Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс  с  21.11.2022 по 28.11.2022

Бухгалтеру бюджетной организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Отчетность по сегментам: как учреждениям госсектора отчитаться за 2022 год С 01.01.2023 учреждениям госсектора необходимо раскрывать в годовой консолидированной отчетности показатели по сегментам. Лектор разъяснит, кто сдает отчетность по сегментам, какие сегменты выделяют и какую информацию в них следует включить по правилам нового стандарта.

Лектор: Плавник Радион Борисович, главный эксперт по бюджетному учету Международного института сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров, аттестованный преподаватель ИПБ России, член Палаты налоговых консультантов России

Продолжительность лекции — 08:54 мин.

Видеосеминар: Отчетность по сегментам: как учреждениям госсектора отчитаться за 2022 год

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

Предельную базу по взносам утвердили на 2023 год Единую предельную базу по взносам на следующий год установили на уровне 1 917 тыс. руб.

Отметим, что показатель рассчитали по-новому, т.е. с учетом средней зарплаты. Такой подход закрепили в НК РФ. Его начнут применять с 1 января 2023 года.

Напомним, из-за объединения ПФР и ФСС меняют правила расчета и уплаты взносов. Например, тариф станет единым: по общему правилу 30% в рамках единой предельной базы и 15,1% сверх нее.

Постановление Правительства РФ от 25.11.2022 N 2143

Перейти к документу

Минфином подготовлены разъяснения об отражении в бюджетном учете операций при передаче по госконтрактам результатов поставок (работ, услуг), предусматривающих формирование документов с использованием ЕИС в сфере закупок В письме приведен перечень нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы, применяемые методы и принципы ведения учета, разъяснены требования к раскрытию информации об объектах бухгалтерского учета, порядку внесения записей в регистры бухгалтерского учета, а также к формированию обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Также, в частности, в приложении к письму приведены примеры бухгалтерских записей, возникающих при заключении и (или) исполнении контрактов, принятии к учету отложенных обязательств.

<Письмо> Минфина России от 11.11.2022 N 02-06-07/110108 «Об отражении организациями бюджетной сферы в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, возникающих при исполнении договоров (контрактов) (сдаче результатов поставок (работ, услуг) и принятии таких результатов согласно документу о приемке)»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Долг гражданина из-за его смерти нельзя признать безнадежным в целях налога на прибыль
Смерть физлица не прекращает обязательство по договору. Исполняет его наследник. Поэтому долг из-за смерти нельзя признать безнадежным при налогообложении прибыли.

Однако Минфин считает, что такой долг можно списать по иным основаниям, например по истечении срока исковой давности. При этом неважно, принимали ли меры принудительного взыскания денег и какие. Такие разъяснения ведомство уже давало.

Письмо Минфина России от 19.10.2022 N 03-03-06/1/101038

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

ФНС сообщает о сроке вступления в силу новой льготы по налогу на имущество

На основании подпункта 12 статьи 374 НК РФ, не признается объектом налогообложения имущество, закрепленное за учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, основными задачами которого являются материально-техническое обеспечение деятельности и социально-бытовое обслуживание Президента РФ.

Сообщается, что положение вступает в силу с 1 января 2023 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона N 443-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

<Письмо> ФНС России от 23.11.2022 N СД-4-21/15784@ «О внесении изменений в пункт 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Ставка 0% по прибыли: проценты на депозите не учитывают в доходах от образовательной деятельности С реализацией образовательных услуг не связаны такие доходы:

  • проценты от размещения денег на депозите;
  • положительные курсовые разницы от переоценки средств на валютном счете.

Поэтому их нельзя учитывать в доходах от образовательной деятельности при расчете доли доходов.

Напомним, определенная доля доходов — одно из условий для применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Письмо Минфина России от 17.10.2022 N 03-03-06/2/100542

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Планы ФХД по-прежнему надо публиковать на сайтах учреждений, если этого требуют отраслевые законы В июле временно отменили лишь обязанность публиковать планы на сайте www.bus.gov.ru. Требования отраслевых законов размещать документы на сайтах учреждений продолжают действовать. Об этом сообщил Минфин.

Отметим: такое отраслевое требование установлено, например, для учреждений образования и культуры.

Ранее ведомство разъясняло, что приостановка публикации не касается и обязанности направлять планы ФХД Казначейству.

Письмо Минфина России от 11.10.2022 N 02-15-10/98363

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти (бюджетные организации)

Ежемесячную бюджетную отчетность по состоянию на 1 января 2023 года, включая Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), необходимо представить в МОУ ФК не позднее 20 января 2023 года
Бюджетная отчетность должна быть составлена с учетом дополнительного периода для завершения операций по распределению ТОФК поступлений отчетного финансового года, установленного пунктом 2 статьи 242 БК РФ. <Письмо> Казначейства России от 23.11.2022 N 07-04-05/02-29265 «О сроках представления отчетности по состоянию на 1 января 2023 года»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Финансовым органам субъектов РФ и органам управления ГВБФ ежемесячную бюджетную отчетность по состоянию на 1 января 2023 года необходимо представить в МОУ ФК не позднее 20 января 2023 года
В состав отчетности не включаются Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117-НП) и Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128-НП) в части обязательств по реализации нацпроектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе нацпроектов).

При этом бюджетная отчетность должна быть составлена с учетом дополнительного периода, установленного пунктом 2 статьи 242 БК РФ.

<Письмо> Казначейства России от 23.11.2022 N 07-04-05/02-29266 «О сроках представления отчетности по состоянию на 1 января 2023 года»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В Налоговый кодекс внесены многочисленные изменения

В частности:

сахаросодержащие напитки признаются подакцизным товаром. Ставка акциза с 1 июля 2023 года — 7 рублей за 1 литр. Не будут признаваться подакцизными товарами специализированные напитки, прошедшие госрегистрацию, плодовые сброженные материалы, квасы с содержанием этилового спирта до 1,2 процента включительно, соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочная продукция, кисели и напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса или продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода;

уточняются правила взимания акциза на безалкогольное пиво (крепостью до 0,5% включительно). С 1 июля 2023 года ставка акциза на этот продукт — 0 рублей за 1 литр, при этом пиво не должно содержать в качестве компонента сахар (глюкозу, фруктозу, сахарозу, декстрозу, мальтозу, лактозу), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед, также количество углеводов в пищевой ценности такого пива не должно составлять более 5 граммов на 100 мл напитка;

освобождаются от налогообложения доходы в виде денежных средств и (или) иного имущества, безвозмездно полученных лицами, призванными на военную службу по мобилизации или проходящими военную службу по контракту, и (или) налогоплательщиками, являющимися членами семей указанных лиц, при условии, что такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации указанных лиц и (или) с заключенными указанными лицами контрактами;

уточняются особенности налогообложения предпринимательской деятельности мобилизованного лица, в отношении которой применялась патентная система налогообложения;

для организаций, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа и до 31 декабря 2022 года включительно осуществили экспорт хотя бы одной партии сжиженного природного газа на основании лицензии, в налоговых периодах 2023 — 2025 годов налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 34 процентов;

вводится временное увеличение налоговых ставок по НДПИ в отношении угля;

предусматривается, что с 1 января 2023 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в двенадцать раз, и примененного к нему коэффициента 2,3.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ внесены многочисленные изменения, касающиеся в том числе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2023 году

В частности:

определены особенности исполнения федерального бюджета в части корректировки «бюджетного правила»;

скорректировано определение базовых нефтегазовых доходов федерального бюджета, под которыми теперь понимается расчетный объем, равный 8 000 миллиардам рублей ежегодно в 2023 — 2025 годах, подлежащий ежегодной индексации на 4 процента начиная с 2026 года;

закреплено, что общий объем расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде не может превышать сумму базовых нефтегазовых доходов, прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга и доходов федерального бюджета за вычетом нефтегазовых доходов, а также разницы между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета бюджетных кредитов;

установлены временные границы использования средств ФНБ в целях покрытия дефицита федерального бюджета в 2023 и 2024 годах в связи с увеличением объема предельных расходов;

Правительству РФ предоставлено право осуществлять государственные внутренние заимствования в 2023 году сверх установленных объемов, а также право принимать решения о предоставлении госгарантий, не предусмотренных программами;

установлено, что по 31 декабря 2022 года включительно суммы административных штрафов за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 процентов.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Представлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ, принятых во II квартале 2022 года по вопросам налогообложения

Так, в частности, КС РФ при рассмотрении жалобы на неконституционность положений налогового и исполнительного законодательства, позволяющих, по мнению заявителя, взыскивать недоимку, числящуюся за лицом, прекратившим статус ИП, за счет средств его заработной платы, а не за счет доходов от предпринимательской деятельности, указал, что завершение исполнительного производства по той лишь причине, что должник принял решение о прекращении им предпринимательской деятельности, способствовало бы злоупотреблению должником своими правами.

Не может рассматриваться как противоречащее Конституции исполнение постановления налогового органа путем удержания денежных средств из заработной платы гражданина, при условии соблюдения гарантий судебной защиты и обеспечения базовых жизненных потребностей такого гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.

Также в обзоре приведены решения, касающиеся оспаривания конституционности, в частности:

пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, позволяющего налоговым органам произвольно истребовать документы и сведения о деятельности налогоплательщика за несколько налоговых периодов без проведения налоговых проверок, без указания конкретных сделок и обоснования необходимости их истребования;

статьи 94 НК РФ, допускающей выемку документов у контрагента налогоплательщика;

статей НК РФ и АПК РФ, препятствующих бывшему генеральному директору организации, привлеченной к налоговой ответственности, оспаривать соответствующее решение налогового органа и пр.

<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@ <О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

С 1 января 2023 года планируется внести уточнения в Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на «травматизм» Вносимые изменения связаны с созданием Фонда пенсионного и социального страхования и предусматривают уточнение порядка использования данных, отраженных в формах сведений, представляемых работодателями.

Так, для расчета коэффициентов будут использоваться сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах, отраженных страхователем в составе единой формы сведений, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Кроме того, поскольку для расчета показателей, указанных в пункте 2.1 методики, используются отчетные данные за три года, предшествующих текущему, предусматривается порядок использования для расчета данных формы 4-ФСС, и данных, содержащихся в сведениях о начисленных страховых взносах в составе единой формы.

Проект Приказа Минтруда России «О внесении изменений в Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденную Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 августа 2012 г. N 39н»

Перейти к документу

Расширен перечень бюджетных полномочий, осуществляемых Федеральным казначейством Установлено, что Федеральное казначейство в числе прочего осуществляет размещение средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя в пользу застрахованного лица, поступивших в течение финансового года в Фонд пенсионного и социального страхования РФ, и средств резерва Фонда пенсионного и социального страхования РФ по обязательному пенсионному страхованию.

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 21.11.2022 N 462-ФЗ «О внесении изменений в статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суд: организация не должна платить транспортный налог, если ГИБДД ошибочно не сняла авто с учета Машина стала непригодна, и организация решила ее списать. Она составила акт, на котором ГИБДД поставила отметку об утилизации в июне 2015 года. Из-за того что авто не сняли с учета, организация повторно обратилась в регистрирующий орган в 2021 году. Тот внес корректировку в сведения.

Налоговики направили сообщение об исчисленном транспортном налоге за 2020 год, в которое включили списанный объект. Сумму организация не уплатила. Инспекция выставила требование.

Суд признал действия контролеров незаконными и отменил требование. Он указал:

  • организация вовремя приняла меры, чтобы снять машину с учета;
  • она подала сведения и документы в ГИБДД;
  • причины, по которым авто не сняли с учета, не зависели от налогоплательщика.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.11.2022 N Ф03-5100/2022 по делу N А59-5615/2021

Документ включен в информационный банк:
— АС Дальневосточного округа

Кассация: обучение в ординатуре нельзя оплачивать за счет ОМС
По ТК РФ и Закону об охране здоровья медорганизация обязана оплачивать только профобучение и дополнительное профобразование работников. Ординатура — это программа высшего образования. Расходы на нее нельзя признать необходимыми для выполнения программы ОМС. Сначала к такому выводу пришли первая инстанция и апелляция, о решении которых мы рассказывали в июне. Теперь так же рассудила кассация.

Напомним, схожий вывод в 2020 году сделал ВС РФ.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.09.2022 N Ф01-4391/2022 по делу N А43-29975/2021

Документ включен в информационный банк:
— АС Волго-Вятского округа