Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 28.11.2022 по 05.12.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен Обзор: «Ошибки в извещении о госзакупке: примеры из практики за 2021 — 2022 годы»
Контролеры наказывали заказчиков за то, что в извещение не включали ряд сведений, поздно корректировали его, допускали разночтения в извещении и проекте контракта. Об этих и других ситуациях читайте в нашем обзоре.
Обзор: «Ошибки в извещении о госзакупке: примеры из практики за 2021 — 2022 годы» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Расширен перечень операторов специализированных электронных площадок, операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок Включены ООО «Электронная торговая площадка ГПБ», ООО «ЭТП». Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2022 N 3574-р <О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р>

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфином разъяснены особенности заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами Сообщается в числе прочего:

об определении заказчика закупки, предусматривающей заключение контракта со встречными инвестиционными обязательствами;

о предмете такого контракта и его отдельных условиях;

об изменении существенных условий долгосрочного контракта со встречными инвестиционными обязательствами.

В частности, отмечено, что существенные условия контракта при его исполнении могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в случае, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Информационное письмо Минфина России от 22.11.2022 N 24-01-07/114061 «О заключении контрактов со встречными инвестиционными обязательствами» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

УФАС: договором со статусом «на исполнении» можно подтвердить опыт в госзакупке с доптребованиями

Заказчик приобретал работы по текущему ремонту и установил доптребования. Заявку участника отклонили, поскольку представленный договор с актами выполненных работ имел статус «исполнение» в ЕИС. По доптребованиям опыт подтвердит лишь исполненный договор.

Контролеры не согласились с заказчиком:

  • отсутствие информации об исполнении договора в реестре в ЕИС на момент рассмотрения заявки не означает, что его не исполнили. Сведения в реестре обязан размещать заказчик. Возможность участия в закупке не может зависеть от его действий;
  • статус «исполнение завершено» присваивают только после полной оплаты по договору. Наличие статуса «исполнение» не говорит о том, что сделку не исполнил именно контрагент;
  • нельзя учитывать сведения из реестра без анализа документов, которые оформили при исполнении сделки. Участник их представил и подтвердил опыт.

Сходную позицию занимает, в частности, Калужское УФАС.

Белгородское же УФАС поддержало заказчика, который отклонил заявку участника, поскольку договор находился на стадии «исполнение».

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 02.11.2022 по делу N 44-3718/22 

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

При исполнении госконтракта товар подорожал из-за санкций — суд не нашел оснований менять цену Стороны заключили контракт на поставку сыра. При его исполнении производитель сообщил, что товар подорожал из-за санкций. Поставщик направил заказчику коммерческое предложение с повышенной стоимостью по отдельным позициям и попросил увеличить цену. Поскольку заказчик отказал, контрагент решил изменить контракт в суде. Однако тот его не поддержал:

  • повышение цен из-за санкций не причина для изменения контракта по общим основаниям Закона N 44-ФЗ. Для его корректировки по спецнорме стороны не достигли согласия;
  • при заключении сделки поставщику следовало учесть все возможные варианты развития событий. Рост цен на товар относят к экономическим, предпринимательским рискам. При должной степени заботливости и осмотрительности их можно было спрогнозировать заранее;
  • удорожание продукции нельзя считать существенным изменением обстоятельств. Риск увеличения цены на рынке несет поставщик.

Отметим, в практике есть пример, когда повышение цен из-за санкций при исполнении контракта не признали основанием и для расторжения контракта.

Документ включен в информационный банк:
— Волго-Вятский арбитражный округ

Если участник закупки включен в перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры в связи с недружественными действиями, заявка такого участника подлежит отклонению Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, в том числе подтверждение соответствия установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, подконтрольных лицам, находящимся под санкциями.

В случае если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует установленным требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, такой участник закупки подлежит отстранению от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или заказчиком может быть принято решение об отказе от заключения контракта с таким участником, признанным победителем закупки, в любой момент до заключения контракта.

В случае выявления несоответствия участника закупки в ходе исполнения контракта заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направить в контрольный орган в сфере закупок обращение о включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

<Письмо> ФАС России от 11.07.2022 N ПИ/66119/22 «О рассмотрении обращения» (вместе с <Письмом> Минфина России от 09.06.2022 N 24-06-06/54846 «О рассмотрении обращения»)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суды не признали поломку компьютера уважительной причиной пропуска срока подписания госконтракта

Победитель запроса котировок не подписал контракт в срок, поскольку единственный компьютер, на котором это можно было сделать, сломался. Контролеры включили сведения в РНП.

Кассация их поддержала:

  • акты экспертизы технического состояния компьютера и приемки выполненных ремонтных работ не подтверждают наличие объективных причин неподписания контракта. Обоснование невозможности исполнить обязанности с помощью иной техники не представили. Принятие допмер по поддержке работоспособности компьютера с программным спецобеспечением не доказали;
  • наличие успешного опыта исполнения аналогичных контрактов не подтверждает добросовестность;
  • подавая заявку на участие в закупке, победитель должен осознавать последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

В практике есть пример, когда поломка компьютера оправдала пропуск срока подписания контракта.

Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2022 N 305-ЭС22-21587 по делу N А40-199878/2021 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов