконкурентных действий и соглашений.

Новшество применят в том числе при закупках у едпоставщика и закрытых процедурах.

Федеральный закон от 05.12.2022 N 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Апелляция: в закупке по Закону N 223-ФЗ нельзя требовать образцы товара при подаче заявок Заказчик установил в закупке требование предоставить образцы товара при подаче заявок. Оплате и возврату они не подлежали. Без их предоставления заявки отклоняли.

Контролеры и суды посчитали, что это условие ограничивает конкуренцию:

  • участие в закупке зависит от наличия товара. Закон N 223-ФЗ не обязывает иметь его при подаче заявки. В ней достаточно декларирования полного соответствия продукции условиям документации;
  • требование образцов обязывает участника приобрести или изготовить продукцию заранее без гарантии того, что он станет победителем и реализует товар. Оно исключает возможность принять участие в тендере из-за отсутствия такого образца;
  • желанием заказчика выбрать надлежащий товар нельзя обосновать спорное требование. Оно не влияет на качество исполнения договора;
  • подача заявки означает, что участник принял условия закупки, а подписание договора подтверждает соответствие передаваемого товара установленным требованиям.

Сходную позицию занимают, в частности, ФАСАС Московского округа. Ульяновское же УФАС не нашло нарушений в спорном требовании.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 N 11АП-15211/2022 по делу N А49-2445/2022 

Документ включен в информационный банк:
— 11 апелляционный суд

В регионы дополнительно поступят 937 автомобилей скорой медицинской помощи и 1151 школьный автобус российского производства Установлены перечни единственных исполнителей закупок автомобилей скорой медицинской помощи для использования в сельских поселениях, в том числе в поселках городского типа, и малых городах, а также школьных автобусов, услуг по их доставке до конечных потребителей в регионах. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2022 N 3713-р <О закупке автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов российского производства> 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суды: рост цен и нестабильный курс не оправдали уклонение от подписания договора по Закону N 223-ФЗ

Победитель отказался подписывать договор поставки из-за того, что в конце февраля изменилась экономическая ситуация. Он не мог исполнить сделку на согласованных условиях из-за роста цен. Контролеры включили сведения в РНП.

Суды поддержали их решение:

  • победитель понимал условия договора и необходимость его заключить, но отказался это сделать. Он умышленно уклонился и знал о последствиях;
  • повышение курса валюты и удорожание товара не относят к форс-мажору. Победитель рискует, когда предлагает цену в заявке. Невозможность заключить договор на ее условиях не снимает с него ответственность перед заказчиком;
  • документ не подписали по формальному основанию. Не доказали, что победитель обращался к заказчику за разрешением ситуации. Не подтвердили и то, что договор нельзя исполнить из-за сильного роста цен.

Отметим, в практике есть пример, когда в похожей ситуации суд не нашел причин для РНП. Победитель уведомил заказчика о том, что не может заключить договор из-за повышения цен, и подтвердил это письмами производителей. Суд учел, что тот не отказывался исполнить договор, а предложил заказчику поставить меньше товара по предложенной цене, но не получил ответа.

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 N 05АП-6682/2022 по делу N А51-10372/2022

Документ включен в информационный банк:
— 5 апелляционный суд

УФАС решило, что договор субподряда не подтверждает опыт в строительной госзакупке с доптребованиями Участник пожаловался, что его не допустили к закупке. Он представил среди прочего договор субподряда на строительные работы, но заказчик решил, что такой договор не подходит.

Контролеры поддержали заказчика. В строительных закупках с доптребованиями опыт подтверждают договором генподряда. Субподрядчик не имеет нужной квалификации, поскольку выполняет лишь часть работ. Он не участвует в сдаче и вводе объекта в эксплуатацию, не несет по нему гарантийных обязательств.

К сходным выводам приходили, в частности, ФАС и Мурманское УФАС. Отметим, в практике есть и другое мнение.

Решение Владимирского УФАС России от 21.11.2022 N 033/06/48-798/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы